Урок географии черная металлургия 9 класс
план-конспект урока по географии (9 класс) по теме

технологическая карта урока географии.

1.Максимова Н.М Слобода-Бешкиль, Тюменская область

2.класс - 9, предмет-география

3.тема:Черная металлургия. Состав и значение.

Пр/работа  "Определить центры металлургических заводов" Понятия: металлургический комбинат, металлургическая база.

цель: рассмотреть особенности и факторы размещения отрасли.

задачи урока

образовательные: Изучить структуру и значение отрасли.

                                    Познакомиться с особенностями черной металлургии

                                    Рассмотреть факторы, влияющие на размещение металлургических заводов.

                                    Дать определения понятиям "металлургическая база", металлургический комбинат.

                                   Рассмотреть проблемы (экологические) и перспективы отрасли.

Развивающие: анализировать информацию карт

                             Выявлять причинно-следственные связи в системе " тип предприятия- фактор размещения- крупные центры"

воспитательные : Совершенствовать коммуникативные навыки.

Форма проведения урока: изучение нового, с постановкой проблемного вопроса

Оборудование: компьютер, проектор, карта атласа, раздаточный лист на каждую парту, раздаточный материал(сырье для ч/металлургии, минералы, продукция производимая предприятиями ч/металлургии), презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_9_kl_geogr_chernaya_metall.doc56.5 КБ
Microsoft Office document icon samoanaliz.doc46.5 КБ
Файл problemnyy_vopros_metallurgiya.docx11.74 КБ
Office presentation icon slayd_1-11.ppt2.79 МБ
Microsoft Office document icon uralskie_gory-urok.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

технологическая карта урока географии.

1.Максимова Н.М

2.класс - 9, предмет-география

3.тема:Черная металлургия. Состав и значение.

Пр/работа  "Определить центры металлургических заводов" Понятия: металлургический комбинат, металлургическая база.

цель: рассмотреть особенности и факторы размещения отрасли.

задачи урока

образовательные: Изучить структуру и значение отрасли.

                                    Познакомиться с особенностями черной металлургии

                                    Рассмотреть факторы, влияющие на размещение металлургических заводов.

                                    Дать определения понятиям "металлургическая база", металлургический комбинат.

                                   Рассмотреть проблемы (экологические) и перспективы отрасли.

Развивающие: анализировать информацию карт

                             Выявлять причинно-следственные связи в системе " тип предприятия- фактор размещения- крупные центры"

воспитательные : Совершенствовать коммуникативные навыки.

Форма проведения урока: изучение нового, с постановкой проблемного вопроса

Оборудование: компьютер, проектор, карта атласа, раздаточный лист на каждую парту, раздаточный материал(сырье для ч/металлургии, минералы, продукция производимая предприятиями ч/металлургии), презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся   фиксация своих ответов

УУД

Подготовка к уроку

Введение в урок

Приветствие и положительный настрой. Успеха.  1мин

историческая экскурсия в прошлое (об истории развития металлургии на примере Урала)

показ раздаточного материала (сырье для ч/металлургии)

Настраиваются на серьезную работу, сосредотачиваются. «Для того чтобы построить крепкую стену дома необходимо, чтобы каждый кирпич занимал своё место», без участия всех невозможен успешный результат"

Краткое сообщение ученицы ( 2 мин)

смотрят образцы (2мин)

межпредметная (история)

геология

практическая

самоопределение деятельности

т.к у нас на доске- тематическая карта и д/з чтение текста в учебнике "вперед", то тема? слайд №1

определяют тему , запись в  тетрадь.

личностные: самоопределение

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

постановка учебной задачи

ставит проблемный вопрос

слайд № 2-3

на примере ТЭК, "эл/энергетика"

определяют цели и решение проблемного вопроса в течение урока. на парте раздаточный лист №1(проблема) 3м

особенности отрасли, факторы размещения, проблемы и перспективы.

регулятивные

целеполагание.

Познавательные

постановка вопросов

Изучение нового материала.

Первичное закрепление

повторение

самопроверка

слайд №7

вторичное закрепление

металлургия состоит из металлургических комбинатов- производят металл, который используется для изготовления ?

нужно изучать данную отрасль?

