разработка к уроку "Освоение и хозяйственное использование океана человеком"
план-конспект урока (география, 7 класс) по теме

Исмаилова Мадина Шакулыевна

Данная работа представляет собой разработку урока по теме «Освоение и хозяйственное использование океана человеком» в 7 классах. Программа, используемая в работе - авторская программа И.В. Душиной, к учебнику И.В. Душиной, Т.Л. Смоктуновича «География. Материки, океаны, народы и страны. Страноведение. 7 класс», под ред. В.П. Дронова, Москва, издательский центр «Вентана – Граф», 2011 год.

Данный урок выполняет общие функции урока – формирование и развитие личности учащихся: 1) вооружает учащихся глубокими и осознанными знаниями, способствующими всестороннему развитию личности; 2) обучение их деятельности по овладению знаниями; 3) формирование прочных мотивов учения; 4) воздействие содержания урока на умственное развитие учащихся; 5) формирование нравственных основ личности учащихся, ориентированных на общечеловеческие ценности; 6) воспитание культуры чувств ребят и т.д. Основными видами педагогических технологий, используемые на уроке, являются: 1) технологии  объяснительно – иллюстративного обучения, в основе которых лежит информирование, просвещение учащихся и организация их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных (интеллектуальных, информационных и др.), так и специальных (предметных) умений; 2) технология учебно – игровой деятельности. Игровая технология позволяет развить у учащихся активное проявление интеллектуальных сил; состязательность и соревнование побуждают к активной самостоятельной деятельности и мобилизуют весь потенциал физических, интеллектуальных и душевных сил школьников; в процессе игры развиваются личностные качества школьников и, наконец, символический характер игры позволяет участникам раскрепоститься, раскрыть свои способности.

Выделяется пять этапов работы: организационный момент, повторение ранее изученного материала, изучение нового материала, закрепление и домашнее задание. Организационный момент включает в себя приветствие учащихся, работу с классным журналом, где отмечаются учащихся, которые отсутствуют на уроке. Повторение ранее изученного материала представлено в форме  фронтального опроса: ответов на вопросы для всех членов команд, а также конкурса капитанов. Изучение нового материала представлено различными методами. Словесный метод представлен передачей учебной информации при введении новых знаний учителем, обобщении и систематизации учебного материала. Особенно он важен для организации мыслительной деятельности школьников. Он помогает формировать у школьников умение рассуждать, высказывать свое мнение, рассказывать о наблюдаемых явлениях и т.д. Наглядный метод- использование таблиц, экранных пособий, карт, видеосюжетов, позволяет развить у школьников наглядно- образное мышление, остроту восприятия, наблюдательность, зрительную память, благотворно воздействует на эмоциональную сферу личности. Данный метод сочетается с объяснительно – иллюстративным (информационно – рецептивным) методом, который используется на уроке при передачи учебной информации в форме объяснения с использованием средств наглядности. Учебная информация передается и современными техническими средствами – с помощью компьютера, мультимедийного проектора, и т.д. Этот метод необходим при определении основных видов ресурсов Мирового океан, используемых человеком. Ребятам показаны примеры современного использования, а далее учащимся предлагается самим определить название этого ресурса. Используя информацию презентации, учащиеся выявляют также экологические проблемы, связанные с этими ресурсами. В процессе объяснения новой темы используется также и самостоятельная деятельность учащихся, при которой школьники заполняют таблицу, которая заполнена лишь частично. Ребята выделяют из рассказа учителя нужную информацию и до конца заполняют таблицу. Этап закрепления новой темы представлен работой по контурной карте учащимися и на интерактивной доске учителем, на которые наносятся основные виды ресурсов и места их размещения в Мировом океане. Затем подводится итог урока-игры и  определяется команда - победитель. Последний этап работы - запись домашнего задания.

На уроке используется   мультимедийный проектор, компьютерная техника, презентация, подготовленная учителем в программе PowerPoint, музыкальные композиции и видеофрагменты из фильма «Пираты Карибского моря» и м/ф «Остров сокровищ», интерактивная доска).

Разнообразные формы и методы работы позволяют сделать урок интересным и результативным.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Развилковская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов Ленинского района Московской области

Разработка открытого урока

по географии в 7 классе по теме:

«Освоение и хозяйственное использование океана человеком»

Подготовила: учитель географии

МБОУ Развилковской СОШ с УИОП

Исмаилова М.Ш.

