Доклад "Демографические особенности Республики Тыва"
творческая работа учащихся по географии (11 класс) на тему

Куулар Зинаида Айыр-Санааевна

Актуальность изучения особенностей реализации демографической политики в современных условиях не вызывает сомнений и обусловлена ее особой значимостью и необходимостью совершенствования механизмов реализации демографической политики.

Суть демографической политики государства заключается в поддержании отношений между социальными группами, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве.

Демографические показатели - наиболее верные (с точки зрения объективности отражения) индикаторы жизни общества.Целью   доклада является ознакомление с демографическими показателями Республики Тыва на современном этапе с выявлением проблем реализации и разработкой рекомендаций по совершенствованию реализации основных направлений демографической политики.Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации демографической политики в Республике Тыва.

Предметом исследования являются проблемы реализации демографической политики в субъектах Российской Федерации, в частности в Республике Тыва

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu_demografiya_r.t.docx45.43 КБ

Предварительный просмотр:

Введение ………………………………………………………………………  3

Глава 1. Анализ демографической ситуации в Республике Тыва…………….        

1.1. Социально-экономическое положение Республики Тыва         19

1.2. Динамика демографических показателей по Республике Тыва……………………………………………………………………………….         

  Глава 2. Рекомендации  по совершенствованию демографической политики в Республике Тыва……………………………………………………………….         

2.1. Рекомендации в области охраны здоровья и увеличения продолжительности жизни населения………………………………………….        

Заключение ………………………………………………………………………        

Список литературы………………………………………………………………          

Введение  

Актуальность изучения особенностей реализации демографической политики в современных условиях не вызывает сомнений и обусловлена ее особой значимостью и необходимостью совершенствования механизмов реализации демографической политики.

Суть демографической политики государства заключается в поддержании отношений между социальными группами, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве.

Демографические показатели - наиболее верные (с точки зрения объективности отражения) индикаторы жизни общества.

Сложность в проведении экономической реформы отразилась в изменении социальной структуры общества и демографической ситуации.

Одна из острых проблем, стоящих сегодня перед Россией - преодоление диспропорций в развитии отдельных регионов. По оценкам экспертов, разрыв по душевому региональному доходу между регионами составляет десятки раз, по уровню потребления - 20-30 раз, а по инвестициям – сотни.

Такие диспропорции уже не только экономическая и социальная проблема. Именно поэтому демографическая проблема рассматривались и в качестве инструмента регионального развития.

 Республика Тыва относится к тем немногочисленным субъектам Российской Федерации, в котором сохраняется высокий естественный прирост населения. С вступлением в силу Федерального закона от 29.12.06г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», получением материнского (семейного) капитала и выплатой ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию в республике значительно повысился уровень рождаемости. За последние три года этот показатель вырос с 19,4 на 1000 населения в 2011 г. до 24,4 в 2013 г., необходимо отметить, что уровень рождаемости в республике превышает среднероссийский показатель в 2,3 раза.  

  Но в то же время имеются негативные тенденции в демографической политике Республики Тыва, так с 2010 года сохраняется высокая миграционная активность населения, продолжается тенденция сокращения оттока населения из республики и внутреннего переселения граждан из кожуунов (районов) в города. В миграционных процессах приняло участие 9,7 тыс. жителей республики. За 2013 год в города республики прибыло 528 человек против 883 человек в 2012 г., уменьшилось число выбывших из республики.

Целью   доклада является ознакомление с демографическими показателями Республики Тыва на современном этапе с выявлением проблем реализации и разработкой рекомендаций по совершенствованию реализации основных направлений демографической политики.

Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:

-осуществить анализ проблем демографической политики в Республике Тыва;

-предложить пути совершенствования механизма реализации демографической политики Республики Тыва на современном этапе.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации демографической политики в Республике Тыва.

Предметом исследования являются проблемы реализации демографической политики в субъектах Российской Федерации, в частности в Республике Тыва.

        

Глава 1. Анализ демографической ситуации в Республике Тыва

1.1. Социально-экономическое положение Республики Тыва  

Республика Тыва расположена на юге Восточной Сибири. Входит в Восточно-Сибирский экономический район. Площадь 170,5 тысяч квадратных километров, численность населения 310,2 тысяч человек, 64,3%  тувинцы и 32,0%  русские.  Городское население составляет 48,2%. Средняя плотность населения 1,8 человек на 1 квадратный километр. Располагаясь в самом центре азиатского материка, она граничит на севере и северо-западе с Красноярским краем и Республикой Хакасия, на северо-востоке – с Иркутской областью и Республикой Бурятия, на востоке и юге – с Монголией и на западе – с Республикой Алтай.

