Программа дополнительного образования учащихся Географический кружок «Глобус»
рабочая программа по географии (6 класс) по теме

Михеенко Галина Сергеевна

 

Программа географического кружка способствует получению глубоких знаний по предмету. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению начального курса физической географии. Предложенная программа кружка подготовлена для учащихся 6-х классов и рассчитана на 17 часов (один час в две недели).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное  учреждение

Сергеевская  средняя  общеобразовательная  школа

Подгоренского  муниципального  района  Воронежской  области

Рассмотрено                            Согласовано                                                    Утверждаю

на заседании ШМО                Заместитель директора по УВР                    Директор школы

_______(Светличная О.Н.)      ________ (БедняковаИ.А.)                    _______(Слизкая Л.И.)

                                                   

Программа

дополнительного   образования учащихся

Географический кружок «Глобус»

                                                               Программу  разработала:

                                                                          Михеенко Г.С.,

                                                                          учитель географии

                                                          МКОУ Сергеевской СОШ

                                       Адрес  школы:

                                                                396571 Воронежская область,

                                                                           Подгоренский район,

                                                                с. Сергеевка, ул. Есенина, 34

Возраст: 6 класс

Срок  освоения: 1 год

2013 год

1 Пояснительная записка

Программа географического кружка способствует получению глубоких знаний по предмету. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению начального курса физической географии. Предложенная программа кружка подготовлена для учащихся 6-х классов и рассчитана на 17 часов (один час в две недели).

Цели программы: формирование положительной мотивации учащихся, освоение системы географических понятий; воспитание конструктивного восприятия определенных явлений  жизни;  освоение знаний об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования, овладение умениями ориентироваться на местности, использовать географическую карту, работать с различными источниками информации, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.

Задачи направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  • воспитание  любознательности, любви к своей местности, своему региону, своей стране, расширение общего кругозора  учащихся, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

                                             2 Общая характеристика

География в школе - это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современная школьная география - это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания.

 Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки.

                                 3 Место программы в учебном плане

Географический кружок является частью программы дополнительного образования МКОУ Сергеевской СОШ согласно учебного плана школы.

Занятия кружка проводятся 1 раз  в две недели по тематическому планированию.

                             4 Ценностные ориентиры  программы

Начальный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования – формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих  взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В ходе обучения географии у учащихся 6 класса должны быть сформированы:  

ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;

гармонично развитые социальные чувства и качества:

- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

- уважение к природе,  эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.

                                   5 Результаты освоения программы

Обучение географии в 6 классе направлено на достижение следующих личностных результатов:

- овладение на  уровне шестого класса системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные результаты освоения учениками шестого класса программы по географии  заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни;

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью.

Предметные результаты освоения учащимися шестого класса программы по географии:

-оценивать и прогнозировать тенденции развития природных объектов и явлений;

- влияние человека на отдельные компоненты природы на все стороны человеческой деятельности .

                                                     6 Содержание программы

Раздел I

Географические открытия и путешествия (4ч)

1. Адрес географических объектов

Географические координаты. Решение задач  

на определение  географических координат,

протяженности географических объектов по параллелям и меридианам.

       2. Значение географических исследований  

Географические  исследования. Сообщения учащихся. Презентации.

3. Интересные факты  из истории географических открытий

Путешественники и исследователи.

Знакомство с персоналиями.   Сообщения учащихся.

Просмотр видеофрагментов и презентаций

4. Географические названия рассказывают о себе                                                                        

Топонимика географических объектов.

Топонимика своей области и района. Презентация.

Занимательный час: викторины, ребусы, кроссворды по теме.

Раздел II Литосфера(3ч)

        5. Энергия из земных глубин

  Огнедышащие недра. Удивительное о вулканах.

  Исландия – земля огня и льда. Гейзеры. Просмотр видеороликов.

  6. Сокровища земных недр

  Различные типы полезных ископаемых.

  Практическая работа «Определение типов горных пород по происхождению».

 7. В мире камней и кристаллов

  Красивые и редкие минералы. Драгоценные камни.

 Жидкое ископаемое. Просмотр презентаций по теме.

 Практическая работа. Викторина «Зарытая скатерть-самобранка»

Раздел III Гидросфера(3ч)

8. Тайны Мирового океана

Колыбель жизни. Коралловые рифы. Океанические течения.

Вечное движение. Полярные льды. Плавающие острова. Ледники.

9. Любопытное в гидросфере

Вода-разрушительница и созидательница. Самые длинные реки мира.

Водопады-чемпионы.  Удивительное в природе, созданное водой.

      10. Озера мира

      Происхождение озер. Крупные озера мира.

      Байкал - жемчужина Сибири. Просмотр видеоролика о Байкале.

     Занимательный час: викторины, ребусы, кроссворды по теме.

Раздел IV Атмосфера (2ч)

       11. В мире атмосферных явлений

Краски неба. Такие разные облака. Презентации учащихся.

12. Необычные явления в атмосфере

Ураган, смерч, торнадо, тайфун, град, гало,«огни Святого Эльма», мираж

Занимательный час:  кроссворды по теме.

Раздел V Биосфера(5ч)

      13-14. Диковины растительного мира

Растения в эпоху динозавров. Могучие гиганты и живучие карлики.

Ствол-бочка. Деревья на ходулях. Необычные корни.

Пушечное дерево. Живые цистерны. Гигантская раффлезия.

       Растения-долгожители. Просмотр презентаций

       Викторины, ребусы, кроссворды по теме.

