Рабочая программа по географии для 5 класса ФГОС
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Таран Ирина Владимировна

Рабочая программа по географии 5 класса ФГОС по учебнику Домогацких

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_geografii_fgos.docx110.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование г. Приморско-Ахтарск

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №3

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от 30.08. 2013 года протокол № 1

Председатель _______       _________

                   

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По    ___географии________________________________________________

Уровень образования (класс) __основное общее образование, 5 класс_______    

                     (начальное общее,    основное общее образование    с указанием классов)

Количество часов __34 ч._______              

Учитель    ___Таран Ирина Владимировна________________________

1)  Примерных программ по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект.- 2-е изд. перераб.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения);

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по географии разработана на основе:

1) Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / Министерство образования и науки Российской  Федерации.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения);

2) Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа /(сост. Е.С. Савинов).-М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения);

3) Примерных программ по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект.- 2-е изд. перераб.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения);

4) Авторской программы курса «География». 5-9 классы /авт.-сост.Е.М.Домогацких.- М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа)                      

 5) Программы развития  МБОУСОШ №3 .  

Общие цели изучения географии в основной школе:

     Целями изучения географии в основной школе являются:

  • формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
  • познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
  • глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
  • выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
  • формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Цели и задачи курса 5 класса:

  • ознакомление обучающихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
  • формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;
  • формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географической карты;
  • формирование знаний о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
  • формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных. (Е.М.Домогацких)

Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды.

 

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

     Содержание структурировано по пяти курсам: «Введение в географию», «Физическая география», «Материки и океаны», «Физическая география России», «Население и хозяйство России».

     Курс «Введение в географию» освещает географические темы, которые помогут школьникам познакомиться с географией как наукой, узнать об истории географических открытий и освоения территории Земли. Материалы курса позволяют учащимся получить общие сведения о материках и океанах нашей планеты. (Н.В.Болотникова)    

      Материал курса сгруппирован в пять разделов.

      Первый тематический раздел «Наука география» знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о методах географических исследований.

      Материал второго раздела — «Земля и ее изображения» — не только сообщает учащимся об основных этапах становления знаний о форме и размерах Земли, а также о способах ее изображения, но и носит пропедевтический характер по отношению к последующим курсам географии.

      Третий раздел «История географических исследований» знакомит учащихся с историей изучения и освоения Земли. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор всех географических открытий. Целью раздела является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания и вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении раздела реализуются межпредметные связи с историей.

      Четвертый раздел «Путешествие по планете Земля» призван первично познакомить учащихся с особенностями природы материков и океанов.

      Пятый раздел учебника «Природа Земли» знакомит учащихся с оболочками нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой.

       Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды. (Е.М.Домогацких)

3. ОПИСАНИЕ МЕСТА ГЕОГРАФИИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

      География в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения – 272, из них по 34 часа в 5, 6 классах (1 ч. в неделю) и по 68 ч.(2 ч. в неделю) в 7, 8, 9 классах (примерная, «Место предмета в уч. плане»).

     Так как школьный учебный план рассчитан на 34 учебные недели, поэтому количество часов скорректировано с 35 до 34.

Таблица тематического распределения количества часов в 5 классе

№№

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1.

Тема: Введение

2

2

2.

Тема: Земля и её изображение

5

5

3.

Тема: История географических открытий

12

14

4.

Тема: Путешествие по планете Земля

10

10

5.

Тема: Природа Земли

2

2

6.

Резерв

4

-

7.

Урок обобщения и контроля по курсу

-

1

Итого

практических работ

35

6

34

6

4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ГЕОГРАФИИ

     Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования — формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:

•        ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях;
  • осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;

•        гармонично развитые социальные чувства и качества:

  • патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.

Обучение географии в основной школе должно быть направлено на достижение следующих личностных результатов:

  • овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
  • осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
  • сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде — среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

  • познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • гуманистических и демократических ценностных ориентации, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
  • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
  • готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

  • умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
  • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
  • умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

  • формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  • формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ГЕОГРАФИЯ

Тема 1. Наука география (2 часа). География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.

        Практические работы:

       1. Организация наблюдений за погодой.

   

Тема 2. Земля и её изображение (5 часов). Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности.  Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.

  Практические работы:

 2. Определение с помощью компаса сторон горизонта.

Тема 3. История географических открытий (14 часов). Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.

  Практические работы:

 3.Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.

