"Образование почв и их разнообразие"
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Данный урок поможет изучить тему "Почва". Фотографии, схемы помогут сформировать у учащихся целостное представление об образовании почв и их строении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovanie_pochv_i_ikh_raznoobrazie.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Тема: «Образование почв и их разнообразие».

Цели и задачи:

1. Образовательная: сформировать понятие «почва». Дать представление о почвообразовательных процессах, свойствах почвы, почвенный горизонт.

2. Воспитывающая: способствовать формированию у учащихся представлений об ответственном отношении человека к окружающей нас природе.

3. Развивающаяся: развивать мировоззрение о постоянном изменении почвенного покрова с течением времени.

Оборудование: «физическая карта России», и карта «почвы России», атлас, учебник, проектор, компьютер.

Тип урока: изучение нового материала

Используемые технологии: диалогово - коммуникативная, формирование приемов учебной деятельности.

Формы: групповая.

Методы: исследовательский, познавательный, практический.                                           

.        Ход урока.

I Организационный  момент.

 Объявляю цель урока.

II . Изучение нового материала.

Почва и ее состав.

Объяснение нового материала начинаю с постановки проблемного вопроса перед классом:

  • Что такое почва? (слайд 5)

Если бы поверхность нашей Земли не была бы покрыта почвой, человек не смог бы на ней существовать. Без почвы не было бы растительности, и человек и другие животные не смогли бы добыть себе пищу.

Почва особое природное тело. Она образуется на поверхности Земли в результате взаимодействия живой (органической) и мертвой (неорганической) природы.

Почва состоит из твердой, жидкой, газообразной частей и живых организмов.

Твердая часть-это минеральные и гумусовые вещества ( слайд 6) :

  • минеральная основа (50–60 % от общего объёма);
  • органическое вещество (до 10 %)

Жидкая - вода с растворенными в ней органическими и минеральными соединениями (слайд 7) :

  • вода (25–35 %).
  • Газообразная часть(почвенный воздух) заполняют поры и пустоты в почве (слайд 8):
  • воздух (15–25 %)

Почва – верхний плодородный слой земной коры, обладающий плодородием. (слайд 9)

Почвообразующие факторы.

Вопрос классу.

  • Как образовалась почва?  Сообщение ученика( за ранее даю опережающее задание ученику «Как образовалась почва?»)

На основе прослушанного сообщения выделяем следующие почвообразующие факторы:

1. « выветривание»: разрушения скальных пород. Ледники приносят массы горных пород, разрушая скалы и горы. В сочетании с химическими элементами вода растворяет и вымывает некоторые виды горных пород. Смена температур способствует разрушению гор. От нагревания и охлаждения на поверхности скал образуются трещины. Туда попадает вода, которая при замерзании еще больше разрушает горы.(слайд 10, 11)

2.появление первых растений – лишайники – пионеры. (слайд 12)

3.деятельность растений. (слайд 13)

 В трещины в горных породах попадают семена деревьев, они дают побеги и своими корнями также содействуют разрушению горных пород.

Но это только начало образования почвы. Для образования настоящей почвы в песок или в мельчайшие частички скальных пород необходимо добавить «гумус».

4. деятельность живых организмов. (слайд 14)

В результате деятельности бактерий остатки почти всех растений и животных превращаются в почву. Бактерии разлагают их и повышают плодородие почвы. Земляные черви и другие насекомые также обогащают почву. Образуется гумус.

Гумус — это органическая масса, получаемая из растений и останков животных.(слайд 15)

5. рельеф местности

Механический состав почвы.

Механический состав почвы оказывает влияние на содержание почве влаги и почвенного воздуха, условия роста растений.(слайд 16)

        Почвы

глинистые                 суглинистые               песчаные    супесчаные

                    тяжелые                                               легкие

Песчаные почвы — легкие и легко оподзоленные. Они состоят из множества песчаных частичек с небольшим количеством примеси глины. В таких почвах вода быстро просачивается. Песчаные почвы содержат мало элементов питания, быстро нагреваются и остывают. Преимущество их — легкая обработка. Растениям на таких почвах не хватает воды и элементов питания, которые быстро вымываются.(слайд 17)

Супесчаные почвы содержат много песка. Эта земля более рыхлая, чем глинистая, поэтому ее легче обрабатывать. Она раньше оттаивает весной, проблем с воздушным питанием коней не возникает.(слайд 18)

Однако такой тип почвы подразумевает более частые поливы и подкормки – вода и быстрее испаряется и просачивается в более нижние слои, при этом влага уносит часть необходимых растениям питательных веществ (особенно соединений азота).

