урок "Движение Земли по околосолнечной орбите"
методическая разработка по географии (5 класс) на тему

Ткачук Елена Францевна

открытый урок по географии по учебнику  А.А.Летягина (ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока28.18 КБ

Предварительный просмотр:

 Предмет: география

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Учитель: Ткачук Елена Францевна

Класс: 5 «Б»

Тема урока: Движение Земли по околосолнечной орбите.

 Цель: Сформировать у учащихся  представления о нагревании Земли в дни солнцестояния и равноденствия,

 Задачи:

 1) в ходе урока учащиеся будут вести учебно-исследовательскую деятельность по теме урока,

 2) развивать у учащихся познавательные процессы: мышление, умение наблюдать, сравнивать и делать выводы; формировать познавательный интерес,

 3) воспитывать положительные качества личности: умение работать в коллективе, взаимопомощь, творческую активность.

Оборудование: карта тепловых поясов, карта полушарий,глобус.

Ход урока

  1. Организационный момент

  1. Проверка усвоенных знаний, умений и навыков

Проводится в ходе фронтального опрашивания учащихся по вопросам:

-пояса освещенности на земном шаре?

-какие линии ограничивают пояса освещенности?

-в каком поясе освещенности находится наш город?

-в каком направлении вращается Земля?

-под  каким углом могут  падать лучи  Солнца на Землю и как от этого зависит температура? (покажите)

-на какую звезду указывает северный конец земной оси?

-меняется ли направление земной оси в течение года?

  1. Мотивация учебной деятельности, актуализация знаний учеников

Учитель объявляет тему урока и ставит задачу перед учащимися: мы должны с вами выяснить почему происходит смена времен года. Для этого необходимо ответить на вопросы:

- сколько суток длится год на Земле?

-какое расстояние между Солнцем и Землей?

-назовите линию, которая разделяет Землю на два полушария?

-почему Земля нагревается неравномерно?

4. Формирование знаний, умений, навыков

- Наблюдая за высотой Солнца, вы заметили, что в разные поры года оно находится то высоко, то низко над горизонтом. Ощутили, что чем выше находится Солнце над горизонтом, тем теплее, а чем ниже - тем холоднее.

Вы уже знаете, что Земля вращается вокруг своей оси. Одновременно она движется и вокруг Солнца. Путь, по которому Земля движется вокруг Солнца, называется земной орбитой. Земля вращается вокруг Солнца с Запада на Восток, против часовой стрелки.

Посмотрите на глобус, на нем хорошо видно, что земная ось (мысленная линия) расположена не вертикально, а наклоненно. Именно такое положение занимает Земля в космическом пространстве.

Из-за наклона оси наша планета, двигаясь вокруг Солнца, словно подставляет ему -  то северную свою часть, то южную. Когда к Солнцу больше повернуто северное полушарие, то на нем - лето. В это время Солнце высоко поднимается над горизонтом и посылает на Землю много тепла. А на Южном полюсе солнечные лучи вообще не освещают территорию и здесь - зима. (Объяснение учителя - как в этом случае, так и в следующих -  обработками рисунка).

Астрономы выделяют 4 основных даты, относительно которых начинаются времена года.

Сейчас вы самостоятельно в группах, по предложенным вам текстам, ответив на вопросы плана, расскажите какие положения может занимать Земля по отношению к Солнцу. Работа в группах  (учащиеся делятся на группы (времена года) и  по предложенному тексту отвечают на вопросы плана:

-дата, соответствующая данному положению Земли и название даты по астрономическому календарю;

-времена года, которые заканчиваются и начинаются в этот день по астрономическому календарю;

-продолжительность дня и ночи в этот день;

-время восхода и захода солнца в этот день;

-линии, на которых солнце в полдень находится в зените;

-районы Земли, на которых наблюдается полярный день и полярная ночь.

Учащиеся рассказывают про времена года по астрономическому календарю, учитель сопровождает рассказ слайдами.

Б) Задание для групп:

 «Если в Северной Америке лето, то в Южной Америке _______ .»

 «В России лето начинается в июне, а в Австралии ________ .»

 «Если в России  зима, то в Северной Америке _______.»

 «В России весна начинается в марте, а в Южной Америке  в марте начинается ______ .»

- Определите, какая территория лучше прогревается солнцем?

- В каком направлении  вращается Земля вокруг Солнца?

5.Физ.пауза. Группы показывают движение Земли вокруг Солнца о движение Земли вокруг своей оси.

