План-конспект открытого урока-конференции по географии в 8 классе Тема: «Жемчужина Сибири - Байкал»
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Сеськаева Елена Валентиновна

Урок-конференция «Жемчужина Сибири- Байкал»

Цель урока: изучение особенностей Байкала и его окрестностей, показать значимость Байкала  в природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon baykal.doc206.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №6

Городского округа тольятти

План-конспект открытого урока-конференции

«Жемчужина Сибири - Байкал»

Учитель: Сеськаева Е.В.

Класс 8 М

Дата проведения 24 апреля 2009г

Присуствовали:

- Заведующая кафедрой географии Коростелёва Е.Ю.

-  Учителя лицея

-заместитель директора по НМР – Овчинникова Н.А.

План-конспект открытого урока-конференции по географии в 8 М классе

Тема: «Жемчужина Сибири - Байкал»

Чудо природы во всех отношениях

Л.С. Берг

Цели урока:

Образовательные

  1. Удовлетворить и развить познавательные способности учащихся, опираясь на уже имеющиеся у них знания о Байкале
  2. Изучение особенностей Байкала и его окрестностей
  3. Рассмотреть экологические проблемы озера Байкал и пути их решения
  4.  Показать учащимся значимость Байкала в природе Восточной Сибири и жизни человека

Воспитательные

  1. Формирование чувства любви к родной природе
  2. Формирование экологического сознания школьников на примере экологических проблем Байкала и их причины

Развивающие

  1. Научить учащихся выступать с презентацией своих докладов
  2. Развитие навыков работы со справочниками и публицистическими материалами

Оборудование:

Карта Байкала, презентация «Байкал- жемчужина Сибири», фильм «Байкальский музей», «Частная коллекция минералов Байкала», справочники, атласы, газета «Природа Байкала».

Тип урока: урок-конференция, урок обобщения и систематизации знаний.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Определение целей и задач экспедиции
  3. Выступление представителей каждого отряда
  4. Уникальные черты озера. Проверка конспекта.
  5. Определить экологические проблемы озера Байкал и пути решения этих проблем
  6. Контрольное тестирование
  7. Просмотр фотографий с берегов Байкала
  8. Подведение итогов урока
  9. Домашнее задание

Ход урока

  1. Организационный момент ( приветствие, отметить отсутствующих)

  1. Определение целей и задач экспедиции

Во время нашей экспедиции мы должны раскрыть особенности Байкала, рассмотреть экологические проблемы Байкала и предложить пути решения проблем озера.

В нашей экспедиции принимают участие 6 отрядов:

1 отряд – географы-исследователи

2 отряд - геологи

3 отряд – гидрологи

4 отряд – климатологи

5 отряд – зоологи

6 отряд – экологи

Каждый отряд заранее получил вопросы, по которым начальники отрядов предоставят отчет о проделанной работе.

Во время заслушивания отчетов каждый составит в тетради план-конспект «Уникальные особенности Байкала». В заключении урока будет тест «Байкал».

Вы готова? Тогда отправляемся в путешествие к берегам Байкала. Среди заснеженных хребтов в самом центре Азии лежит это огромное, пресноводное озеро. Древнее, чистое. Самое глубокое в мире. Озеро Байкал является объектом Всемирного наследия. Известный русский академик Лев Семенович Берг называл Байкал «Чудом природы во всех отношениях».

  1. Выступление представителей каждого отряда

Во время выступления демонстрируется презентация каждого отряда, учащиеся рассказывают на фоне приглушённой музыки. Остальным учащимся предлагается внимательно слушать, так как за 15 минут до конца урока будет проводиться тест.

  1. Географы- исследователи

Буряты называют Байкал – «Байкал - Далай», что означает «Байкал - море». Русские на берегах появились в 1643 г – один из зимовщиков, казачий пятидесятник Курбат Иванов вышел к Байкалу и открыл остров Ольхон, исследовал почти 600 км побережья озера из 1800 ки береговой линии. Окончательно укрепились русские на Байкале после основания Иркутска в 1661 г.

В 1720 г. По заданию Петра I в Забайкалье выехала первая научная экспедиция во главе с Даниилом Готлибом Мессершмидтом, который составил первым описание озера.