Административный центр республики – город Кызыл (4,7 тысяч км от Москвы) с населением 95,4 тысяч человек, расположен в восточной части Тувинской котловины

        Климат республики резко континентальный. Зима морозная безветренная, в котловинах малоснежная, средняя температура января - - 28 до – 35 градусов, лето умеренно теплое в горах и жаркое в котловинах, средняя температура июля 15-20 градусов. На северо-востоке встречаются участки многолетнемерзлых пород. Экологическая ситуация контрастная, от удовлетворительной в горных районах до острой в котловинах, где наблюдаются загрязнение вод и почв, деградация лесов и пастбищ.

        С соседними регионами республику связывает шоссейная магистраль  М-54 Госграница-Кызыл-Абакан-Красноярск, и дорога А-161 Ак-Довурак-Абаза-Абакан. Плотность автодорог в республике составляет 14 тысяч квадратных километров.

        Республика Тыва имеет мощную водную систему протяженностью 7 тысяч километров. Для судоходства  используются только реки Большой Енисей, Малый Енисей и Верхний Енисей.

        Еще с конца 70-х годов в промышленности республики сложилась ситуация, когда поддержание темпов роста требовало нарастающего вовлечения дополнительных ресурсов. С 1990 года начался спад физических объемов производства, который в конце 1995 года существенно замедлился.

        После финансового кризиса в августе 1998 года, в 1999 году появились первые признаки оживления  промышленности в республике – в первом полугодии рост составил 2,5% к первому полугодию 1998 года.

        В 2007 году в целом сохранилась тенденция улучшения экономической и финансовой ситуации, начавшаяся в 1999-2006 годах.

        По данным Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации Республика Тыва относится к регионам с крайне низким уровнем развития и по комплексной оценке социально-экономического развития занимает среди 88 субъектов Российской Федерации 86 место.  

        Численность постоянного населения на начало 2010 года составила по предварительным итогам переписи 305,5 тысяч человек,  в  том числе городского населения 51,9 процента, сельского – 48,1 процента, увеличилась доля населения трудоспособного возраста.

        Сохранилось характерное как для населения республики, так и для населения России в целом, превышение численности женщин над численностью мужчин. Численность мужчин и женщин составила 145,0 и 160,5 тысяч человек соответственно.

        Коэффициент естественного прироста населения составил 4,4 против 3,7 в 2009 году на 1000 населения. Рождаемость составила 19,5 родившихся на 1000 населения против 18,4 за 2009 год. Коэффициент смертности составит 15,1 на 1000 населения.

        В Республике Тыва с 2010 года сохраняется высокая миграционная активность населения, продолжается тенденция сокращения оттока населения из республики и внутреннего переселения граждан из кожуунов (районов) в города. В миграционных процессах приняло участие 9,7 тыс. жителей республики. За 2010 год в города республики прибыло 528 человек против 883 человек в 2009 г., уменьшилось число выбывших из республики.

        В 2010 году среднедушевые денежные доходы населения увеличились на 15,9 процента к уровню 2009 года, среднемесячная начисленная заработная плата одного работника - на 17,1 процента и составила 4400 руб. Сохраняются существенные различия в оплате труда по отраслям хозяйства. Среднемесячная пенсия увеличилась к уровню прошлого года на 18,8 процента или на 232,2 руб. Денежные доходы превышают прожиточный минимум.

        В республике функционирует 174 дневных общеобразовательных школы с общим количеством учащихся 67,7 тысяч человек. 217 дошкольных образовательных учреждений посещают 14,8 тысяч детей.

                Дальнейшее обучение выпускники школ продолжают в Тувинском государственном университете, ведущем обучение по 27 специальностям в сфере высшего профессионального образования, 4 специальностям среднего профессионального образования, 6 программам послевузовского и дополнительного образования. Возросла численность, и улучшились качественные характеристики профессорско-преподавательского состава. Кроме того, с 1997 года на территории республики действует Кызылский филиал Сибирского университета потребкооперации, обучающие студентов 7 специальностям.

                В республике в настоящее время действует 172 лечебно-профилактических учреждения. В их число входят 42 больницы, 6 диспансеров, 2 роддома, 23 амбулаторно-поликлинических учреждения, 99 фельдшерско-акушерских пунктов. Кроме указанных         учреждений в структуру первичной медицинской помощи входят 4 станции и 13 отделений скорой помощи.

