Ооржак Лопсанчап Чываажыкович
классный час по географии (8 класс) по теме

Монгуш Рада Владимировна

Животноводство является основным хозяйственным занятием тувинцев. На сегодняшний день в Туве каждый год отмечают Наадым – праздник наших аратов-животноводов в качестве не только народного, но и государственного.

Труд аратов создает условия для существования и развития всех остальных занятий – переработки мяса, молока, шкур, изготовление войлока, художественных промыслов и т.д.,

 

Низкий поклон труженикам животноводам, чьим трудом жили и живем в настоящее время. В память о  ветеране колхозного движения в Туве, герое Социалистического Труда – арате – скотоводе - Ооржак Лопсанчапа Чываажыковича названа улица Лопсанчапа, в южном микрорайоне города. (Постановление № 223 от 08.06.1984г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lopsanchap.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        ..2

1. Традиционное занятие тувинцев - животноводство……………….……….5

2. Биография Ооржака Лопсанчапа Чываажыковича......................………....…7

3. Улица, которая носит имя О. Ч. Лопсанчапа         …….9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….…… 10                                                              

ЛИТЕРАТУРА        11

ПРИЛОЖЕНИЕ        18

ВВЕДЕНИЕ

Животноводство является основным хозяйственным занятием тувинцев. На его формирование основное влияние оказали природно-климатические условия Тувы. Животноводство всегда было и остается основой тувинского народа, именно оно позволило пережить трудные времена перехода к рынку и начать восстановление аграрного сектора республики.

На сегодняшний день в Туве каждый год отмечают Наадым – праздник наших аратов-животноводов в качестве не только народного, но и государственного.

Труд аратов создает условия для существования и развития всех остальных занятий – переработки мяса, молока, шкур, изготовление войлока, художественных промыслов и т.д., вокруг которых формируются очаги иной жизнедеятельности. Так что животноводство – это первичный и самый реальный сектор сельской экономики, ее фундамент. И в честь животноводов воздвигнут памятник «Кадарчы».

Но это лишь одна из причин, по которым многоуважаемого арата следует считать фигурой государственного масштаба, системообразующим элементом для республики. Все мы, жители Тувы, по большому счету взросли на богатейшем пласте древней культуры, вместилищем которой является обычная чабанская семья. Именно в ней хранятся и передаются из поколения в поколение веками копившиеся ценности материальной и духовной культуры – от секретов кочевой кухни и уникального искусства собирания юрты.

 Вот почему власти республики объявили поддержку и развитие животноводства одним из важнейших приоритетов региональной политики. Конечно, потребуется еще немало сил и ресурсов, чтобы наше животноводство с его глубинными традициями не просто адаптировалось к новым экономическим условиям, а стало их естественной и преуспевающей частью. Этот механизм уже начинает работать, о чем свидетельствует рост поголовья скота на душу населения, по которому Тува лидирует в Сибири, увеличение количества крупных хозяйств-тысячников и еще множество других позитивных фактов.

Хочется подчеркнуть: важнейшей составляющей успеха остается самоотверженный труд наших животноводов, которые сохраняют основу жизни тувинского народа.

Низкий поклон труженикам животноводам, чьим трудом жили и живем в настоящее время. В память о  ветеране колхозного движения в Туве, герое Социалистического Труда – арате – скотоводе - Ооржак Лопсанчапа Чываажыковича названа улица Лопсанчапа, в южном микрорайоне города. (Постановление № 223 от 08.06.1984г.)

Актуальность работы определяется, прежде всего, тем что, к сожалению, далеко не каждый горожанин знает и помнит о том, кем был тот самый Лопсанчап, имя которого зачастую ассоциируется с одной лишь улицей. Сегодня, в преддверии знаменательной даты в жизни нашего города, очень кстати вспомнить о замечательных людях-героях Тувы и почтить их память.

Цель – выяснить кто такой  Ооржак Лопсанчап Чываажыкович.

Для достижения цели были поставлены следующие  задачи: 

1.Изучить биографию Ооржака Лопсанчапа Чываажыковича;

2.Выяснить заслуги, его вклад в экономику Тувы;

3.Проанализировать и обобщить полученные данные.

Объект исследования - Ооржак Лопсанчап Чываажыкович.

Предмет  исследования – биография Ооржака Лопсанчапа Чываажыковича.

Методы исследования: исследовательский, поисковый, опрос, описательный.

Гипотеза: Я предполагаю, что изучая биографию Ооржак Лопсанчапа Чываажыковича, я пополню свои знания по истории возникновения улицы Лопсанчапа и узнаю кем был тот самый Лопсанчап.

Новизна: изучить значимость названия улицы Лопсанчапа в жизни города.

