Восточно-Сибирский экономический район
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Жидовкина Галина Петровна

В образовательном ресурсе работа над  характеристикой ЭГП, населения и хозяйства  ВСЭР направлена на использование групповой формы работы с использованием интерактивной доски

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О.  Жидовкина Галина Петровна

Предмет: география

Класс: 9

І. Блок целеполагания.

Тема урока:

Восточно-Сибирский экономический район  (ВСЭР)

Цель урока:

Сформировать представление учащихся об особенностях ЭГП, характерных чертах населения и хозяйстве района.

Планируемый результат:  составление характеристики ВСЭР по плану.

Личностные: проявление учебно-познавательного интереса к географической науке.

Предметные результаты обучения: уметь называть субъекты, входящие в состав ВСЭР;  характеризовать  ЭГП района; особенности состава и размещения населения, объяснять специализацию района.

Метапредметные результаты  обучения: уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести  анализ, отбор информации, умение  работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

 знания: перечень субъектов, входящих в состав ВСЭР;

характеристика ЭГП, населения, природных ресурсов, отраслей специализации района.

 умения:  организация своей работы в строго отведенное время;  анализ карт.

 навыки:  работа с тематическими картами, характеристика географических объектов.

Личностно формирующая направленность урока:

личностные:

организация целенаправленной познавательной деятельности

коммуникативные:

умение работать в группе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, уважительно относиться к другому человеку, умение свободно отвечать у доски (на публику)

регулятивные:

умение планировать пути достижения цели, соотносить свои действия в

процессе достижения результата

познавательные:

анализ и работа с картографическим материалом;

рефлексия

ІІ. Блок инструментальный.

Задачи урока:

Задачи:

1.Образовательные: Способствовать созданию  образно-конкретного  представления  о Восточно-Сибирском районе, совершенствовать умение работать с ИКТ. 

2.Развивающие: Способствовать формированию и развитию ОУУН как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся:

Коммуникативной: владеть основными приемами устной речи, давать развернутые ответы на вопросы, высказывать суждения, грамотно и ясно формулировать свою мысль.

Информационной: развивать умения работать с Интернет ресурсами, представлять материал в форме презентаций, использовать в работе материал различных информационных источников;

Учебно-исследовательской: самостоятельно определять наиболее рациональные пути выполнения работы,  выделять признаки, применять ранее полученные ЗУН для решения новых учебно-познавательных и практических задач. Просматривать причинно-следственные связи. Обобщать, классифицировать, систематизировать учебный материал.

Рефлексивной: анализировать свою учебную деятельность, выявляя затруднения, корректировать систему ЗУН, выделять причины учебных неудач, предлагать способы устранения пробелов.

3. Воспитательные: способствовать повышению уровня познавательного интереса к предмету, развитию кругозора, воспитывать    творческую, целеустремленную деятельную личность, стремящуюся к самостоятельным открытиям.

Тип урока:

Урок изучения нового материала

Учебно-методический комплекс:

Источники информации

 9 класс.  Домогацких Е.М., География. Население и хозяйство  России: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово, 2010.

Географический атлас. 9 класс. - М.: Дрофа, 2010.

Оборудование

ноутбук, мультимедийный проектор, карта «Восточная Сибирь. Социально-экономическая карта»

Дидактическое сопровождение

инструктивные карточки для групп по характеристике Восточно-сибирского экономического района

ІІІ. Блок организационно-деятельностный.

Таблица-схема "План урока".

Этапы

Время

Содержание этапа

Основная форма работы

УУД

деятельность учителя

деятельность учащихся

1.

Организационный этап

1 мин

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.                                                      «Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…»

настраиваются на предстоящую работу

фронтальная

личностные

  • самоопределение

2.

Постановка цели и задач урока

 3 мин

  Помогает уч-ся, при необходимости, сформулировать тему и задачи урока,

Учитель предлагает учащимся на  основе просмотра презентации  Определи субъект.ppt заполнить таблицу и определить, что объединяет эти субъекты?      Таблица 1

Субъект

Характерная черта

Заполняют таблицу и отвечают на вопрос: «Что объединяет эти субъекты»?

Определяют тему урока и задачи.

фронтальная

личностные

  • формирование

учебной мотивации

регулятивные

  • целеполагание

коммуникативные

  • умение точно

выражать свои мысли

3.

Актуализация знаний

3 мин

Актуализирует знания уч-ся по понятиям, необходимые для изучения нового материала; помогает уч-ся составить план урока

Совместно с учителем составляют план  изучения нового материала

1. ЭГП района

2. Природные условия

3. Природные ресурсы

4. Население района

5. Специализация района

фронтальная

регулятивные

  • планирование

коммуникативные

  • умение точно

выражать свои мысли

познавательные

  •  постановка

вопросов,  формулирование цели

4.