Основной потребитель металла?машиностроение

слайд №4 (продукция металлургии)

металлургические заводы сосредоточены на металлургических  базах

(скопление м/заводов, использующих рудную или топливную базу ,и производящие основной металл страны)

что называют металлургическим комбинатом и металл.базой? (по группам)

Какие типы предприятия черной металлургии существуют?    

Что значит полного цикла, передельная, бездоменная и доменная металлургия? слайд №5

(технологическая цепочка)раздаточный лист 1А

Принципы размещения предприятий ч/м  (повторение) зарядка для глаз

рассмотрим на примере Череповецкого комбината полного цикла фактор размещения?

Пр.работа цель: определить центры метал.заводов. слайд №6

закрепление : Где же строят метал. заводы?

(по таблице спросить несколько учеников)

Продукция производимая предприятиями ч/металлургии    слайд №10

Раздаточный материал

металлургия грязное производство и нельзя строить несколько предприятий в одном городе.

предполагают, запись в тетрадь

машин, станков, оборудования для многих заводов.

машиностроение(анализ карты с.16 с помощью усл. знаков)                                      2м

работа по карте "Металлургия"                           называют и показывают по карте (1 уч у доски) метал.базы.                                 2м

запись в тетрадь                        3 мин

анализ столбчатых диаграмм(перспективный район- Сибирский) Урал-ведущий район по ч/м(запасы ж/руды, правда, большей частью выработанные)                        

Устанавливают грузопотоки (руду-из Казахстана,с Кольского п-ва изКМА; уголь -из Кузбасса) 1уч у дос  Перечисляют основные центры на примере Урала(Н.Тагил,Магнитогорск,Челябинск,Новотроицк)                                                   4мин

отвечают с помощью тетради.              

работа  по карте атласа и у доски(полного цикла- пример, передельная металлургия, доменная и бездоменная -пример)                            3 мин

анализ таблицы и с помощью технологической цепочки делают сообщения (индивид.опрос)  3 мин

(раздаточный лист №  1а)

называют факторы с помощью карты и раздаточного материала (№2)     запись в тетрадь    3мин

зарядка для глаз  1м

работа по карте атласа и у доски   -1уч  

в ряде случаев выгодно размещение предприятий на пересечении транспортных потоков угля и руды, между сырьевыми районами (уголь-Воркута, ж/руда-Кольский п-ов (транспортный, сырьевой, топливный)                   3 мин   запись в тетрадь

раздаточный лист  №2 + слайд №6

заполняют таблицу                                      7 мин.

решение проблемы (в крупных  городах ориентируются на металлолом и у потребителя)  используя таблицу   №1а

Метал. заводы полного цикла размещают у сырья или у топлива или на потоках руды и топлива;

Передельные заводы ориентируются на металлолом, потому размещаются в крупных городах, ориентируются на потребителя.

минералы (класс обмениваются)       3 мин

2уч- на кл.доску крепят разд.материал(продукция)

слайд №8 (экология)

слайд №9( перспективы)            1 мин

работа с термином

работа с картографическим материалом

Регулятивные: контроль, оценка

Познавательные умение структуировать знания

познавательная работа с картографическим материалом

регулятивные

умение структуировать знания

закрепление

коррекция

работа с картографическим материалом

1 ученик у карты

выбор эффективных способов решения

контроль

проговаривают новые знания

работа с раздаточным материалом

(познавательные

Вы являетесь учениками 9 кл

Какие профессии, вы, ребята можете назвать по данной теме?

металлурги, сварщики и рабочие высокой  квалификации, инженер-технолог ит.д(химия)

профориентация

Какие металлы принято считать черными  (ж.руда, хром, марганец)?

Какие металлы относятся к группе цветных металлов(Олово,медь,свинец,титан,магний,алюминий)?

да, нет   запись в тетрадь химическими элементами (учебник -форзац)

да, нет     запись в тетрадь -химическими элементов

 6  мин

работа с таблицей Менделеева

химия

подведение итогов

с.38 Химия ответьте, пожалуйста, металлургия -это

наука? Составьте простую схему получение металлов.

тема?

чем урок понравился или нет?

оценки (считаем +)

Д/з -записи в тетради и составить аналогичную таблицу по теме цветная металлургия.

