Уроки здоровья как средство формирования культуры здоровья школьников
статья по географии на тему

Шкуренко Ирина Николаевна
Уроки здоровья как средство формирования
 культуры здоровья школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уроки здоровья как средство формирования

 культуры здоровья школьников

Выступление Шкуренко И.Н. при проведении единого методического дня «Создание условий для формирования культуры здоровья учащихся»

11 мая 2012 г.

        Одна из важнейших задач современного образования – помочь ребенку реализовать свой потенциал. Но потенциал нельзя раскрыть, если человек не обладает хорошим здоровьем. От его состояния зависят и физические возможности, и работоспособность, жизненные и социальные мотивации и многое другое.

В настоящее время происходят качественные изменения в осознании обществом ценностей жизни и здоровья каждого ребенка. Поэтому одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования является работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

          Осознание школьниками значимости здоровья тесно связано с получением знаний и навыков по этой теме. Без усвоения соответствующих знаний невозможна сознательная деятельность. Только на основе знаний здоровьеформирующая деятельность может быть по-настоящему творческой, позволять человеку находить собственные пути укрепления здоровья, создавать собственный стиль здоровой жизни. С этих позиций одной из основных задач школы должно быть воспитание у детей культуры здоровья и безопасного поведения. Для достижения этой цели необходимо, во-первых, помочь детям осознать жизненный приоритет здоровья как одной из важнейших общечеловеческих ценностей и, во-вторых, обучить их здоровому и безопасному поведению в различных ситуациях. 

         К сожалению, системы целенаправленного воспитания культуры здоровья как в образовании, так и в семье пока нет. И именно с этим обстоятельством специалисты связывают снижение уровня здоровья учащихся. Низкий уровень культуры здоровья сказывается на всех сторонах жизни детей, включая режим учебы и поведение в быту. На первый план выходят более привлекательные и доступные занятия, например, переедание, вредные привычки, потребление травмирующей психику телевизионной и компьютерной информации и т.д. Отдаленные последствия такой жизни дети не могут предвидеть. Неудивительно, что при большом количестве хронических заболеваний подавляющая часть учащихся считает себя здоровыми и не предпринимает целенаправленных усилий к избавлению от различных патологий.

        При этом многие трудности, с которыми сталкиваются педагоги, – плохое усвоение учащимися программы, слабая ориентация в прикладном значении полученных знаний, чрезмерное умственное и психическое напряжение – связаны именно с низким уровнем здоровья учащихся.

        Практика показывает, что наилучший результат в воспитании культуры здоровья достигается при непрерывной системе специального образования, рассчитанного на весь период обучения. В нашей школе включен в учебный план учебный курс «Культура здоровья», который  изучается в объеме одного часа в неделю в 7-х классах.

Учебный курс «Культура здоровья» призвана вооружить школьников умениями и навыками, необходимыми для перехода к здоровому образу жизни.

Задачами учебной программы по культуре здоровья являются:

  • Формирование установки на приоритет здоровья и выработка лично мотивированного отношения школьников к проблеме здорового образа жизни.
  • Формирование системного мировоззрения учащихся в вопросах становления, поддержания и укрепления здоровья.
  • Обучение школьников основам знаний об организме человека и его индивидуально-типологических особенностях и возможностях.
  • Обучение учащихся практическим умениям и навыкам, необходимым для обеспечения, поддержания и укрепления здоровья.
  • Побуждение школьников к самопознанию и самосовершенствованию и создание собственных форм здоровой жизнедеятельности.

Учебный курс «Культура здоровья»  предполагает обеспечить школьников системой знаний по различным аспектам здоровья, которые отражены в следующих разделах программы:

  • место человека в природе и обществе;
  • анатомо-физиологические и психологические особенности возрастно-полового развития;
  • здоровье и здоровый образ жизни;
  • нравственно-этические основы здоровья;
  • рациональная организация жизнедеятельности;
  • методы оценки и коррекции психофизиологического состояния;
  • факторы риска здоровья и профилактика заболеваний;
  • основы семейной жизни;
  • охрана здоровья в чрезвычайных ситуациях;
  • первая (доврачебная) помощь;
  • антропологические изменения в природе и их влияние на организм человека.

       Контроль за уровнем знаний, умений, личностного отношения к проблеме здоровья и здорового образа жизни необходимо осуществлять в рамках каждого тематического блока. При этом особый акцент следует сделать на качественные сдвиги в познании, когда учитывается не столько возможность воспроизведения изучаемого материала, сколько формирование на основе этой информации взглядов, убеждений и мотивации. Таким образом, тематические и поэтапные формы контроля  за успеваемостью школьников вырабатывают у них способность к анализу собственных действий.

