Проект урока для 9 класса "Поволжье"
план-конспект урока (география, 9 класс) по теме

Шешенко Любовь Владимировна

Проект урока  для 9 класса "Поволжье"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

9 класс «География России. Население и хозяйство».

Тема «География крупных регионов России».

Тема урока: Поволжье.

Образовательные задачи: сформировать представление об ЭГП, природных  ресурсах, населении и хозяйстве Поволжья; выявить проблемы развития района.

Развивающие задачи: создать условия для развития системы умений устанавливать причинно-следственные связи через умения работать с текстом учебника, картами атласа, записывать информацию в виде таблицы, анализировать и обобщать полученные знания.

Воспитательные задачи: способствовать формированию активной жизненной позиции и географической культуры учащихся.

Содержание и структура урока.

Эта-пы

Структурные элементы

 урока

Дидактические задачи

Деятель-ность учителя

Деятель-ность учащихся

Резуль-тат

1.

О

Р

Г

А

Н

И

З

А

Ц

И

О

Н

Н

О

М

О

Т

И

В

А

Ц

И

О

Н

Н

Ы

Й

Организацион-ный момент.

Актуализация знаний.

Создание положитель-ного отношения к уроку, подготовка учащихся к серьезной, вдумчивой работе.

Выявление исходного уровня знаний учащихся и подведение ребят к самостоятель-ной формулировке учебных задач на урок.

Приветствие. Учёт посещае-мости, проверка готовности учащихся к уроку.

Раздаёт группам карточки с заданиями.

Задаёт вопрос:

Как вы думаете, какой следующий район мы будем изучать?

Подготовка рабочего места ученика.

Отвечают на вопросы, выполняют задание.

Отвечают на вопрос:

Поволжье.

Готов-ность учащихся  начать урок.

Готов-ность учащихся к усвое-нию учебно- познава-тельной деятель-ности на основе опорных знаний.

2.

О

П

Е

Р

А

Ц

И

О

Н

Н

О

 –

П

О

З

Н

А

В

А

Т

Е

Л

Ь

Н

Ы

Й

3.

Р

Е

Ф

Л

Е

К

С

И

В

Н

О

 _

О

Ц

Е

Н

О

Ч

Н

Ы

Й

Введение материала.

Закрепление знаний и умений.

Обобщение и систематизация  знаний.

Выявление качества и уровня усвоения знаний.

Рефлексия.

Домашнее задание.

Изучение Поволжья

в ходе самостоятель-ной поисковой деятельности с картами атласа и текстом учебника и отображение результатов работы в виде таблицы.

Создание условий для активного восприятия  нового материала, выявление неверных представлений и их коррекция.

Развитие умений обобщать и представлять полученные знания на аудиторию.

Обеспечение глубокого усвоения знаний и умений.

Обобщение изученного материала

Дать оценку своей работы на уроке.

Обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания.

Предлагает учащимся определить  насколько верны утвержде-ния

(прил. №1).

(приём «Верные и неверные утвержде-ния»).

Задаёт вопрос:

Какими причинами объяснить сложный националь-ный состав населения Поволжья ?

 (приём «Думай вслух»).

- Поволжье богато  многими видами природных ресурсов, какие это ресурсы и какие отрасли будут формиро-ваться на их базе ?

Заполняет таблицу на доске со слов учащихся.

Поддержи-вает усилия обучаемых по описанию собственного понимания.

Организует работу по поиску информации в  тексте учебника и картах атласа.

Предлагает учащимся познакомить всю аудиторию с результатами своей работы.

Прослуши-вает ответы учащихся, корректирует их.

Задаёт наводящие вопросы для уточнения данных о хозяйстве региона

Обращает внимание на  особенности   ресурсной базы и хозяйства Поволжья и просит показать на схеме производ-ственные связи Поволжья.

Задаёт вопрос:

Дали ли мы характерис-тику района?

Объявляет домашнее задание:

§53 - 55,

на контурной карте выполнить задание на странице 284.

Учащиеся  предпола-гают правиль-ность утвержде-ний, работают в группах.

Отвечают на вопрос:

Сложная история формиро-вания.

Заполняют

таблицу №1, используя карты атласа.