с.38.1 ученик читает

с.38 учебник химии.

терминология, факторы размещения, работа по карте.

самооценка своей деятельности.

инструктаж.

впечатления

предложения

ФОУД- фронтальная, индивидуальная, парная; практическая деятельность

Литература:

1.Учебник Алексеева. « Население и хозяйство»,9 класс, издательство «Просвещение»

2.учебник химии



Предварительный просмотр:

Предмет

География  Население и хозяйство России. – 9 кл.

Ученики

9  класса

Учитель

Максимова Н.М

Дата

31.10.2013 г.

Тема урока:

Черная металлургия. Состав и значение

П/работа "Определить центры металлургических заводов"

Цель урока:

рассмотреть особенности и факторы размещения отрасли.

Образовательно-воспитательные задачи

Изучить структуру и значение отрасли.

                                    Познакомиться с особенностями черной металлургии

                                    Рассмотреть факторы, влияющие на размещение металлургических заводов.

                                    Дать определения понятиям "металлургическая база", металлургический комбинат.

                                   Рассмотреть проблемы (экологические) и перспективы отрасли.

Развивающие: анализировать информацию карт

                             Выявлять причинно-следственные связи в системе " тип предприятия- фактор размещения- крупные центры"

: Совершенствовать коммуникативные навыки.

формировать чувство коллективизма через совместную творческую деятельность:

  • учить работать в группе, формировать коммуникативные компетенции учащихся;
  • умение работать с дополнительными источниками информации;
  • развивать умение применять полученные знания при выполнении творческих заданий;

продолжать формирование умений работать с географической картой, устанавливать причинно- следственные связи, сравнивать, обобщать и делать вывод. :

- Развитие навыков развернутого устного ответа, умение четко излагать свои мысли;

Средства обучения

компьютер, проектор, карта атласа, раздаточный лист на каждую парту, раздаточный материал(сырье для ч/металлургии, минералы, продукция производимая предприятиями ч/металлургии), презентация

Методы

  • наглядно-иллюстративный, частично- поисковый,

Репродуктивный с элементами проблемного изложения.

Форма урока

изучение нового материала с постановкой проблемного вопроса.

Тип урока

комбинированный.

Деятельность ученика

Индивидуальное задание. Ответы на вопросы Работа с картами атласа, решение логических и практических задач.

Деятельность учителя

- Целеполагание. Установка мотивации и задач данного урока.

- Ответы учащихся. Иллюстрация, работа с раздаточным материалом.

- Работа с презентацией или раздаточными листами.- Иллюстрация

- Домашнее задание. Инструктаж. Внести коррективы.

Определить размещение предприятий центры цветной металлургии.

Самоанализ урока на тему: “ Черная металлургия. Состав и значение

П/работа "Определить центры металлургических заводов"

При подготовке урока я решила совместить  географическую ,историю и химию, экологическую  составляющие урока, показать значение этого материала в жизни.

Урок   разработан с учетом поурочного планирования (Население.  Хозяйство. России.  9 класс) по учебнику А.И.Алексеева и В.И.Николиной.

Подобный урок хорошо вписался в планирование, составленное на основе интегральной технологии, как урок-презентация или урок закрепления полученных знаний и способов деятельности. Здесь происходит общее представление темы, создается мотивация к дальнейшей проработке материала. С точки зрения психотерапии этот урок можно определить как урок-мотивацию к принятию самостоятельных решений

На фоне учебного материала я старалась показать ученикам значение полученных знаний В процессе обучения предусматривается закрепление  учениками учебного материала: отвечать на вопросы проблемного характера.

Урок построен как диалог ученик – эксперт -учитель и является примером использования информационно-педагогической технологии. В то же время он относится к интегральному. В нем совмещены учебные предметы  география, истрия,  ихимия.

Исходя из этого,  можно выделить этапы  урока :

-Организационно-мотивационный – актуализация темы.

-Презентация и работа по ней (или раздаточные листы); использовала раздаточный материал.

-Закрепления знаний и применение изученного материала на уроке

-Информация о домашнем задании.

Большую часть урока  была организована в форме :индивидуальной работе, фронтальной, в группе.