Декабрь, 2012г.

Цель урока:

познакомить учащихся с особенностями современного освоения и видами хозяйственной деятельности людей в океанах, экологическими проблемами и мерами охраны природы океанов; совершенствовать умения устанавливать причинно – следственные связи и делать обобщающие выводы; продолжить развитие умений работать с картами.

Средства обучения:

физическая карта мира, карта Мирового океана атласа, контурная карта Мирового океана, мультимедийный проектор, интерактивная доска

Ход урока.

  1.  Организационный момент – 3 мин.

    II.     Повторение пройденных тем – 7 мин.

Учитель: Дорогие ребята, мы завершаем изучение темы «Океаны Земли». Давайте сыграем с вами в игру, которая называется «Сокровища Мирового океана». Кто всегда искал сокровища, бороздя просторы океанов? Конечно же, пираты. Давайте и мы ненадолго побудем в роли юнг на пиратских кораблях. Звучит музыка из к/ф «Пираты Карибского моря». (В презентации слайд 1). 

Класс делится на три команды (деление по рядам), выбираются капитаны для каждой команды. Учитель предлагает три названия командам – «Пираты летучего голландца», «Пираты Черной бороды», «Пираты  Золотого Роджера», выбор осуществляют капитаны. Для определения какая команда лучше владеет  информацией по морям и океанам, участникам предлагается ответить на  вопросы конкурса – разминки. Каждому члену команды задается вопрос. Если тот, кому задается вопрос дает неверный ответ, то капитан и другие члены команды могут исправить ошибку и заработать жемчужину для своей команды. Если и в этом случае ответ неверный, то вопрос переходит другой команде, которая может заработать дополнительные жемчужины. За каждый правильный ответ дается по 1 жемчужине. Выигрывает та команда, которая соберет наибольшее количество жемчужин к концу игры. Отвечают все участники команды, кроме капитанов. Для них проводится «Конкурс – капитанов». Им необходимо по заданным географическим координатам определить название океана и острова, где зарыт их сундучок с сокровищами. В сундучке имеется по 2 жемчужине за данный конкурс. Учитель предлагает координаты о. Пасхи- 27° ю.ш. и 109° з.д., о. Вознесения- 8° ю.ш. и  14° з.д.   о. Занзибар- 5°с.ш. и 40° в.д.

  1. Какой океан самый большой по площади? (Тихий – 49% площади Мирового океана)
  2. Какой океан самый холодный? (Северный Ледовитый)
  3. В каком океане находится самое мистическое место в мире, в котором пропадают суда и люди? (Атлантический  - Бермудский треугольник)
  4. В каком океане расположен остров Мадагаскар из одноименного мультфильма? (Индийский)
  5. Какой океан самый глубокий? (Тихий – Марианская впадина 11022м.)
  6. Какой океан имеет наименьшую соленость? (Северный Ледовитый)
  7. На дне какого океана имеется самое большое количество желобов? (Тихий)
  8. На дне какого океана проходит самый протяженный срединный хребет? (Атлантический – более 17000км.)
  9. Вокруг какого океана образуется «огненное кольцо»? (Тихий)
  10.  В каком океане расположен самый большой в мире Канадский архипелаг? (Северный Ледовитый)
  11.  Какой океан самый молодой? (Атлантический)
  12. В  каком океане течет течение Куросио? (Тихий)
  13.  В каком океане самая высокая высота прилива? (Атлантический  - залив Фанди)
  14.  В каком океане расположен самый большой в мире Большой Барьерный риф? (Тихий)
  15. В каком океане шельф занимает половину площади дна океана? (Северный Ледовитый океан).
  16. В каком океане расположен Зондский желоб, глубиной 7729м? (Индийский)
  17. В каком океане расположен остров Пасхи, знаменитый своими статуями? (Тихий)
  18. На дне какого океана расположен хребет Ломоносова? (Северный Ледовитый океан)
  19. В каком океане течет Сомалийское течение? (Индийский)
  20. К какому океану относится море пиратов - Карибское? (Атлантический)

Подводятся итоги конкурса – разминки.

