Топливная промышленность
план-конспект урока по географии (9 класс) по теме

Шимина Надежда Александровна

Открытый урок в 9 классе по теме: "Топливная промышленность."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon toplivnaya_promyshlennost.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Шимина Н.А.

Тема урока: Топливная промышленность.

Цель урока: 

  • Сформировать представление о ведущих отраслях топливной промышленности (нефтяной, газовой, угольной); о размещении месторождений нефти, угля, газа.
  • Познакомить учащихся с экономическими и экологическими проблемами.
  • Развивать умение  логически мыслить, развивать речь, работать со статистическими материалами, по карте.

Оборудование: Картина «Нефть и  продукты  ее переработки», «Топливная промышленность России» интерактивное наглядное пособие.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

2. Мотивационно – ориентировочный аспект.

Наша огромная страна расположена в умеренном климатическом поясе с холодной сибирской зимой. Чтобы выжить в таких  климатических условиях, о чем людям   нужно позаботиться о …….

  • О чем пойдет речь на уроке?
  • О топливе.
  • Вернее о топливной промышленности.
  • А что именно о топливной промышленности нам предстоит узнать сегодня?

Учитель совместно с учащимися определяет целевые ориентиры учебного занятия.

1.Виды топлива?

2.Где размещены основные бассейны?

3.Как добывают нефть, газ, уголь?

4.Существуют ли экологические и экономические проблемы?

Словарная работа.

Себестоимость (учащиеся самостоятельно пользуясь текстом учебника записывают в тетрадь)

Работа по карте:

Какую информацию можно получить из этой карты?

(учащиеся пользуясь легендой карты называют, что можно определить, угольные бассейны, нефтяные базы, НПЗ, нефтепроводы и др.)

Сегодня нам с вами предстоит определить особенности основных отраслей топливной промышленности, а с другой – проблемы экологического и экономического характера.

Остановимся подробнее на нефтяной промышленности.

-нефтяные базы

-какие месторождения

-НПЗ

-особенности нефтяной промышленности

-транспортировка нефти

-экономические и экологические проблемы

(учащиеся отвечают пользуясь картой, учитель дополняет ответы учащихся)

Обратимся к диску

1.Рассмотрим пользуясь интерактивным пособием добычу нефти на шельфе Баренцева моря.

2.Добычу нефти и газа в Тюменской области.

3.Ханты – Мансийский район.

4.Газопровод на Ямале.

5.Нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ)

Газовая промышленность.

Назвать пользуясь картой атласа:

- основные базы и месторождения;

  • каковы особенности газовой промышленности;
  • транспортировка газа
  • экономические и экологические проблемы в этой отрасли

( учащиеся отвечают пользуясь картой, учитель дополняет ответы учащихся).

Остановимся подробнее на угольной промышленности.

-назовем пользуясь картой атласа бассейны каменного и бурого угля.

-особенности угольной промышленности

  • экономические и экологические проблемы.

( учащиеся отвечают пользуясь картой, учитель дополняет ответы учащихся).

Обратимся к диску.

1.Рассотрим пользуясь интерактивным  наглядным пособием бассейны каменного и бурого угля .

2.Каменный уголь.

3.Бурый уголь.

4.Карьер по добыче каменного угля в Кемеровской области.

5.Канско –Ачинский угольный бассейн

А есть ли  экономические и экологические проблемы в этой отрасли в нашей местности?

(Учащиеся приводят примеры обеспеченности топливом нашей местности, транспортировку топлива, высокие цены на него, предлагают альтернативные источники энергии и др.) 

Практическая работа.

Характеристика двух угольных бассейнов на основании статистических материалов, карт и текста учебника.

  1. План характеристики

- Географическое положение.

- Экономические и экологические проблемы.

- Перспективы развития

 2.Заполнить таблицу

( с целью экономии времени таблицу распечатываю и раздаю каждому ученику, они вклеивают ее в тетрадь) 

Бассейн

Обще

геологические запасы

Каменный или бурый

Средняя глубина добычи,м

Средняя мощность пластов,м

Калорийность угля,

тыс.ккал/кг

Добыча

млн.т.

Затраты на добычу

1т у.т.

Направления перевозок.

Кузнецкий

Печорский

Домашнее задание.Параграф19, нанести на к/к базы нефтяной и бассейны угольной промышленности.

Итог урока

Обратимся к целям урока:

Какие виды топлива узнали?

Экономические и экологические проблемы?

Что запомнилось больше всего?

К чему не остались равнодушными?

Оценки за урок.

Список литературы:

  1. География России. Население и хозяйство. 9класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.П.Дронов, в.Я.Ром. –М. :Дрофа, 2011.
  2. Поурочные разработки по географии. Население и хозяйство России. 9кл,  Е.А.Жижина. – М, :ВАКО, 2009.
  3. «Топливная промышленность России» интерактивное наглядное пособие.

Самоанализ урока.

Целевые ориентиры точно и доходчиво разъяснены, они стали личностно значимы для учеников, нацелены на развитие индивидуальности учащегося, на формирование их способностей.

Создание проблемной ситуации. Рассмотрим с одной стороны , каковы особенности основных отраслей топливной промышленности, а с другой стороны проблемы экономического и экологического характера. Данная проблема активизировала деятельность учащихся. Решение этой проблемы осуществлялось при работе по карте, с текстом учебника, а также из своего небольшого жизненного опыта. Они уже сегодня готовы предложить пути выхода из экономических и экологических проблем, видя их в нашей местности. Преобладающий уровень познавательной деятельности – самостоятельность. Работа с интерактивным наглядным пособием способствовала активизации познавательной деятельности. На уроке приоритетными могут быть диалоговые и полилоговые формы общения с преобладанием поисковых методов.

Создание благоприятной психологической атмосферы, свободное и открытое выражение учениками своего мнения, без опасения критики. Думаю, что все это залог успешного урока для учителя и ученика.  .    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Топливная промышленность", география, 9 кл.

Электронный тест по теме "Топливная промышленность", География, 9 кл. Тест выполнен в виде презентации с показом на мультимедиа. 2 варианта заданий с выбором вариантов ответов. Ответы прилагаются....

Топливная промышленность России

план -конспект урока по теме "Топливная промышленность Росии"...

презентация Топливная промышленность России

презентация к уроку "Топливная промышленность России"...

Топливная промышленность

Изучение топливной промышленности России в 9 классе....

Урок географии в 9 классе по теме: "Топливная промышленность"

план-конспект урока имеет ссылку на ЭОР, что облегчает их нахождение в Единой коллекции ЦОР...

Методическая разработка урока географии по теме: «Топливная промышленность России. Нефтяная и газовая промышленность» в 9 классе

Использование Интернет-ресурсов при изучении социально-экономической географии России помогает в получении достоверной, свежей статистической, картографической информации. Это современное и...