Формирование метапредметных компетенций в преподавании географии в период обновления педагогической деятельности учителя в условиях введения ФГОС второго поколения (доклад)
учебно-методический материал по географии на тему

Ковалева Елена Витальевна

Задачи и требования к формированию метапредметных компетенций. Теоретичекие аспекты понятия "Метапредметные компетенции". Метапредметные результаты изучения курса географии в основной школе. Сравнительные особенности традиционной деятельности учителя и деятельности, направленной на получение метапредметных и личностных результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo._formirovanie_metapredmetnykh_kompetentsiy.docx47.06 КБ

Предварительный просмотр:

   

ФОРМИРОВАНИЕ  МЕТАПРЕДМЕТНЫХ   КОМПЕТЕНЦИЙ

                 

                      В  ПРЕПОДАВАНИИ  ГЕОГРАФИИ

   

 в период обновления педагогической деятельности учителя

   

в условиях введения ФГОС второго  поколения.

                                                                 

                                                       Учитель географии МБОУ гимназии № 3

                                                                                   Ковалева Е.В.

                                                  2013 год.

                                           Содержание.

 

                                                                                                                              Стр.

  Введение.                                                                                                             1

  1.  Задачи и требования к формированию метапредметных                     2-3

      компетенций в период обновления педагогической

      деятельности учителя в условиях введения ФГОС

      второго поколения.

                                                                                                                     

  1. Теоретические аспекты понятия «метапредметные                               4-7

компетенции».

  1. Метапредметные результаты изучения курса географии в                 8-11

 основной школе.

  1. Сравнительные особенности традиционной деятельности               12-13

учителя и деятельности, направленной на получение

метапредметных и личностных результатов.        

5.   Заключение.                                                                                                14

  1.  Информационные источники.                                                                  14

   

                                               

                                                      - 1 -

                                                Введение.

      Процесс перехода экономики от индустриального к постиндустриальному этапу развития требует и новой парадигмы образования. Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта, в том числе стандарта основного общего образования – веление времени.

      Несколько лет идет перестройка школьного географического образования. Современная школа осуществляет переход на новую оценку своей деятельности, регламентированную требованиями ФГОС второго поколения, содержание которого направлено на обновление и перестройку методического мастерства учителя.

     Пожалуй, первый плюс нового ФГОС – это сохранение фундаментального научного ядра в образовании.

     Второй, не менее важный плюс – поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности.

Изменились цели предмета, совершенствуется содержание, произошел переход от покомпонентного изучения курса географии к комплексному страноведческому подходу.

                                                    Слайд 2.

    Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

     

   

                                                         

                                                     - 2 -

                   Задачи и требования к формированию

          метапредметных компетенций в период обновления

                  педагогической деятельности учителя

           в условиях введения ФГОС второго поколения.

     

       Изменяющиеся требования к современной школе год от года ведут её по пути развивающего обучения. Общество нуждается в человеке, способном самообучаться, прогнозировать и принимать решения, в человеке, владеющем универсальными умениями информационного характера.                                        

                                                       Слайд 3.

   Приоритетной целью современного российского образования ставится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат.

       Современные школьники отличаются от предыдущих поколений выпускников системой ценностей, интересов, личностной ориентацией, мотивационной сферой и структурой умственной деятельности.

       Поэтому школе в современных условиях требуется учитель с установкой на развитие личности школьника, способный осуществлять творческие процессы, стремящийся к профессиональному самообразованию и саморазвитию. Это сложная методическая задача и это значит, что содержание современного урока географии должно быть представлено различными видами действий учащихся, направленными на освоение ими познавательной, коммуникативной, регулятивной и другими видами деятельности.

      Именно поэтому решить новые задачи школьного географического образования сможет учитель, для которого значимой служит модель субъект -субъективного сотрудничества, в которой педагог меняет классическую «знаниевую» позицию на равно партнёрскую позицию – «вместе с обучаемым».

            Реализация стандартов нового поколения предполагает определенные изменения в деятельности участников образовательного процесса и в первую очередь, в деятельности учителя, потребует от него конструирования новой методической системы, расширения его профессионально-методических

                                                     - 3 -

функций на основе компетентности.

Компетентность учителя проявляется в его способности и готовности осваивать новые концепции предмета, новые педагогические технологии.

       Появление стандартов второго поколения определило, наряду с предметными,  метапредметные и личностные результаты, которые конкретизированы в примерных программах по учебным предметам.

Новая образовательная ситуация определила и новые требования к конечному результату обученности – формирование компетентностей.

     

      Понятие компетентность шире понятия знания, или умения, или навыка, оно включает в себя не только их познавательную и технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую», необходимых при решении реальных жизненных проблем в будущем.

Компетентности отражают сформированность универсальных учебных действий, которые свидетельствуют об уровне развития личности учащегося, его умении учиться, т.е. его способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

     Теперь метапредметные компетенции – это не просто желаемый уровень, а обязательный аспект учебного процесса.

                                                      - 4 -

        Теоретические аспекты понятия «метапредметные

    компетенции».

     

     

      Возникает закономерный вопрос:    с чего начать? Как спланировать свой «маршрут», чтобы получить нужный результат?   