III. Объяснение новой темы – 20 минут.

Мы продолжаем нашу игру и переходим к следующему конкурсу «Найди сокровища». За каждый правильный ответ по 1 жемчужине. Для того чтобы заполнить наш сундук жемчужинами, мы определим названия сокровищ, которыми богаты воды Мирового океана и проблемы экологии, связанные с ними. Вам предлагается таблица с данными, которые помогут их определить. Учащимся выдается таблица. В ней заполнены все колонки, кроме первой и последней. Учащимся необходимо самим определить название ресурса (сокровищ), используя информацию в других колонках. Каждой команде предлагается определить название  двух видов ресурсов, условные обозначения минеральных ресурсов с присуждением жемчужин.  При объяснении темы используется слайды презентации.

К богатствам относится сама морская вода. Объем ее составляет 1370 млн. км³, или 96,5% всей гидросферы. Химический состав крови человека близок к составу морской воды. Пресная вода составляет всего 2,5% от общего объема воды на планете. Однако этого количества должно хватить для удовлетворения всех потребностей землян на ближайшие 25 тысяч лет. Проблема заключается в том, что почти 70% этого резерва сосредоточенно во льдах Арктики и Антарктики.  Реки, озера и артезианские колодцы – содержат лишь 0,26% от мировых запасов пресной воды. В 1950-х годах французский врач и путешественник Ален Бомбар экспериментально доказал, что морскую воду можно пить без вреда для здоровья в течение 5-7 дней. Многие страны уже испытывают серьезные недостатки в питьевой воде. Дефицит пресной воды ощущается на территории более 40 стран, расположенных главным образом в засушливых областях и составляющих около 60% всей поверхности земной суши, например, в странах Персидского залива. В настоящее время только 40 % населения Земли имеют доступ к чистой воде. Каждые восемь секунд от болезней, связанных с качеством и количеством воды, умирает один ребенок. В настоящее время используется метод опреснения морской воды. (В презентации слайд 2).

 Опреснение воды - способ её обработки с целью снижения концентрации растворённых солей до 1 г/л, при которой вода становится пригодной для питьевых и хозяйственных целей. Во всём мире находится в эксплуатации около 1000 крупных стационарных опреснительных установок суммарной производительностью около 1,8 млн. м3/сут. пресной воды. Методы опреснения морской воды еще сложны и дорогостоящие, но такую воду уже используют в Кувейте, ОАЭ, Алжире, Ливии, Испании, на Бермудских и Багамских островах, в некоторых районах США, Казахстане и др. странах. Самая большая опреснительная установка стоит в Калифорнии (США). (В презентации слайд 3).

Морская вода применяется для охлаждения ТЭЦ, АЭС, химических и машиностроительных заводов. В связи с этим в одной только Японии промышленное потребление морской воды выросло до 31% и продолжает расти. Во Франции и Бельгии разработаны способы изготовления бетона с применением морской воды. В сельском  хозяйстве орошение полей возможно только при соблюдении определенных технологий. В районах полива в зимнее время должно быть большое количество осадков для вымывания излишков соли. Такой способ используют в Испании, Италии, Тунисе и др. странах.

В морской воде содержится 75 химических элементов: поваренная соль, магний, калий, бром, уран, золото, йод. Морская вода служит основным источником получения поваренной соли в Перу, Чили. (В презентации слайд 4). В Азии почти во всех прибрежных странах из морской воды получают поваренную соль. (В презентации слайд 5). В Японии, США, Китае, Великобритании, Испании, Италии из морской воды получают бром, калий, магний, йод, уран. Из них делают удобрения, медицинские препараты, используют в промышленности. Загрязняются воды Мирового океана и отходами промышленности, и бытовыми отходами и мусором.

В Мировом океане обитает более 300 тыс. видов живых организмов (гидробионтов), в том числе более 60 тыс. видов моллюсков, 20 тыс. видов ракообразных, столько же видов рыб, 10 тыс. видов растений. Ежегодно в Мировом океане воспроизводится несколько сот млрд. тонн различной растительности, десятки млрд. тонн зоопланктона, несколько сот млн. тонн рыбы, морских млекопитающих и крупных беспозвоночных. (В презентации слайд 6).

