Главные вкладки

    Проект урока для 9 класса "Поволжье"
    план-конспект урока (география, 9 класс) по теме

    Шешенко Любовь Владимировна

    Проект урока  для 9 класса "Поволжье"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok.docx25.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    9 класс «География России. Население и хозяйство».

    Тема «География крупных регионов России».

    Тема урока: Поволжье.

    Образовательные задачи: сформировать представление об ЭГП, природных  ресурсах, населении и хозяйстве Поволжья; выявить проблемы развития района.

    Развивающие задачи: создать условия для развития системы умений устанавливать причинно-следственные связи через умения работать с текстом учебника, картами атласа, записывать информацию в виде таблицы, анализировать и обобщать полученные знания.

    Воспитательные задачи: способствовать формированию активной жизненной позиции и географической культуры учащихся.

    Содержание и структура урока.

    Эта-пы

    Структурные элементы

     урока

    Дидактические задачи

    Деятель-ность учителя

    Деятель-ность учащихся

    Резуль-тат

    1.

    О

    Р

    Г

    А

    Н

    И

    З

    А

    Ц

    И

    О

    Н

    Н

    О

    М

    О

    Т

    И

    В

    А

    Ц

    И

    О

    Н

    Н

    Ы

    Й

    Организацион-ный момент.

    Актуализация знаний.

    Создание положитель-ного отношения к уроку, подготовка учащихся к серьезной, вдумчивой работе.

    Выявление исходного уровня знаний учащихся и подведение ребят к самостоятель-ной формулировке учебных задач на урок.

    Приветствие. Учёт посещае-мости, проверка готовности учащихся к уроку.

    Раздаёт группам карточки с заданиями.

    Задаёт вопрос:

    Как вы думаете, какой следующий район мы будем изучать?

    Подготовка рабочего места ученика.

    Отвечают на вопросы, выполняют задание.

    Отвечают на вопрос:

    Поволжье.

    Готов-ность учащихся  начать урок.

    Готов-ность учащихся к усвое-нию учебно- познава-тельной деятель-ности на основе опорных знаний.

    2.

    О

    П

    Е

    Р

    А

    Ц

    И

    О

    Н

    Н

    О

     –

    П

    О

    З

    Н

    А

    В

    А

    Т

    Е

    Л

    Ь

    Н

    Ы

    Й

    3.

    Р

    Е

    Ф

    Л

    Е

    К

    С

    И

    В

    Н

    О

     _

    О

    Ц

    Е

    Н

    О

    Ч

    Н

    Ы

    Й

    Введение материала.

    Закрепление знаний и умений.

    Обобщение и систематизация  знаний.

    Выявление качества и уровня усвоения знаний.

    Рефлексия.

    Домашнее задание.

    Изучение Поволжья

    в ходе самостоятель-ной поисковой деятельности с картами атласа и текстом учебника и отображение результатов работы в виде таблицы.

    Создание условий для активного восприятия  нового материала, выявление неверных представлений и их коррекция.

    Развитие умений обобщать и представлять полученные знания на аудиторию.

    Обеспечение глубокого усвоения знаний и умений.

    Обобщение изученного материала

    Дать оценку своей работы на уроке.

    Обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания.

    Предлагает учащимся определить  насколько верны утвержде-ния

    (прил. №1).

    (приём «Верные и неверные утвержде-ния»).

    Задаёт вопрос:

    Какими причинами объяснить сложный националь-ный состав населения Поволжья ?

     (приём «Думай вслух»).

    - Поволжье богато  многими видами природных ресурсов, какие это ресурсы и какие отрасли будут формиро-ваться на их базе ?

    Заполняет таблицу на доске со слов учащихся.

    Поддержи-вает усилия обучаемых по описанию собственного понимания.

    Организует работу по поиску информации в  тексте учебника и картах атласа.

    Предлагает учащимся познакомить всю аудиторию с результатами своей работы.

    Прослуши-вает ответы учащихся, корректирует их.

    Задаёт наводящие вопросы для уточнения данных о хозяйстве региона

    Обращает внимание на  особенности   ресурсной базы и хозяйства Поволжья и просит показать на схеме производ-ственные связи Поволжья.

    Задаёт вопрос:

    Дали ли мы характерис-тику района?

    Объявляет домашнее задание:

    §53 - 55,

    на контурной карте выполнить задание на странице 284.

    Учащиеся  предпола-гают правиль-ность утвержде-ний, работают в группах.

    Отвечают на вопрос:

    Сложная история формиро-вания.

    Заполняют

    таблицу №1, используя карты атласа.