 4.Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».

Тема 4. Путешествие по планете Земля (10 часов). Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.

   Практические работы:

 5.Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

 6.Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.

Направления проектной деятельности обучающихся:

Выпуск фотогазеты «Черное море – достояние Краснодарского края»

Тема 5. Природа Земли (2 часа). Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.

 

Общий перечень практических работ

№№

Название практической работы

1.

Организация наблюдений за погодой

2.

Определение с помощью компаса сторон горизонта

3

Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, географических объектов

4.

Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и

мореплавателей на карте мира»  

5.

Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли

6.

Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка (Евразия, Северная Америка, Южная Америка)

 6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  

Так как на каждом уроке географии осуществляется практическая направленность, все предложенные автором практические работы будут выполнены, но в КТП выносятся 6, за которые будут выставляться оценки.

№ урока

Содержание уроков

Основное содержание по темам

Основные виды учебной деятельности (УУД)

Тема 1. Наука география (2ч.)

    1.  

Что такое география? 

Практическая работа № 1 

География как наука. Предмет географии.  

 Выявлять и знать объекты изучения естественных наук, в том числе географии (П), знать основные правила работы в кабинете географии  (П, Р)

Проявлять познавательный интерес  к географии (Л)

 2.

Методы географических исследований 

Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.  

   Давать определение понятию картография (П). Называть  методы географических исследований изучения Земли (П).

Распознавать отличие методов географических исследований (П).      Выявлять источники географических знаний (Р)

 Овладевать умением работать с различными источниками информации  (П, К, Р)

Понимать роль и  значение географических знаний (Л)

Тема 2. Земля и ее изображение (5ч.)

 3.

От плоской Земли к земному шару.

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена.

 Определять, какую форму имеет Земля(П).

Объяснять  эволюцию знаний о форме Земли(П,Р,К).

Приводить доказательства шарообразности Земли(К,Р). Овладевать умением работать с различными источниками информации,   структурировать учебный материал (П, К, Р)

 Осознавать значение  географии в развитии представлений о форме Земли (Л)

 4.

Форма, размеры и движения Земли

Форма, размеры и движение Земли. Полюсы и экватор. Роль Исаака Ньютона в формировании представлений о шарообразности Земли.

 Давать определение понятиям: полюс,  экватор(П).

Объяснять, в каких видах движения участвует Земля, и каковы

географические следствия этих движений(П, Р).  

Знать, кто такой Исаак Ньютон и какой вклад в географическую науку он внёс(П).

Знать размеры Земли(П).. Овладевать умением работать с                  различными источниками  информации, структурировать учебный материал (П, К ,Р) Вырабатывать слуховое и визуальное восприятие  информации (Л)

    5.

Глобус и карта.

 

Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности.  Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки.

 Делать вывод  об отличиях географической  карты от глобуса(П,Р).

Давать определение глобусу как модели Земли(П) и объяснять, каковы её особенности(П,Р.)

Выявлять  особенности различных фотографических изображений  поверхности Земли(П,К,Р)

Овладевать умением читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия (П, Р, К)

 6.

Ориентирование на местности.

  Практическая работа № 2

Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас.

 Давать определение понятию: ориентирование. (П,К,Р)

 Объяснять, что такое стороны горизонта, и какие они бывают(П, Р). Делать вывод  о назначении  компаса(П).

Формулировать алгоритм работы с  компасом(П,Л)

 Вырабатывать умение работать с измерительными приборами (П, Р, К)

Понимать значение ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека (Л)

 7.

 Урок обобщения, контроля  и коррекции знаний по теме раздела

 Обобщение учебного материала по тематике раздела. Проведение контроля уровня усвоения знаний и навыков практической деятельности. Коррекция знаний и навыков деятельности.

 Выделять существенные признаки и особенности  географических объектов и явлений по теме раздела(П,Р,К).

 Объяснять особенности формы и размеров Земли; свойства географической карты и плана местности; географические следствия вращений Земли(П,Р,К).. 

Определять отличительные особенности изображений земной поверхности;  направления на карте и плане; стороны горизонта(П,Р,К)..

Вырабатывать  умение выполнять  различные  контрольно-измерительные  материалы  (П,Р,К,Л)

Тема 3. История географических открытий(14ч.)

 8.

 По следам путешественников каменного века

Причины освоения Земли древними людьми. Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики».

Объяснять результаты выдающихся  географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний(П,Р,К).

