модель развития учебной самостоятельности на уроках начального курса географии
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Золотарева Ирина Геннадьевна

Представлены материалы, которые могут быть использованы на уроках географии. Самостоятельные работы для 6 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модель развития учебной самостоятельности учащихся при реализации практических работ начального курса географии.

       Задача развития самостоятельности содержится в требованиях ФГОС к  метапредметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

      В подростковой школе наука рассматривает учебную самостоятельность как способность осуществлять выбор, как движение по разным образовательным траекториям. Основы учебной самостоятельности лежат в освоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в умении учиться.

      Задача педагога – ориентируясь на методы учения школьников, направленные на формирование желания и основы умения учиться, создать условия для вариативности образования учащихся и помочь им овладеть основами учебной самостоятельности.

         Были выделены педагогические условия, при которых процесс развития учебной самостоятельности учащихся протекает наиболее эффективно и дает оптимальный результат:

-наличие организующего внешнего стимула в задании, который намечает цель предстоящей деятельности, ставит новые вопросы, подлежащие исследованию, определяет приемы самоконтроля.  

-использование накопленных ЗУН учащихся, обеспечивающих возможность осуществления действий, адекватных содержанию задания и способствующих его успешному осуществлению.

-мотивированность задания (для чего, чему способствует).

-знание школьником алгоритма, метода выполнения работы.

-методические указания, инструктаж, консультации.

-знание учащимися критериев оценки, видов и форм контроля и ориентация на самостоятельные поиски решения поставленных задач.

-реализация индивидуально-дифференцированного подхода.

Выбор практических методов в качестве средства развития самостоятельности обусловлен следующими особенностями:

- практические методы интегрируют знания и практические умения и навыки учащихся в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера;

- практические методы позволяют максимально стимулировать познавательную активность учащихся, обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно раскрыть действие географических законов в практике;

- в процессе практических работ возможно проведение эксперимента по индивидуальному плану и в темпе, определяемом самим учащимся.

Мы предлагаем обучающимся перед каждой практической работой повторить теоретический материал, развивая умения работать с различными источниками информацию

  Проведение каждой практической работы следует тщательно планировать. Должны быть четко сформулированы цели каждой работы, определен ее объем и формы фиксации результатов в соответствии с требованиями нормализации учебной нагрузки, а также определены необходимые для выполнения работы источники географической информации. Чтобы практические работы были органично включены в процесс обучения, целесообразно планировать их проведение на разных этапах урока – и при изучении нового, и на этапе закрепления знаний и умений, и при контроле за результатами обучения.

 Тренировочные работы чаще всего проводятся в форме проверки материала, изученного ранее, когда учащиеся действуют по образцу, на первом или втором уровне самостоятельности. Работы такого характера целесообразно также рекомендовать для домашнего задания.

Выбор той или иной формы проведения во многом зависит от учителя. Самую серьёзную, с точки зрения содержания, практическую работу «Составление полного описания географического комплекса своей местности» можно провести в виде деловой игры по защите проектов освоения тех или иных территорий страны.

       Чтобы избежать у учеников перегрузки, низкой успеваемости по предмету, мы выдвигаем следующие требования:

  1. Знакомим школьников с целью проведения каждой практической работы, возможными формами отражения ее результатов.
  2. Предлагаем различные источники информации (ссылки на дополнительную литературу, электронные ресурсы) для повторения теоретического материала по теме практической работы.
  3. Используем  инструктивные карточки для успешной реализации принципов дифференцированного обучения.
  4. Создаем творческую атмосферу сотрудничества, не сковывая инициативу школьников, а предлагаю им различные пути достижения намеченной цели.
  5. Используем игровые элементы, репродуктивные и творческие задания различного уровня сложности, оригинальные способы фиксации результатов работы (по желанию ученика).

      Организуя практические работы, мы помним, что программа задает лишь общее направление работы, а мы, как учителя, конкретизируем содержание, определяем конкретную территорию, объем задания.

       Все практические работы мы оцениваем. Причем оценки за работу всему классу ставим сразу, одновременно, проверяя результаты работы у всех, или поэтапно, проверяя работу по мере готовности её у разных обучающихся.

