Конспект урока на тему: «Вулканы. Гейзеры. Горячие источники».
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

сформировать представление о происхождение вулканов, гейзеров;
изучить виды вулканов, их строение, географию распространения вулканов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_geografii_6_kl.rar2.4 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Вулканы. Гейзеры. Горячие источники».

Цели урока: сформировать представление о происхождение вулканов, гейзеров;
изучить виды вулканов, их строение, географию распространения вулканов.

Оборудование: карта полушарий, атласы, контурные карты, макет «Вулканы», презентация «Вулканы мира».

Ход урока.


Организационный момент.
Проверка домашнего задания

   -Что такое землетрясение, каковы его причины?
   -Почему землетрясения  происходят в сейсмически активных зонах?
   -По карте полушарий покажите районы, где могут быть землетрясения.
   -Каковы ваши действия при землетрясении.

Выбери правильный ответ.
1.Толщина мантии:
а)10 км;б)65 км;в)2900 км;г)3500 км.
2.Максимальная мощность земной коры:
а)800м;б)8 км;в)80км;г)800км.
3.Укажите радиус ядра земли:
а)3500км;б)1800км;в)1500км;
г)2600км

Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке вы узнаете, как образуется вулкан, откуда пошло название, почему вулканов больше бывает на дне океанов, почему гейзеры фонтанируют через равные промежутки времени и многое другое.

Изучение нового материала

Вопросы: 

1.Как обычно выглядят вулканы, какие ассоциации вызывает у вас слово        «вулкан»

        2.Откуда пошло такое название - «вулкан» ?

  Давайте послушаем сообщение и узнаем, откуда к нам пришло название этого явления . (сообщение учащегося, слайд)                        
   Древние люди считали, что извержение вулкана – это великий гнев Богов. В Тирренском море в группе Лопарских островов есть небольшой остров Вулькано. Древние римляне считали этот остров входом в ад, а также владением бога огня и кузнечного ремесла Вулкана. По имени этого острова огнедышащие горы и назвали вулканами.

               Строение вулкана (слайд)

              Задание: нарисуйте вулкан в тетради и подпишите, где находится жерло, кратер, очаг магмы.

Итак, скажите, что же такое вулкан?  (Вулкан-это геологическое образование, возникшее над трещиной в земной коре, по которой извергается на земную поверхность.)

Но вулканы извергаются не только в горах, но и на равнинах.  

Самостоятельная работа: прочитать по учебнику описание извержения вулкана Пиракутин и ответить на вопрос №3

Вулканы – это «окно в глубины Земли»

  1. Извержения дают сведения о составе и свойствах веществ находящихся на глубине нескольких десятков километров
  2. Помогают открыть тайны образования вулканов
  3. Иногда можно предсказывать извержения вулканов

Классификация вулканов (слайд)

Вулканы бывают действующие, потухшие, уснувшие.

Задание: используя учебник ответьте на вопрос, чем они отличаются. (ответы учащихся)

Вывод:

Действующие вулканы, которые извергаются в наши дни или на памяти человечества. Их насчитывается 800 (На Камчатке).

Потухшие не извергавшиеся на памяти человечества, но иногда они начинают действовать.

Уснувшие бездействуют много тысяч лет. (Крым, Забайкалье)

Специалисты считают, что каждые два года Земля рождает в среднем три новых вулкана. Всего же на планете зарегистрировано более 1000 действующих вулканов. Но не все они извергаются

Рассказ учителя об извержении Везувия. Гибели Помпеи.

О грандиозной катастрофе мы узнали из сохранившегося до нашего времени письма ученого Плиния младшего к римскому писателю Тациту, в котором он описывает гибель своего дяди Плиния старшего и события того страшного дня: «24 августа около часа пополудни над горой показалось облако необычной величины… Это облако поднималось вверх сильной струей воздуха, а в том месте, где струя ослабевала, оно медленно расширялось. Сверху стали падать черные камни, обожженные и растрескавшиеся от жары. Море сильно обмелело. Из Везувия стали вырываться широкие языки пламени, и поднялся огромный столб огня. Когда извержение закончилось, то оказалось, что цветущие города полностью исчезли с лица земли. Стабию сожгли потоки лавы, Геркуланум затопили грязекаменные потоки, а Помпеи завалило многометровым слоем раскаленного пепла и камней. Погибли тысячи людей.»

