Доклад "Роль географического образования в развитии современной личности".
статья по географии на тему

Резанова Оксана Георгиевна

В докладе освещены причины кризиса современного географического образования, а также названы  основные приоритеты современного школьного географического образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Роль географического образования

в формировании современной личности».

 на слет учителей географии Ставропольского края

Резановой Оксаны Георгиевны.

   

    География – одна из древнейших наук на Земле. Но это не значит, что она потеряла свою актуальность  и значимость в современном обществе.

  В связи с возрастающей необходимостью создания единого образовательного пространства, которое обеспечивает формирование разносторонней личности современного школьника, хочется  отметить серьезные проблемы и противоречия, сложившиеся в современном географическом образовании, и обратить внимание на необходимость повышения уровня географической грамотности учащихся. Решение проблем современной России в значительной мере зависит от того, насколько будущее поколение граждан нашей страны овладеет знаниями о территории, природных ресурсах и производительных силах Родины, о населении нашего многонационального государства, о разнообразии регионов самой большой страны мира. Именно географические знания дают побудительные мотивы для осознанной творческой  деятельности на благо Родины. Географическое образование — краеугольный камень социального становления личности и воспитания гражданственности.

Приоритеты современного школьного географического образования.

1. Образовательный процесс переориентирован на:

          -  развитие продуктивного мышления,

        -  формирования ключевых компетентностей,

        -  формирование ключевых интеллектуальных умений,

        -  введение профильного обучения.

2. Инновационные процессы:

        -  Информатизация образования

        -  Новые способы организации учебного процесса

        -  Самостоятельная познавательная деятельность учащихся

        -  Проектная деятельность

        -  Интегративные подходы в содержании

        -  Коммуникативная деятельность.

3. Результат обучения:  общая грамотность (общая компетентность) обучающихся, что обеспечивается:

 - Ключевыми интеллектуальными умениями

 - Универсальными способами деятельности, способами познания и взаимодействия

- Базовыми структурообразующими знаниями (имеют общие   представления о  

    системе знаний)‏

- Социальным опытом

- Адекватная самооценка собственной (освоенной) системы знаний.

    Но, не смотря на все выше перечисленное, современная география особенно в последнее время, к сожалению, испытывает серьезный кризис, усиленный большими изменениями в общественной мысли, внедрением российской высшей школы в Европейское образовательное пространство, снижением статуса и престижа в обществе. На ослабление достойного места географии в обществе в условиях модернизации образования влияют с моей точки зрения, следующие причины:

  1. Резкое снижение учебных часов на изучение начального курса физической географии в 6 классе (с 2 часов до 1 часа в неделю) — базового курса для всей школьной географии, с огромным понятийным аппаратом. Однако объем учебного материала в школьных учебниках остался практически прежним, при этом никто не задумался о личности обучающегося, усложнении и перенапряжении его умственной деятельности, к тому же искажается нормальный процесс мышления. Такая же коллизия при изучении курса "Физической географии материков и океанов" в 7 классе: уменьшение учебных часов с 3-х до 2-х, сохранение старого объема теоретического, понятийного и номенклатурного материала.

  Применение таких "экспериментов" конечно же, негативно влияет на степень усвоения школьниками географических знаний. И все это при том, что у них еще не развиты аналитическое и абстрактное мышление, пространственные и временные представления, недостаточен жизненный опыт и кругозор — все это вызывает у учащихся затруднения в осознании понятий, закономерностей, они запоминают огромное количество слов на короткое время. Такое положение является главной причиной кризисного положения школьной географии.

  2. География полностью стала не востребованной наукой и дисциплиной выпускниками школ при выборе географии в качестве ЕГЭ и абитуриентами высших учебных заведений, т.к. вместо географии при поступлении на экономические специальности вузы с согласия Министерства образования и науки РФ определили обществознание. Для Невинномысска характерно уменьшение выпускников, сдающих ЕГЭ по географии и такая тенденция сохраняется. И еще одна заметка, редко кто из сильных выпускников выбирает географию в качестве экзамена, все больше случаев выбора этого предмета учащимися со слабым уровнем подготовленности и низким качеством географических знаний.