Практическая значимость работы состоит в том, что, выяснив биографию О.Ч, Лопсанчапа, мы можем данный материал использовать при проведении классных часов, викторин и на кружковых занятиях по краеведению.

  1. Традиционное занятие тувинцев – животноводство

Скотоводство является основным хозяйственным занятием тувинцев. На его формирование основное влияние оказали природно-климатические условия Тувы. Становлению хозяйства в немалой степени способствовала также стабильная социально-политическая ситуация в Саяно-Алтайском регионе. Благодаря этим факторам, а также исключительно адаптационным возможностям кочевого хозяйства к природным условиям, на сравнительно небольшой территории Тувы сложилось несколько хозяйственно-культурных типов: кочевые скотоводы горно-степной зоны, кочевые и полукочевые охотники-скотоводы горной таежно-степной зоны. Каждый из них был приспособлен к рельефным и климатическим особенностям местности. По мере становления и формирования местного хозяйства, его основным направлением стало овцеводство.

Овцеводческое направление в Туве сохранялось вплоть до XX в. Жизнеспособность хозяйства обеспечивалась рядом факторов, самыми главными из которых были естественнные корма - пастбища, поскольку круглогодичное содержание скота на подножном корму зависело именно от них. В течение многих веков местные кочевники научились разбираться не только в их типах, но и в потребностях в них каждого вида скота. Именно от свойств и качества пастбищ зависели сезонные передвижения кочевников.

Тувинские кочевники выработали также правила использования определенных участков пастбищ. Порядок складывался естественным образом - места проживания той или иной группы людей, обычно рода, постепенно становились кочевьями, т.е. территорией, на которой, в зависимости от сезона года и выпасали скот. В обычном праве каждое тувинское хозяйство обладало своими кочевьями, на которых выпасали скот, что свидетельствовало о гибкости системы землепользования у кочевников.

Все виды тувинского скота были приспособлены к местным природно-климатическим условиям: мало требовательны к уходу и содержанию, способны к быстрой нажировке. Из-за круглогодичного выпаса скота на открытом пространстве, заготовку корма тувинцы, как и все тюрко-монгольские кочевники, не делали. Ограничивались незначительным запасом сухих трав, для подкормки новорожденных или ослабевших за зиму животных.

Тувинские кочевники прекрасно знали анатомию и физиологию животных, проявлявшихся в уходе и содержании за каждым из видов скота. Одним из способов ухода за животными были скотоводческие постройки, разнообразие которых зависело от рельефа и климатических особенностей местности.

Изученный материал позволяет сделать вывод о том, что формирование тувинского кочевого скотоводства было результатом не только естественно-природных условий, но и человеческой деятельности.

Основа ведения скотоводства — сезонные перекочевки практически не претерпели изменений со времени формирования кочевого хозяйства, что свидетельствует об исключительном единстве природного и человеческого фактора.

Животноводы республики и в настоящее время сохраняют основу жизни тувинского народа

2. Биография Ооржак Лопсанчапа Чываажыковича

Вот биография человека легенды, имя которого носит улица Лопсанчапа.

Жил в Туве человек с героической судьбой и легендарной биографией, который отдал всю жизнь служению народу. Имя ему - Лопсанчап Ооржак Чываажыкович.

Родился в 1903 году  в селе Хор-Тайга Дзун-Хемчикского кожууна. Сын батрака, на  долю которого  выпали тяжёлые испытания, он храбро боролся за новую жизнь с оружием в руках в партизанском отряде: воевал в  Дзун-Хемчике, в Улуг-Хеме, в горах Танну-Ола и в  других  местах. А  когда установилась народная власть, приехал  в родные края и сразу начал работать в кооперации.

В 1930 году вступил в ряды Тувинской Народной-революционной партии. Инициатор создания первых сельскохозяйственных артелей в Дзун–Хемчике. В  течению  ряда лет О.Ч Лопсанчап работал председателем Баян-Талинского сумона, Он был инициатором многих важных начинаний и дел. Приходилось ему и скот перегонять для сдачи государству, и лес заготавливать для строительства, и возводить магазины, столовые, школы.

После объединения арбынов в Баян-Талинском  сумоне  Лопсанчап, конечно же, был введён в состав партийного бюро, а в 1942 году стал председателем Баян-Талинского сумонного совета. Самым знаменательным событием в его жизни было то, что он стал членом партийно-правительственной делегации, которая в 1944 году передала Советскому правительству просьбу тувинского народа о добровольном вхождении ТНР в состав Советского Союза.

В 1947 году его избрали председателем колхоза «30 лет Октября» Дзун-Хемчикского района. Затем он по собственной инициативе в 1949 году принял колхозную отару колхоза «30 лет Октября», и из года в год стал добиваться хороших результатов.  