С 1722 г. По указу Его императорского Величества на Байкал начинают ссылать старообрядцев, так в России называли верующих, не принявших церковные реформы 17в. Большой вклад в исследование Байкала внес любимец Петра I гидрограф Федор Иванович Сойманов. В составе секретной Нерчинской экспедиции Сойманову удалось построить гавань и маяк на Байкале.

В 1773 г. Первым составил достоверную карту Байкала русский геодуист Алексей Пушкарев, М карты в 1 см – 4 км. Жак Им Кусто совершал изучении вод озера с помощью подводных спускаемых аппаратов.

Байкал изучали: Иван Дмитриевич Черский, Лев Семенович Берг, Владимир Афанасьевич Обручев, Петр Симон Паллас.

  1. Отряд геологов

Возраст озера 15-20 млн. лет. Котловина озера образовалась в результате разлома земной коры т.е имеет тектоническое происхождение. Процесс расхождения не закончился и по сей день, он идет со скоростью 2 см в год, проявляясь в частых землетрясениях, горообразовании, провалах. В образовавшуюся трещину миллионы лет заливалась вода, приносимая реками. Вода подмывала берега, реки приносили взвеси, которые откладывались на дно впадины. Толщина наносов достигает 7 км. На глубине 22-24 км находится центр землетрясений, которые могут достигать 8-9 баллов. Близость горячей мантии порождает на берегах озера десятки горячих источников ( около 53).

  1. Отряд гидрологов

Озера изучает наука лимнология. Байкал по площади больше таких стран как Бельгия, Армения, Израиль. Озеро Байкал имеет уникальную чистую прозрачную воду. В озерах для оценки прозрачности пользуются белым металлическим диском  Секи диаметром 30 см. Его опускают в воду до тех пор, пока он не скроется из виду. Эталоном самой высокой прозрачности считается вода Саргассова моря -  65м. В Байкале 40 м. Однако исследования показали, что на глубине 250-1200 м прозрачность не уступает Саргассовому морю.

По химическому составу вода близка к дистиллированной. Соленость 0,1‰. Вода богата кислородом. В озеро впадают 544 реки. Самая крупная из них Селенга. И лишь одна река – Ангара(приток Енисея) вытекает из Байкала. Вода в озере круглый год холодная. ( t 10-12°). Замерзает вода в озере поздно, в конце декабря, но и вскрывается Байкал поздно. До конца мая по воде плавают льды, в июне льды тают у берегов. На запасы байкальской воды человечество смогло бы прожить 40 лет, потребляя по 500 л в сутки. Для того чтобы наполнить котловину Байкала в течении 300 дней, сюда понадобилось бы направить воду всех рек Земли.

Условно толщину озера можно разделить на этажи.

Верхний слой воды в Байкале называется литораль ( до 20 м), далее – батиаль ( до 300 м ), самый нижний – абиссаль.

  1. Отряд климатологов

Климат Прибайкалья резко-континентальный. Зима очень холодная (ср. t я. - 24°С), а на побережье теплее -14-17°С. Лето на берегах озера прохладное (ср. t и. +15°С).

Из-за неравномерного нагрева суши и вод озера образуются перепады атмосферного давления, в результате возникают местные ветры. Ураганный ветер  -сарма, поднимает штормовые волны на Байкале. Скорость ветра достигает 60 м/сек. Северо-восточный ветер – баргузин, или верховик – дует вдоль озера. На Байкале чаще солнечная погода. Зимой господствует антициклон.

  1. Отряд зоологов

Уникален органический мир Байкала. В озере встречается около 1500 видов животных и более 1000 видов растений, большая часть растений – водоросли, 58 видов рыб.

70 % обитателей озера – эндемики, т.е организмы, не встречающиеся нигде более, только в Байкале. К таким видам относятся голомянка – живородящая рыбка, не имеющая чешуи, розовато-белая, полупрозрачная, состоит в основном из жира. Раньше голомянку собирали с поверхности воды и вытапливали жир, который используется для освещения и в лечебных целях.

Голомянка – глубоководная рыба, она может опускаться на глубину до 1000м. длина рыбки 12-20см. при повышении t до +8° они гибнут. Живет ,примерно, 7 лет. После родов голомянка погибает.