  3. География как самостоятельный учебный предмет  не включен в перечень обязательных учебных предметов на базовом уровне (так называемая инвариантная часть учебного плана) среднего (полного) образования. В вариативной части курс «Экономической и социальной географии мира» нашел свое отражение в объеме 70 часов на базовом уровне обучения в непрофильном (универсальном) обучении (общеобразовательный профиль).

       Все вместе взятое снижает престиж географии как школьного учебного предмета. Парадокс, но ЮНЕСКО назвала географию в числе пяти важнейших предметов общего образования, наряду с историей, философией, психологией, иностранными языками.

   Хочется надеяться, что благодаря совместным усилиям  Министерства  образования РФ, попечительский совет при Русском географическом обществе, отечественных географических научных школ, ученых-методистов, учительской географической общественности, в современной географии произойдут позитивные изменения. Необходимо и целесообразно в целях повышения статуса и престижа географии нормализовать учебную нагрузку по географии в школе, вернуть географию в качестве вступительного экзамена на соответствующие специальности в вузах, это станет способствовать востребованности знаний о целостной научной картине современного мира, географической оболочке и её частях.    

  Все это поможет оптимизировать организацию географического образования с большим вниманием к учащимся, их способностям воспринимать и усваивать географические знания и умения.

  При разработке новой школьной географии необходимо учесть: школа должна подготовить учащихся к ориентированию не в словесной информации, а в реальной окружающей среде, в которой всегда представлены в единстве и теоретические знания о ней, применение которых невозможно без овладения учащимися системой соответствующих приѐмов самостоятельной работы. Учебный предмет "география" — это не только содержание программ, но и работа мышления учащихся. Для этого необходима новая технология организации географического образования.

    География России традиционно обслуживала нужды российского государства, которое, начиная, по крайней мере, с XIV века, непрерывно «колонизовалось», расширяя свою территорию. В конце XIX — начале XX века некоторые географы даже критиковали Русское географическое общество за то, что оно увлекалось изучением зарубежных территорий (в ущерб изучению собственно России — прежде всего тех, на которые Россия могла «иметь виды», если не с целью присоединения, то для усиления своего влияния в них). Сейчас, когда шестивековая эпоха расширения территории России уже позади, меняются и задачи географии: мы все лучше должны знать внутреннюю, «глубинную» Россию, на которую будут направлены основные усилия государства, и от которой в итоге будет зависеть наше будущее.

  «Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем лучше знаю» — эти слова географ Юрий Константинович Ефремов использовал как эпиграф к своей прекрасной книге «Природа моей страны».

      Любой человек должен иметь в своей голове правильное представление о том, в какой стране, каком районе, городе, селе он живет. Без этого невозможен и истинный патриотизм — любовь к своему Отечеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие и становление гармоничной всесторонне развитой личности школьника путем внедрения целевого географического образования

Статья знакомит нас с тем, что внедрение целевого географического образования позволяет развивать гармоничную, развитую личность.  И именно изучение географии в школе позволяет сформировать компл...

Сетевые конкурсы как способ формирования и развития современной личности в свете реализации ФГОС 2 поколения.

«Сетевой конкурс» - это дистанционный конкурс организованный различными образовательными порталами в сети Интернет.Участие в таких конкурсах позволяет педагогам и учащимся создать осознанную образоват...

Самостоятельная работа учащихся на уроках английского языка как основа развития современного непрерывного образования личности.

В статье представлены: актуальность, цели, задачи самостоятельной работы на уроках английского языка. Представлены различные методы и подходы....

выступление на тему: «Роль географического образования в формировании современной личности".

    География – одна из древнейших наук на Земле. Но это не значит, что она потеряла свою актуальность и значимость в современном обществе. В связи с возрастающей необходимостью...

Деятельностный подход как средство реализации современного географического образования.

В статье представлен аналитический обзор деятельностного подхода в практике учителя - географа....

Республиканский методический конкурс для учителей географии по теме: «Реализация требований ФГОС в географическом образовании» Направление: Современный урок географии с в соответствии с требованиями ФГОС СОО Тема урока: Дальний Восток

Тема урока: Дальний ВостокТехнология:личностно ориентированная, проблемно исследовательская, информационнокоммуник ационная, групповая работа , кейс технологииЦели урока:• Активизировать познават...