      15-16. Диковины животного мира

Знакомство учащихся с необычными представителями животного

       мира Земли. Просмотр видеороликов, презентаций  «Животный мир»

Викторины, ребусы, кроссворды по теме.

      17. Итоговая географическая игра  «Поле чудес»

Формы контроля

  • Анализ заданий, выполненных на контурной карте
  • Ответы на вопросы  викторины.
  • Ответы, полученные в ходе фронтальной беседы
  • Результаты практических работ

Учебно-тематический план

№ п\п

Темы

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1.

Географические открытия и путешествия

4

3

1

2.

Литосфера

3

2

1

3.

Гидросфера

3

2

1

4.

Атмосфера

2

2

-

5.

Биосфера

5

4

1

ИТОГО

17часов

 13часов

 4часа

                                         

7 Тематическое планирование

№п/п

Темы занятий

К-во часов

Дата

Географические открытия и путешествия

(4ч)

1

Адреса географических объектов

Географические координаты. Решение задач  на определение  географических координат,

протяженности географических объектов по параллелям и меридианам. Практика.

1

2

Значение географических исследований  для Географические  исследования. Сообщения учащихся. Презентации.

1

3

Интересные факты  из истории географических открытий

Путешественники и исследователи.

Знакомство с персоналиями.  

1

4

Географические названия рассказывают о себе.  

Топонимика географических объектов.  Топонимика своей области и района. Презентация.

Практическая работа. Викторины, кроссворды.

1

Раздел II Литосфера

(3ч)

5

Энергия из земных глубин.

Огнедышащие недра. Удивительное о вулканах.

Исландия – земля огня и льда. Гейзеры.

Просмотр видеороликов

1

6

Сокровища земных недр

Различные типы полезных ископаемых.

Практическая работа «Определение типов горных пород по происхождению»

1

7

 В мире камней и кристаллов

Красивые и редкие минералы. Драгоценные камни.

Жидкое ископаемое. Просмотр презентаций по теме.

Практическая работа. Викторина «Зарытая скатерть-самобранка»

1

Раздел III Гидросфера

(3ч)

8

Тайны Мирового океана

Колыбель жизни. Коралловые рифы. Океанические течения.

Вечное движение. Полярные льды. Плавающие острова. Ледники.

1

9

 Любопытное в гидросфере

Вода-разрушительница и созидательница. Самые длинные реки мира. Водопады-чемпионы.  Удивительное в природе, созданное водой.

1

10

Уникальные озера.

Происхождение озер. Крупные озера мира.

Байкал - жемчужина Сибири.

Просмотр видеоролика о Байкале

Практическая работа.  Викторины, ребусы, кроссворды по теме.

1

Раздел IV Атмосфера

(2ч)

11

11. В мире атмосферных явлений

Краски неба. Такие разные облака.

Презентации учащихся.

1

12

12. Необычные явления в атмосфере

Ураган, смерч, торнадо, тайфун, град, гало,«огни Святого Эльма», мираж

Занимательный час:  кроссворды по теме.

1

Раздел V Биосфера

(5ч)

13-14

13-14. Диковины растительного мира

Растения в эпоху динозавров. Могучие гиганты и живучие карлики.

Ствол-бочка. Деревья на ходулях. Необычные корни.

Пушечное дерево. Живые цистерны.

Гигантская раффлезия.

Растения-долгожители. Просмотр презентаций Викторины, ребусы, кроссворды по теме.

2

15-16

Диковины животного мира

Знакомство учащихся с необычными представителями животного мира Земли.

Просмотр видеороликов, презентаций  «Животный мир»

Викторины, ребусы, кроссворды по теме.

2

17

Итоговая географическая игра  «Поле чудес»

1

8 Материально-техническое обеспечение

1.  Карты мира, РФ

2.  Видеоматериалы  (по  темам)

3.  Слайды, презентации по темам

4.  Гербарии, коллекции  полезных ископаемых

5. Мультимедийное оборудование

Литература

1. Детская энциклопедия «Махаон». Тайны природы. М.: Махаон, 2013

2. Детская энциклопедия «Махаон». Географические открытия. М.: Махаон, 2013

3. Детская энциклопедия «Махаон». Мир моря. М.: Махаон, 2013

4. 5. Магидович И.П. Очерки по  истории географических открытий М.: Просвещение,

   1983.

5. Маркин В.А. Я познаю мир. География. Детская энциклопедия. М.: Астрель, 2004

       6. Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия

       7.Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ» (КРУЖОК ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ)

Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Программа секции рассчитана на учащихся...

Программа дополнительного образования детей Экологический кружок «Эколог»

            Направленность программыДанная программа предназначена для учащихся, посещающих экологический кружок «Эколог».Усилиями учителей  биологии и эколог...

Программа дополнительного образования детей, компьютерный кружок "ИКТешка"

Трехгодичная программа предназначена для обучения детей 10-14 лет компьютерной грамотности. Количество часов: 1 год обучения - 144 часа, 2 и 3 г. о. - по 216 часов....

АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ХИМИЧЕСКИЙ КРУЖОК ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ

Предлагаемая программа химического кружка ориентирована на обучающихся 7 классов, т.е. возраста 13-14 лет, в котором интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний ещё не хватает. В с...

Общеразвивающая программа дополнительного образования для детей кружок "Зазеркалье"

Для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в возрасте с 7 до 10 лет. Задачи:Образовательная:ü Обогащать,  расширять  и  систематизировать  знания,  ум...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования «Волшебный сундучок» (кружок декоративно-прикладного искусства). Возраст детей: 7-10 лет

По  реализации данной программы  обучающиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно-прикладном...