Суглинистые почвы в состоянии накапливать воду и элементы питания. В зависимости от содержания песка бывают рыхлые, тучные и тяжелые.(слайд 19)

Глинистые почвы имеют тяжелую и плотную структуру. Они сырые и водонепроницаемые. В них корни с трудом находят себе дорогу и неглубоко проникают. При засухе почва становится твердой. Глинистая почва плодородна, но необходимо постоянно следить за ее структурой.(слайд 20)

Структура почвы.

Гумус и глинистые частицы склеивают почву в мелкие комочки, такая способность почвы получила название структурная. (слайд 21, 22)

                                                              Почвы

Структурные

Бесструктурные

  • Хорошо разрыхлены корнями растений и животными - землероями
  • имеют комковатую структуру
  • в порах таких почв имеется в достатке вода, воздух, поэтому они плодородны
  • по механическому составу глинистые и суглинистые
  • кислотность нейтральная
  • Недостаточно разрыхлены
  • состоят из мелких пылевых частиц
  • впитывают воду, образуя вязкую массу, которая препятствует проникновению влаги и воздуха
  • поэтому они не плодородны
  • по механическому составу супесчаные и песчаные
  • кислотность:  песчаные почвы кислые (для занятия земледелием необходимо проводить известкование);
  • супесчаные почвы щелочные (для занятия земледелием необходимо проводить гипсование);

Основные свойства почвы: (слайд 23)

  • плодородие - способность, почвы обеспечивать растения питательными веществами.
  • структура.

Строение почвы.  (слайд 24)

Аo горизонт  лесная подстилка (луговой войлок) самая верхняя часть почвенного профиля — лесная подстилка или степной войлок, представляющая собой опад растений на различных стадиях разложения — от свежего до полностью разложившегося.

А1 горизонт накопления гумуса, наиболее темноокрашенный в почвенном профиле, в котором происходит накопление органического вещества в форме гумуса, тесно связанного с минеральной частью почвы. Цвет этого горизонта варьируется от черного, бурого, коричневого до светло-серого, что обусловлено составом и количеством гумуса. Мощность гумусового горизонта колеблется от нескольких сантиметров до 1,5 м и более.

А2 горизонт вымывания – это осветленный  горизонт, из которого вынесена часть органических и минеральных соединений, а иногда и все, что может раствориться. По цвету напоминает золу.

В горизонт вмывания в него попадает, то что теряет верхняя часть почвы. Здесь накапливается много мельчайших частиц (ила, глины). В разных климатических условиях на разных горных породах этом горизонте могут накапливаться разные минералы, например, оксиды железа и алюминия, что придает почве красно-бурый цвет. Мощность от 1 см. до 1, 5 м.

С горизонт материнская (почвообразующая) горная порода, из которой сформировалась данная почва, не затронутая специфическими процессами почвообразования (аккумуляцией гумуса, элювиированием и т. д.). , в этом горизонте нет гумуса.

III. Повторение.(слайд 25)

1.Что такое почва?

2. Назвать почвообразующие факторы?

3. Какие различают почвы по механическому составу?

4.Чем отличаются друг от друга песчаные и супесчаные почвы?

5. Чем отличаются друг от друга глинистые и суглинистые почвы?

6. Какими свойствами обладает почва?

7. Что такое плодородие почвы?

8. Что такое гумус?

IV. Выставление оценок.

V.  Д.омашнее задание.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образование почв и их разнообразие

Презентация по теме "Почвы и почвенные ресурсы" по географии 8 класса к учебнику География России И.И.Бариновой...

Конспект урока по теме: "Образование почв и их разнообразие"

Урок изучения нового материала о почвах в 8 классе...

Урок в 8 классе по теме: "Образование почв и их разнообразие"

Урок изучения нового материала о почвах....

Образование почв и их разнообразие

Цели урока:1.Сформировать знание учащихся о почве как особом природном теле, показать великий вклад русских учёных В.В.Докучаева и В.И. Вернадского в создание и развитие науки о почвах, раскрыть...

Урок по теме "Образование почв и их разнообразие" 8 класс

Вводный урок по теме "Почвы и почвенные ресурсы России" в 8 классе. Одним из этапов урока является практическая работа "Определение механического состава и структуры почв"....

Образование почв и их разнообразие

Формирование представления о почвообразовательных процессах,основных свойства почвы...