                Основные задачи и приоритеты экономического и социального развития республики в 2010 году определены в соответствии со стратегическими задачами, определенными в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина об удвоении внутреннего валового продукта к 2010 году, преодолению бедности  и обеспечении безопасности; программными документами Правительства Республики Тыва, а также региональной программы экономического и социального развития Республики Тыва на период до 2010 года, зарегистрированной Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации в сентябре 2009 года, которая предусматривает развитие минерально-сырьевой базы, совершенствование транспортной схемы республики, снижение дотационности республиканского бюджета. Продолжится тенденция перераспределения инвестиций в реальный сектор экономики, научно-техническую сферу как условие стабильного роста промышленного и сельскохозяйственного производства. Значительное влияние на ход социально-экономического развития республики окажет осуществление мероприятий, связанных с подготовкой к 70летию вхождения Тувы в состав России и 100-летию основания г. Кызыла.

        Важным условием для достижения прогнозных показателей является активизация человеческого фактора. Необходимо повысить дисциплину труда, его производительность. Одновременно требуется уделить внимание технике безопасности, охране труда, соблюдению коллективных договоров.

        Активизация источников роста и повышение конкурентоспособности продукции республики, рост новых рабочих мест, повышению уровня жизни населения, увеличению доходов бюджетов всех уровней.

        Наряду с решением задач, связанных с поддержкой малоимущих слоев населения, смягчением возможных негативных последствий реформ, социальная политика будет направлена на наиболее полное вовлечение в экономику республики трудового, интеллектуального и творческого потенциала ее граждан.

        Основными приоритетами развития республики являются:

        - обеспечение устойчивого экономического роста на основе рационального использования природных и трудовых ресурсов, увеличения инвестиций в основной капитал, способствующих инновационному развитию отраслей хозяйства республики;

                        - дальнейшее совершенствование механизмов адресной социальной защиты;

        - развитие системы ипотечного кредитования как инструмента решения жилищной проблемы.

          Последствием экономического кризиса в России является увеличение заболеваемости туберкулезом, которая за последние 7 лет возросла в 2,2 раза. Экономический ущерб обществу от заболевания туберкулезом составляет 12 млрд. рублей в год.

                В последние годы по Республике Тыва отмечается ухудшение эпидемической ситуации по туберкулезу. Особенно в этом плане показательны данные заболеваемости населения туберкулезом в сравнительном аспекте. Так, в период 1991 по 1995 гг. заболеваемость снижалась и составляла соответственно 45,1-37,6 случаев на 100 000 населения.

В период последнего пятилетия С 2007 ПО 2012 гг. заболеваемость увеличивалась и составляла соответственно в 2012 г. 57,5, а в 2007 г. - 88,2 случаев на 100 000 населения.

      Признание здоровья одним из высших национальных приоритетов государства находит в последнее время понимание и последовательную поддержку высшего руководства России. Пришло понимание того, что здоровье (личное, семейное, общественное) является не только результатом успешного социального и экономического развития страны, но и его непременным условием и целью.

Одной из причин приоритетности развития этой отрасли является возрастание потребности населения в различных видах медицинской помощи. Это обусловлено, с одной стороны, стремлением населения к повышению качеству своей жизни, а с другой - тенденциями демографического развития и изменениями характера заболеваемости населения.

 

Одним из важнейших аспектов реформирования здравоохранения является совершенствование мер профилактики социально обусловленных заболеваний (инфекционных и массовых неинфекционных) и снижение риска воздействия неблагоприятных факторов среды обитания на население.

Данная задача является бесспорным приоритетом среди других задач по реформированию здравоохранения, социально-экономических основ российского государства, учитывая наиболее значимый экономический эффект, связанный с сохранением здоровья людей, трудового потенциала, генофонда страны, а также значительным снижением потребности населения в объемах медицинской помощи.

2.2. Динамика демографических показателей по Республике Тыва

Демографическая ситуация в большинстве регионов России характеризуется отрицательным приростом населения (табл. 2.1).

