Географический фестиваль "Великим мореходам посвящается"
методическая разработка по географии (7 класс) на тему

Левченко Галина Геннадьевна

Воспитание нравственности всегда ставилось во главу угла системы воспитания подрастающего поколения.

Как же, какими путями лучше всего вырабатывать у школьников нравственную готовность к жизни? Прежде всего, это обращение к великим историческим фигурам, используя специфику предмета, - к первопроходцам, путешественникам, географам.

Именно на примере жизни, деятельности великих людей можно показать учащимся, что среди широчайшей гаммы жизненных противоречий они должны сделать правильный выбор между «хочу» и «надо», «можно» и «нельзя», «для себя» и «для других», «существует» и «доступно».  Многое зависит от того, с каким багажом духовных и нравственных ценностей подошли ребята к рубежу юности. Большинство из них так же преклоняются перед добротой и уважают нравственные устои, как и все предыдущие поколения. Но сумеют ли они развить свои главные качества: благородство, патриотизм, целеустремленность, достоинство… - зависит не только от нравственного багажа. Но и от моральных принципов каждого, от его способности принять на себя ответственность за судьбы отдельных людей и нашего общества в целом. Вот почему перед каждым педагогом так остро встает задача нравственного воспитания своих воспитанников.

Участники фестиваля заранее выбирают одного из путешественников, которого будут представлять на фестивале (биография, описание путешествия, интересные факты биографии). Форма представления свободная.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Географический фестиваль «Великим мореходам посвящается»

Участники: обучающиеся 6-8 классов.

Оборудование: мультимедиа, морская форма ведущих.

Пояснительная записка.

Воспитание нравственности всегда ставилось во главу угла системы воспитания подрастающего поколения.

Как же, какими путями лучше всего вырабатывать у школьников нравственную готовность к жизни? Прежде всего, это обращение к великим историческим фигурам, используя специфику предмета, - к первопроходцам, путешественникам, географам.

Именно на примере жизни, деятельности великих людей можно показать учащимся, что среди широчайшей гаммы жизненных противоречий они должны сделать правильный выбор между «хочу» и «надо», «можно» и «нельзя», «для себя» и «для других», «существует» и «доступно».  Многое зависит от того, с каким багажом духовных и нравственных ценностей подошли ребята к рубежу юности. Большинство из них так же преклоняются перед добротой и уважают нравственные устои, как и все предыдущие поколения. Но сумеют ли они развить свои главные качества: благородство, патриотизм, целеустремленность, достоинство… - зависит не только от нравственного багажа. Но и от моральных принципов каждого, от его способности принять на себя ответственность за судьбы отдельных людей и нашего общества в целом. Вот почему перед каждым педагогом так остро встает задача нравственного воспитания своих воспитанников.

Участники фестиваля заранее выбирают одного из путешественников, которого будут представлять на фестивале (биография, описание путешествия, интересные факты биографии). Форма представления свободная.

Вступительное слово учителя.

«Мир маленький; я говорю, что мир не так велик, как думает толпа», — писал в свое время Христофор Колумб в письме королеве Изабелле. Это «откровение» знаменитого мореплавателя сегодня кажется нам достаточно наивным, особенно с учетом развития современной авиации, флота, глобальной «паутины» Интернет. Но не стоит забывать о том, что на протяжении тысячелетий Земля казалась людям действительно бесконечной, а Океан — безбрежным. Первым парусным судам-каравеллам требовались целые годы, чтобы обогнуть земной шар: первое кругосветное путешествие португальского мореплавателя Фернана Магеллана и его сподвижников длилось около трех лет. Столько же по времени (1768—1771 гг.) длилось первое кругосветное путешествие британского первооткрывателя Джеймса Кука, хотя оно и состоялось на два с половиной столетия позже. Примерно в то же время «вкус» к кругосветным путешествиям стал отчетливо проявляться и у русских мореплавателей, приобретших в предыдущие десятилетия бесценный опыт плаваний в Балтике, в Тихом и Северном Ледовитом океанах.

Выходят ведущие: капитан и два юнги.

 

ЮНГА 1. - Здравствуйте, участники нашего фестиваля!

ЮНГА 2. - Здравствуйте, гости!

КАПИТАН - Мы рады приветствовать вас на палубе нашего корабля. Юнги, свистать всех наверх!

ЮНГА 1        

Когда ещё за школьной партой

Взгляд отрывал я от страниц

Мне мир казался пестрой картой

Ожившей картой без границ.

ЮНГА 2

В воображении вставали

Земель далеких чудеса

К ним шел в синеющие дали

Мой бриг, поднявший паруса.

На экране отрывок из кинофильма «Земля Санникова», звучит песня «Призрачно всё в этом мире бушующем».

КАПИТАН  - Великим мореходам и землепроходцам посвящается!

ЮНГА 1 – сегодня ночью, когда я стоял вахту, мне ветер нашептал интересную сказку об Индии (звучит индийская музыка). Будто там люди шестерукие, и глаз у них третий во лбу, и прямо на животе рот расположен. Ужас! Просто монстры, какие то.