6. Обобщение и систематизация знаний учеников

Ответьте на вопросы:

  1. что вы узнали нового на сегодняшнем уроке?
  2. Почему на Земле происходит смена времен года?
  3. Чем примечательны дни весеннего и осеннего равноденствия?
  4. В чем особенность дней 22 июня и 22 декабря

Прочитайте отрывок из поэмы А.С. Пушкина:

...Когда я в комнате моей

 Пишу, читаю без лампады,

 И ясны спящие громады

 Пустынных улиц и светла

 Адмиралтейская игла.

И, не пуская тьму ночную

 На золотые небеса,

 Одна заря сменить другую

 Спешит, дав ночи полчаса.

Ответьте на вопросы:

  1. Какое время года описывается в отрывке?
  2. О каком времени суток говорится в этом отрывке?
  3.  Почему поэт читает без лампады?
  4. О каком городе России идет речь?

6. Домашнее задание

&4,  составить приметы времен года по природным признакам.

 7. Подведение итогов урока.

 Самооценка «Оцените свою работу!»

 А) всё понял, могу этот материал объяснить другому – 5 баллов

 Б) я сам всё понял, но объяснить другому не берусь – 4 балла

 В) для полного понимания мне нужно всё повторить – 3 балла

 Г) я ничего не понял – 2 балла

Приложение

Времена года в поэзии.

Н.Некрасов

Зима.

Не ветер бушует над бором.

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит - хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

А.Пушкин

Весна.

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года...

А.Майков

Лето.

Пахнет сеном над лугами...

В песне душу веселя.

Бабы с граблями рядами

Ходят, сено шевеля...

А.Пушкин

Осень.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

Тексты для учащихся

В этот день - 21 марта в  День весеннего равноденствия, Земля, вращаясь вокруг воображаемой оси, проходящей через полюса, одновременно двигаясь вокруг Солнца, находится в таком положении по отношению к Солнцу, когда солнечные лучи, несущие тепловую энергию, падают отвесно на экватор, а воображаемая ось Земли находится в центральном положении по отношению к Солнцу , т.е. занимает строго вертикальное положение. Оба полушария, от экватора до полюсов, нагреваются относительно одинаково.

С астрономической точки зрения 21 марта наступает весна и продолжается до 22 июня.

В это время на всём Северном полушарии, кроме районов, расположенных около полюсов, продолжительность дня и ночи равна 12 часам. Солнце восходит в 6 часов точно на востоке, а заходит точно на западе в 18 часов.

Со дня весеннего равноденствия времена года по полушариям меняются, в Южном полушарии Земли наступает астрономическая осень, а в Северном - астрономическая весна.  После дня весеннего равноденствия обязательно приходит уже весеннее тепло, как бы холодно не было до этого.

- поставьте глобус в это положение.

-на какую линию Земли солнечные лучи падаю отвесно?

-какая продолжительность дня и ночи?

стихотворение

22        июня — день летнего солнцестояния. С астрономической точки зрения 22 июня наступает лето и продолжается до 23 сентября.

Весна заканчивается, начинается астрономическое лето. В этот день северный конец земной оси наклонён в сторону Солнца, Солнце в полдень находится в зените над Северным тропиком.
В день летнего солнцестояния Солнце не заходит за горизонт к северу от линии полярного круга  и день длится круглые сутки.

Весной и летом в Северном полушарии продолжительность  дня больше, чем продолжительность ночи.

День летнего солнцестояния - это день начала лета в северном полушарии Земли и начала зимы в южном полушарии, то есть если жители Северной части Земли с этого момента находятся в начале астрономического лета, то для жителей Южного полушария в этот же период времени начнется астрономическая зима.

Этот день в народе называют солнцеворот.

- поставьте глобус в это положение.

-на какую линию Земли солнечные лучи падаю отвесно?

-какая продолжительность дня и ночи?

-какие явления природы можно наблюдать за северным полярным кругом?

стихотворение

23 сентября для всего мира наступил день осеннего равноденствия. Он знаменует начало астрономической осени в северном полушарии Земли, а по народным приметам – вторую половину «бабьего лета». Считается, что по сегодняшней погоде можно определить, какой будет осень.

С астрономической точки зрения 23сентября  наступает осень и продолжается до 22 декабря. 

День осеннего равноденствия начинается, когда Солнце пересекает экватор и его лучи падают отвесно на него,  Солнце переходит из  северного полушария в южное. Земля же в этот день занимает строго вертикальное положение относительно Солнца. День и ночь разделяются поровну — по 12 часов. . Солнце восходит в 6 часов точно на востоке, а заходит точно на западе в 18 часов. После осеннего солнцестояния продолжительность светового дня идет на убыль.