Таблица 2.1  

Рождаемость, смертность и естественный прирост населения в Российской Федерации (на 1 000 жителей)

Год        Рождаемость        Смертность        Естественный прирост

2009        8,3        14,7        -6,4

2010        8,7        15,4        -6,7

2011        9,1        15,6        -6,5

2012        9,8        16,3        -6,5

2013        10,3        16,5        -6,2

Рождаемость, смертность и естественный прирост населения в Республике Тыва (на 1 000 жителей)

Таблица 2.2  

Год        Рождаемость        Смертность        Естественный прирост

2010        9,3        14,3        -5,0

2011        9,6        14,7        -5,1

2012        10,3        15,7        -5,4

2013        10,8        15,9.        -5,1

Таблица 2.3  

Рождаемость, смертность и естественный прирост населения в г. Кызыле (на 1 000 жителей)

Год        Рождаемость        Смертность        Естественный прирост

2009        7,1        13,0        -5,9

2010        7,8        13,3        -5,5

2011        8,4        13,8        -5,4

2012        9,3        14,6        -5,3

2013        9,7        14,4        -4,7

Для Республики Тыва характерным явлением стало значительное повышение числа лиц пенсионного возраста. В настоящее время их численность превышает 21—22 %, а по некоторым регионам достигает 26—28 %.

С увеличением возраста граждан растет количество хронических заболеваний, возрастает потребность в медицинской помощи. Так, в нашей стране у граждан старше 40 лет выявляются 3-4 различных хронических заболевания - в основном сердечно¬сосудистой системы, органов пищеварения, дыхания, костно-мышечной и эндокринной систем.

Структуру и динамику хронических заболеваний населения крупного города можно представить на основании статистики пациентов, состоящих на диспансерном учете по Республике Тыва в 2006-2009 гг. (табл. 2.5).

        Таким образом, уровень жизни населения Республики Тыва напрямую влияет на структуру общей заболеваемости.

Республика Тыва относится к тем немногочисленным субъектам Российской Федерации, в котором сохраняется высокий естественный прирост населения. С вступлением в силу Федерального закона от 29.12.06г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», получением материнского (семейного) капитала и выплатой ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию в республике значительно повысился уровень рождаемости. За последние три года этот показатель вырос с 19,4 на 1000 населения в 2011 г. до 24,4 в 2013 г., необходимо отметить, что уровень рождаемости в республике превышает среднероссийский показатель в 2,3 раза.  

        

Таблица 2.6

Демографические показатели Республики Тыва

(по данным Тывастата)

п/п        Показатели         2011г.        2012г.        2013г.        6 мес.

2014г.

1        Рождаемость (на 1000 населения)        19,4        19,3        24,4        24,7

2        Общая смертность (на 1000 населения)        14,0        12,3        11,9        11,0

3        в том числе в трудоспособном возрасте        1271,0        1664,0        959,9        -

4        Естественный прирост (на 1000 населения)        5,4        7,0        12,5        13,7

5        Младенческая смертность (на 1000 живорожденных)        19,3        15,1        16,3        15,2

6        Материнская смертность (100000 живорожденных)         33,5        84,0        52,9        0

7        Ожидаемая продолжительность жизни (лет)        56,0        58,4        -        -

По данным Таблицы 2.6 видно, что за 6 месяцев 2014 г. показатель рождаемости составил 24,7 на 1000 населения, что на 11,3 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года (в 2013 г. – 22,2). По данным лечебно-профилактических учреждений в республике родилось 3824 ребенка, что на 402 младенца больше, чем в 2013 г. Высокие показатели рождаемости, превышающие среднереспубликанский в 1,2 и более раза зарегистрированы в Дзун-Хемчикском (30,9), Улуг-Хемском (29,5) кожуунах и г. Ак-Довураке (29,9).

Глава 2. Рекомендации  по совершенствованию демографической политики в Республике Тыва

2.1. Рекомендации в области охраны здоровья и увеличения продолжительности жизни населения

Приоритеты демографической политики в области охраны здоровья и увеличения продолжительности жизни населения:

укрепление состояния здоровья детей и подростков, прежде всего за счет совершенствования профилактических мероприятий по снижению травм и отравлений, курения, алкоголизма и наркомании, развития физической культуры, отдыха и оздоровления;

сохранение репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи;

улучшение состояния здоровья населения в трудоспособном возрасте, в первую очередь за счет профилактических мероприятий по снижению травм и отравлений, а также раннему выявлению болезней системы кровообращения, новообразований и инфекционных болезней;

сохранение здоровья пожилых людей, для которых наиболее важны профилактика сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и инфекционных заболеваний. Необходимо возродить систему массового санитарно-гигиенического просвещения и обучения граждан.

Важнейшей задачей является внедрение в практику жизнесохранительного поведения, формирование здорового образа жизни у всех категорий населения. В этой связи необходимо активизировать работу по организации и проведению пропагандистской работы, в том числе через средства массовой информации, направленной на пропаганду здорового образа жизни, что предполагает развитие учреждений физической культуры, отдыха и туризма, досуговых центров (особенно для детей, подростков и молодежи).