Определять и показывать на карте маршруты путешествий(П,К). Описывать ход путешествия  (П,Р,К)

Понимать роль путешествий в формировании знаний о Земле (Л)

9.

Путешественники древности

Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Геродот родоначальник географической науки.

Выявлять причины и следствия географических путешествий и открытий(П,К), уметь работать с картографическими источниками географической информации(П). Описывать ход путешествия  финикийцев(П). Составлять  рассказ об основателе географической науки в древности(П). Объяснять  причины, следствия и ход путешествия  Пифея (Р,П,). Уметь работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации (П,Р,Л)   

 10.

 Путешествия морских народов.

  Географические открытия викингов. Описание особенностей природы открытых викингами территорий

 Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также  влияние путешествий на развитие географических знаний(П,Л,Р).

 Определять причины и следствия географических путешествий и открытий(П,Л,Р)..  Определять и показывать на карте маршруты путешествий(П,Л,Р).. Описывать   географические открытия,  совершённые викингами(П). Выявлять особенности природы, характерные для Исландии и Гренландии(П). Объяснять, почему викингов не считают первооткрывателями Америки(П). Учиться ставить учебную задачу под руководством  учителя(Л,П,Р).

Планировать свою деятельность под руководством учителя(Л,П,Р)..

 Определять критерии для сравнения фактов, явлений(Р).

Выслушивать и объективно оценивать другого(Л,К).

Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. (П,Р,К,Л)

 11.

 Первые европейцы на краю Азии.

 Путешествие Марко Поло в Китай. Роль «Книги Марко Поло» в познании особенностей в жизни и деятельности народов Азии.

 Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний(П). Определять  причины и следствия географических путешествий и открытий(Р). Определять и показывать на карте маршруты путешествий(П,Р,Л).  Составлять описания событий по теме урока(П,К,Р). Объяснять причины поиска европейцами пути в Китай(П,К,Р). Учиться ставить  учебную задачу под руководством  учителя(П,К).

Планировать свою деятельность под руководством учителя(К,Л).

 Определять критерии для сравнения фактов, явлений(П,Л,К).

Выслушивать и объективно оценивать другого(Л.К).

Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. (П,Р,К,Л)

 12.

 Хождение за три моря.

 Хождение за три моря. История жизни и деятельности Афанасия Никитина. Особенности и значение путешествия

 Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний(П,Р). Определять: причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий(П,Р).   Составлять описание  жизни и деятельности А.Никитина(П,Р). Выявлять и показывать на карте географические объекты, связанные с путешествием А.Никитина(П,Р,К).Объяснять  причины путешествия  А. Никитина   в Индию(К,Р,Л).

Уметь работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации  (П,Р,КЛ)

 13.

 Морской путь в Индию. 

Эпоха ВГО. Открытие морского пути Индию. Путешествие Васко да Гама и Бартоломеу Диаша. Роль принца Генриха Мореплавателя в организации экспедиции.

 Объяснять результаты выдающихся географических   открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний(К,Р,Л).. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий(П,Р).   . Определять и показывать на карте маршруты путешествий. (П,Р).    Наносить на контурную карту маршрут путешествия экспедиции Ф.Магеллана. Составлять описание жизни и деятельности Ф.Магеллана и Х.С.Элькано(Л,Р). Определять  приоритет совершения первого кругосветного путешествия(П,Р) .

Ставить учебную задачу под руководством  учителя(Л,К).

Планировать свою деятельность под руководством учителя(Л,К)..

 Выслушивать и объективно оценивать другого(Л).

Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. (П,Р,К,Л)

 14.

 Открытие Америки

Причины организации экспедиции Х.Колумба. Открытие Америки. Жизнь и деятельность Христофора Колумба. Роль А.Веспуччи в изучении Америки. Значение открытия Америки.

 Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний(П). Определять причины и следствия географических путешествий и открытий(П)..  Определять и показывать на карте маршруты путешествий(П,К,Р).. Формулировать высказывания о причинах использования названия «Неизвестная Южная Земля» (П).. Объяснять, почему Австралия долгое время оставалась неизвестной землёй(П,К,Р).. Составлять описание открытия Австралии и особенностей животного мира материка(П, Л)..  

 Уметь работать с различными  источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации  (П,Р,К,Л)

 15.

 Первое кругосветное плавание. Практическая работа № 3

Путешественники , совершившие первое кругосветное плавание. Причины организации и практическое значение.

 Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний(П,Р,К,Л). Определять причины и следствия географических путешествий и открытий(П,Р). Определять и показывать на карте маршруты путешествий(П,Р,К,Л). Составлять описание  жизни и деятельности Джеймса Кука(П,Р,Л). Объяснять причины невозможности достижения Антарктиды Куком (П,Р,К,Л).  Формулировать высказывания о целях и ходе экспедиций Д. Кука(П,Р,К,Л)..

Уметь работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации (К,Л)

 16.

 Открытие Южного материка.

Поиски Неизвестной Южной Земли. Первооткрыватель Австралии. Особенности открытия материка.

 Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний(П,Р,К,Л).. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий(П,Р, Л).. Определять и показывать на карте маршруты путешествий (П, Л),.  Формулировать вывод о роли русских путешественников в исследовании Земли(П,К,Р). Составлять описание территорий, открытых русскими путешественниками(П). Составлять описание жизни и деятельности С.Дежнёва, В.Беринга и А.Чирикова(П)

  Уметь работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации  (П,Р,К)

Понимать роль путешествий в формировании знаний о Земле(Л)

 17.

 Поиски Южной земли продолжаются.

Поиски Неизвестной Южной Земли. Значение путешествия Дж.Кука. Открытие Антарктиды. Особенности путешествий Дж. Куком по просторам Тихого океана.

 Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний(П,Р). Определять причины и следствия географических путешествий и открытий(П,К). Определять и  описывать по  карте  маршруты путешествий(П,К).  Составлять описание жизни и деятельности И.Крузенштерна, Ю.Лисянского, Ф.Беллинсгаузена, М.Лазарева(П,Р,К).

 Уметь работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации  (П,Р,К)

Понимать роль путешествий в формировании знаний о Земле (Л)

 18.

 Русские путешественники. 

Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии (Семен Дежнев, Витус Беринг, Алексей Чириков).

 Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний(П,К,Р). Определять причины и следствия географических путешествий и открытий(П,Р). Определять и показывать на карте маршруты путешествий(П,Р).

  Уметь  работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации (П,Р,К)

 Понимать роль путешествий в формировании знаний о Земле(Л,К).

Понимать роль и значение географических знаний (Л)

 19.

 Вокруг света под русским флагом. 

Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.

 Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний(П,Р,К). Определять причины и следствия географических путешествий и открытий(П,Р). Определять и показывать на карте маршруты путешествий(П,Р).

  Уметь  работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации (П,Р,К)

 Понимать роль путешествий в формировании знаний о Земле(Р,К).

Понимать роль и значение географических знаний (Л)

  20.

Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела.

Практическая работа № 4

 

 Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний(П,Р,К). Определять причины и следствия географических путешествий и открытий(П,Р,К). Определять и показывать на карте маршруты путешествий. (П,Р,К).

  Уметь  работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации (П,Р,К)

 Понимать роль путешествий в формировании знаний о Земле(К,Р).

Понимать роль и значение географических знаний (Л)

 21.

Урок коррекции знаний по теме раздела

 

 Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. (П,Р,К) Определять причины и следствия географических путешествий и открытий(П,Р,К). Определять и показывать на карте маршруты путешествий(П,Р,К).

  Уметь  работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации (П,Р,К)

 Понимать роль путешествий в формировании знаний о Земле(К,Р)..

Понимать роль и значение географических знаний (Л)

Тема  4. Путешествие по планете Земля (10 ч.)

 22.

Мировой океан и его части. Практическая работа

№ 5

Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей

 Объяснять географические особенности природы Мирового океана(П,Р,К). Определять специфику природы Мирового океана (П,Р,К). Давать определение понятий по теме урока(П,Р,К). Выделять составные части Мирового океана и определять их отличительные черты(П,Р,К). Показывать на карте составные части Мирового океана(Р,К).

Уметь работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации  (П,Р,К)                        

   23.

Значение Мирового океана для природы и человека. 

 Значение Мирового океана для природы и человека. Обитатели Мирового океана. Использование человеком вод Мирового океана.

 Объяснять особенности взаимодействия океана и суши, значение Мирового океана для природы и человека(П,Р,К). Определять характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга(П,Р,К).  

Уметь работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. Обозначать на контурной карте материки и океаны Земли (П,Р,К)

 Осознать роль Мирового океана для природы и человека(Л)

 24.

 Путешествие по Евразии.

