Интегрированный урок "Города России. Урбанизация"
методическая разработка (география, 9 класс) по теме

Интегрированный урок: география и история. Цель урока: прзнакомить с процессом  урбанизации  в России, изучить  типологию городов  и их  функции; показать значение городов в материальной и духовной жизни населения. На уроке используется групповая форма работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок "Города России." 25.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:     Города России. Урбанизация.   (Слайд №1)                                                      

                           Интегрированный урок (география и история)

Цели урока:                                                                                                                                         1. Познакомить учащихся с процессом урбанизации в России.                                                                 2. Изучить  типологию городов, их функции.                                                                              3. Показать значение городов в материальной и духовной жизни населения.               4. Развивать творческие способности учащихся, умение анализировать                               статистические данные, учить дискутировать.

ТИП УРОКА: изучение нового материала.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ:  групповая   работа

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Учебники географии
  • Географические атласы и физическая карта
  • Раздаточный материал: карточки-задания «Города России», таблицы и схемы со статистическими данными
  • Презентация

                                          Ход урока

I.  Определение темы и целей урока.

На экране иллюстрации городов.  (Слайд № 2)

Вопрос: Что показано на слайде? О чем пойдет речь на уроке?

Назовите  тему  урока.  Ответ: Города России.  (Слайд  №3)

Вопросы ученикам: Все ли города одинаковы? Чем они отличаются друг от друга?

Когда и как возникли города?

Определяем цели урока.  (Слайд №4)

  1. Определить, как проходил процесс урбанизации в России.
  2. Выявить различия городов: по численности населения, по функциям.
  3. Дать понятия: урбанизация, городская агломерация.

II. Изучение нового материала.            

1.Причины роста городов.                                                                                                           2. Различия городов по функциям.                                                                                           3. Различия городов по численности.                                                                                                     4. Дискуссия «Плюсы и минусы городской жизни»

II. Изучение нового материала.

1.  Причины роста городов.

Беседа.  Сегодня мы познакомимся с процессом урбанизации в России.                 Что такое урбанизация?  Откройте словарь.   Вспомните, как и когда появились                                                        города?    Где возникали первые города?         Кем были первые горожане?

Рассказ  учителя.                                                                                                                                                              Задание: В ходе  рассказа о городах  России выделить причины роста городов.        Древняя Русь была страной городов. Норманны называли Русь «Гардарикой», т.е. страной городов. Первые города возникли еще в I тыс. н. э.       В IX в. в летописях упоминаются города: Новгород, Ростов Великий, Смоленск, Муром. К XII в. насчитывалось уже 150 городов, а до нашествия монголов на Руси насчитывалось 3000 городов. Города являлись центрами ремесла и торговли, возникали на удобных торговых путях. Важнейшим торговым путем был путь «из варяг в греки».   (Слайды № 5,6)

Во времена  Петра I было основано много новых городов. Все знают об «окне в Европу», городе Санкт-Петербурге.  (Слайд 7).  А при Екатерине II было изменено территориальное деление России, была проведена губернская реформа, в результате которой  создано 500 уездов, для которых были учреждены уездные центры. (Слайд 8). В XVII- XVIII вв. идет присоединение и освоение новых территорий, и появляются остроги, города как опорные пункты, центры новых территорий в Сибири и на Дальнем Востоке: Тобольск, Якутск, Тюмень.            Города как опорные пункты были образованы на границах Российской империи.  (Слайд  № 9)

В XIX в. к росту городов привела крестьянская реформа – отмена крепостного права. Ускоренное развитие промышленности, железнодорожного транспорта требовало перехода к вольнонаемному труду. Важное значение имело строительство Транссибирской магистрали от Москвы до Владивостока, которую называли магистралью века. Города появлялись там, где строились железные дороги.  (Слайды № 10)

Более 600 городов было образовано после Октябрьской революции. Больше всего возникло промышленных центров в Сибири, на Севере, на Дальнем Востоке, особенно в период индустриализации, который происходил в 30-е годы XX в. (Слайд №11)

 В середине XX в. рядом с крупными городами возникали города науки – наукограды: Дубно, Реутов, Зеленоград, Сколково.   Выросли города – курорты в Крыму, на Черноморском побережье Кавказа: Ялта, Сочи.  Появились города – центры военной промышленности, т.н.  «закрытые города». (Слайды № 12,13)

Итак, обсудите  в группах и назовите причины роста городов.  (Слайд №14)

В настоящее время городом считается населенный пункт с населением более 12 тысяч человек, не занятых в сельском хозяйстве. (Слайд  №15 )

2. Различия городов по функциям.

1).  Самостоятельная работа с учебником «География», стр. 39

Задание:  Прочитать и назвать, какие функции выполняют города.  (Слайд  №16 )

Функции городов:  

  • промышленные города
  • транспортные
  • научные центры
  • города – курорты
  • города – туристические центры
  • столичная функция
  • многофункциональные города

2). Работа с раздаточным материалом: карточки-задания «Города России»

Задание: Определить и показать стрелками главные функции городов.