Биологические ресурсы Мирового океана – это лишь те группы и виды его обитателей, добыча которых в настоящее время экономически оправдана. К ним относится рыба - около 700 видов (80% общей добычи), морские беспозвоночные (10-12%), морские млекопитающие и  водоросли (8-10%). (В презентации слайд 7). Более 85% биомассы, которую использует человек, составляют рыбы. Мизерная доля приходится на водоросли. Благодаря рыбе, моллюскам, ракообразным, выловленным в Мировом океане, человечество на 20% обеспечивает себя белками животного происхождения. Биомасса океана используется также для получения высококалорийной кормовой муки для животноводства.

В Тихом океане добывается около 50 млн.т. водных животных и растений в год. Это примерно 60% улова в Мировом океане. В океанах добывают различные виды рыбы (минтай, треска, морской окунь, ценные лососевые, сельдь и др.), моллюски (мидии, трепанги, кальмары, устрицы), ракообразные (крабы, креветки, омары, лангусты), морские млекопитающие (киты, тюлени, котики), различные водоросли.

Самый большой кит, а также, вероятно, крупнейшее из всех животных, когда-либо обитавших на Земле. (В презентации слайд 8). Его длина достигает 33 метров, а вес может значительно превышать 150 тонн. Новорожденный синий кит уже весит 8 тонн и достигает 8 метров в длину. Это, как ни есть, на 2тонны больше веса взрослого слона, а чтобы получить длину его тела при рождении, в ряд должны выстроиться не менее трех взрослых слонов. Синий кит питается в основном крилем, реже более крупными рачками, мелкой рыбой и головоногими. К 1960-м годам синий кит был практически истреблён и оказался на грани полного исчезновения. В настоящее время, несмотря на принятые меры охраны, синий кит по-прежнему очень редок — общая численность не превышает 10 000 особей, и для поддержания его стабильного поголовья требуются новые охранные мероприятия. При выдохе синий кит выпускает вертикальный фонтан воды в виде узкого, расширяющегося вверх конуса или колонны высотой до 9 и даже 10 м.  Язык синего кита весит до 4 т. Количество крови у крупного блювала — свыше 8 тыс. литров. У самки синего кита, забитой в 1948 году, на жир приходилось около 32,3 т из 127,5 т. Толщина жирового слоя достигает 30 см.

В недавнем прошлом практическое значение китообразных для человека было довольно велико. Практически все органы китов использовались для выработки пищевых и технических продуктов. (В презентации слайд 9). Из подкожного сала и костяка вываривался жир, который потом перерабатывался на лярд и маргарин, смазочные вещества, технический и дистиллированный глицеринмыло, театральный гримстиральный порошок и т. д. Полимеризированный жир использовался для изготовления линолеума и типографской краски. Спермацет кашалотов служил сырьём для производства косметических кремов и помады, а также смазочных материалов. Вываренный костяк, внутренности и части мускулатуры перерабатывались на удобрение (тук) и на кормовую муку для скота и птицы. Из белковой части китового сала получали желатин и клей. Из китового уса до развития производства пластмасс изготовляли пружины для диванов и матрацев, корсеты, щётки, веера и т. д. Зубы кашалота шли на резные изделия. Мясо в консервированном, засоленном или свежем виде употреблялось как пищевой продукт. Из печени китов добывали витамин A; из желез внутренней секреции (поджелудочной и зобной) изготавливали медицинские препараты (камполонинсулин и др.). Амбра, извлекаемая из кишечника кашалотов, высоко ценится в парфюмерной промышленности как закрепитель духов.

    Чрезмерно интенсивный промысел пагубным образом сказался на численности китообразных, приведя многих представителей этого отряда на грань исчезновения. (В презентации слайд 10). Многие китообразные занесены в списки Международной Красной книги. В настоящее время коммерческий промысел китов запрещён мораторием  Международной комиссии по регулированию китобойного промысла и законами большинства стран и в ограниченных объёмах ведётся только НорвегиейИсландией и Японией, а также некоторыми аборигенными народами в качестве одного из традиционных занятий.