*индивидуальной  работы (практическая часть,);

*беседы, диалога,

В ходе этапов  урока ученики отрабатывали умение обобщать и выделять главное

  • В воспитательном плане : коммуникативные навыки.
  • «Для того чтобы построить крепкую стену дома необходимо, чтобы каждый кирпич занимал своё место», без участия всех невозможен успешный результат.



Предварительный просмотр:

  • проблема ждет вашего решения
  • Для обеспечения поставок в Европу нефти и газа на территории России уложено более 100 млн. тонн стальных труб большого диаметра, составляющих основу уникальной трубопроводной системы. Большая часть этих труб эксплуатируется с 70-х годов прошлого века, когда в Европе и в Японии закупалось по 2-3 млн. тонн труб большого диаметра. Срок эксплуатации этих труб составляет 30 лет и уже заканчивается.
  • Нам предстоит заменить эти трубы в тех же масштабах. Именно сегодня Россия имеет шанс исправить парадоксальную ситуацию, когда крупнейший в мире потребитель труб большого диаметра и одновременно один из мировых лидеров в производстве стали не имеет современного трубного производства.
  • Возникла необходимость в строительстве завода по производству труб большого диаметра.

Где нам удобнее и выгоднее его построить


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Тема урока: Урал-«каменный пояс русской земли»

Максимова Н.М Слобода-Бешкильская СОШ, Тюменская область

ТДЦ:

Познавательная: показать значение Урала. Сформировать представление о размещении уральских гор.

Развивающая: создать условия для формирования и развития навыков самостоятельного поиска ответов, самостоятельного решения проблемных ситуаций, умение анализировать геологические и тектонические карты, обобщать и делать логические выводы.

Воспитывающая: способствовать формированию исторических взглядов.

Общедидактическая цель: способствовать осмыслению связей нового материала и ранее изученного по теме географическое положение гор 6 класс, рельеф и геологическое строение 8 класс.

Уровневые цели:

  • репродуктивный уровень: усвоить понятия месторождение.
  • конструктивный уровень: выявить причинно-следственные связи между  рельефом и  тектоническим строением гор.
  • творческий уровень: решать проблемные задачи, находить способ деятельности (объяснить причину сказочных богатств Урала полезными ископаемыми)

Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, с элементами проблемного обучения, практический (работа с тематическими и контурными картами), аналитический (работа с учебным материалом).

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, атласы, рабочая тетрадь с контурными картами, карта тектоническая, геологическая(электронная) и физическая России, физическая коллекция «Поделочные камни Урала» учебники, словарь.

Формы интеграции: проблемная, деятельностная

Ключевые понятия: природные ресурсы, эра, период.

Технологическая карта урока

Этапы урока

технологии

Дидактические задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организация начала занятия

Время -2м

Самоопределение учащихся

Подготовка учащихся к работе на уроке

Приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу, проверяет готовность учащихся к работе.

Выражение «На кудыкину гору»

Индивидуальное задание (заранее)

Организационный настрой на урок, приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места.

Объяснить выражение.(с.11 «Я познаю мир» том:Горы.

В отличие от охотников альпинисты и туристы. должны сообщать свое местоприбавания.)

2 Подготовка к основному этапу урока

Время-2м

Обеспечение мотивации принятия учащимися цели. Учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений

Работа по тексту учебника «история освоения Урала»с.173-175

Династия Демидовых.

 Фронтальная беседа с учащимися.

Работа с текстом учебника с.173-175.Баринова

Презентация История заселения Южного Урала.

  1. Усвоение новых знаний 2м

2минута

         5минуты.

       3 м

3 м

проблема

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действия, связей и отношений в объекте изучения

Самостоятельная работа: охарактеризуйте специфику ФГП Урала (1в.с177)

Презентация «Урал.Общее»

На 1ч темы урока мы ответили.

(урал-каменный пояс земли русской)

Выявить причинно-следственные связи м/д рельефом и тектоническим строением и объяснить причину сказочных богатств Урала.

Интерактивная (геологическая карта)

Презентация.

Приглашаю хозяйку Медной горы. (+сказы Баженова, музыка-фон)

Работа с текстом учебника с.175-177рис.102.

Учащиеся отмечают специфику ГП Урала.