3). Многофункциональные города растут очень быстро, рядом с ними формируются города – спутники, образуя городские агломерации (главный город с городами-спутниками).

4).  Анализ таблицы №10, стр.40 (учебник)

Задание: Проанализировать данные таблицы и назвать 3 крупнейшие городские агломерации в России.

  1. Московская – 17,3 млн. человек
  2. Санкт-Петербургская – 6,2 млн. человек
  3.  Самарская – 3,2 млн. человек

3.  Различия городов по численности населения.

1). Самостоятельная работа с учебником, стр.39.   (Слайд № 17)

2). Работа с раздаточными  материалами: атласы, таблицы.

  • Задание 1:  Определить, к какой категории по численности населения относятся города Пермского края:  г. Кунгур,  г.Березники,  г. Ныроб, г. Пермь.                                                                                    (Слайд № 18)
  • Задание 2: Используя атласы Пермского края, сделайте вывод: какие  по численности населения города преобладают в Пермском крае. (малые и средние)

3). Города – миллионеры.

  • Анализ таблицы №10 стр.40.

Вопрос: Сколько городов – миллионеров в России?

  • Анализ схемы №14 стр. 38.

Задание: Используя данную схему, дайте определение урбанизации в России. Определите уровень урбанизации в РФ,

  • Работа с картой.

Задание: показать на карте города – миллионеры.

Таким образом, города по численности населения делятся на:

  • Малые,  Средние, Большие                              
  • Крупные, Крупнейшие

4.  Дискуссия «Плюсы и минусы городской жизни»  (на примере  г. Пермь)

«+» Преимущества                                                                   «- » Проблемы

1). Человек становится свободным              1). Но в городе трудно жить, шум,                                                                          «Городской воздух делает человека              грязный воздух, суматоха, большое                                                                                          свободным»                                                          скопление народа

2). В городе больше возможностей              2).  Но существует жилищная проблема.     заработать, т.к. есть выбор рабочих             Дороговизна: жилье, питание, транспорт                          мест, много фирм, предприятий ,                 Большая часть зарплаты уходит       заводов                                                                 на оплату жилья, питания, транспорта                                                                                                                                                                                                                                                        

3).  Больше возможностей досуга:               3). Но город – это криминальная среда,       театры, кафе, парки культуры.                       Где много преступлений совершается.

4). Город – центр образования,                     4). Транспортная проблема, пробки,        науки, культуры.                                                 экологическая проблема,                         После школы едут в город для                        проблема  водоснабжения      продолжения образования.

Вывод: Город дает человеку больше возможностей в плане трудоустройства, образования, культуры, но жить в городе трудно, дорого и опасно. Поэтому необходим компромисс.  В современных  крупных городах люди учатся и работают в городе, а жить предпочитают в пригородах, где меньше шума, спокойнее, ближе к природе.  Понятие субурбанизация.

III. Закрепление знаний.    (Слайд  №19)

Вопросы:                                                                                                                                                1. Какие поселения называются городами?                                                                             2. Как различаются города по численности населения?                                              3.Назовите функции городов.                                                                                                       4. Что такое городская агломерация?                                                                                                5. Что такое урбанизация?

IV. Домашнее задание.    (Слайд №20)                                                                                                                            

1. Прочитать § 9, страницы 37 – 39.                                                                                             2. Минисочинение: передать мысли о любом городе в стихах или прозе.                        3. Познакомиться с гербами городов Пермского края.                                                         4. Подготовить сообщение «Сельский образ жизни»

V. Рефлексия.    (Слайд №21)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок "Россия - многонациональная страна". Обществознание и математика.

Урок по теме "Россия - мнонгонациональная страна". Урок открытия новых знаний по обществознанию, урок обобщения и повторения - по математике....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по истории (интегрированный курс "Россия и мир")

Программа базового уровня предполагает использование учебников О.В.Волобуева "Россия и мир" и О.Н.Журавлевой "История России". Программа рассчитана на 105 учебных часов. Полезна для учителей, желающих...

Интегрированный урок "Россия на карте мира"

Цель данного урока систематизация и обобщение географических знаний, расширение лингвострановедческих  знаний  учащихся по теме «Россия на карте мира»...

Интегрированный урок"Россия на карте мира"

Цель данного урока систематизация и обобщение географических знаний, расширение лингвострановедческих  знаний  учащихся по теме «Россия на карте мира»...

Интегрированный урок "Россия прирастала Востоком"

В 2013 году край отмечал несколько юбилейных  дат.(155 летие г. Хабаровска и 75-летие образования Хабаровского края. 105 лет Амурской Ж/Д;  155 лет со дня образования Амурского казачьег...

интегрированный урок "Россия.Русские. Россияне"

Урок в рамках делового партнерства и сотрудничества французских лицеистов и русских гимназистов....

Формы расселения населения России. Урбанизация.

На данном уроке обучающиеся познакомятся с 6 формами расселения населения России. Наглядно попробуют определить те или иные формы по яркому материалу презентации....