ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ
статья по географии по теме

Ковалёва Алла Николаевна

 

Федеральный  государственный образовательный стандарт предъявляет  высокие требования к современному школьнику. Короткие сроки, большие объемы информации и высокие требования к знаниям и умениям школьника – вот современные условия образовательного процесса. Одно из требований к условиям реализации основных образовательных программ на основе ФГОС является «широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий» [4]. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchnoprakticheskaya_konferentsiya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ

Ковалева Алла Николаевна

МОУ «Должанская основная общеобразовательная школа»

     Федеральный  государственный образовательный стандарт предъявляет  высокие требования к современному школьнику. Короткие сроки, большие объемы информации и высокие требования к знаниям и умениям школьника – вот современные условия образовательного процесса. Одно из требований к условиям реализации основных образовательных программ на основе ФГОС является «широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий» [4].

      Объем материала, изучаемого за школьный курс географии с VI по XI классы, значительный и с каждым годом происходит его уплотнение, изменение сетки часов. «Многое из того, что учащимся необходимо знать, остается за рамками программы или же изучается вскользь. Мы должны помнить, что перед нами школьник XXI века, который имеет широкие интересы, свои суждения» [2].

     «Задача развития обучающихся, которая успешно осуществляется в процессе интерактивного обучения, реализуется через организацию их деятельности, построенную с учетом  закономерностей психики деятельности детей конкретного возраста (что является одним из принципов развивающего обучения)» [3].

     Добиться поставленной цели при использовании интерактивного обучения   возможно за счет новизны деятельности, интереса работы с компьютером, ноутбуком, планшетами, организации активной осмысленной работы обучающихся, сделав занятия более наглядными и интересными.

     Новыми,  динамично развивающимися информационными технологиями, используемыми на уроках географии, являются интерактивные  средства, эффективность которых заключается в возможности одновременного получения образного объекта, процесса в различных информационных представлениях: графика, звук, видео, и реализации динамизма движения, преобразование объекта в виде анимации. Использование интерактивности на уроках географии обеспечивает наилучшее усвоение основных понятий, закономерностей и законов природы учащимися, учит их свободно оперировать полученными знаниями.

     Однако при использовании различных интерактивных средств,  в преподавании географии очень сложно выбрать наиболее эффективные, которые бы  могли  помочь учителю успешно  организовать учебную  деятельность так, чтобы это привело к   повышению усвоения качества географического образования.

     В основу организации учебно- воспитательного процесса положена ориентация на применение в обучении интерактивных методов. В числе основных методических принципов интерактивного подхода к обучению географического образования  автор выделяет следующие:

  • взаимное общение;
  • совместная деятельность;
  • изменение традиционной роли учителя в учебном процессе;
  • «переход к демократическому стилю общения;
  • рефлективность обучения;
  • сознательное и критическое осмысление действия, его мотивов, качества и результатов как со стороны учителя, так и учащихся» [1].        

     При этом эффективность процесса обучения зависит от реализации интерактивности, (как при организации учебных материалов, так и самого учебного процесса).

     Принцип интерактивности предполагает, что в ходе учебного процесса учащиеся не только приобретают учебные и профессионально значимые знания и умения, но и изменяются сами в результате выполнения ими предметных действий. Примером интерактивности является применение интерактивных карт на уроках. Демонстрационные возможности интерактивных карт существенно выше обычных. При работе с электронной картой можно:

  • приближать выбранные участки земной поверхности для более детального рассмотрения;
  • снимать часть обозначений, упрощая карту, делая ее более наглядной;
  • делать рисунки;
  • наносить надписи при помощи клавиатуры;
  • ряд карт можно совмещать, что позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности;
  • на некоторые карты добавлен привязанный к территории дополнительный иллюстративный и текстовой материал.

     Приведу примеры некоторых приемов работы с интерактивными картами, апробированные автором  на уроках. В 7 классе по теме «Географическая карта» предлагается задание: обозначить на карте, где отключен слой с градусной сетью, экватор, нулевой и 180 меридиан, полюсы Земли, северный и южный полярный круг, тропики. Затем, включив этот слой, можно сравнить точность выполнения задания.