Практическая работа №6

Общие сведения о размерах и ГП материка. Особенности природы  Евразии. Природные рекордсмены материка.

 Объяснять особенности природы и населения Евразии(П,Р,К). Определять специфику природы и населения Евразии по тексту и картам(П,Р,К). Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока(П,Р,К). Обозначать на контурной карте государства.

Уметь работать с различными источниками информации(П,Р,К). Выделять главное в тексте(Р,К). Структурировать учебный материал(Р,К). Готовить сообщения и презентации (П,Р)

Понимать специфические черты  природы и населения Евразии (Р,К).  Осознавать  причины уникальности природы и населения материка((Л)

 25.

Путешествие по  Африке.

 Общие сведения о размерах и ГП материка. Особенности природы   Африки. Природные рекордсмены материка.

 Объяснять  особенности природы и населения Африки(Р,К,П); Определять специфику природы и населения Африки по тексту и картам(Р,К). Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока(Р,К,П). Выделять специфические черты природы материка (Р,К,П)

Уметь работать с различными источниками информации(П,Р). Выделять главное в тексте(Р). Структурировать учебный материал(Р). Готовить сообщения и презентации(Р,К,Л). Преобразовывать текстовую информацию в табличную (П,Р,К)

Понимать специфические черты природы и населения  Африки(Л,,К). Осознавать причины уникальности природы и населения материка(Л)

 26.

Путешествие по  Северной Америке.

 

Общие сведения о размерах и ГП материка. Особенности природы   Северной Америки.Природные рекордсмены материка.

 Объяснять  особенности природы и населения Северной Америки(П,Р). Определять специфику природы и населения Северной Америки по тексту и картам(П,Р,К). Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока(П,Р,К)..  Обозначать на контурной карте государства(П,Р,К).

Уметь работать с различными источниками информации(П,Р,К)... Выделять главное в тексте(Р,К). Структурировать учебный материал(Р,К). Готовить сообщения и презентации  (П,Р,К) Понимать специфических черт природы и населения  Северной Америки(Р,К). Осознавать причины уникальности природы и населения материка(Л)

 27.

Путешествие по Южной Америке. 

Особенности населения  материка

 Объяснять  особенности природы и населения Южной Америки(П,Р,К). Определять специфику природы и населения Южной Америки по тексту и картам(П,Р,К). Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока(П,Р,К).  Обозначать на контурной карте государства(Р,К)

Уметь работать с различными источниками информации(Р). Выделять главное в тексте(Р,К). Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации  (П,Р,К)

Понимать специфических черт природы и населения Южной Америки(Р,К). Осознавать причины уникальности природы и населения материка(Л)

 28.

Путешествие по Австралии.

Особенности природы и населения Северной Америки. Положение относительно других материков.

 Объяснять  особенности природы и населения  Австралии(П,Р,К). Определять специфику природы и населения  Австралии по тексту и картам(П,Р,К).. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока(Р,К).

Уметь работать с различными источниками информации(Р,К).

Выделять главное в тексте(Р,К). Структурировать учебный материал(Р,К). Готовить сообщения и презентации  (П,Р,К)

Понимать специфических черт природы и населения Австралии(Р,К). Осознавать причины уникальности природы и населения материка(Л) 

 29.

Путешествие по Антарктиде.

Особенности природы и населения  Антарктиды. Положение относительно других материков.

 Объяснять  особенности природы и населения  Антарктиды(П,Р,К).. Определять специфику природы и населения  Антарктиды по тексту и картам(П,Р,К). Называть и показывать на картах(П,Р,К).

 Уметь работать с различными источниками информации(П,Р,К).

Выделять главное в тексте(Р,К). Структурировать учебный материал(Р,К). Готовить сообщения и презентации  (П,Р,К)

Понимать специфических черт природы и населения Антарктиды(Р,К). Осознавать причины уникальности природы и населения материка(Л)   

 30.

 Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела.

Общие сведения о размерах и ГП материка. Особенности природы  Австралии. Природные рекордсмены материка.

 Объяснять  особенности природы и населения   материков(П,Р,К). Определять специфику природы и населения   материков по тексту и картам(П,Р,К).

Называть и показывать на карте географические объекты (П,Р,К).

Уметь работать с различными источниками информации (П,Р,К).

Выделять главное в тексте (Р,К). Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации  (П,Р,К)

Понимать специфические черты природы и населения  материков. (Р,К).  Осознавать причины уникальности природы и населения материка(Л)

 31.