Основными районами вылова рыбы и мире являются шельфовые участки, занимающие 7-8% площади Мирового океана и обеспечивающие 90% объемов вылова, а также центральная часть Тихого океана (прибрежные воды островов Океании), Северная Атлантика. Крупнейшие рыбопромысловые страны мира — Япония, Россия, Китай, США, Чили, Норвегия, Индия, Республика Корея, Дания, Таиланд, Индонезия, Великобритания. Мировая добыча рыбы и морепродуктов достигла 110 млн.т. в год.  (В презентации слайд 11).                                                                                                                                                                        

Большое значение рыба и морепродукты имеют в рационе людей, проживающих на побережье морей и океанов. В Японии рыба и морепродукты стали национальными блюдами, например, суши и роллы. (В презентации слайд 12).

С давних времен жители теплых прибрежных районов занимались ловлей жемчуга, который использовался не только в качестве украшений, но и для лечения. Естественный жемчуг известен человеку с незапамятных времен. Он упоминается в древнейших индийских и персидских легендах, его находят в египетских гробницах и древнекитайских захоронениях. Священные книги Индии и Китая говорят, что жемчуг высоко ценился уже 4—5 тысяч лет тому назад. Наиболее известен морской жемчуг, самые лучшие его разновидности добывали в лагунах Полинезии и в Персидском заливе. Но самым ценным считался жемчуг, добытый в Персидском заливе, его называли восточным или жемчугом «ориенталь». (В презентации слайд 13). Размеры этих жемчужин могут быть разные. От спичечной головки до перепелиного яйца. Крупные морские жемчужины попадаются очень редко. Самая большая жемчужина в мире называется «Жемчужина Аллаха». (В презентации слайд 14). Ее извлекли из гигантской тридакны (массой более 300 килограммов), пойманной в 1934 г. у берегов Филиппинских островов в Южно-Китайском море. Внутри тридакны была жемчужина по размеру крупнее кокосового ореха. Ныряльщик, обнаруживший эту раковину, погиб: гигантская тридакна зажала своими створками его руку, и он не смог всплыть на поверхность. Её все же извлекли из гигантского моллюска тридакны. Раковины этого моллюска могут вырастать до 1,5 метров в длину и достигать веса до 250 килограммов. Линии на поверхности этой жемчужины напоминают извилины человеческого мозга, а своим видом жемчужина напоминает голову аллаха в чалме, поэтому и получила названа «Жемчужина Аллаха». Диаметр этой жемчужины — почти 24 сантиметра, а вес — 1280 каратов (то есть 6 килограммов 400 граммов). То есть жемчужина даже больше, чем обычный кокосовый орех. Согласно «Книге рекордов Гиннесса», Санфранцисканская лаборатория драгоценных камней оценила жемчужину Аллаха в 40 миллионов долларов.  Жемчуг способствует долголетию, здоровью и благоденствию, а блеск жемчужин полностью зависит от того, насколько здоров их обладатель. (В презентации слайд 15).

Самыми дорогими считаются черные жемчужины, т.к. они очень редко встречаются в океанах.  При ловле жемчуга водолазы-арабы надевают на нос род роговых чепцов, или зажимов, чтобы вода не попадала в нос. В среднем, водолаз остается под водой от 60-ти до 70 секунд. Но замечено, что иногда пребывание под водой продолжается и до двух минут. У водолазов от напряжения и упорной работы из носу и из ушей часто идет кровь, в особенности к концу дня, после 40 или 50 ныряний в воду. Иногда на водолазов нападают акулы, довольно часто бывают случаи нападения рыбы пилы, которая вонзает свое острие в человека.

Встретить сегодня в продаже природный дикий жемчуг очень трудно. И цена его будет невероятно высокой. Чтобы найти одну жемчужину хорошего качества нужно убить сотни устриц! В Калифорнийском заливе, райском уголке для моллюсков, среди 100 устриц от 5 до 12 будут с жемчужиной, но лишь 30% из них окажутся достойного качества. В погоне за насыщением рынка вылов многих видов моллюсков привел их на грань исчезновения. А это, в свою очередь, наносило удар по морской экосистеме в целом.