       

        Среди существующих методологических подходов в образовании решению этих задач отвечает метапредметное обучение, которое обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.

        В схеме, предложенной А.Г. Кузнецовой, современный подход к организации содержания процесса обучения представлен в двух уровнях: предметном и  метапредметном.

                                         

                                               Слайд 4.  (метапредметный уровень)

       Метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребёнка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от её специально-предметного содержания.

 Прежде  всего необходимо разобраться с понятиями: метапредметность, метадеятельность, метазнания, метапособы, метаумения, мыследеятельность, определить иерархию их отношений.

Метадеятельность – универсальная деятельность, которая является «надпредметной».

 Предметная – это любая деятельность с предметом (строю, учу, лечу, проектирую здания и т.д.). В любой предметной деятельности есть то, что делает её осознанной и ответственной, то есть:

  • стратегической (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ);
  • исследовательской (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод);

                                                      - 5 -

  • проектировочной (замысел, реализация, рефлексия);
  • сценирующей (выстраивание вариантов сценария разворачиваемых событий);
  • моделирующей (построение посредством знаковых систем мыслительных аналогов – логических  конструктов изучаемых систем);                                              
  • конструирующей (выстраивание системы мыслительных операций, выполнение эскизов, рисунков, чертежей, позволяющих конкретизировать и детализировать проект);
  • прогнозирующей (мысленное конструирование будущего состояния объекта на основе предвидения).

     Метазнания – знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, то есть, приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним.

Метазнания выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего в думающего».

    Метаспособы -  методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач.

    Метаумения – усвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки.

                                                      Слайд 5.

Метаумения включают:

  • теоретическое мышление:   обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.;
  • навыки переработки информации:   анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию;
  • критическое мышление:  умение отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.;
  • творческое мышление:  перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми ;

                                             - 6 -

  • регулятивные умения:   задавание вопросов, формирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция своей деятельности;
  • качества мышления:  гибкость, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.

     В настоящее время формирование  метаумений становится центральной задачей любого обучения. Возможности формирования метапредметных компетенций включены в содержание ряда методик, подходов и технологий:

  • развивающее обучение Эльконина -Давыдова;
  • мыследеятельностная педагогика;
  • коммуникативная дидактика;
  • эвристическое обучение;
  • логико-смысловое моделирование;
  • школа М. Щетинина и других.

                                     

                                                      Слайд 6.

     Госстандарт нового поколения устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших образовательную программу общего образования и в систему учебных действий включает образовательные результаты:

    Личностные:  включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории;

ценностно-смысловые установки обучающихся, социальные компетенции.

    Метапредметные:  включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия.        Предметные:  включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт   по получению нового знания, его преобразованию и применению.

                                                        Слайд 7.

                                                   

                                                      - 7 -

Метапредметные  компетенции:

  • основные общеучебные умения информационно-логического характера;
  • умение организации собственной учебной деятельности;
  • основные универсальные умения информационного характера;
  • информационное моделирование, как основной метод приобретения знаний;
  • умения и навыки использования средств информационных и коммуникативных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации;
  • формирование навыков исследовательской деятельности;
  • формирование основ продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

                                                      - 8 -

               Метапредметные результаты изучения

               курса географии в основной школе.

                                                   Слайд 8.

Метапредметные результаты  освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

- готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

                                                           Слайд 9.

     Кроме того к  метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе, и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

Метапредметные результаты подразделяют на три вида:

  1. Познавательные УУД, включающие:
  • умение вести самостоятельный поиск информации;
  • анализ, отбор информации;
  • умение проводить её систематизацию;
  • умение осуществлять передачу и презентацию информации с помощью технических средств и информационных технологий.
  1. Регулятивные УУД, включающие:
  • умение организовать свою деятельность;
  • умение определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
  • осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;
  • умение оценивать достигнутые результаты.
  1. Коммуникативные УУД, включающие:
  • умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей;
  • умение представлять себя, вести дискуссию;

                                  - 9 -

  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей.

География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность.

Основные виды учебных действий ученика –

  • умение составлять характеристику;
  • объяснять;
  • сравнивать;
  • выявлять зависимость;
  • систематизировать;
  • анализировать и т.д.

                                                   

     Эти умения формируются при выполнении обучающимися практических работ. Таким образом, практические работы в географии – это основной способ достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения, тем более,  что специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе: при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

      В качестве примера можно привести метапредметные результаты изучения географии в основной школе, предложенные методистом МИОО А.И. Крыловым.                                Слайд 10, 11.

                                             

                                                   

                                                     - 10 -

Универсальные

      учебные

     действия

Метапредметные результаты  изучения курса географии

              6 – 7 классов

Метапредметные результаты  изучения курса географии

                 8 – 9 классов

1. Регулятивные (учебно-организационные)

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • работать в соответствии с поставленной учебной
  • задачей или в соответствии с предложенным планом;
  • сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;
  • участвовать в совместной деятельности, оценивать работу одноклассников.

  • ставить учебные задачи;
  • планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с её целями, задачами и условиями;
  • вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
  • выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
  • оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
  • владеть различными способами самоконтроля.