 Урок коррекции знаний по теме раздела.

Уникальность ГП, особенности природы, своеобразие растительного и животного мира, Антарктиды

 Объяснять  особенности природы и населения   материков(П,Р,К). Определять специфику природы и населения   материков по тексту и картам(П,Р,К). Называть и показывать на карте географические объекты(П,Р,К).

 Уметь работать с различными источниками информации(Р,К).

Выделять главное в тексте(Р,К).. Структурировать учебный материал(Р,К).. Готовить сообщения и презентации  (П,Р,К)

Понимать специфические черты природы и населения  материков(Р,К).. Осознавать причины уникальности природы и населения материка(Л)

Тема5. Природа Земли(2 ч.)

 32.

Что такое природа.

 

 Выделять, определять и объяснять  отличия объектов природы друг от друга(П,Р,К). Проводить наблюдения за объектами природы и природными явлениями (в том числе инструментальные (П,Р,К). Уметь работать с различными источниками информации(П,Р,К)..

Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал(Р,К). Готовить сообщения и презентации  (П,Р,К,Л)

 Проводить наблюдения (в том числе инструментальные) (П,Р)

Понимать специфические черты природы и  видового разнообразия природных объектов(Л)

33.

Оболочки Земли. Обобщение, контроль коррекция знаний по теме раздела

Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.

Объяснять особенности оболочек Земли; специфику географической оболочки(П,Р,К). Определять отличия оболочек Земли друг от друга(П,Р,К). Выделять существенные признаки и особенности тематического материала(Р,К). Знать правила работы с КИМами по географии.

 Уметь работать с различными источниками информации (Р,К).

Выделять главное в тексте(Р,К). Структурировать учебный материал(Р,К). Готовить сообщения и презентации  (П,Р,К)

Понимать специфические черты оболочек Земли(Л) 

 34.

Урок обобщения и контроля по курсу.

 Обобщение и систематизация знаний по теме раздела. Проверка уровня усвоения тематического материала и проверка уровня сформированности навыков практической деятельности.

 См. разделы курса

 

Итого:

уроков – 34

практических работ – 6

 

 

7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

      Кабинет географии является неотъемлемой частью информационно-образовательной среды по предмету. В нем также могут проводиться внеклассные и внеурочные занятия, воспитательная работа с учащимися. Поэтому он необходим в каждой школе, а его оснащение должно соответствовать требованиям государственного образовательного стандарта. Кабинет географии должен иметь специальное смежное помещение - лаборантское, предназначенное для хранения учебного оборудования и подготовки занятий. Основа кабинета - рабочие места для учащихся и учителя.

     Оборудование кабинета географии включает:

  • учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий;
  • стенды для постоянных и временных экспозиций;
  • комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:

         - компьютер;

             -ноутбук;

        - мультимедиа-проектор;

        - интерактивную доску;

        - коллекцию медиаресурсов, в том числе электронные учебники, электронные приложения к учебникам, обучающие программы;

  • комплекты географических карт и печатных демонстрационных пособий (таблицы, транспаранты, портреты выдающихся географов и путешественников) по всем разделам школьного курса географии;
  • комплект экранно-звуковых пособий и слайдов;
  • библиотека учебной, программно-методической, учебно-методичес-кой, справочно-информационной   литературы;
  • картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ и т.д.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения содержательного блока "География Земли" 5 класс.

 Учебно-методический комплект:

1. Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. Введение в географию: учебник для 5 класса ОУ.

2. Банников С.В., Молодцов Д.В. Методическое пособие для учителя к учебнику Е.М.Домогацких,  Э.Л. Введенского, А.А.Плешакова   «География. Введение в географию. 5 класс».

3. Молодцов Д.В. Рабочая тетрадь по географии к учебнику   Е.М.Домогацких,  Э.Л. Введенского, А.А.Плешакова   «География. Введение в географию. 5 класс».

4. Касьянова Н.В. Текущий и итоговый контроль: тесты по курсу «География. Введение в географию. 5 класс»: дидактические материалы.

5. Банников С.В., Домогацких Е.М. Атлас. География. Начальный курс.

5-6 классы.

6. Банников С.В., Домогацких Е.М. Контурные карты. География. Начальный курс. 5 класс.

 

Таблицы, картины:

1. Животный мир материков.

2. Растительный мир материков.

3. Портреты путешественников.

4. Картины «Путешественники».

5. Зональные типы почв.