Презентация Урал. Общее.

Осознание причины затруднения в решении поставленной задачи (недостаточно имеющихся знаний, необходимость дополнить их новыми)

1.работа с тематическими картами

Интерактивными(читаем легенду) тектонической картой(складчатость)

2.презентация Уральские горы(в конце Хозяйка медной горы

3.показ поделочных камней Урала.

4.учащиеся читают текст и анализируют рисунок.

1гр-с.175

2гр-с.176

3гр-с.177 устные ответы

Выдвижение гипотезы

1.Примеры из жизни об «использовании месторождений.

 

Районов

(распашка земель)средний, юг Урала

Работа с физической картой Урала.

Что такое месторождение(с.40)

Сопка.

Формируется гипотеза: на формирование полезных ископаемых Урала повлияло геологическое и тектоническое прошлое;  антропогенное влияние.

3в с.177

Работа со словарем.

5 мин

1 м

Поиски методов доказательств или опровержения

повторение

Организация работы в группах (выполнение практического задания)

В рабочих тетрадях: сравнение Кавказких и Уральских гор.

Отчет

Географическая номенклатура

(Алтай, Саяны, Хибины, Кавказкие горы, Сихотэ-Алинь и др)

Изучая источники информации: текст,  карты атласа, составляют сравнительную характеристику гор(таблица)

Вывод: 1.Кавказ горы высокие, Урал низкие.

2.Кавказкие горы-складчатые, Урал-глыбовые.

Работа по карте.

(один ученик у доски)

Результаты поискового метода

Организация выступления представителей групп, выступление с демонстрацией презентации

Группы обучающихся обмениваются имеющейся информацией

Вывод:

  1. полученный продукт подтверждает или опровергает гипотезу
  2. поставленная проблема решена или нет

Координация работы обучающихся. Полученные результаты проверяются с помощью Презентации

Обучающиеся высказывают свое мнение о подтверждении гипотезы. Значит, поставленная проблема решена.

  1. Первичная проверка понимания

2 мин.

ИКТ

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне.

Выводы.

1.Урал невысокие горы, древние богатые полезными ископаемыми.

2.Глыбовые горы

3.образовались в палеозое, в течение мезозоя и палеогена были почти полностью разрушены.

Назвать

Физкультминутка    («зарядка» для глаз)

5. Закрепление знаний и способов действий

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действия на уровне применения в измененной ситуации

Для закрепления материала учитель предлагает перечислить основные физико-географические области  Урала по карте, назвать складчатость образования гор.

Практическая работа на к/ картах с использованием атласа, таблицы 7 с.173. На конт. картах с177 4в

Работа по карте.

6. Подведение итогов (рефлексия)

2 м

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективы следующей работы

Просьба закончить предложения:

1.Русская равнина граничит с горами?

2.Наименее сейсмичный район России?

Кавказ, Саяны, Урал.

3.Рудные полезные ископаемые соответствуют тект.структурам(складчатость, плита,

платформа)

Уральскими

Урал

складчатость

7. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Пояснение выполнения д\з по уровням:

1 параграф №32, 2 вопрос

  1. Чтение П33

Спасибо

Оценки.

Записывают задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку географии в 9 классе по теме "Цветная металлургия"

Компьютерная презентация по географии 9 класс на тему: "Цветная металлургия"...

урок географии "Черная металлургия России"

урок геогрфии с использоанием ИКТ...

Урок географии в 9 классе на тему "Черная металлургия". Презентация.

Презентация к уроку знакомит учащихся с факторами размещения предприятий черной металургии, с основными продуктами черной металлургии, а так же со способами добычи черных металлов....

География черной металлургии

Презентация к уроку географии России. 9 класс...

География черной металлургии России

Конспект урока по географии в 9 классе на тему "География черной металлургии"...

Урок географии черная металлургия 9 класс

технологическая карта урока географии.1.Максимова Н.М2.класс - 9, предмет-география3.тема:Черная металлургия. Состав и значение.Пр/работа  "Определить центры металлургических заводов" Понятия: ме...

«Цветная металлургия « Конспект урока географии в 9 классе.

Цели:Образовательные:·         Изучить структуру и значение металлургии.·         Познакомиться с особенностями цветной ...