Из рыбных ресурсов Байкала наиболее ценные хариус, сиг и байкальский омуль. Живет омуль до 25 лет, вес до 5 кг – это самая многочисленная промысловая рыба Байкала.

Байкальский осетр – коренной житель Байкала. Осетры живут в Байкале до 60 лет и достигают 130 кг, 180 см в длину. Рыба занесена в «Красную Книгу». Осетр называют царь-рыбой Байкала. Обитает в озере и тюлень – Байкальская нерпа. Пресноводный тюлень – это загадка для зоологов. Иван Черский писал, что нерпа проникла в Байкал из Северного Ледовитого океана  в ледниковую эпоху через Енисей и Ангару. По другой гипотезе, байкальская нерпа, доледниковый житель Байкала. Средний вес нерпы около 50 кг, иногда достигает 150 кг. Берега Байкала заняты тайгой – из кедра, сосны, лиственницы. В тайге обитают соболь, лисица, бурундук, бурый медведь, лось.

  1. Отряд экологов

Уникальное по своей природе озеро Байкал имеет живописные берега и острова. Озеро является рекреационным объектом Сибири. Чистый воздух, минеральные источники, чистая прозрачная вода озера привлекает множество туристов. Озеро богато рыбными ресурсами, а хребты Прибайкалья имеют огромные запасы древесины – кедра, сосны, лиственницы. Кедр – это ценные орехи, масло кедровых орехов используется в медицине и в оптике, служит пищей для обитателей тайги и для человека. Еще на Байкале чистейший воздух. Благодаря огромной концентрации ионов воздух здесь разряжен. А ионы – основа здоровья.

У древних поселенцев – эвенков, тунгусов, бурят – отношение к Байкалу было святое. Не полагалось ругаться в его присутствии, плевать в воду и сорить на берегах. Байкал был для них божеством.

В 20в. На берегах Байкала были построены целлюлозно- бумажные комбинаты, которые очень сильно загрязняют воду озера, на реке Ангара построили Иркутскую ГЭС, что привело к подъему уровня воды на 1 м, к смыву с берегов грязи, к помутнению воды, к гибели главного фильтра байкальской воды – планктона.

  1. Проверка плана- конспекта «Уникальные черты озера»

Учитель: ребята, мы послушали выступления, назовите все уникальные особенности озера байкал.

- Древний возраст 20 млн.лет

- 70 % эндемики

- 250 видов животных и растений

- глубина 1620 м

- чистая, прозрачная вода

- впадает 544 реки

- озеро продолжает расширяться со скоростью 2 см в год

- наличие местных ветров

- большое количество минеральных источников

- 36 островов

- 1/ 10 пресной воды планеты

- примерно через 60 млн. лет его ширина будет 1000км

- озеро очищают живые организмы – планктоны

5. Определить экологические проблемы озера Байкал, пути решения этих проблем

Учитель: ребята, какие вы можете назвать экологические проблемы озера?

- загрязнение байкальской воды

- уменьшение прозрачности

- уменьшение видового состава растительного и животного мира

-повышение солености воды в озере

Учитель: озеро Байкал находится в опасности, какие мы можем предпринять меры?

- всю территорию Байкала объявить заповедником

- перенести ЦБК с берегов Байкала

- запретить молевой сплав леса

- создать на берегах Байкала Мировой научно- исследовательский центр

- туристический центр

6. Контрольное тестирование

Учитель: теперь пишем тест «Байкал». После написания теста взаимная проверка  выставление оценок. На доске представлена таблица с правильными ответами и критериями оценок. ( смотри приложение)

  1. Просмотр фотографий с берегов Байкала

Учитель: ребята, одна из учениц вашего класса отдыхала с семьей на Байкале. У нас есть возможность посмотреть фотографии озера ( просмотр презентации).

  1. Подведение итогов урока

Учитель: завершилась наша экспедиция. Каждый получает оценку за контрольный тест. Все выступающие на конференции получают оценку «пять».

  1. Домашнее задание

§ 39, отвечать на вопросы к параграфу.

Анализ урока географии по теме «Жемчужина Сибири - Байкал»

Класс : 8 М

Дата проведения : 6 мая 2009 г.

Учитель: Сеськаева Елена Валентиновна

Цель посещения: посмотреть формирование знаний, умений по теме.

