статья "Метапредметные умения и навыки по географии"
статья по географии по теме

Гермони Юлия Вадимовна

Вашему вниманию предлагается статья " Метапредметные умения и навыки по географии", которая раскрывает систему поэтапного формирования метапредметных компетенций учащихся на уроках географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon метапредметные компетенции58 КБ

Предварительный просмотр:

Метапредметные умения и навыки на уроках географии.

Система поэтапного формирования метапредметных компетентностей учащихся на уроках географии, во внеурочное время.

Система поэтапного формирования метапредметных или надпредметных компетентностей учащихся на уроках географии и во внеурочное время формируется на надпредметных (общеучебных) умениях и навыках. Общеучебные умения и навыки – это такие умения и навыки, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни.

По классификации Н.А.Лошкаревой выделяют четыре группы общеучебных умений и навыков:

- учебно-организационные,

- учебно-интеллектуальные,

- учебно-коммуникативные,

- учебно-информационные.

Указанные умения являются сложными по своему составу и включают в себя ряд простых умений и навыков, формирование которых необходимо производить поэтапно на уроках географии.

В повседневной работе при организации учебной деятельности на уроке учитель всегда определяет для себя те надпредметные и специальные (предметные) умения и навыки, которые необходимо развивать у учащихся.

Виды учебных работ для поэтапного формирования надпредметных компетентностей на основе общеучебных умений и навыков на уроках географии и во внеурочное время в основной общеобразовательной школе.

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Учебно-организационные умения и навыки.

Работать в соответ- ствии с поставленной учебной задачей.

Работать в соответ- ствии с предложенным планом.

Сравнивать получен- ные результаты с ожида- емыми.

Ставить учебную за- дачу под руководством учителя.

Планировать свою дея- тельность под руководст- вом учителя.

Оценивать работу одноклассников.

Вносить изменения в последовательность и со- держание учебной задачи.

Выбирать наиболее ра- циональную последова- тельность выполнения учебной задачи.

Оценивать свою рабо- ту в сравнении с сущест- вующими требованиями.

Ставить учебные задачи.

Планировать и корректировать свою деятельность в соот- ветствии с её целями, задачами и услови- ями.

Владеть различ-ными способами са- моконтроля.

Виды работ

Составление учащими- ся «Описания реки» или «Характеристики реки» (умение различать учеб- ную задачу).

Составление полного и целостного описания ре- ки с сохранением логики заданного плана.

Проверка учащимися своей работы в соответ- ствии с требованиями, её корректировка (при необходимости)

Создание компьютер- ной презентации «Авст- ралия – самый сухой ма- терик планеты» (поста- новка задачи установле- ния факторов, влияющих на особенности климата континента, подбор источников информации, доказательств).

Оценка учащимися от- ветов одноклассников с точки зрения их доказа- тельности и полноты.

Создание компьютер- ной презентации «Роль реки Волга в развитии хозяйства нашей страны» (определение факторов, влияющих на возможнос- ти использования, приве- дение конкретных приме- ров этого).

Сопоставление учащи- мися результатов своей работы с ожидаемыми и оценивание того, насколь- ко точно они с ней справились.

Проектно-иссле- довательская работа «Наша школа» (пе- репись населения в школе)

Постановка уча- щимися задач и под- задач, выстраивание логики своей дея-тельности. Анализ учащимися страте- гии и тактики своей деятельности в за- данных условиях, с выделением поло- жительных и отрица- тельных сторон своих действий.

Учебно-логические умения и навыки.

Выделять главное, су- щественные признаки понятий.

Сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям.

Высказывать сужде- ния, подтверждая их фактами.

Выявлять причинно-следственные связи

Решать учебные проб- лемные задачи.

Определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объек- тов.

Анализировать связи соподчинения и зависи- мости между компонен- тами объекта.

Классифицировать в соответствии с выбран- ными признаками.

Систематизировать информацию.

Искать пути решения учебных и реальных проблемных ситуаций.

Владеть навыка- ми анализа и син-теза.

Структурировать информацию.

Определять реальные проблемы и пути их решения.

Виды работ

Самостоятельное сос- тавление учащимися оп- ределений и понятий, знакомых школьникам по темам «Рельеф суши», «Реки».

Составлении комп- лексной характеристики Бразилии с объяснением каждого приведенного факта в эпистолярном жанре (письмо учителю о личных впечатлениях).

Составление страно- ведческой характеристи- ки региона для «Заочно- го кругосветного путе- шествия».

Составление таблицы «Атлантический и Тихий океаны: черты сходства и различия».

Создание буклета «Ха- рактеристика природно-хозяйственной зоны сте- пей»

Создание буклета «Ох- раняемые территории России».

Подготовка проблем- ных материалов к инте- грированным урокам по географии, истории, лите- ратуре «Географические различия менталитета россиян», а также по географии и общество- знанию «У последней черты».

Составление ло- гического опорного конспекта изучен- ного параграфа.

Составление схе- мы «Факторы разме- щения электростан- ций разных типов» на основе анализа карт атласа «Топлив- ные ресурсы России» и «Электроэнергети- ка России»

Учебно-информационные умения и навыки

Поиск и отбор инфор- мации в учебных и справочных пособиях, словарях.