Изучают карты атласа, возвращают-ся к приему «Ключевые термины», объясняют ошибки в неверных утвержде-ниях.

 

Характери-зуют в своих группах один из МОК, работают в группах  с помощью учебника и карт атласа по заполнению  таблицы

№ 2.

Представи-тели групп отчитывают-ся по заполнению таблиц своего  комплекса, остальные внимательно слушают, анализируют и дополняют выступления одноклассни-ков, заполняют таблицу

 (приём «Взаимообу-чение»).

Делают вывод о благоприят-ности  ЭГП  Поволжья, заполняют  в тетради схему «Производ-ственные связи Поволжья».

Отвечают на вопрос учителя, проводят самооценку учебной  деятельности на уроке.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники.

Усваи-вают  знания

об ЭГП и населе-нии Повол-жья.

Усвоение представ-лений о ресурсах, населе-нии и хозяй-стве Повол-жья.

Развива-ются коммун-кативные умения.

Сопостав-ление и оценка учебного материа-ла для каждого учаще-гося

до и после получе-ния новой информа-ции  о хозяй-стве района.

Само-оценка  учебной работы на уроке.

Реализа-ция  необхо-димых условий для успеш-ного выпол-нения домаш-него задания всеми учащи-мися в соответ-ствии с постав-ленной задачей.

Приложение № 1

Карточки для проверки знаний об экономических районах.

Карточка № 1

1.Что такое ЭГП ?

2.По набору отраслей определите экономический район:

- АПК;

- машиностроительный комплекс;

- ТЭК;

- курортно – туристический комплекс.                        (Южная Россия)

Карточка № 2

1.Что такое ТПК ?

2.По набору отраслей определите экономический район:

- наукоёмкое машиностроение;

- химическая промышленность;

- лёгкая промышленность;

- металлургия.                                                               (Центральный район)

Карточка № 3

1.Что такое специализация ?

2.По набору отраслей определите экономический район:

- многоотраслевое машиностроение;

- цветная металлургия и передельные заводы чёрной металлургии;

- химическая, лесная, лёгкая и пищевая.                  (Северо– Западный)

Карточка № 4

1.Что такое экономический район ?

2.По набору отраслей определите экономический район:

- лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно – бумажная;

- производство апатитового концентрата и сложных удобрений;

- выпуск чёрных и цветных металлов;

- топливная промышленность.                                    (Северный)

Утверждения:

  1. В состав района входят республика Татарстан, Самарская область, Пензенская область, Астраханская область, республика Калмыкия, Нижегородская область (не верно).
  2. Район расположен на границе Западного и Восточного макрорегионов и Казахстана (верно).
  3. Река Волга формирует экономический район (верно).
  4. Экономическими соседями Поволжья являются: Урал, Центральная Россия, Южная Россия, Западная Сибирь (не верно).
  5. Города Казань, Ульяновск, Пенза, Самара расположены на Волге

 (не верно).

Таблица № 1

Ресурсы

Отрасли

нефть

топливная

газ

топливная

водные

энергетика

агроклиматические

АПК

рекреационные

туризм

рыбные

пищевая

соли

химическая

Таблица № 2

Характеристика межотраслевых комплексов Поволжья

Комплексы

Основные производства

Центры

Машиностроение

Автомобили

Тольятти

ККМ и ХВ

ТЭК

АПК

Примерные вопросы по таблице «Характеристика межотраслевых комплексов Поволжья»:

- Что способствовало развитию транспортного машиностроения в Поволжье? (Удобное транспортно – географическое положение).

- Какие электростанции построены на Волге? (Воткинская, Нижнекамская, Волжская, Саратовская, Волгоградская).

- Чем объяснить развитие отраслей химической промышленности в районе? (Благоприятное сочетание ресурсов).

- В каком направлении изменяется сельскохозяйственная специализация внутри Поволжья? (с севера на юг).

Схема производственных связей Поволжья (возможный вариант)

Ввоз

П

О

В

О

Л

Ж

Ь

Е

Вывоз

лес

нефть

бумага

газ

ткани

электроэнергия

руды

машины

оборудование

каучук


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...

Проект? Проект… Проект!

Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

Проект? Проект… Проект!

Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...