Со дня осеннего  равноденствия времена года по полушариям меняются, в Южном полушарии Земли наступает астрономическая весна, а в Северном - астрономическая осень.  

- поставьте глобус в это положение.

-на какую линию Земли солнечные лучи падаю отвесно?

-какая продолжительность дня и ночи?

стихотворение

22 декабря — день зимнего солнцестояния, заканчивается осень и наступает астрономическая зима, которая продолжается до 21 марта. В день зимнего солнцестояния северный конец земной оси наклонён от Солнца, солнечные  лучи падают отвесно на линии Южного тропика, а на линии Южного полярного круга Солнце не заходит за горизонт.

За северным полярным кругом наблюдается полярная ночь, которая длится 6 месяцев, а за южным полярным кругом – полярный день.

 На территории  Москвы продолжительность светового дня в день зимнего солнцестояния составляет всего 7 часов, на линии северного полярного круга дневное светило и вовсе не появится над горизонтом. Там наблюдается полярная ночь.

Зимой в Северном полушарии продолжительность ночи больше, чем продолжительность дня.

В Северном полушарии зима, в Южном — лето.

Зимнее солнцестояние – самый короткий день в году. В народе этот день еще называется днем Анны–зимней. Согласно народным приметам, на Анну осень кончается, зима начинается. С этого дня по календарю начало зимы, почин ее коренной части. Иней в этот день предвещал хороший урожай на следующий год. Какая погода в этот день, такая и 31 декабря

- поставьте глобус в это положение.

-на какую линию Земли солнечные лучи падаю отвесно?

-какая продолжительность дня и ночи?

-какие явления природы можно наблюдать за северным полярным кругом?

стихотворение

План рассказа:

-дата, соответствующая данному положению Земли и название даты по астрономическому календарю;

-времена года, которые заканчиваются и начинаются в этот день по астрономическому календарю;

-продолжительность дня и ночи в этот день;

-время восхода и захода солнца в этот день;

-линии, на которых солнце в полдень находится в зените;

-районы Земли, на которых наблюдается полярный день и полярная ночь.

План рассказа:

-дата, соответствующая данному положению Земли и название даты по астрономическому календарю;

-времена года, которые заканчиваются и начинаются в этот день по астрономическому календарю;

-продолжительность дня и ночи в этот день;

-время восхода и захода солнца в этот день;

-линии, на которых солнце в полдень находится в зените;

-районы Земли, на которых наблюдается полярный день и полярная ночь.

План рассказа:

-дата, соответствующая данному положению Земли и название даты по астрономическому календарю;

-времена года, которые заканчиваются и начинаются в этот день по астрономическому календарю;

-продолжительность дня и ночи в этот день;

-время восхода и захода солнца в этот день;

-линии, на которых солнце в полдень находится в зените;

-районы Земли, на которых наблюдается полярный день и полярная ночь.

План рассказа:

-дата, соответствующая данному положению Земли и название даты по астрономическому календарю;

-времена года, которые заканчиваются и начинаются в этот день по астрономическому календарю;

-продолжительность дня и ночи в этот день;

-время восхода и захода солнца в этот день;

-линии, на которых солнце в полдень находится в зените;

-районы Земли, на которых наблюдается полярный день и полярная ночь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа деятельности классного руководителя "Планета друзей на орбите детства"

Программа деятельности классного руководителя  «Планета друзей на орбите детства». Мне как учителю на протяжении всего  трудового пути приходилось работать с разными детьми как ...

Программа интеллектуально-познавательной игры «На орбите»

Перед молодежью должна ясно вырисовываться цель необходимости продвижения Российской науки в сфере космических исследований. И проведение интеллектуально – познавательной игры, даст возможность в дост...

Первый звонок "Школьная планета на орбите Донской -75!

Праздник первого звонка посвящен 75-летию муниципального образования город Донской....

«Движение Земли по околосолнечной орбите»

Тема: «Движение Земли по околосолнечной орбите» Цели урока:Образовательные:- создать условия для формирования представлений об орбитальном движении Земли;- объяснить смену времен года...

Конспект урока географии в 5 классе по теме "Движение Земли по околосолнечной орбите"

Урок  по географии. 5 класс. Тема: «Движение Земли по околосолнечной орбите» Цели урока:Образовательные:- создать условия для формирования представлений об орбитальном движе...

Презентация "Движение земли по околосолнечной орбите"

Презентация к уроку в 7 классе на тему "Движение Землипо околосолнечной орбите "...

Тест по теме: Восток в орбите влияния Запада.

Тест по курсу Всеобщей истории для 8-х классов...