Первичное усвоение новых знаний

12 мин

Организует и координирует деятельность групп; при необходимости оказывает помощь.

1-ая группа  http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6a1692ad-df2f-48ac-86f1-9071a5e5e208/view/

2 и 3 группы http://fcior.edu.ru/card/11740/aziatskaya-rossiya-vostochnaya-sibir-priroda-i1.html

4- ая группа. http://fcior.edu.ru/card/11774/aziatskaya-rossiya-naselenie-i-hozyaystvennoe-osvoenie-vostochnoy-sibiri-i1.html

5- 6 ая группы. Видеоролик. http://www.youtube.com/watch?v=So5_SUPv-W4

Работают в группах.

Заполняют  инструктивные карты, сопоставляют и анализируют карты атласа, работают с ЦОР.

1-ая группа. Характеристика  ЭГП  района.

2-ая группа. Оценка природных условий для жизни человека.

3- я группа. Природные ресурсы района

4- ая группа. Население Восточно-Сибирского района

5- 6 ая группы. Специализация района

групповая

регулятивные

  • планирование работы
  • контроль

коммуникативные

  • умение устанавливать рабочие отношения

           

  • представление

информации в письменном виде

познавательные

 работа и анализ

 с картографическим материалом

5.

Первичная проверка понимания и первичное закрепление

20 мин

Координирует выступления групп, при необходимости задает вопросы.

Каждая группа у доски представляет характеристику ВСЭР согласно поставленной задаче.

По итогам представленной информации представителей других групп  делают записи

фронтальная, групповая

индивидуальная

регулятивные

  • контроль, коррекция, оценка

коммуникативные

  • представление информации в устной форме

познавательные

  • структурирование  знаний
  • анализ и
  • работа
  •   с

картографическим материалом

6.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

4 мин

 

Учитель объявляется свои отметки за представление характеристики Восточно-Сибирского района.

При выставлении отметки в журнал учитывается и самоанализ групп с выставленными отметки всем членам группы.

Группы анализируют работу всех членов групп, оценивают по 5-ти балльной системе достижение результатов

 

Задачи урока

Оценка учителя

Оценка

группы

ЭГП

Природные условия

Природные ресурсы

Население

Промышленность

Сельское хозяйство

Транспорт

работа в микро-группах

коммуникативные

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

познавательные

  • рефлексия

личностные

  • смыслообразование
  • самооценка

7.

Информация о д/з

2 мин

Задает вопрос о д/з

Записывают  домашнее задание: стр.231 ответы на вопросы или подготовить презентацию об одном из городов ВСЭР.

индивидуальная

личностные

  • самоопределение

познавательные

  • синтез

коммуникативные

  • представление в устной и письменной форме


Приложения

Карточка №1

ЭГП района

Пункты плана

Характерные черты

Состав района

Положение на территории России

Пограничное положение

Приморское положение

Транспортно-географическое положение

Выводы

Карточка №2

Природные условия

Критерии для характеристики

Характерные черты

Оценка для жизни людей

Рельеф

Климат

Внутренние воды

Почвы

Природные зоны

Вывлды

Карточка №3

Природные ресурсы

Виды ресурсов

Оценка ресурсов

Минеральные ресурсы

Лесные ресурсы

Водные ресурсы

Гидроэнергетические ресурсы

Выводы

Карточка №4

Население Района

План

Характеристика

Численность населения, доля от общероссийской численности населения

Плотность населения

Размещение населения

Народы

Языковая семья

Языковая

группа

Религия

Где проживают

Карточка №5

 Промышленность Восточно-Сибирского района

Отрасль специализации

Центры

Факторы размещения

Карточка №6

 Сельское хозяйство  Восточно-Сибирского района

Отрасль специализации

Размещение

Карточка №7

Транспортный комплекс  Восточно-Сибирского района

Виды транспорта

Его роль в хозяйстве района


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Восточно-Сибирский экономический район.

Проверочная работа в формате ГИА....

Восточно-Сибирский экономический район.

Данная презентация может быть использована при изучении Восточно-Сибирского района в курсе географии 9 класса.  В презентации разработаны вопросы, задания, способствующие развитию мышления у школ...

Урок географии в 9 классе "Восточно- Сибирский экономический район"

Данная презентация предназначена для изучения региональной географии в 9 классе...

Тест по теме Восточно Сибирский экономический район

Задания тестового  характера по блоку Север и Юг Восточной Сибири...

Презентация "Восточно-Сибирский экономический район"

Презентация может быть использована при изучении Восточного макрорегиона России....

Презентация "Восточно-Сибирский экономический район"

Презентация для урока географии в 9 классе, раздел "Регионы России"....