Следует обеспечить поддержку благотворительных акций и инициатив, ставящих своей целью укрепление здоровья населения. Эти индивидуальные инициативы и благотворительные акции могут стать важным резервом в борьбе с факторами преждевременной и предотвратимой смертности населения. Необходимо разработать механизмы поддержки подобных инициатив.

Особое внимание должно быть уделено снижению потребления алкоголя и принятию мер, направленных на ослабление последствий пьянства и алкоголизма.

В этих целях также необходимо введение правил, запрещающих продажу алкоголя лицам, находящимся в состоянии сильного опьянения и несовершеннолетним, запрет на продажу крепких алкогольных напитков в местах массового скопления населения.

В рамках мероприятий по улучшению психического здоровья населения необходимо принятие мер по предотвращению и профилактике самоубийств, которые могут включать создание новых и поддержку существующих телефонов доверия, совершенствование методов работы врачей-психиатров, медицинских психологов, психотерапевтов, социальных работников.

        Первоочередной задачей является усиление роли первичной медико-санитарной помощи, структурно-экономические преобразования амбулаторно-поликлинического звена, рациональное использование коечного фонда (уменьшение объемов дорогостоящей стационарной помощи при одновременном увеличении объемов услуг дневных стационаров).

Органами здравоохранения и социальной защиты населения должны реализовываться комплексные меры по дальнейшему развитию психиатрической и наркологической помощи населению, вакцинопрофилактике, борьбе с ВИЧ-инфекцией, туберкулезом, болезнями, передаваемыми половым путем.

     Особое внимание должно уделяться охране репродуктивного здоровья подростков, созданию и развитию новых подходов к гигиеническому и нравственному их воспитанию.

В целях предотвращения риска нарушения репродуктивного здоровья работающих, должен быть осуществлен комплекс мер, предусматривающих аттестацию рабочих мест для выявления и устранения воздействия неблагоприятных факторов на здоровье работников, проведения сертификационных работ по охране труда. Необходимо предусмотреть в законодательстве ответственность работодателей и других официальных лиц за сокрытие информации о риске для здоровья работающих во вредных и тяжелых условиях.

    Активные меры должны быть приняты по развитию и совершенствованию реабилитационной помощи, развитию санаторно-курортных организаций и оздоровительных учреждений системы социальной защиты населения, здравоохранения, образования.

      Для улучшения качества и доступности медицинской помощи сельскому населению существенное значение имеет укрепление материально-технической базы лечебно-диагностических комплексов, работающих в сельской местности. Одной из первоочередных задач для органов здравоохранения субъектов Российской Федерации является дальнейшее развитие передвижных форм лечебно-диагностической и консультативной помощи.

        Приоритеты демографической политики в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:

ориентация системы общественных и личностных ценностей на семью, состоящую из родителей с несколькими детьми, путем усиления приоритетности интересов данных семей при формировании и реализации социальной политики;

создание условий для жизнедеятельности семьи, дающих возможность рождения, содержания и воспитания нескольких детей, и направленных на обеспечение постепенного перехода от малодетной (1-2 ребенка) к среднедетной (3-4 ребенка) семье, в первую очередь, путем повышения материального благосостояния, качества и уровня жизни семей;

формирование общественного мнения в направлении необходимости укрепления семьи с двумя и более детьми, в первую очередь молодой семьи;

разработка и реализация стратегии деинституализации детей-сирот, детей-инвалидов, развитие форм их семейного обустройства.

Необходимо проведение комплексной работы, направленной на улучшение качества жизни населения, стабилизацию, а в дальнейшем повышение рождаемости, укрепление потенциала семей, поддержку молодых семей.

Важным направлением повышения материального благосостояния, качества и уровня жизни семей является работа по пересмотру расчета потребительской корзины женщины в трудоспособном возрасте и потребительской корзины беременной женщины. Для беременных женщин необходимо предусмотреть дополнительные расходы на увеличение калорийности, витаминизацию питания, затраты на дополнительное медицинское обслуживание, непродовольственные товары, транспортные расходы.

    Необходимо разработать механизмы материального стимулирования семей к рождению детей, предусматривающие создание наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности семьи с несколькими детьми. Среди них - дальнейшее совершенствование системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, повышение его адресности и значимости для семьи. Следует увеличить размеры единовременного пособия при рождении ребенка в зависимости от очередности рождения, размеры ежемесячного пособия на детей одиноких матерей, военнослужащих срочной службы и родителей, уклоняющихся от уплаты алиментов, увеличить размеры пенсий на детей-сирот и детей-инвалидов.