    Изучают карты атласа, возвращают-ся к приему «Ключевые термины», объясняют ошибки в неверных утвержде-ниях.

     

    Характери-зуют в своих группах один из МОК, работают в группах  с помощью учебника и карт атласа по заполнению  таблицы

    № 2.

    Представи-тели групп отчитывают-ся по заполнению таблиц своего  комплекса, остальные внимательно слушают, анализируют и дополняют выступления одноклассни-ков, заполняют таблицу

     (приём «Взаимообу-чение»).

    Делают вывод о благоприят-ности  ЭГП  Поволжья, заполняют  в тетради схему «Производ-ственные связи Поволжья».

    Отвечают на вопрос учителя, проводят самооценку учебной  деятельности на уроке.

    Учащиеся записывают домашнее задание в дневники.

    Усваи-вают  знания

    об ЭГП и населе-нии Повол-жья.

    Усвоение представ-лений о ресурсах, населе-нии и хозяй-стве Повол-жья.

    Развива-ются коммун-кативные умения.

    Сопостав-ление и оценка учебного материа-ла для каждого учаще-гося

    до и после получе-ния новой информа-ции  о хозяй-стве района.

    Само-оценка  учебной работы на уроке.

    Реализа-ция  необхо-димых условий для успеш-ного выпол-нения домаш-него задания всеми учащи-мися в соответ-ствии с постав-ленной задачей.

    Приложение № 1

    Карточки для проверки знаний об экономических районах.

    Карточка № 1

    1.Что такое ЭГП ?

    2.По набору отраслей определите экономический район:

    - АПК;

    - машиностроительный комплекс;

    - ТЭК;

    - курортно – туристический комплекс.                        (Южная Россия)

    Карточка № 2

    1.Что такое ТПК ?

    2.По набору отраслей определите экономический район:

    - наукоёмкое машиностроение;

    - химическая промышленность;

    - лёгкая промышленность;

    - металлургия.                                                               (Центральный район)

    Карточка № 3

    1.Что такое специализация ?

    2.По набору отраслей определите экономический район:

    - многоотраслевое машиностроение;

    - цветная металлургия и передельные заводы чёрной металлургии;

    - химическая, лесная, лёгкая и пищевая.                  (Северо– Западный)

    Карточка № 4

    1.Что такое экономический район ?

    2.По набору отраслей определите экономический район:

    - лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно – бумажная;

    - производство апатитового концентрата и сложных удобрений;

    - выпуск чёрных и цветных металлов;

    - топливная промышленность.                                    (Северный)

    Утверждения:

    1. В состав района входят республика Татарстан, Самарская область, Пензенская область, Астраханская область, республика Калмыкия, Нижегородская область (не верно).
    2. Район расположен на границе Западного и Восточного макрорегионов и Казахстана (верно).
    3. Река Волга формирует экономический район (верно).
    4. Экономическими соседями Поволжья являются: Урал, Центральная Россия, Южная Россия, Западная Сибирь (не верно).
    5. Города Казань, Ульяновск, Пенза, Самара расположены на Волге

     (не верно).

    Таблица № 1

    Ресурсы

    Отрасли

    нефть

    топливная

    газ

    топливная

    водные

    энергетика

    агроклиматические

    АПК

    рекреационные

    туризм

    рыбные

    пищевая

    соли

    химическая

    Таблица № 2

    Характеристика межотраслевых комплексов Поволжья

    Комплексы

    Основные производства

    Центры

    Машиностроение

    Автомобили

    Тольятти

    ККМ и ХВ

    ТЭК

    АПК

    Примерные вопросы по таблице «Характеристика межотраслевых комплексов Поволжья»:

    - Что способствовало развитию транспортного машиностроения в Поволжье? (Удобное транспортно – географическое положение).

    - Какие электростанции построены на Волге? (Воткинская, Нижнекамская, Волжская, Саратовская, Волгоградская).

    - Чем объяснить развитие отраслей химической промышленности в районе? (Благоприятное сочетание ресурсов).

    - В каком направлении изменяется сельскохозяйственная специализация внутри Поволжья? (с севера на юг).

    Схема производственных связей Поволжья (возможный вариант)

    Ввоз

    П

    О

    В

    О

    Л

    Ж

    Ь

    Е

    Вывоз

    лес

    нефть

    бумага

    газ

    ткани

    электроэнергия

    руды

    машины

    оборудование

    каучук


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

    Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...

    Проект? Проект… Проект!

    Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

    Проект? Проект… Проект!

    Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

    Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

    Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...

    Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

    Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...