В последние годы в мире все более широкое распространение находит разведение некоторых видов организмов на искусственно созданных морских плантациях. Эти промыслы называются марикультурой. (В презентации слайд 16). Со времен культивации жемчуга на фермах, добыча дикого жемчуга практически прекратилась. Развитие марикультуры имеет место в Японии (устрицы-жемчужницы), Китае (устрицы-жемчужницы), США (устрицы и мидии), Франции (устрицы), Австралии (устрицы), Нидерландах (устрицы, мидии), средиземноморских странах Европы (мидии). В России, в морях Дальнего Востока, выращивают морскую капусту (ламинарию), морских гребешков.

Устрицы являются хорошим источником протеинов, они богаты минералами и витаминами. (В презентации слайд 17).

Морская капуста содержит много полезных  элементов, которые помогают похудеть, положительно влияют на мозговую активность, бодрость и самочувствие. (В презентации слайд 18). Употребление морской капусты в пищу улучшает обмен веществ в организме и работу кишечника, вредные шлаки отводятся.

Добыча различных водорослей происходит в более крупных масштабах. Их применяют в промышленности для производства бумаги, клея, ткани, лекарств и многого другого.

Мировой океан богат минеральными ресурсами, которые добываются с его дна. Наибольшее значение имеет нефть и газ, которые добывают с континентального шельфа. (В презентации слайд 19). Они составляют по стоимости 90% всех ресурсов, получаемых сегодня с морского дна. Значительная добыча нефти сейчас ведется в Персидском заливе, в Северном море, в Венесуэльском заливе. Большой опыт в освоении подводных нефтегазовых месторождений накоплен в Азербайджане (Каспийское море), США (Мексиканский залив и побережье Калифорнии).

На экологической обстановке в Мировом океане особенно пагубно сказываются аварии нефтеналивных судов, буровых платформ, слив загрязненной нефтью воды с судов. (В презентации слайд 20).  Особенно загрязнены окраинные моря: Северное, Балтийское, Средиземное, Персидский залив. (В презентации слайд 21).

            Главным богатством глубоководного ложа океана являются железомарганцевые конкреции, содержащие до 30 разных металлов. Наибольший объем железомарганцевые конкреции занимают в Тихом океане (16 млн. км²). (В презентации слайд 22). Первый опыт добычи конкреций предприняли США в районе Гавайских островов. На дне Мирового океана на глубине 3-4 тыс. м распространены россыпи железо-марганцевых конкреций. Они имеют округлые формы, размер в большинстве случаев 5-7 см в диаметре, содержат в себе около 15-20 элементов таблицы Менделеева. На морском побережье, в зоне прибоя, в рыхлых отложениях найдены месторождения титана, циркония, касситерита, золота, платины, серебра, алмазов и других ценных минералов. Ресурсы Мирового океана включают в себя и песок, гравий и ракушечник Современные ученые работают над поиском рентабельных путей извлечения из морской воды золота и др. металлов. Подводную добычу каменного угля на шельфе ведут Великобритания, Япония, Новая Зеландия, Канада, Австралия. На шельфе Западной Африки добывают алмазы, добыча которых ведется  в Намибии и ЮАР. Добыча олова осуществляется вдоль берега Мьянмы, Таиланда, Индонезии. В перспективе будет расти добыча железных руд, меди, никеля, олова, титана, серы, фосфоритов, строительных материалов и т. п. со дна океанов и морей.

Все воды океана состоят в постоянном движении. Они влияют на климат и круговорот воды, происходящий в природе. Именно движение воды и является источником энергетических ресурсов. Энергетические ресурсы — это механическая и тепловая энергия вод Мирового океана. Из энергетических ресурсов океана более всего используется энергия приливов и отливов. (В презентации слайд 23). Первые приливные электростанции (ПЭС) были сооружены во Франции и в России. Строительство ПЭС возможно в узких и длинных заливах, где большая высота приливных волн (Франция, Великобритания, Россия, США, Канада, Норвегия, Аргентина и др.). Установлено, что лучшие возможности для создания крупных приливных станций имеются в 25 местах Земли. Россия по потенциальным запасам приливной энергии занимает одно из первых мест в мире. Особенно велики они на побережьях Белого, Баренцева и Охотского морей.

Волновые электростанции действуют в Японии, Великобритании, Австралии, Индии, Норвегии. (В презентации слайд 24). В перспективе предполагается использование энергии океанических течений, морского прибоя, разности температур поверхностных и глубинных вод.