Необходимо принять действенные меры по поддержке молодых семей. В кратчайшие сроки разработать региональные аспекты обеспечения молодых семей достойными жилищными условиями в случае рождения ребенка, предусмотреть выделение безвозмездных субсидий и кредитование молодых семей с понижающейся кредитной ставкой в зависимости от числа детей в семье.

    Требует укрепления система учреждений социального обслуживания семьи и детей, в рамках которых семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, оказывается поддержка и социальный патронаж. Необходимо развивать учреждения, специализирующиеся на работе с детьми и подростками, занимающиеся их социализацией, семейным обустройством.

Хотя показатели Республики Тыва указывают на то, что показатель ожидаемой продолжительности жизни увеличился, устойчивость негативных тенденций демографической ситуации в области во многом обусловлена повышением числа умерших в молодых возрастах.

Среди основных причин ухудшения состояния здоровья населения и демографической ситуации - длительный период накопления неблагоприятных изменений; пренебрежение проблемами охраны здоровья и окружающей среды; влияние переходного, кризисного развития; перемены в образе жизни населения вследствие социально-экономических изменений; стресс, которому подвергается население вследствие изменения условий и норм жизни; постарение населения.

Высока распространенность саморазрушающих видов поведения - курят 60% мужчин и 15% женщин в возрастной группе 20 - 69 лет; потребляется около 14-15л алкоголя на душу населения в год, причем более четверти этого количества - фальсификаты.

Сказываются социальное расслоение и бедность; рост численности незанятого трудовой деятельностью населения; неполноценная структура и качество питания; неблагоприятные условия труда работающих, а также отрицательные экологические и природно-климатические воздействия.

С учетом вышеизложенного, основными направлениями политики  по борьбе со старением населения Республики Тыва должны стать:

-разработка целевой программы по оздоровлению населения;

-реорганизация системы здравоохранения с включением в структурные подразделения или выделением самостоятельных медико-социальных подразделений (кабинетов), которые смогут решать отдельные вопросы социально незащищенных слоев населения, в частности пожилых людей;

-оказание методической помощи врачам с целью повышения эффективности предупреждения возникновения и прогрессирования социальных заболеваний.

    Урбанизация населения Республики Тыва является одним из негативных факторов в системе демографических показателей. Негативные следствия миграционных процессов в Республике Тыва требуют его упорядоченности. Основными направлениями в сфере миграционной политики Республики Тыва, на наш взгляд, должны стать:

-создание дополнительных рабочих мест в сельской местности за счет развития и поддержки малых предприятий;

-государственная поддержка в виде льготного ипотечного кредитования для молодых семей, проживающих в сельской местности;

-развитие центров досуга для молодежи в сельской местности.  

Заключение  

Очевидно, что Российская Федерация сейчас находится в стадии демографического кризиса, преодолеть который будет непросто. Подводя общие итоги, необходимо отметить, все меры преодоления демографического кризиса несмотря на свое определенное положительное воздействие, не  могут в корне изменить демографическую  ситуацию в стране, которая требует проведения целого ряда последовательных, комплексных и целенаправленных мероприятий законодательной и исполнительной властями как на федеральном, так и на региональном уровне.

Очевидно, что основой улучшения воспроизводства населения может служить обеспечение достойного уровня и качества жизни людей. Также не вызывает сомнения то, что создавшаяся демографическая ситуация требует незамедлительного вмешательства как государственных, так и всех гражданских институтов российского общества.

   С целью определения стратегии государственной социально-демографической политики необходима комплексная оценка и мониторинг тенденций, факторов и последствий социально-демографических процессов на федеральном и региональном уровнях.        

Что касается демографической политики государства, то, исходя из приведённых в работе данных, она должна строиться на следующих базовых принципах и целях.

Необходимо сохранить поддержку семей с детьми, оказавшихся в особо трудных условиях (многодетные, неполные семьи, семьи беженцев, безработных, семьи с инвалидами и т.п.).

Следует сохранить и совершенствовать систему семейных пособий, а также минимальных (бесплатных) социальных гарантий для детей в сфере образования, здравоохранения, культуры, оздоровительного отдыха, развитие социального страхования и частичной компенсации расходов в сфере платных услуг.

Надо содействовать семье в реализации воспитательных функций, создавая льготные режимы занятости для родителей, сохраняя и развивая системы дошкольного воспитания, не подменяющего семью, а помогающего ей воспитывать детей, педагогического просвещения родителей и т.п.

        Выполнение этих общих требований и целей - залог нормального демографического развития страны.

