Главные вкладки

    Требования к современному уроку географии в условиях введения ФГОС.
    статья по географии по теме

    Козленко Ольга Петровна

    Требования к современному уроку географии

     в условиях введения ФГОС.

     

    "Если мы будем учить сегодня так,

    как мы учили вчера,

    мы  украдём у детей завтра"

     Джон Дьюи.

     

    В условиях введения ФГОС необходимы коренные изменения в методике проведения современного урока.  Деятельностная  парадигма обучения требует  перехода от простой трансляции знаний к раскрытию возможностей обучающихся.  Одно из основных условий эффективности урока - занятость всех учеников класса  продуктивной учебной деятельностью. Деятельность учителя в уроке – заключается  в проектировании учебной  деятельности, организации учебной деятельности , управлении учебной деятельностью учащихся .

    Новые направления планирования и организации урока географии в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов показаны в статье ряда авторов под руководством  Душиной И. В.  "Учителю о новых подходах к планированию урока географии в условиях введения образовательных стандартов нового поколения",  которая размещена в журнале "География в школе" №3, 2012г., с.29

    Сегодня в системе образования происходят большие изменения.

    ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно ориентированный, системно - деятельностный  подход, определяющий структуру деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний. Согласно вышесказанному на уроках географии:

    1. Задаются ценностные ориентации, доминирующие установки и смыслы всему процессу обучения.

    2. Происходит освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве России, отдельных регионов, мира в целом.

    Позитивный настрой учащихся обеспечивается с помощью таких операций, как проблематизация, мотивация, актуализация имеющегося субъективного опыта, коммуникация, рефлексия.

    Эмпирические, теоретические и методологические знания обеспечивают фундаментальный базис географической подготовки в единстве его теоретических и прикладных аспектов и способствуют формированию географического стиля мышления.

    Освоение географических умений и способов  деятельности объяснительно-аналитического, оценочного, прогностического, проектного, коммуникативного характера. Уровневая дифференциация географических умений включает в себя репродуктивные, продуктивные, креативные умения.

    Представляя особое значение в географии, картографический метод обеспечивает обзорность, возможность визуализации географической информации карт и атласов.

    Использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

    Предполагает овладение приёмами  компонентных и комплексных описаний, картометрии и морфометрии, расчётно-аналитического плана.

    Осмысление функционального назначения этих аспектов позволит учащимся ответить на принципиальные вопросы: знаю зачем, знаю что, знаю как.

    Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД). Овладение универсальными учебными действиями создаёт возможности самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.

    Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют:

    - эффективность образовательного процесса, в частности

    -усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащихся;

    -создают возможность обучения в зоне ближайшего развития учащегося;

    -способствуют достижению высокой успешности в усвоении учебного содержания;

    -создают предпосылки для перехода к самообразованию;

    -обеспечивают формирование осознанности и критичности учебных действий

    В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации; творчески решать возникающие проблемы; применять на практике полученные знания, умения и навыки. Поэтому задача учителя -- научить творчески  мыслить школьников, т. е. вооружить таким важным умением, как уметь учиться. Выдающийся психолог В.В. Давыдов сказал, что «школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причем, всех детей, без всякого исключения».        

    География - предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость и  анализировать. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ГМО учителей географии 29.10.2013г.

    Козленко О.П. МБОУ СОШ №7

    Требования к современному уроку географии

     в условиях введения ФГОС.

    "Если мы будем учить сегодня так,

    как мы учили вчера,

    мы  украдём у детей завтра"

     Джон Дьюи.

    В условиях введения ФГОС необходимы коренные изменения в методике проведения современного урока.  Деятельностная  парадигма обучения требует  перехода от простой трансляции знаний к раскрытию возможностей обучающихся.  Одно из основных условий эффективности урока - занятость всех учеников класса  продуктивной учебной деятельностью. Деятельность учителя в уроке – заключается  в проектировании учебной  деятельности, организации учебной деятельности , управлении учебной деятельностью учащихся .

    Новые направления планирования и организации урока географии в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов показаны в статье ряда авторов под руководством  Душиной И. В.  "Учителю о новых подходах к планированию урока географии в условиях введения образовательных стандартов нового поколения",  которая размещена в журнале "География в школе" №3, 2012г., с.29

    Сегодня в системе образования происходят большие изменения.

    ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно ориентированный, системно - деятельностный  подход, определяющий структуру деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний. Согласно вышесказанному на уроках географии:

    1. Задаются ценностные ориентации, доминирующие установки и смыслы всему процессу обучения.

    2. Происходит освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве России, отдельных регионов, мира в целом.

    Позитивный настрой учащихся обеспечивается с помощью таких операций, как проблематизация, мотивация, актуализация имеющегося субъективного опыта, коммуникация, рефлексия.

    Эмпирические, теоретические и методологические знания обеспечивают фундаментальный базис географической подготовки в единстве его теоретических и прикладных аспектов и способствуют формированию географического стиля мышления.

    Освоение географических умений и способов  деятельности объяснительно-аналитического, оценочного, прогностического, проектного, коммуникативного характера. Уровневая дифференциация географических умений включает в себя репродуктивные, продуктивные, креативные умения.

    Представляя особое значение в географии, картографический метод обеспечивает обзорность, возможность визуализации географической информации карт и атласов.

    Использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

    Предполагает овладение приёмами  компонентных и комплексных описаний, картометрии и морфометрии, расчётно-аналитического плана.

    Осмысление функционального назначения этих аспектов позволит учащимся ответить на принципиальные вопросы: знаю зачем, знаю что, знаю как.

    Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД). Овладение универсальными учебными действиями создаёт возможности самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.

    Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют:

    - эффективность образовательного процесса, в частности

    -усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащихся;

    -создают возможность обучения в зоне ближайшего развития учащегося;

    -способствуют достижению высокой успешности в усвоении учебного содержания;

    -создают предпосылки для перехода к самообразованию;

    -обеспечивают формирование осознанности и критичности учебных действий

    В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации; творчески решать возникающие проблемы; применять на практике полученные знания, умения и навыки. Поэтому задача учителя -- научить творчески  мыслить школьников, т. е. вооружить таким важным умением, как уметь учиться. Выдающийся психолог В.В. Давыдов сказал, что «школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причем, всех детей, без всякого исключения».        

    География - предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость и  анализировать.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС

    Дидактические требования к современному уроку...

    Доклад "Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС"

    О требованиях в современному уроку в условиях ФГОС...

    Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС

    Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг ...

    "Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения"

    Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет.Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой расп...

    Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС

    Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за и...

    Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС

    основные требования к уроку в условиях внедрения ФГОС...

    Презентация "Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС"

    Презентация "Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС" может оказаться полдезной для педагога, работающего по ФГОСам нового поколения...