2. Познавательные

а) учебно-логические

  • выделять главное, существенные признаки понятий;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
  • сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
  • высказывать суждения, подтверждая их фактами;
  • классифицировать информацию по заданным признакам;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • решать проблемные задачи;
  • анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта.

  • классифицировать в соответствии с выбранными признаками;
  • сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;

  • систематизировать информацию;
  • структурировать информацию;
  • определять проблему и способы её решения;
  • формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемных ситуаций;
  • владеть навыками анализа и синтеза

                                     

                                                     - 11 -

Универсальные

      учебные

     действия

Метапредметные результаты  изучения курса географии

              6 – 7 классов

Метапредметные результаты  изучения курса географии

                 8 – 9 классов

б) учебно-информационные

  • поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях;
  • работа с текстом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого и сложного плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам, составление логической цепочки, составление по тексту таблицы, схемы;
  • создание текстов разных типов (описательные, объяснительные) и т.д.;
  • качественное и количественное описание объекта;
  • классификация и организация информации.
  • поиск и отбор необходимых источников информации;
  • работа с текстом и внетекстовыми компонентами: составление тезисного плана, выводов, конспекта, тезисов выступления;

  • перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.);
  • представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах;
  • создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами;
  • использование различных видов моделирования, исходя из учебной задачи;
  • составление рецензии, аннотации.

3.

Коммуникативные

  • выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
  • уметь вести дискуссию, диалог;
  • находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

                                                    - 12 -

Сравнительные особенности традиционной деятельности

учителя и деятельности, направленной на получение

метапредметных и личностных результатов.        

Если сравнить традиционную деятельность учителя  и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных  и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий:         Слайд 12, 13

Предмет изменений 

Традиционная деятельность учителя 

Деятельность учителя, работающего по ФГОС 

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

  • по поиску и обработке информации;
  • обобщению способов действия;
  • постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Таким образом, сравнив деятельность учителя до введения ФГОС и на современном этапе, понимаем, что она, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все нововведения направлены  на усвоение обучающимся определенной суммы знаний  и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

                                                    - 13 -            

                                                    - 14 -

                                            Заключение.                     Слайд 14.

                                                                                 

     В заключение  хотелось сказать, что обучение является эффективным только при условии, что пространство образования становится и пространством решения задач развития. Согласно концепции ФГОС урок географии характеризуется расширением границ образовательного пространства, выходом за рамки классно-урочной системы через проекты, экскурсионную и музейную деятельность, наблюдения и практические работы в географической среде, кружки, олимпиады, ученические научные сообщества.

                                  Информационные источники:           Слайд 15.

  1. Громыко, Н.В. Метапредметный подход как ядро российского образования/ Н.В. Громыко, М.В. Половкова// Сборник статей для участников филиала Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2009».- С-Пб.,2009.- http://www.teacher-of-russia.ru.
  2. Громыко, Н.В. Как сценировать учебное «метапредметное» занятие? – М.: Институт опережающих исследований, 2010.
  3. А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов. Как готовить учителей к введению ФГОС. - http://www.school2100.ru/upload/iblock/
  4. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования/ Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.
  5. Крылов, А.И. Актуальные проблемы преподавания географии в аспекте требований к результатам обучения ФГОС/ Вестник кафедры образования ВСГАО.- 2010. - №1 (1).
  6. Кузнецов, А.А. О школьных стандартах второго поколения/ А.А.Кузнецов// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2008. - №2.
  7. Душина, И. В., Таможня, Е. А.  Пути обновления методического мастерства учителя географии в период модернизации образования / И. В. Душина, Е. А. Таможняя // География в школе. – 2010. – № 3. – С. 34–38.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективы изменений в профессиональной деятельности учителя в условиях введения ФГОС второго поколения

Перспективы изменений в профессиональной деятельности учителя в условиях введения ФГОС втьорого поколенияПереход на  новые образовательные стандарта является событием, определяющим в ближайшей пе...

Формирование метапредметных компетенций в преподавании географии в период обновления педагогической деятельности учителя в условиях введения ФГОС второго поколения (презентация).

Задачи требования к формированию метапредметных компетенций. Теоретические аспекты понятия "метапредметные компетенции". Метапредметные результаты изучения курса географии в основной школе. Сравнитель...

РАЗВИТИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Главной задачей современного стандарта является создание социокультурной образовательной среды для развития учащихся....

Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения.

Развитие  профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования  в условиях введения ФГОС второго поколения....

Система работы методического объединения учителей математики по развитию профессиональной компетентности педагогов как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения

Методическая работа выполняет роль стимула в профессиональном развитии учителя, способствует самореализации, решению личных профессиональных проблем, позволяет достичь большего удовлетворения в педаго...

Обновление педагогической деятельности учителя в условиях введения ФГОС. Технология встречных усилий

   Технология встречных  усилий.Учение не схватка с учеником, а сотрудничество, общение, исключающее « дуэли».Это поиск контакта – тесного и органичного&he...


 

Комментарии

Манихина Татьяна Афанасьевна

Большое спасибо за очень интересный материал, который позволяет привести в систему новые взгляды на обучение.