Программа элективного курса по географии «Моя малая родина», 9 класс
элективный курс по географии (9 класс) по теме

 Шестакина Елена Александровна

   Программа элективного курса по географии «Моя малая родина» предназначена для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки. Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с историей возникновения своего села, людьми, живущими в нем, их культурой, обычаями и традициями. Курс представляется особенно актуальным, так как через восприятие территории как места жизни и деятельности человека, среды обитания и факторов ее изменения, через наблюдение и описание своей территории, воздействие человека как антропогенного фактора; умение объединить природное и социальное в человеке как единое целое – все это позволит развивать интерес к истории своего села, к его прошлому, настоящему и будущему, воспитывать любовь к своей малой родине. Данный курс имеет образовательное и воспитательное значение для дальнейшего изучения географии Ставропольского края.

Содержание курса предполагает работу с различными источниками информации. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя индивидуальную, групповую или коллективную форму работы учащихся. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_moya_malaya_rodina.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №6» села Саблинского

Александровского района Ставропольского края

Программа элективного курса по географии «Моя малая родина»,

9 класс (19 часов)

Программа разработана

учителем географии

Шестакиной Еленой Александровной

2012 год

Пояснительная записка

   Программа элективного курса по географии «Моя малая родина» предназначена для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки. Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с историей возникновения своего села, людьми, живущими в нем, их культурой, обычаями и традициями. Курс представляется особенно актуальным, так как через восприятие территории как места жизни и деятельности человека, среды обитания и факторов ее изменения, через наблюдение и описание своей территории, воздействие человека как антропогенного фактора; умение объединить природное и социальное в человеке как единое целое – все это позволит развивать интерес к истории своего села, к его прошлому, настоящему и будущему, воспитывать любовь к своей малой родине. Данный курс имеет образовательное и воспитательное значение для дальнейшего изучения географии Ставропольского края.

Содержание курса предполагает работу с различными источниками информации. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя индивидуальную, групповую или коллективную форму работы учащихся. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.

Учебно-тематический план

 

Наименование тем курса

всего часов

лекции

практическая работа

семинары

форма контроля

1.

Введение

1

 

 

 

 

2.

Из истории Саблинской водной системы.

5

1

2

2

семинар

3.

Саблинское: вчера и сегодня.

6

2

2

 

защита работы

4.

Вот эта улица, вот этот дом

3

1

1

1

семинар

5.

«Есть село, которое мне снится во сне». Перспективы развития Саблинского.

3

1

1

1

семинар

6.

Итоговое занятие. Защита проектов.

1

 

 

 

 

 

Содержание программы

Введение (1 час)

Тема 1. Из истории Саблинской водной системы. ( 5 часов ).

Лекция. Природные условия и история возникновения села Саблинского. (1 час).

Самостоятельная работа: работа с картой «Ставропольский край», работа по контурной карте района, обозначение местоположения села, его координаты.

Семинар: Этапы становления села (2 часа).

Тема 2. Саблинское: вчера и сегодня (2 часа).

Лекция. История, традиции и современная жизнь села  (2 часа).

Самостоятельная работа: Описание истории развития села, начиная с момента зарождения и до сегодняшнего дня. Оформление наглядности, использование материалов музея, рассказов жителей села (2 часа).

Семинар: Саблинское - сельскохозяйственное (2 часа).

Контроль: Выставка творческих работ.

Тема3.  «Вот эта улица, вот этот дом» (3 часа).

Лекция. Своеобразие расположение села, особенности конкретных зданий(1 час).

Самостоятельная работа: История названия улиц села. Составление плана своей улицы (1 час).

Семинар: История названия моей улицы (1 час).

Тема 4. «Есть село, которое мне снится во сне …» Перспективы развития  села Саблинского. (1 час).

Лекция. С чем связаны перспективы развития села. (1 час)

Самостоятельная работа: Проект «Саблинское в будущем».

Семинар: Защита проектов.

Итоговое занятие.

Методические рекомендации по содержанию    и проведению занятий.

Принимая во внимание краткосрочность элективного курса, представляется целесообразным проведение вводного занятия, на котором учащиеся знакомятся с общей структурой курса, его примерным содержанием, с формами и видами работ, которые им предстоит выполнить. Целесообразно обсудить возможные темы самостоятельных и коллективных выступлений, форму представление материала, критерии их оценивания. Не следует требовать выполнение работ в большом объеме. Итоговую работу могут выполнить по желанию. Необходимо разработать критерии оценочных работ, вести учет участия в семинарских занятиях, можно разработать своеобразную рейтинговую систему оценивания, результаты должны быть известны учащимся в завершении изучения каждой темы, курса в целом.