Транспортные ресурсы океанов всегда играли большую роль в развитии и укреплении международной торговли и связей между странами. (В презентации слайд 25). Через Атлантику проходят самые важные морские пути (главные порты: Буэнос – Айрес, Рио – де- Жанейро, Нью – Йорк, Лондон, Марсель, Касабланка, Кейптаун и др.).

Самые оживленные линии в Тихом океане проходят от североамериканских берегов к дальневосточным берегам Азии (крупнейшие порты: Панама, Сан – Франциско, Лос – Анжелес, Провидения, Владивосток, Токио, Сингапур, Сидней и др.). В Индийском океане – Мумбаи и др.

Отходы с торговых и других судов загрязняют воды Мирового океана бытовым мусором. (В презентации слайд 26).

Огромны  рекреационные ресурсы океанов. (В презентации слайд 27). Рекреационные ресурсы – это ресурсы туризма и отдыха. Великолепные лайнеры осуществляют маршруты в любой уголок планеты и делают путешествия не только комфортными, но и позволяют насладиться великолепием природы океанов, расширить познания о мире.

Прибрежные районы океанов знамениты не только своими потрясающими пляжами, но и уникальными памятниками  культуры древних народов, например,  на о. Пасхи, народ моаи воздвигли знаменитые фигуры каменных истуканов. (В презентации слайд 28). Каким образом они это делали и для чего является одной из величайших загадок человечества.

Для спортивного туризма – серфинга особенно хороши восточные прибрежные районы Австралии. (В презентации слайд 29).

А ежегодные соревнования парусного спорта имеют всегда много участников и являются очень престижными. (В презентации слайд 30).

И, наконец, великолепные атоллы и острова с восхитительными пляжами. (В презентации слайд 31).

А теперь давайте проверим заполнение нашей таблицы и выясним, какие океаны наиболее освоены. За правильные ответы учащиеся получают жемчужины.

Таблица «Сокровища Мирового океана».

(часть заполнена учителем, а там где знак вопроса -  заполняется учащимся).

Названия ресурса (сокровищ)

Примеры ресурсов

Использование

Районы использования

Проблемы экологии

?

Ответ:

морская вода

96,5% всей гидросферы;

Опреснение вод;

в сельском хозяйстве;

для охлаждения ТЭЦ, АЭС, химических и машиностроительных заводов;

Кувейте, ОАЭ, Алжире, Ливии, Испании, на Бермудских и Багамских островах, в некоторых районах США, Казах-стане и др. странах;

?

Ответ: затраты энергии

Состав мор-ской воды: 75 химических элементов – добывают по-варенную соль, магний, калий, бром,  йод.

получают из морской воды: поваренную соль, калийные удобрения; сырье для медицинских препаратов: йод, бром и т.д.

в Японии  производство поваренной соли из морской воды  - 50%,  во всех прибрежных районах Азии, Боливии, Чили, Перу и т.д.

?

Ответ: при добыче загрязняется акватория

?

Ответ:

биологи-ческие ресурсы

Обитает более 300 тыс. видов живых организ-мов: более 60 тыс. видов моллюсков, 20 тыс. видов ракообразных, столько же видов рыб, 10 тыс. видов растений;

Пища:мировой улов рыбы - около 700 видов (80% общей добычи), морские беспозвоночные (10-12%), морские млекопитающие и  водоросли (8-10%);

муку для животноводства.

Китовый жир – производ-ство масляных красок, клеенки, линолеума, белок для изготовления моро-женного, соусов, майонеза, для хлебных изделий и др.

Щельфовые участки, занимающие 7-8% площади Мирового океана, центральная часть Тихого океана, Северная Атлантика. Страны: Япония, Россия, Китай, США, Чили, Норвегия и др.

Промысел китов в Северной Атлантике, близ Гренландии, Антарктиды, Индонезии, в Чукотском море и т.д.

?

Ответ: сокращение некоторых видов живых организ- мов, например, такие морские животные, как синий кит, калан, морские котики, моржи, тюлени и др., поэтому они взяты под международный контроль.

Марикультура -

разведение организмов на искусственно созданных морских плантациях

выращивание устрицы-жемчужницы, мидии, устрицы, морская капуста и гребешки.