По дидактической теме – урок – конференция, урок обобщения и систематизации знаний ; по характеру деятельности – урок проблемный.

Цель урока: образовательная

- изучение особенностей Байкала  и его окрестностей

- рассмотреть экологические проблемы озера Байкал и пути их решения

- показать значимость Байкала в природе Восточной Сибири и жизни человека

Была обеспечена мотивация и принятие учащимися цели урока, оказанное и быстрое включение школьников в деловой ритм.

Организация начала урока выражалась в подготовке школьников к учебной работе на уроке. Ребята стали участниками байкальской экспедиции.

На первом этапе урока внимание детей было сосредоточено на целях уроках и задачах экспедиции, что имело большое психологическое значение, т.к. школьники приучаются осознавать задачи своей деятельности на уроке, а не только действовать согласно требованиям и указаниям учителя.

Основная часть урока – это отчеты начальников отрядов, т.к. за две недели ребята поделились на группы и получили вопросы по своей теме. Изложение материала началось с постановки задач, выдвинутых перед отрядом. Были представлены отчеты отрядов: географов-ислледователей, геологов, зоологов, климатологов, гидрологов, экологов. Выступление ребят сопровождалось презентацией каждого отряда по их теме, что позволило акцентировать внимание учащихся на ключевых моментах темы. Во время заслушивания отчетов каждый составил в тетради план – конспект «Уникальные особенности Байкала».

Следующий этап урока – определение уникальных особенностей озера. Каждый отряд по очереди называл уникальные, неповторимые черты озера. Затем были названы учащимися экологические проблемы озера и предложены свои пути развития охраны Байкала.

Выполнение данных заданий способствовало более полному пониманию учебного материала и восприятия учащимися новых знаний.

Затем ребятам был предложен контрольный тест «Байкал». После написания теста последовала взаимопроверка и выставление оценок. Правильные ответы и критерии оценок учащиеся могли увидеть в таблицах на доске.

При подведении итогов урока всем были выставлены объективные оценки. Положительным моментом урока были комментарии учителя при оценивании индивидуальных сообщений учащихся.

Дома ученики должны будут повторить изученный материал, прочитав соответствующий параграф учебника, ответить на вопросы.

На уроке была спокойная рабочая обстановка. Результаты урока положительные, так как достигнуты основные цели урока.

Выводы:

- на уроке активно принимали участие все школьники

- учащихся заинтересовал материал урока

- на уроке использовались различные формы и методы обучения, они способствовали активизации познавательной деятельности и творческого самовыражения учащихся.

Заместитель директора по НМР   Н.А. Овчинникова

Заведующая кафедрой естественных наук Е.Ю. Коростелева

Приложение

1 а

6 в

11а

16а

21а

12а

17в

13а

18а

14в

19б

10б

15б

20а

сканирование0009

сканирование0010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по географии в 8 классе "Жемчужина Сибири - Байкал"

Презентация к уроку по теме "Жемчужина Сибири - Байкал" знакомит учащихся с географическим положением озера, раскрываются его основные характеристики, животный и растительный мир. Особое внимаени удел...

Урок - путешествие по теме: " Жемчужина Сибири - Байкал"

Урок - путешествие. Байкал - озеро гигант. Самая чистая вода в мире....

Разработка открытого урока " Жемчужина Сибири - Байкал"

Цель урока:Сформировать представление об уникальной природной жемчужине Сибири – озере Байкал....

План - конспект индивидуального открытого занятия с ребёнком с ОВЗ по теме: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Рекомендуется для воспитателей ДОУ, психологов, логопедов, учителей-дефектологов...

Открытый урок-конференция в рамках предметной недели по теме: «Борщ или происхождение и многообразие культурных растений» 16.04.2018 г.

Открытый урок-конференция в рамках предметной недели по теме: «Борщ или происхождение и многообразие культурных растений» 16.04.2018 г....

Открытый урок-конференция в рамках предметной недели по теме: "Как развить способности" (память, мышление). 11.03.2019г.

Открытый урок-конференция в рамках предметной недели по теме: "Как развить способности" (память, мышление). 11.03.2019г....

Тест по теме « Жемчужина Сибири – Байкал»

тест состоит из двух вариантов. Позволяет закрепить тему сразу на первом уроке или в качестве проверки домашнего задания....