Тема 1. Из истории Саблинской водной системы.(5 часов).

В рамках содержания первой темы учащиеся получают знания об истории зарождения села, причинах его возникновения и значении, о первом поселении. Лекция носит установочный характер. Учащиеся получают теоретические знания и необходимый учебный материал для самостоятельной дальнейшей работы. На практическом занятии выполняют задания по закреплению и дальнейшему осмыслению полученных знаний.

Тема 2. Саблинское: вчера и сегодня (6 часов).

В рамках содержания данной темы учащиеся знакомятся с особенностями развития села с момента возникновения и до нашего времени, традициями Саблинского. При подготовке лекции важно использовать исторический материал, краеведческий материал  музея. Практические занятия целесообразно проводить по группам, используя заранее собранный материал. На семинаре учащиеся рассказывают о результатах проведенных поисков и исследований, выступая с коллективно подготовленными сообщениями. Выставка оформленных творческих работ.

Тема 3. «Вот эта улица, вот этот дом» (3 часа).

На лекции учащиеся получают знания по вопросу формирования опорного каркаса, и расселения в районе, структуры формирования улиц, истории их названий, изучают своеобразие архитектурного облика города. На основе полученного материала выполняется практическая работа, а на семинаре учащиеся рассказывают о результатах своих исследований.

Тема 4 . «Есть село, которое мне снится во сне…». Перспективы развития Саблинского. (2 часа).

Содержание темы носит обобщающий характер. Учащимся предстоит использовать элементарные знания, полученные ими на предыдущих занятиях, выполнить их в творческой работе – создать проект села будущего в и защитить идею своего проекта на семинарском занятии.

 На заключительном занятии подводятся итоги изучения элективного курса «Моя малая родина». Учащиеся получают итоговые результаты индивидуального рейтинга по итогам работы. Учитель выясняет предложения и пожелания учащихся по проведенным занятиям.

Содержание данного курса предполагает разнообразные виды учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе:

  • анализ карт;
  • работа со статистическим материалом;
  • составление карт;
  • подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации;
  • моделирование и проектирование;

Учебно-познавательная деятельность может быть индивидуальной, групповой и коллективной.

Содержание курса предполагает возможности самоопределения такие, как выбор:

  • объектов изучения
  • форм работы
  • тем и форм итоговой работы

Литература для учащихся и учителя

  1. Физическая география  Ставропольского края. Учебник для 6, 8 классов общеобразовательных школ. Ставрополь. 2000 год
  2. Экономическая и социальная география Ставропольского края. Учебник для 9 класса общеобразовательной школы. Ставрополь. 2000 год
  3. http://www.okorneva.ru 
  4. http://wayrock.ru 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по географии « География туризма» 9 класс

В туризме заложены огромные возможности для воспитания, повышения культурного и образовательного уровня участвующих в нём людей. В туристских путешествиях пополняются знания людей о различных ст...

Программа элективного курса по географии "Медицинская география" для учащихся 9 классов

Программа элективного курса "Медицинская география" предназначена для учащихся 9 классов. Данный элективный курс рекомендуется для учащихся, планирующих в будущем выбрать профессию врача, продолжить о...

Программа элективного курса "Глобальная география"для обучающхся 10-11 класса профильной школы

Данная программа разработана для учащихся 10-11 класса  социально-экономического  и географического профиля. Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является возмож...

Рабочая программа элективного курса по географии для 10 класса «Роль географии в познании мира»

Целью изучения данного курса является формирование целостного представления о комплексе географических наук и их тесных взаимосвязей с другими науками, обозначение роли географии в современном мире ка...

Программа элективного курса по географии для учащихся 8-9 классов "Подмосковные города от А до Я"

Данная программа предназначена для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ Подмосковья. Предлагаемый элективный курс «Подмосковные города от А до Я» развивает содержание  курсов физической ...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...

Программа элективного курса по географии на тему "Моя малая Родина"

Курс ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся, расширяет базовый курс по географии, является предметно-ориентированным и дает возможность   познакомить учащихся с интересными ...