Необходимость проведения демографической политики, т. е. воздействия государства на процессы рождаемости, признана практически всеми странами мира, независимо от демографической ситуации и темпов роста населения. Целью демографической политики является изменение или поддержка существующих в данный период времени демографических тенденций.

В зависимости от демографической ситуации существуют два основных типа политики:

1) направленная на повышение рождаемости (типична для экономически развитых стран);

2) направленная на снижение рождаемости (необходима для стран развивающихся).

Часто практическое осуществление демографической политики сопряжено как с трудностями морально-этического плана, так и с нехваткой финансовых средств.

      Суть демографической политики государства заключается в поддержании отношений между социальными группами, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве.

Существует тесная взаимосвязь между демографической и социальной политикой государства.  

Уровень жизни является одной из важнейших социальных категорий, которая характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения. Важнейшими составляющими уровня жизни выступают доходы населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, условия жизни, свободное время.

Важнейшая задача статистики уровня жизни – выявление закономерностей изменения благосостояния населения. Для этого проводятся исследования, охватывающие как всю страну, так и ее регионы, социально-демографические группы населения и различные типы домашних хозяйств. Это позволит проследить различия в уровне жизни в зависимости от экономических, национальных, природно-климатических и других особенностей, а также от доходов населения. Результаты исследования могут носить либо общий характер, либо частный, связанные, например, с оценкой потребления населением конкретных благ и обеспеченности его различными услугами.

Повышение уровня жизни – это не только результат экономического роста, но и его условие. В современной России наиболее актуальными проблемами повышения уровня жизни являются обеспечение занятости, усиление социальной защищенности населения, борьба с бедностью.

Главная задача современного общества и государства - предоставить всем гражданам возможности самореализации. Если человек может потреблять необходимое количество калорий и витаминов, но не имеет доступа к информации, образованию, духовному развитию, то он, безусловно, бедный человек. В соответствии с таким нравственно-политическим подходом в России должны быть принципиально изменены критерии бедности.

Сегодняшние бедные исключены не только из процесса самореализации личности, но и из всех политико-экономических процессов. Таковых в России от 30 до 50%. С точки зрения внутреннего рынка, эта треть не способна приобретать какие-либо товары длительного пользования. Соответственно емкость внутреннего российского рынка искусственно суживается на 35-40%. С точки зрения пользователя услуг, эта часть населения практически не пользуется финансовыми, транспортными, образовательными и иными услугами. Но главное - она полностью исключена из ведущей тенденции современности - наращивания человеческого потенциала. У этих людей затруднена возможность пользоваться образованием, информацией, достижениями культуры и науки. Это означает, что не менее 50 млн. граждан России (из 142 млн. населения) фактически исключены, «вырваны» из процесса социально-экономического развития. Даже хуже. Они все в основном являются «поставщиками проблем» российскому обществу - наркомании, самоубийств, болезней и т. д.

Вот почему проблему развития потенциала человеческой личности, являющуюся главной экономической и социальной тенденцией в развитии человечества в XXI веке, необходимо решать в России, прежде всего, с помощью ликвидации нищеты и годности. Эта мысль отчетливо была высказана в Посланиях Президента России 2010-2012 годов в качестве стратегической задачи, имеющей подчеркнуто политико-идеологический характер. Так, в Послании 2011 года говорится: «Самые актуальные из стоящих перед нами социально-экономических задач, включая конкретные национальные проекты, были названы еще в предыдущем Послании. Намерен развивать их в предстоящем Бюджетном послании, а также в ряде других документов. При этом прошу рассматривать прошлогоднее и нынешнее Послания Федеральному Собранию как единую программу действий. Как нашу совместную программу на ближайшее десятилетие».

Эта долгосрочная программа должна начинаться с воссоздания материальных условий выживания человека, его материальной составляющей, которая является основной в демографической триаде - смертность, миграция, рождаемость. Поэтому решение ключевых вопросов развития, в том числе демографических, «сбережения нации», неизбежно придется начинать с решения вопросов борьбы с нищетой и бедностью.

Список использованных источников и литературы

1. Источники.

1.1. Опубликованные.

1. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.//Рос. Газета. – 1993. – 25 декабря.

2. Конституция Российской Федерации: комментарий Конституционного Суда Российской Федерации. Официальный текст. 2-е изд. доп. и перераб. -М.:Юрайт, 2009.-160 с.

3. Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 год: [указ Президента 11.10.2013].

4. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: [принят Гос. думой 22.10.2012, № 256].

5. Обеспечение жильем молодых семей: [постановление Правительства РФ 15.05.2009, N 285].