Работа с текстом и вне- текстовыми компонен- тами: выделение главной мысли, поиск определе- ния понятий, составле- ние простого плана, поиск ответов на вопро- сы, составление вопросов к текстам.

Качественно и коли- чественно описывать объект.

Классификация и орга- низация информации.

Работа с текстом и вне- текстовыми компонен- тами: составление слож- ного плана, составление логической цепочки, со- ставление по тексту таб- лицы, схемы.

Создавать тексты раз- ных типов (описатель- ные, объяснительные)

Представление инфор- мации в различных фор-мах (письменная и устная) и видах.

Работа с текстом и вне-текстовыми компонен- тами: составление тезис- ного плана, выводов, пе- ревод информации из од- ного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.).

Использование различ- ных видов моделиро- вания, исходя из учебной задачи

Создание собст- венной информации и её представление в соответствии с учеб- ными  задачами.

Работа с текстом и внетекстовыми компонентами: со- ставление конспекта текста или тезисов выступления.

Составление ре- цензии, аннотации

Виды работ

Составление простого плана по прочитанному тексту учебника.

Выбор из текста учеб- ника опорных слов, ко- торые передают основ- ной содержательный смысл текста.

Составление вопросов к тексту.

Составление плана по тексту учебника.

Составление визитной карточки страны.

Составление логичес- кой причинно-следст- венной цепочки по тексту учебника.

Создание комиксов для сравнения геогра- фического положения и площадей территорий от- дельных стран и России.

Составление таблицы «Климатические пояса и области Евразии»

Составление на основе учебного текста логичес- кого опорного конспекта.

Составление таблицы «Природные зоны России»

Составление ди- аграмм-сравнений основных показате- лей экономического развития двух регио- нов с использовани- ем статистических данных.

Написание рефе- рата на тему «Запад- но-Сибирский эконо- мический район»

Учебно-коммуникативные умения и навыки.

Кратко формулировать свои мысли в письмен- ной и устной форме: пе- ресказ близко к тексту, краткий пересказ, состав- ление аннотации.

Участвовать в совмест- ной деятельности, учеб- ном диалоге.

Выслушивать и объек- тивно оценивать другого.

Уметь вести диалог, вырабатывая общее ре- шение.

Выступать перед ауди-торией.

Выступать перед ауди- торией, придерживаясь определенного стиля при выступлении, соблюдая логику темы.

Уметь вести дискус- сию.

Вести полемику, участвовать в дис- куссии, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Виды работ

Объяснение правил ра- боты с компасом своему однокласснику, родите- лям, своему младшему брату (сестре).

Составление реклам- ного объявления или буклета путешествия по региону.

Подготовка и участие в учебных спектаклях «Тунгусский феномен», «Бермудский треуголь- ник»

Составление и  5-ми- нутное представление об- зоров и аннотаций ма- териалов средств массо- вой информации.

Подготовка опережаю- щий сообщений на уроках «Межнациональные кон-фликты» в теме «Южная Азия. Индия» (10 класс), «Калининградская об- ласть» (9 класс),  «Кав- каз» (8 класс) и др.

Подготовка и выступ- ление перед товарищами на экскурсиях.

Подготовка и участие в учебных спектаклях «Тунгусский феномен», «Бермудский треуголь- ник»

Разработать анке- ты и провести опрос одноклассников и учителей в рамках работы над проекта- ми.

Подготовка и выступление перед товарищами на экс- курсиях.

Подготовка и участие в учебных спектаклях «Тунгус- ский феномен», «Бермудский тре- угольник».

Resource id #2498

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных общеучебных умений и навыков у школьников в процессе обучения географии

Современные реалии выдвигают особые требования к подготовке школьников к жизни – вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими.  В условиях резкого увеличения объема знан...

Критерии оценивания знаний, умений и навыков по географии учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида

1.Основные требования к знаниям, умениям учащихся.2.Критерии оценок по географии....

Формирование у школьников практических умений и навыков при изучении школьного курса «Географии»

Статья  «Формирование у школьников практических умений и навыков при изучении школьного курса «Географии» актуальна, т.к. учитель  современной школы должен научить выпускника школы сам...

Потенциал проектных работ для формирования метапредметных умений и навыков на уроках географии

В данном материале рассматривается значимость проектной деятельности школьников как педагогической технологии, способствующей развитию и формированию метапредметных компетенций....

Формирование у школьников практических умений и навыков при изучении школьного курса «Географии».

Работа «Формирование у школьников практических умений и навыков при изучении школьного курса «Географии» актуальна, т.к. учитель  современной школы должен научить выпускника школы самостоятельно ...

Контроль знаний, умений и навыков учащихся на уроках географии

В статье описаны формы контроля усвоения учебного материала, в том числе дифференцированный подход к оценке работ учащихся....


 

Комментарии

Еваева Наталия Сергеевна

Юлия Вадимовна, в свете перехода на ФГОС ваша таблица для меня очень актуальна. Спасибо за предоставленный материал. С уважением, Наталия Сергеевна Еваева.

Гермони Юлия Вадимовна

Спасибо