Географические карты:

 1. Физическая карта полушарий.

 2. Физическая карта полушарий (контурная).

 3. Великие географические открытия.

 4. Природные зоны мира.

 5. Зоогеографическая карта мира.

 6.  Политическая карта мира.

 7. Почвенная карта мира.

8. Карта океанов.

9. Евразия (физическая).

10. Африка (физическая).

11. Северная Америка (физическая).

12. Южная Америка (физическая).

13. Австралия и Океания (физическая).

14. Антарктика (физическая).

Технические средства обучения

1. Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии

2. Электронные учебники «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», 6, 7,

    10 классы.

3. Слайды (диапозитивы).  Ландшафты Земли

4. Слайд-проектор

Приборы, инструменты

1. Линейка

2. Транспортир

3. Треугольник

4. Компас учебный

5. Рулетка

Модели

1. Модель Солнечной системы

2. Глобус учебный

3. Теллурий

8. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ 

Планируемые предметные образовательные результаты по всем темам курса Географии как ключевое звено конструирования урока:

Раздел 1. Источники географической информации

Выпускник научится:

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
  • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
  • по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
  • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
  • в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации; 
  • представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Выпускник получит возможность научиться

  • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
  • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
  • строить простые планы местности;
  • создавать простейшие географические карты различного содержания;
  • моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

Раздел 2. Природа Земли и человек

Выпускник научится:

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
  • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Раздел 3. Население Земли

Выпускник научится:

  • различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
  • cравнивать особенности населения отдельных регионов и стран мира
  • использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для объяснения их географических различий;
  • проводить расчеты демографических показателей;
  • объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.

Выпускник получит возможность научиться:

  • приводить примеры, показывающие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;
  • самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения.

Раздел 4. Материки, океаны и страны

Выпускник научится:

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
  • сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;
  • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
  • описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;
  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
  • создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
  • сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
  • оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
  • объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.

Раздел 5. Особенности географического положения России

Выпускник научится:

  • различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
  • оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
  • использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  • оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы.

Раздел 6. Природа России

Выпускник научится:

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;
  • сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;
  • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
  • описывать положение на карте положение и взаиморасположение географических объектов
  • объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
  • оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
  • создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией

Выпускник получит возможность научиться:

  • оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата;
  • делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.

Раздел 7. Население России

Выпускник научится:

  • различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов и стран;
  • анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
  • сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;
  • объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения на селения России и ее отдельных регионов;
  • находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
  • использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
  • оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику.

Раздел 8. Хозяйство России

Выпускник научится:

  • различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;
  • анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
  • объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;
  • использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задач в контексте из реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
  • обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.

Раздел 9. Районы России

Выпускник научится:

  • объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;
  • сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;
  • оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • составлять комплексные географические характеристик районов разного ранга;
  • самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы населения, и хозяйства географических районов и их частей;
  • создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
  • оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов;
  • выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации природных, социально-экономических, геоэкологических явлений и процессов на территории России.

Раздел 10. Россия в современном мире

Выпускник научится:

  • сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
  • оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
  • объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
  • оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

  • ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
  • гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
  • представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • гармонично развитые социальные чувства и качества:
  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
  • готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

        Средством развития личностных результатов служит учебный материал предмета географии и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на – понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

  • умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
  • умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
  • умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности

Система оценки планируемых результатов.

Особенности оценки личностных результатов.

Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:

1) сформированность основ гражданской идентичности личности;

2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;

3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.

В образовательном процессе возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в:

1) соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;

2) участии в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности;

3) прилежании и ответственности за результаты обучения;

4) готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования;

5) ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами различных предметов в рамках системы общего образования.

В учебном процессе в соответствии с требованиями Стандарта оценка этих достижений должна проводиться в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося и может использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития обучающихся.

Особенности оценки метапредметных результатов.

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.

Основным объектом оценки метапредметных результатов является:

• способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

• способность к сотрудничеству и коммуникации;

• способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

• способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

• способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Для оценки динамики формирования и уровня сформированности метапредметных результатов целесообразно фиксировать и анализировать результаты в соответствии с разработанными образовательным учреждением:

а) программой формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ;

б) системой промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности;

в) системой итоговой оценки по предметам;

г) инструментарием для оценки достижения планируемых результатов в рамках текущего и тематического контроля, промежуточной аттестации

При этом обязательными составляющими системы мониторинга образовательных достижений являются материалы:

• стартовой диагностики;

• текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;

• промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;

• текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;

• защиты итогового индивидуального проекта.