6. Об основах государственной поддержки семьи в РФ: [внесенный Советом федерации 15.11.2013] .

7. Закон об основах социального обслуживания населения - Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" с последними изменениями от 22.08.2010 (СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4872; 2010. N 35. Ст. 3607).

8. Постановление Правительства Республики Тыва от 27.03 2014 г. № 152 «Об утверждении мероприятий по реализации выписки из протокола заседания Правительства Российской Федерации от 13.03. 2014 г. № 10 «О вопросах социально-экономического развития Республики Тыва».

9. Постановление Правительства Республики Тыва от 24.04.2014 г. № 238 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Республике Тыва за 1 квартал 2014 г.    

2. Литература

1. Бойко А.И. Экономическая демография / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики.

2. Волгин Н.А. Демография: учебник / Волгин Н.А.- М.: РАГС / 2009.

3. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление / учебник / А.И. Гаврилов. - М.: Инфра-М, 2014.

4. Тихомиров Н. Демография. Методы анализа и прогнозирования / учебник / Тихомиров Н. – М: Экзамен, 2011

5. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов / А.Г. Гранберг. - М.: ГУ ВШЭ, 2012.

6. Ломакин В.К. Мировая экономика / Ломакин В.К. – М.: Юнити / 2011.

7. Чистяков Е.Г. Территориальная организация населения / учебник / Е.Г.

Чистяков. - М.: Инфра-М, 2011.

8. Старилов Ю.Н. Реализация ПНП «Здравоохранение»: Основные проблемы переходного этапа / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М.: ИГП РАН, 2010. С. 273 – 277.

9. Старилов Ю.Н. Национальный проект «Развитие АПК»: Политико-правовые особенности и первые итоги // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. 2010. N 1. С. 3 – 31.

10. Старилов Ю.Н. Реализация ПНП «Доступное жилье»: Политико-правовые особенности и первые итоги // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2010. N 10. С. 4, 5.

11. Загородникова Т. Об уровне жизни населения //Вопросы статистики –2014-№6, с.27-31.

12. Калмыкова Е.А.Социально-экономическая ценность статистики-  Воронеж: Тавро ЛТД, 2013.

13. Кисилев И. Я Статистическая наука в России: Историко-правовое исследование - М., 2012.  

14. Кузьмичева С.К., Саламаха Г.И. Статистика. Учебное пособие в 2-х частях. Часть 1-я. Горький. ВШ МВД, 2010.

15. Овсянко Д.И. Проблемы устойчивого развития России на современном этапе // Академия народного хозяйства при Правительстве РФ. М: Дело, 2012  г.

16. Государственная демографическая политика: концептуальные основы, приоритеты, технологии реализации. /Под. общ. ред. СВ. Пирогова. - М.Издательство РАГС, 2012.

17. Корчагин В.П. «Негативные показатели медико-демографической ситуации в регионах России//– Экономика здравоохранения, №1,2012, С.12-14.

18. Анализ медико-демографической ситуации и кризис здравоохранения //Пресс - служба ФФОМС, Медицинская газета от 30.03.2011, С.4.

19. Осипова А. А. Проблемы миграционной политики на современном этапе//Общество и экономика – 2012. № 12, С.27.

20. Пиддэ А. Проблемы выхода из кризиса российского здравоохранения// Общество и экономика – 2007 - №1. с. 146-160.

21. Рогозный А.Д. Демографическая ситуация в регионах России //Здравоохранение – 2012 - №5. с. 37-46.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Озера Азас в Республике тыва

Презентация подготовлена к школьной  научно-практической конференции учащихся...

Ребусы про животных Республики Тыва

Ребусы про животных РТ, внесенных в Красную книгу РТ....

Кроссворды "Редкие животные Республики Тыва"

Кроссворды развивают мыслительную деятельность учащихся....

Использование культурно-исторических особенностей Республики Тыва на уроках истории

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для...

Урок по географии республики Тыва "Особо охраняемые территории республики Тыва", 8 класс

Технологическая карта и презенатция урока географии "Особо охраняемые территории республики Тыва" , 8 класс. Дается информация об ООПТ республики, повторение и закрепление определений ООПТ: ...

Сценарий торжественной церемонии выноса Государственного флага Российской Федерации и флага Республики Тыва, исполнения Государственного гимна Российской Федерации и Гимна Республики Тыва, прохождения военным маршем и шествия Бессмертного полка школы №

Уважаемые коллеги, Вашему Вниманию предлагается уникальный сценарий торжественной церемонии выноса Государственного флага Российской Федерации и флага Республики Тыва,  исполнения Государств...