Развитие творческих способностей учащихся при обучении географии и технологии
материал по географии по теме

Актуальность проблемы развития творческих способностей обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентированный подход, в основе которого лежит развитие индивидуальных способностей учащихся.

Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приёмов, которые помогут подросткам не только овладеть определёнными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развить их творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_-_tvorchestvo.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие  творческих  способностей  учащихся

при  обучении  географии  и  технологии

Актуальность проблемы развития творческих способностей обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентированный подход, в основе которого лежит развитие индивидуальных способностей учащихся.

Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приёмов, которые помогут подросткам не только овладеть определёнными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развить их творческие способности.

Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса развития творческих способностей остановлюсь на таких понятиях как “творчество”, “способности” и “творческие способности”.

 Как известно,творчество - это деятельность человека, направленная на создание нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации.

Творческий процесс – это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.

Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.

Выделяют такие творческие способности как:

способность к видению проблемы

оригинальность мышления

гибкость мышления

критичность мышления

системность и динамичность

способность к обобщению и др.

Выделяют  основные  признаки и критерии творческой деятельности:

  • продуктивность,
  • нестандартность,
  • оригинальность,
  • способность к генерации новых идей,
  • возможность “выхода за пределы ситуации”,
  • сверхнормативная активность.

Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.

На основе этого можно сформулировать основную  цель развития творческих способностей учащихся:

  • приобщить учащихся к творческой работе;
  • привить интерес к творчеству, поиску;
  • развить навыки созидания, самореализации.

«Начинать целенаправленное развитие творческого мышления надо как можно раньше, чтобы не упустить весьма богатые возможности детского возраста», - пишет М.Н. Скаткин.

В своей работе я использую основные принципы обучения творчеству:

1. Без основных опорных знаний, умений, навыков невозможно творчество детей.

 2. Работы должны выполняться с соблюдением правил, иначе — это фантазия, не имеющая учебной (научной) ценности.

З. В начальный период творчеству нужно учить постепенно, усложняя задания и увеличивая меру отступления от образца.

4. Творчество проявляется только в самостоятельной работе.

 Некоторые ученые выделяют разные уровни и виды творчества в зависимости от наличия определенных способностей по мере взросления и обучения.

Виды творчества:

продуктивный (литературно — художественная продукция)

ребята нашей школы сочиняют  стихи,  сказки, составляют  маршруты  путешествия,  памятки  туристу  и т. д.

экспрессивный (рисование, вырезание, наклеивание…) создание рисунков,

плакатов.

изобретательный (конструирование…)

порождающий (новые методы, принципы, гипотезы…)

Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. География расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизма. Изучение географии прививает любовь к Родине, к родным местам, к природе, доброжелательное отношение к людям, другим странам и народам,

развивает  творческие способности  учащихся.

В настоящее время при изучении географии недостаточно ограничиваться простым перечислением цифр и фактов. Необходимо, чтобы они служили поводом для обстоятельного разговора на уроках, что возможно с помощью творческих методов обучения. К ним относятся проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский. Все эти методы направлены на развитие творческих способностей учащихся.

На каждом уроке я пытаюсь достучаться до самых затаенных уголков в сердце каждого ученика, чтобы всколыхнуть эмоциональные чувства, зажечь учеников желанием познать, изучить. И в этом мне помогают не только учебники и методическая литература, экскурсии, походы, нетрадиционные

формы уроков.

Такая форма работы не оставляет моих ребят равнодушными, приподнятые возвышенные чувства окрыляют их, дают толчок к творческой работе. На следующий урок ребята приносят не только дневники наблюдений с выводами, но и фотографии, рисунки, плакаты, стихи.

А также  провожу большую  внеклассную  работу  по географии:  

Предметные недели,  проведение праздничных мероприятий, участие в конкурсах- эти и другие формы внеурочной деятельности применяются в школе для повышения творческого потенциала детей.

Чем же для нас привлекательна эта форма работы:

Во – первых, привлекательность для детей и учителей участия в менее традиционных видов деятельности, нежели урок.

Во – вторых, ребенок является активным участником педагогического процесса.

В третьих, праздничные мероприятия – это совместная деятельность педагогов и учащихся, это творческий процесс, увлекающий как одних, так и других.

Основой моего обучения является развитие творческих способностей у детей на уроках технологии. Этот процесс длительный, по этому вести работу целесообразно с первых дней пребывания ребенка в школе.

Бесталантных детей нет. Важно только научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя. Это задача каждого учителя.

Практика последних лет свидетельствует о целесообразности и эффективности использовании метода проектов в технологическом обучении школьников.

 Метод проектов позволяет использовать технологические знания для активного созидательного труда, в результате которого создаются общественно полезные продукты. Следовательно, сам субъект познания – ученик- должен быть активен. Для достижения целей ученик становиться искателем, исследователем, «добытчиком» новых знаний и навыков. Этот путь формирует, развивает и воспитывает адекватные качества личности будущего профессионала, включая и качества морально-этические, духовные. Ученик сам руководит своими действиями, находит объект проектирования в соответствии с собственными побуждениями и желаниями, выступая автором идеи, самостоятельно планирует и выполняет работу. Таков мотив психологи называют внутренним, он наиболее ценен в обучении, так как позволяет ученику быть активным и самостоятельным. Таким образом на уроках технологии происходит целенаправленное формирование и развитие творческой личности. Такая личность способна не только критически оценивать ситуацию, исследовать её, находить выход из сложных ситуаций, но и видеть перспективу, самостоятельно ставить перед собой и другими новые задачи и решать их. Такая личность способна к самосовершенствованию и достижению . Организация созидательной деятельности школьников, способствует воспитанию самостоятельности, активности и инициативности. При этом школьник на практике преобразует материалы, предметы, создаёт новые изделия. Метод проектов позволяет воспитывать в детях интерес к творческо-поисковой работе, приносящей удовлетворение им самим.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, за создание творческого продукта.

Метод проектов- педагогическая технология, ориентированна не на интеграцию Фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Проект как метод обучения представляет собой реально существующую проблемную ситуацию, выбранную самими учащимися по тому, что им интересно найти пути ее решения. Тематика проектов определяется практической значимостью, а также доступностью их выполнения. Поставленная проблема должна быть привлекательна по формулировке мотивации к проектной деятельности. Используя в обучении метод проектов, учащиеся постигают всю технологию решения задач, от постановки проблемы до представления результата.

Заключительным этапом проектной деятельности является защита творческого проекта, который включает оформление и презентацию работы.

Предметные кружки как одна из форм развития творческих способностей учащихся.

Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, ставить и разрешать интересующие проблемы.

В заключении  хочу  отметить, что  развитие творческой деятельности необходимо для любого человека. Он становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и аргументировано умеет ее отстаивать. У него более высокая работоспособность. Но мне кажется, самое главное – это то, что у ребенка развивается его эмоциональное сфера, его чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будут развиваться и мышления. А думающий человек это и есть тот человек воспитать которого мы стремимся.

.