Момент извержения вулкана изобразил на своей картине «Последний день Помпеи.» К. Брюллов (слайд). Работа по картине.

Чтение стиха А.С.Пушкина

Везувий зев открыл -дым хлынул клубом -пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется- с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Под каменным дождем под воспаленным прахом,

Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

Вулканы мира (слайд)

Практическая работа с физической и к/к картой.

Задание: Обозначить на контурных картах вулканы. Действующие - красным цветом, потухшие - синим

Самый активный вулкан в настоящее время- вулкан Килауэа, расположенный в Гавайском архипелаге.

Самый высокий в мире потухший вулкан-Аконкагуа.

Самый высокий действующий вулкан России- Ключевская Сопка.

Самым знаменитым вулканом является Этна на Сицилии

Вулкан Везувий, Килиманджаро, Эльбрус.

Вулканы могут находиться на дне океанов, а могут и на суше.

Проблема!(слайд)

Как вы думаете, где больше будет вулканов на дне океанов или на материке? Почему?

Вывод

   Вулканов больше на дне океанов, т.к. там тонкая земная кора, которую легче прожечь, а на суше вулканы встречаются в зоне расхождения литосферных плит т.е. в зоне разломов.

Гейзеры (презентация)

Рядом с действующими и потухшими  вулканами часто встречаются гейзеры.
Подземные воды в вулканических зонах нагреваются магмой и могут выходить на поверхность. Вода гейзеров имеет температуру 80-100°C.
  Гейзеры встречаются в Исландии, США, Новой Зеландии, Российской Федерации (на Камчатке). Самые знаменитые районы, где существуют гейзеры, это Йеллоустонский национальный парк США, Долина Гейзеров на Камчатке в России. По своей мощности гейзеры очень разнообразны. Некоторые из них представляют собой маленькие фонтанчики высотой 20-30 см (Камчатка), другие фонтанируют на высоту более 100м. Используются человеком для обогрева теплиц, оранжерей, домов, тепловых станций.

Закрепление изученного материала

Игра «Что здесь лишнее?»

1- кратер, очаг, эпицентр, лава

2- земная кора, жерло, мантия, ядро

3- эпицентр, сейсмограф, кратер, очаг

Вопросы.

–Что такое вулкан?

- Какие виды вулканов знаете?)

Домашнее задание

§ 19

На контурную карту (полушарий) нанести вулканы

 - потухшие - синей звездочкой

 - действующие – красной звездочкой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме " Вулканы, гейзеры"

Урок ориентирован прежде всего на учителей и   учащихся 6 класса свободно  владеющими  компьютерными технологиями и интернет ресурсами. В конспекте указаны ссылки на источники инф...

разработка урока на тему "Вулканы.Гейзеры и горячие источники"

Конспект урока по теме "Вулканы.Гейзеры и горячие источники" разработан для 6-го класса для начального курса   "География" по  учебнику Герасимовой Т.П., с элементами краеведения....

Конспект урока на тему:" Вулканы, горячие источники, гейзеры" 6 класс

Урок по теме: "Вулканы,горячие источники, гейзеры" в 6 классе предназначен для изучения нового материала. Для проверки домашнего задания дан небольшой тест,рассчитанный на 3-5 минут.Помимо изучен...

Урок по географии 6 класс "Вулканы, гейзеры, горячие источники"

Урок географии в 6 классе "Вулканы,гейзеры, горячие источники"....

конспект урока по теме "Вулканы" 6 класс

Подробный конспект урока в 6 классе, с применением технологичческой карты урока для учащихся и презентацией....

План-конспект урока по теме:"Вулканы, гейзеры и горячие источники" 6 класс

План-конспект разработан для урока географии в 6 классе по теме: "Вулканы, гейзеры и горячие источники". К конспекту добавленны приложения с дополнительной инцормацией и технологическая карта урока....

Конспект урока по теме "Вулканы" 6 класс

Конспект урока по теме "Вулканы" 6 класс...