Японии, Китае, США, Франции, Австралии, Нидерландах, средиземноморских странах Европы, России.

?

Ответ: вылов многих видов моллюсков привел их на грань исчезновения. А это, в свою очередь, наносило удар по морской экосистеме в целом

?

Ответ:

Мине-ральные ресурсы

Добывают нефть и газ на шельфе;

Сырье для отраслей промышленности

В Персидском заливе, в Северном море, в Мексиканском и Венесуэльском заливах.

?

Ответ:

Аварии нефтена-ливных судов, буровых плат-форм, слив загряз-ненной нефтью воды с судов.

Железомарган-цевые конкре-ции, содержа-щие до 30 раз-ных металлов

Великобритания, Япо-ния, Новая Зеландия, Канада, Австралия, на шельфе Западной Афри-ки, Таиланд, Индонезия

?

Ответ:

Загрязнение районов добычи

?

Ответ:

энергети-ческие

ресурсы

Энергия прили-вов и отливов;

Производство энергии

Франция, Великобрита-ния, Россия, США, Кана-да, Норвегия, Аргентина;

?

Ответ:

экологически чистые источники получения энергии

волновые электростанции

Японии, Великобрита-нии, Австралии, Индии, Норвегии

?

Ответ:

транспорт-ные ресурсы

Морские суда, порты

Международная торговля и связь между странами

Атлантика (порты: Буэнос – Айрес, Рио – де - Жанейро, Нью – Йорк, Тихий океан- Владивос-ток, Токио, Сингапур, Сидней

?

Ответ:

загрязнение быто- выми отходами с  морских судов и в портах

?

Ответ:

рекреаци-онные ресурсы (туризма и отдыха)

Расширение кругозора

Познавательный туризм

Остров Пасхи, Галапагосские о-ва и т.д.

?

Ответ:

загрязнение мусором, вандализм

Серфинг, па-русный спорт

Спортивный туризм

Восточное побережье Австралии, район Средиземноморья и др.

Отдых и лече- ние на море

Оздоровительный туризм

Морские побережья (Канарские о-ва, Бали и др.)

А теперь у нас физкультминутка- 3 минуты. Под музыку из м/ф «Остров сокровищ» ребятам предлагается сделать несколько упражнений. (В презентации слайд 32).

IV. Закрепление пройденной темы – 10 минут.

Учитель на интерактивной доске, а учащиеся на контурную карту Мирового океана, используя в атласах карты океанов, наносят «сокровища», выделенные учащимися. (В презентации слайд 33). Используя условные обозначения ресурсов, нанести основные районы их размещения и добычи. Работа осуществляется под музыку из м/ф «Остров сокровищ», песня «Остров сокровищ».  

Подведение итогов: подсчет количества жемчужин по командам и определение победителей. (В презентации слайд 34).

V. Домашнее задание. - 2 минуты.

Параграф №23, анализ данных таблицы, работ с картой Мирового океана, подготовить сообщение об уникальных видах органического мира Океана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Году российской космонавтики "Человек открывает Вселенную"

Методическая разработка внеклассного мероприятия,посвященного Году российской космонавтики "Человек открывает Вселенную"сопровождается презентацией о космосе. Предназначена для учащихся среднего звена...

Исследовательская работа: "Техногенные озёра п.г.т. Шерловая Гора и их хозяйственное использование"

Исследовательская работа десятиклассника,в которой осуществлена попытка рассмотреть развитие техногенных озер как биоценоза....

Методическая разработка урока литературы по теме: Красота души человека. (По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»).

Ребята, сегодня мы проводим урок из серии «Великой Победе посвящается». Можно сказать, что уже целое поколение живет без войны. Уже не с каждым годом, а с каждым днем, становится все меньш...

Методическая разработка урока литературы по теме: Красота души человека. (По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»).

Ребята, сегодня мы проводим урок из серии «Великой Победе посвящается». Можно сказать, что уже целое поколение живет без войны. Уже не с каждым годом, а с каждым днем, становится все меньш...

Методическая разработка на тему: "Загрязнение вод Мирового океана"

Презентация на тему: "Береги свою планету" является очень важным на сегодняшний день. Ведь человек и природа два понятия не разделимы. К сожалени., человек нанося вред природе, тем самым вре...