А в 1958 году возглавил чабанскую бригаду колхоза. Творчески  внедрял передовой опыт, прогрессивные методы организации труда в животноводстве, В1958 году им был испытан метод двух окотов.  В этом же году он добился рекордного результата, получив по 169 ягнят от каждого сотни маток. В 1961 году организовал в колхозе укрупненную чабанскую бригаду.

О.Ч Лопсанчап неоднократно избирался членом ЦК ТИРП, депутатом Великого хурала, членом обкома КПС и депутатом Верховного Совета Тувинской АССР.

Большой трудовой вклад О. Ч. Лопсанчапа в развитие экономики республики высоко оценен партией и правительством. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1959 года за выдающиеся успехи в развитии овцеводства ему было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот». О. Ч. Лопсанчап награжден также медалями СССР, отмечен наградами ТНР. Народ и правительство так оценили его многолетнюю работу. (Приложение № 1) [4]

25 апреля на 76м году жизни после продолжительной болезни скончался член КПСС с 1930 года участник осуществления Ленинского кооперативного плана в Туве, персональный пенсионер союзного значения Ооржак Чываажыкович  Лопсанчап.

Светлая память об Ооржаке Чываажыковиче Лопсанчапе, коммунисте, ветеране колхозного движения в Туве, скромном труженике, отзывчивом товарище о чутком наставнике молодежи всегда сохранится в памяти потомков. (Приложение № 2)

  1. Улица, которая носит имя О. Ч. Лопсанчапа

В юго-западной части города Кызыла есть улица Лопсанчапа.

Она  названа в честь Ооржак Чываажыковича Лопсанчапа–арата–скотовода, героя Социалистического Труда, председателя Президиума Малого Хурала сумона Баян-Тала.

Эта улица находится в южном микрорайоне города, протянулась с севера на юг от улицы Горной до улицы Ангарский Бульвар, его пересекают улицы: Кечил-оола, Джержинского, Калинина.  

        На этой улице всегда оживленно, особенно по утрам: спешат на занятия учащиеся школы № 5, 9, студенты медицинского колледжа, автодорожного техникума. На этой улице  много учреждений, организаций, предприятий социально-культурного и бытового назначения, здесь расположены: Сберегательный банк, предприятие связи, многоэтажные жилые дома, магазины и мн. др.  [3]

Все это - улица имени Ооржак Лопсанчапа Чываажыковича, Героя Социалистического труда.

Улица имени Ооржак Лопсанчапа Чываажыковича, раньше называлась Заречная и переименована 8 июня 1984 г. в целях увековечения памяти героя Социалистического Труда Ооржак Чываажыковича Лопсанчапа (Приложение № 3).

На улице Лопсанчапа в настоящее время живут его дети и внуки

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ооржак Лопсанчап Чываажыкович - герой Социалистического труда, арат–скотовод, наглядный пример отваги, мужества и патриотизма перед потомками, который вписал  яркие  страницы  в  историю  нашей  республики,  города.  Его имя  увековечено  в названии улицы Лопсанчапа.

Исследование подтверждает гипотезу, которые я выдвинул:

  • во время работы я познакомился с биографией О. Ч. Лопсанчапа;
  • познакомился с историей происхождения названия улицы Лопсанчапа

Подводя итоги по проделанной работе можно сказать, что поставленные задачи выполнены.

     

        

ЛИТЕРАТУРА

  1. Абрамзон С.М. Некоторые вопросы социального строя кочевых обществ // СЭ. 1970. № 6. С. 61-73. Газета Тувинская правда от 29 апреля 1977 года № 100 (9816) 3 стр.
  2. Аранчын Ю.Л. Исторический путь тувинского народа к социализму. — Новосибирск: «Наука». Сиб. отд., 1982. 339 с.
  3. Газета Тувинская правда. 18 мая 2004 г. № 67 (15878)
  4. Заслуженные люди Тувы ХХ века Государственная книга республики Тыва Тувинское книжное издательство Кызыл- 2004
  5. К.О. Шактаржик, А.Ч. Кылгыдай, О. С. Дамдын., География Республики Тыва: Уч. пособие для 9 классов. Тувинское книжное издательство, Кызыл - 2006г. с 100, 101


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД социального педагога школы Ооржак О.О. на тему: «Роль семьи в обучении и воспитании детей».

   Семья как социальный институт воспитания занимает одно из важнейших мест в процессе формирования и развития личности....

Портфолио учителя технологии Ооржак З.В.

Портфолио учителя технологии Ооржак З.В....

портфолио учителя Ооржак Ч.К.

портфолио учителя Ооржак Ч.К....

портфолио учителя Ооржак Ч.К.

портфолио учителя Ооржак Ч.К....

портфолио учителя Ооржак Ч.К.

портфолио учителя Ооржак Ч.К....

портфолио учителя Ооржак Ч.К.

портфолио учителя Ооржак Ч.К....