     Интерактивная карта «Великие географические открытия» позволяет показать не только путь мореплавателя, маршрут которого изучается в данный момент, но и его портрет, краткие сведения биографии.

     При изучении темы «Литосфера» отключив все слои и превратив карту в контур, учитель предлагает с помощью функции рисования и нанесения надписей обозначить крупнейшие горы и равнины мира. Это задание помогает ученикам адаптироваться к новому для них виду деятельности и в дальнейшем успешно выполнять практические работы на контурных картах.

       Большие возможности дают интерактивные наглядные пособия при изучении природных зон. На интерактивной карте «Природные зоны мира» изучается расположение той или иной природной зоны. Затем открывается окно с панорамой, например, африканской саванны. Для иллюстрации известного положения «природная зона – продукт климата» на фоне панорамы можно вывести окно с климатической диаграммой, по которой дается характеристика климата субэкваториального пояса. Затем в интерактивном режиме идет знакомство с другими компонентами природных комплексов саванны: почвами, растительностью, животным миром и так далее. При этом можно не только увидеть, но и услышать различных обитателей природных зон, посмотреть интерактивные видеоролики, иллюстрирующие их приспособленность к сложившимся природным условиям.

     При изучении политической карты мира возможны следующие задания: выключив слой надписей и увеличив масштаб, узнать страны мира по очертаниям (Россия, Китай, Канада, Индия, Бразилия, Чили и другие «узнаваемые» примеры); расставив вопросительные знаки на территории стран, предложить ученикам назвать их, указав столицы.

     Виды работ с интерактивной картой «Электроэнергетика России»: при изучении нового материала последовательно открывать слои во время лекции; включив дополнительный материал показать, как выглядит ТЭС, ГЭС, АЭС; выявить особенности размещения ТЭС, включив слои о ТЭС, плотности населения и топливной промышленности. Это позволит сделать вывод о приуроченности тепловых электростанций к Главной полосе расселения нашей страны и основным видам топливных ресурсов. Также можно проследить особенности размещения ГЭС и АЭС при раздельном включении соответствующих слоев. Далее выполняется проектное задание: разместить на карте России варианты строительства приливных, ветровых, геотермальных и солнечных электростанций, обосновав свои предложения.

     Учебное взаимодействие, построенное на основе использования интерактивных средств обучения, способствует развитию навыков совместной работы, что обеспечивает развитие коммуникативной компетентности.

     Таким образом,  интерактивное обучение  предполагает интеграцию не только на уровне содержания, но и на уровне действий, направленных на добывание знаний самостоятельным путем.

Библиографический список

  1. Бордовская Н.В., Бродская Н.В., Дандарова И.М. и др. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Под ред. Н. В. Бордовской. – 2-е изд., стер. – М.: КноРус, 2011. – 432 с.  
  2. Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. – М.: Сентябрь, 2006. – 192 с.
  3. Никишина И.В. Интерактивные формы методического обучения. 2007г.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. - 175с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение интерактивных средств обучения в учебном процессе

В статье раскрывается необходимость применения интерактивных методов восприятия материала, а также использование мультимедийных презентаций в учебном процессе....

Обобщениеи опыта работы учителя географии и биологии Фроловой Н.В.Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средства формирования коммуникативной компетентности школьников.

Развивающемуся обществу  нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные...

Мастер-класс "Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средства формирования коммуникативной компетентности школьников"

Цель класса: Продемонстрировать практическое использование интерактивных методов обучения в преподавании географии,...

Описание педагогического опыта по теме: «Использование интерактивных методов обучения как средства развития познавательной активности учащихся на уроках обществознания».

В материале изложены теоретические аспекты интерактивной технологии обучения и практический опыт реализации данной технологии на уроках обществознания для развития познавательной активности учащихся....

Из опыта работы по применению дистанционных технологий обучения

Из опыта работы по применению дистанционных технологий  обученияСейчас стали актуальными курсы дистанционного обучения педагогов  и учащихся. Я решила попробовать создать  курсы собстве...

Применение интерактивных методов обучения, как средство повышения познавательных способностей учащихся.

Применение интерактивных методов обучения, как средство повышения познавательных способностей учащихся....