          Кроме того, по окончании каждой практической работы мы предлагаем задания для самоконтроля. Задания могут быть разных видов: репродуктивные (например, закрытые тесты); развивающие, направленные на применение полученных умений и навыков в новой учебной ситуации; творческого и поискового характера.

    При проведении практических работ мы всегда стараемся дать не только программные знания и умения, но и такие, которые значительно дополняют кругозор обучающихся, заинтересовывают новым содержанием.

              Исходя из выше сказанного и возникла необходимость разработки «Сборника практических работ начального курса географии» как  модели, направленной на развитие учебной самостоятельности и развитие самостоятельности как качества личности и предложена на ее основе методика  проведения  практических работ начального курса географии (приложение 1). Разрабатывая сборник практических работ, мы старались разнообразить их по содержанию, сделать их многофункциональными, т.е. мы ставили задачу – не только закреплять знания, но и взаимоувязывать их, заставлять размышлять, приобретать необходимые умения и навыки.        

             Сборник практических работ начального курса географии содержит методическое описание двадцати практических работ (теоретический материал;  задания, выполнение которых способствует более глубокому пониманию темы;  описание заданий;  список вопросов, предназначенных для самоконтроля учащихся; список дополнительной литературы; список электронных образовательных ресурсов, которые могут быть использованы при проведении практических работ; мультимедийные презентации к практическим работам начального курса географии).

      При  определении объектов изучения на практических работах, учитывали региональный компонент содержания образования.

      Проблема развития учебной самостоятельности является достаточно актуальной  в настоящее время. Мы предложили один из путей ее решения, понимая необходимость других направлений.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исполнитель: Золотарева Ирина Геннадьевна, слушатель группы «Педагогика, психология и методика преподавания школьных дисциплин: география» Научные руководители: Соловьев Леонид Иосифович, доцент кафедры естественно – научных и математических дисциплин КРИПКиПРО Петунин Олег Викторович, доктор педагогических наук, доцент кафедры естественно – научных и математических дисциплин КРИПКиПРО

Слайд 2

Задачи: 1) изучить теоретические аспекты проблемы развития учебной самостоятельности школьников; 2) определить место практических работ в начальном курсе физической географии; 3) разработать сборник практических работ начального курса географии; 4) апробировать сборник практических работ начального курса географии;

Слайд 3

Объектом исследования является процесс развития самостоятельности учащихся, а предметом исследования – практические методы обучения географии как способы развития самостоятельности учащихся. Гипотеза исследования : процесс развития самостоятельности учащихся на практических занятиях по географии будет протекать наиболее эффективно, если: 1)осуществляется предварительная подготовка учащихся к практическим занятиям, способствующая формированию необходимых знаний, умений, навыков для выполнения данной работы; 2)содержание учебного материала и организация деятельности учащихся способствуют формированию положительной мотивации; 3)в процессе подготовки к практическим занятиям и непосредственно на них учащиеся преодолевают некоторые затруднения в плане выполнения посильных заданий репродуктивного и творческого характера как самостоятельно, так и при дозированной помощи преподавателя.

Слайд 4

1) изучить теоретические аспекты проблемы развития учебной самостоятельности школьников;

Слайд 5

- практические методы интегрируют знания и практические умения и навыки учащихся в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера; - практические методы позволяют максимально стимулировать познавательную активность учащихся, обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно раскрыть действие географических законов в практике; - в процессе практических работ возможно проведение эксперимента по индивидуальному плану и в темпе, определяемом самим учащимся.

Слайд 6

2) определить место практических работ в начальном курсе физической географии;

Слайд 7

Практическая работа № 10 «Определение горных пород и минералов своей местности по образцам» Личностные - смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом Регулятивные - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; - саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. Познавательные общеучебные универсальные действия: - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - структурирование знаний; - определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; логические универсальные действия: - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Слайд 8

3) разработать сборник практических работ начального курса географии; 4) апробировать сборник практических работ начального курса географии;

