Организация исследовательской проектной деятельности
учебно-методический материал по географии по теме

Тюрина Любовь Валентиновна

Наиболее доступной  для  разрешения  вопросов  мотивации  школьников  к  учению выступает проектная  деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_proektnoy_i.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

        Тема: «Учебные  исследовательские  проекты»

                                         (выступление  на педсовете)

                                     Учитель:  Тюрина  Л.В.

      Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская  проектная деятельность, основной функцией которых является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире.

Типы учебных проектов по географии

Выделим возможные типы учебных проектов. По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские ( творческие), прикладные или практико-ориентированные. По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные. По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных — продолжительностью от месяца и более. По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.

             Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются, как подтверждает  моя  работа, внешкольными  конкурсами. Специфика предметного содержания географии позволяет организовать разнообразные исследовательские проекты.

            Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются  творческие проекты (или  миниисследовательские проекты).  Именно с них мы и начинаем знакомство с методом проектов в 7 классах.  Одна из  тем  проекта «Знакомство с  уникальной  Африкой. Путешествие  по  материку».

          В 8-9 классе темы проектов более  углубленные  и требуют серьезной работы. Эти проекты уже можно называть исследовательскими и результаты таких проектов могут быть интересны не только участникам проекта, но и другим учащимся. В  8  классе  используем  проекты, как  метод  зачёта  по  разделу  «Природные  регионы  России». Работу  готовят  на протяжении  3 и 4  четверти. Дети, которые  не  выбрали  географию  для прохождения  аттестации, от  проектной  деятельности  освобождаются.  Это  Кабакова  Даша  и  Рогачёва  Алина.  В  9  классе   подготовка  к  экзаменам  может  стать  самостоятельным  проектом

Основные требования к использованию метода проекта: 

  • Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи.
  • Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  • Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

Для этого учитель должен: 

  • владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся;
  • уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;
  • направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
  • уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

При использовании проектной технологии каждый ученик: 

  • учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
  • приобретает коммуникативные навыки и умения;
  • овладевает практическими умениями исследовательской работы:
  • собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.

            Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.

Исследования характеризуются следующими методологическими категориями: проблема, тема, актуальность, объект исследования, предмет исследования, цель, задачи.

Требования к исследованию: 

  • Ограниченность во времени, целям, задачам, результатам. Ограниченность означает, что исследование содержит:
  • Этапы и конкретные сроки их реализации;
  • Четкие задачи;
  • Конкретные результаты;
  • Планы и графики выполнения исследования.

Ход исследования можно представить в виде цепочки:

  • Обоснование темы;
  • Постановка целей и задач
  • Определение объекта и предмета исследования
  • Разработка гипотезы исследования
  • Непосредственно исследования
  • Результаты
  • Оценка полученных результатов и выводы.

           В организации исследовательской работы большое значение имеет отбор учебного материала для всех исследований, который должен строго соответствовать основным принципам дидактики: научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, индивидуальному подходу к учащимся в условиях коллективной работы, развивающему обучению, связи теории с практикой.

Определяя содержание ученических исследований, учитель должен следить, чтобы все творческие задания были:

  • простыми по содержанию и прямо или косвенно связанными с учебной программой, доступными для понимания, учитывать возраст учащихся;
  • разнообразными по содержанию;
  • интересными по замыслу и содержащими элементы занимательности;
  • разными по форме проведения, привлекательными для учащихся;
  • исследовательские работы должны способствовать раскрытию физических основ явлений природы, воспитанию любви к труду, бережному отношению к природе, формированию элементарных навыков научного труда.

        За долгие годы своего существования педагогическая наука накопила огромный арсенал научных средств и методов познания окружающей действительности. Перед современным учителем стоит непростая задача выбрать то, что доступно и необходимо детям для развития их познавательной деятельности.

В настоящее время проектный метод, как никакой другой, соответствует требованиям, предъявляемым к процессу обучения детей. Именно проектная методика позволяет организовать обучение путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, способствует развитию творческого мышления и познавательной активности школьников.

               Можно увидеть, что исследовательская деятельность более свободная, более гибкая, более смелая.

            Таким образом, исследовательская деятельность является одним из направлений работы учащихся в рамках проекта. Поэтому педагогу важно на стадии планирования проекта четко определить основные направления работы учащихся и методы их реализации. Используя исследовательский метод, необходимо помнить, что он предусматривает выполнение детьми под руководством взрослого отдельных исследовательских заданий и работ. Данная форма воспитывает у школьников интерес, сообразительность, активность, самостоятельность, ответственность. Исследование дает учащимся первые элементарные представления о приемах и способах научного поиска.

Используя метод проектов на уроках географии и внеклассных занятиях я пришла к выводу:

1.  Использование данных методов на уроках географии для меня очень приемлемо, эффективно и   результативно. Это  подтверждается  многими  дипломами  и  грамотами.

2.   Проектная технология всегда должна работать на результат. А  главный  результат  любой  школы  это  подготовка   к  итоговой  аттестации. Учащиеся  порой  перегружаются  проектной  работой  и  тем  самым  становятся  заложниками  учителей  для  накапливания  стимулирующих  баллов.

3.  Проектный  исследовательский метод умело сочетается  с другими технологиями, а не исключают их использование на уроках.