Особенности оценки индивидуального проекта.

Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по предмету.

В соответствии с целями подготовки проекта образовательным учреждением для каждого обучающегося разрабатываются план, программа подготовки проекта, которые должны включать требования по следующим рубрикам:

• организация проектной деятельности;

• содержание и направленность проекта;

• защита проекта;

• критерии оценки проектной деятельности.

Требования к организации проектной деятельности должны включать положения о том, что обучающиеся сами выбирают тему проекта, которая проекта должна быть утверждена.

В разделе о требованиях к содержанию и направленности проекта обязательным является указание на то, что результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. В этом разделе описываются также: а) возможные типы работ и формы их представления и б) состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершении проекта для его защиты.

Результатом проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

в) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:

1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;

2) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту (объёмом не более одной машинописной страницы) с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников. Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов — описание эффекта от реализации проекта;

3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности; б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.

Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники.

В разделе о требованиях к защите проекта указывается, что защита осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательного учреждения или на школьной конференции. Последняя форма предпочтительнее, так как имеется возможность публично представить результаты работы над проектами и продемонстрировать уровень овладения обучающимися отдельными элементами проектной деятельности.

Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.

Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования. Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов или обоснование и реализацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.

Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода.

При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх названных выше критериев.

При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.

Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии, что: 1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из трёх предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности регулятивных действий и сформированности коммуникативных действий). Сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне; 2) ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка, отзыв руководителя или презентация) не даёт оснований для иного решения.

Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что: 1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев; 2) продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершённый продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта; 3) даны ответы на вопросы.

В случае выдающихся проектов комиссия может подготовить особое заключение о достоинствах проекта, которое может быть предъявлено при поступлении в профильные классы.

Таким образом, качество выполненного проекта и предлагаемый подход к описанию его результатов позволяют в целом оценить способность учащихся производить значимый для себя и/или для других людей продукт, наличие творческого потенциала, способность довести дело до конца, ответственность и другие качества, формируемые в школе.

Особенности оценки предметных результатов.

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.

Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

Система оценки предметных результатов освоения учебных программ предполагает выделение базового уровня достижений.

Для описания достижений обучающихся целесообразно установить следующие пять уровней.

Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:

• повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо»       (отметка «4»);

• высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично»

 (отметка «5»).

Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.

Индивидуальные траектории обучения обучающихся, демонстрирующих повышенный и высокий уровни достижений, целесообразно формировать с учётом интересов этих обучающихся и их планов на будущее. При наличии устойчивых интересов к учебному предмету и основательной подготовки по нему такие обучающиеся могут быть вовлечены в проектную деятельность по предмету и сориентированы на продолжение обучения в старших классах по данному профилю.

Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить также два уровня:

• пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);

• низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).

Как правило, пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. При этом обучающийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня. Данная группа обучающихся требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказании целенаправленной помощи в достижении базового уровня.

Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Обучающимся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуется специальная помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни и др. Только наличие положительной мотивации может стать основой ликвидации пробелов в обучении для данной группы обучающихся.

Описанный выше подход целесообразно применять в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового.

Для оценки динамики формирования предметных результатов целесообразно фиксировать и анализировать данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:

• первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;

• выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;

• выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами.

При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:

• стартовой диагностики;

• тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;

•  творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.

        Решение о достижении или не достижении планируемых результатов или об освоении или не освоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по географии 5 класс ( ФГОС)

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках  по географии для 5 – 9 классов линии « Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева. Составлена по требованиям ФГОС. ...

Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС (Е.М. Домогацких)

Настоящая рабочая программа по географии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 5 классе общеобразовательного учреждения МКОУ «Хомутовская средняя общеобразов...

рабочая программа по географии 5 класс ФГОС

рабочая программа по географии 5 класс...

Рабочая программа по географии 6 класс ФГОС

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5–9 классов авторов Алексеев А.И., И.В. Ду...

Рабочая программа по географии. 5 класс. ФГОС

Рабочая программа по географии. 5 класс. ФГОС...

Рабочая программа по географии. 6 класс. ФГОС

Рабочая программа по географии. 6 класс. ФГОС...

Рабочая программа по географии. 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по географии. 7 класс. ФГОС...