Требования к уровню подготовки учащихся седьмого класса

Учащийся должен знать: 

  • значение и взаимосвязь биологического и социального проявлений в человеке;
  • строение и функции системы кровообращения;
  • особенности функционирования сердечно-сосудистой системы в подростковом возрасте;
  • основные компоненты здорового образа жизни;
  • значение двигательной активности для здоровья человека;
  • последствия гиподинамии;
  • меры профилактики плоскостопия;
  • основы профилактики заболеваний мочеполовой системы;
  • способы оказания первой помощи при вывихах, переломах и ожогах.

Учащийся должен иметь представление: 

  • о половой дифференциации;
  • о сбалансированном питании;
  • о влиянии алкоголя на организм человека;
  • об умственной и физической работоспособности и ее колебаниях;
  • об упражнениях, тренирующих системы кровообращения и дыхания;
  • о системе дыхательной гимнастики по методике К.Бутейко;
  • об особенностях питания для людей, ведущих активный образ жизни, и для людей, имеющих избыточный вес;
  • о биосоциальном предназначении полов;
  • о типах темперамента человека;
  • об экстремальных ситуациях в природных и городских условиях, средствах индивидуальной защиты;
  • о технике выполнения искусственного дыхания;
  • о влиянии загрязнения воды и воздуха на здоровье человека.

Учащийся должен уметь: 

  • обосновывать зависимость уровня здоровья человека от его жизненных ориентаций;
  • выявлять положительные и отрицательные черты своего образа жизни;
  • приводить примеры, подтверждающие благотворное влияние физической активности на здоровье человека;
  • повышать производительность работы сердца;
  • предотвращать развитие плоскостопия;
  • определять индивидуальные типологические особенности высшей нервной деятельности, тип темперамента;
  • использовать средства личной гигиены;
  • оказывать помощь пострадавшему при вывихах, переломах, ожогах;
  • выполнять искусственное дыхание.

        Практика показывает, что преподавание культуры здоровья как учебного курса  требует особой методики изложения материала, следуя которой можно достичь высокой эффективности усвоения материала. Основные принципы изложения материала:

  • а) Заинтересованное отношение школьников к освоению учебного материала. Чтобы сделать учащегося заинтересованным участником образовательного процесса, надо предлагать ему задания индивидуального характера, в ходе которых он должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, то есть не сравнивать себя с другими по принципу «лучше – хуже», а сравнивать свои вчерашние достижения с сегодняшними.
  • б) Осознание практической значимости изучаемой информации. В процессе преподавания педагог должен придерживаться известного высказывания, что «ученик не сосуд для знаний, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь». Но чтобы учащегося «зажечь», требуется его активное, осознанное отношение к информации. Поэтому важно, чтобы любой новый учебный материал включал прикладной, а еще лучше – практический компонент: где, когда, как в жизни могут пригодиться эти знания. Такой подход обеспечит понимание учащимся важности осваиваемого материала, его необходимости для настоящей или будущей жизни.
  • в) Создание ситуации успеха. Процесс познания дает чувство удовлетворения только в том случае, если школьник получает реальное подтверждение своего роста, убеждается, что у него «получается». Образование должно предлагать индивидуально значимые стимулы к заинтересованной работе.
  • г) Уточнение и конкретизация задач освоения учебного материала. Заинтересовать учащихся новым материалом, показать его важность для самих учащихся и для освоения последующего материала. В этом отношении особое значение имеет увязывание рассматриваемой темы с ранее освоенными знаниями по данной и по другим учебным дисциплинам, что не только способствует осознанию значимости этого материала, но и потребует от учеников аналитического подхода к установлению причинно-следственных связей фактов и явлений.

  Главным результатом работы по обучению теоретическим знаниям о здоровом образе жизни и практическим навыкам его обеспечения должно быть воспитание культуры отношения к здоровью, вооружение учащихся средствами и методами формирования, сохранения и укрепления здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка как средство формирования здоровья школьников.

1. Пять уровней влияния музыки на человека:психофизиологический,психологический,интеллектуальный,личностно-творческий,социальный2. Вокалотерапия3. Ритмотерапия4. Музыкотерапия5.Фольклорная арт-т...

урок по ОБЖ "Компьютер и здоровье школьника"

Цель урока:- дать представление о влиянии компьютера на здоровье человека;- заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым, о приобщении к здоровому образу жизни;- объяснить роль здоровья...

Здоровый образ жизни – основа здоровья школьников.

Здоровье человека выходит на главенствующие позиции в мире в век развивающихся технологий. Ребенок-это маленький организм, способный реагировать на малейшие изменения со стороны среды, в которой он на...

Роль уроков физической культуры в сохранении здоровья школьника

Существует глубокое заблуждение, что занятие физической культурой способствует лишь развитию тела и никак не влияет на внутренний мир ребенка и его мировоззрение. Однако именно активное движение всегд...

Персонализация обучения как фактор физической подготовки и средство укрепления здоровья школьников

Цель школьного образования по физической культуре — формирование физически разносторонне развитой личности средствами и методами физической культуры, способной активно и целенаправленно исп...