Слайд 9

Практическая работа № 13 (а). Тема: «Определение по картам географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер течения, использование человеком» Цели работы: 1. Научить характеризовать реку по карте. 2. Установить зависимость между рельефом, направлением и характером течения. 1.Для выполнения практической работы прочитай теоретический материал учебника стр.87-94., изучи материал презентации «Гидросфера и ее части» на рабочем столе компьютера. 2. Для выполнения творческих заданий и заданий повышенной сложности ты можешь воспользоваться дополнительной литературой, атласом, ресурсами сети Интернет. Список дополнительной литературы Еремина В.А., Притула Т.Ю. – Физическая география. Интересные факты.- М.: Илекса, 2008. Кофман М.В. Океаны, моря и их обитатели – М.: Муравей, 2006. Майорова Т.С. География: справочник школьника – М.: Слово, АСТ, 2011. Список ссылок на Интернет ресурсы Название ресурса Ссылка Все реки мира www.1000mest.ru/river.htm Реки России: изучаем и охраняем www.1000mest.ru/river.htm Край в котором мы живем: реки. krai.myschool44.edu.ru/vodoyomy/reki 3. Выполни практическую работу Ход работы: 1. Пользуясь физической картой полушарий или физической картой России, опишите одну из рек, указанных учителем, по пред­ложенному плану. План определения географического положения реки Назвать и показать реку. На каком материке и в какой его части расположена река. Между какими меридианами и параллелями. Как расположена относительно форм рельефа: где начинается, в каком направлении течет, куда впадает, примерная длина, к бассейну какой реки (или озера, моря, океана) относится. Ответьте на вопрос: как река используется человеком? 4. После выполнения практической работы ответь на вопросы самоконтроля: 1. Проведите классификацию: Обь, Кама, Онежское, Дон, Алтай, Байкал, Памир, Черского, Кавказ, Верхоянский. 2.Выбери лишнее и объясни свой выбор: А) Нигер, Замбези, Игуасу, Конго, Сенегал. Б) Ганг, Замбези, Инд, Янцзы, Мегонг. В) Миссисипи, Ниагара, Ориноко, Колорадо, Огайо.

Слайд 10

наличие организующего внешнего стимула в заданиях практических работ использование накопленных ЗУН учащихся, обеспечивающих возможность осуществления действий, адекватных содержанию задания и способствующих его успешному осуществлению. мотивированность задания (для чего, чему способствует). знание школьником алгоритма, метода выполнения работы, владение приемами учебной работы на уроках географии. знание учащимися критериев оценки, видов и форм контроля и ориентация на самостоятельные поиски решения поставленных задач. реализация индивидуально-дифференцированного подхода.

Слайд 11

Золотарева Ирина Геннадьевна, учитель биологии, географии Место работы МБОУ «ООШ №3» г. Мариинска Контактная информация: тел. рабочий 8- 384 (43) 5-88-70 тел. сотовый 8-923-490-46-29 e- mail: zolot.irina2011@yandex.ru Личный сайт: http://nsportal.ru/zolotareva-irina-gennadevna


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель развития учебной самостоятельности

отчет по теме самообразования...

Рабочая программа по учебному курсу "Начальный курс. География" /6 класс/

Рабочая программа разработана на основе авторской  программы по географии 6-10 класс под редакцией И.В. Душиной, а так же     Пример...

Из опыта работы: "Приемы, методы и технологии формирования универсальных учебных действий в преподавании начального курса географии"

В материале представлены практические примеры формирования географических понятий и установления причинно-следственных связей....

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ НАЧАЛЬНОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ

Статья в сборнике Международной научно-практической школе-конференции "Экология Южной Сибири и сопредельных территорий"...

Рабочая программа учебного курса «Начальный курс географии» по географии для 5-6 класса (ФГОС ООО)

Программа курса географии разработана к линии учебников под редакцией В.П. Дронова для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Структура и содержание программы соответствует требованиям ф...

Разработка урока по курсу «География. Начальный курс» 6 класс, глава «Строение Земли. Земные оболочки», тема: «Рельеф дна мирового океана»

Разработка урокапо курсу «География. Начальный курс» 6 класс,глава «Строение Земли. Земные оболочки»,тема:«Рельеф дна мирового океана»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Начальный курс география 6 класс» базовый уровень

Данная программа разработана на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".Федерального государственного стандарта основного общег...