ЮНГА 2 – Да враки все это. А все-таки интересно, что там в Индии?

КАПИТАН – Эх вы! Зелень морская! Величайшее изобретение человечества – книги, а вот в одной из них об Индии есть очень старое и правдивое повествование.

ЮНГА 1 – Как называется книга?

КАПИТАН – «Хождение за три моря»

ЮНГА 2 – А кто автор

КАПИТАН - Вот крабы мелководные! Автор этой книги великий русский путешественник Афанасий Никитин.

Встречайте!

На сцену выходят учащиеся, которые готовили представление Афанасия Никитина.

ЮНГА 1 (напевает)

Жил отважный капитан,

Он объездил много стран

И не раз он бороздил океан

ЮНГА 2 (подпевает)

Раз пятнадцать он тонул,

Погибал среди акул,

Но, ни разу даже глазом не моргнул.

ЮНГА 1- И в беде, и в бою

ЮНГА 2 -Напевал он всюду песенку свою

ПОЮТ ВМЕСТЕ.

Магеллан, Магеллан, улыбнитесь

Ведь улыбка – это флаг корабля!

Магеллан, Магеллан, подтянитесь,

Только смелым покоряются моря!

 КАПИТАН – Так это тот самый капитан, который назвал Тихим океан! Встречайте!

На сцену выходят учащиеся, которые готовили представление Ф. Магеллана.

КАПИТАН – Я вот тут тоже песенку Высоцкого вспомнил: «Аборигены хотели кока, а съели Кука! Зачем? О том молчит наука!»

ЮНГА 1 – Интересно, а, правда жил такой Кук и, правда, что его съели?

КАПИТАН – Кук – это великий мореплаватель. И это не миф. Он первым открыл Большой барьерный риф. В Австралии  его аборигены знали, слушали и почитали.

Юнга 2.

В Австралии есть сейчас его музей

В нем очень много старинных вещей

Глобус и карты, навигационный прибор.

Так и кажется, что его корабль «Инведор»

Расправит паруса в ближайшей гавани

И вновь в далекое отправится плаванье.

КАПИТАН – Встречайте! Джемс Кук.

На сцену выходят учащиеся, которые готовили представление Джемса Кука.

КАПИТАН – Эх, карамба! Почитал я энциклопедию географических открытий и понял, что никогда не стать нам с вами знаменитыми путешественниками.

ЮНГА 1 – Это ещё почему?

ЮНГА 2 – Что за паника на корабле?

КАПИТАН – Да потому, что фамилии наши простоваты! Смотрите сами, чем знаменитей путешественник, тем необычней его фамилия: Бриг, Крузенштерн. А вот и смешная есть Миклуха Маклай!

ЮНГА 1

Вот  что, капитан, ты зря не унывай

Дело не в фамилии, а силе духа – это ты знай!

А вот над кем ты смеешься-

Знаменитый русский путешественник

Николай Николаевич Миклуха Маклай.

Он природу Океании описал для нас,

Его в Новой Гвинее знает каждый папуас!

ЮНГА 2 – Да, здорово быть первооткрывателем! Называй своим именем все, что захочешь. Открыл пролив – и вот он уже Берингов, проплыл морем – и вот оно уже море Лаптевых!

КАПИТАН Ты, юнга, размечтался! Не все путешественники имели такую привычку. Были сред них такие, кто наносил на карту местные названия. И я знаю одного из них.

ЮНГА 2

Где пустыня Колохари,

Где озера Ньяса, Нгали,

Он первым европейцем был,

Реку Замбези посетил.

ЮНГА 2

Верховье Конго описал,

Где только он не побывал!

И еще потому его знает история,

Что открыл он водопад Виктория!

КАПИТАН – Если спросишь, кто он, мы ответим  - Ливингстон!

На сцену выходят учащиеся, которые готовили представление Д. Ливингстона.

КАПИТАН – При подготовке к празднику среди команды нашего корабля прошел конкурс стихов «Расскажи про пингвина».

ЮНГА1 – Нам очень понравились стихи об этих забавных птицах.

ЮНГА 2

Ходит важный по пустыне.

Где лежат одни снега.

А зовут его пингвином,

Он не мерзнет никогда.

ЮНГА 1

Ну и модники, однако,

Снег и снег кругом

А они иду во фраках

К проруби гуськом.

КАПИТАН – Стоп! Вы не слишком увлеклись? Ведь сегодня речь идет о мореходах.

ЮНГА 2 – Вы как всегда правы, капитан. Пора назвать тех, кто подарил человечеству этот удивительный мир под названием «Антарктида».

ЮНГА 1 – Кто эти отважные люди?

КАПИТАН – Встречайте! Лазарев и Беллинсгаузен.

На сцену выходят учащиеся, которые готовили представление Лазарева и Беллинсгаузена.

КАПИТАН – Наше путешествие по Антарктиде продолжается.

ЮНГА 2 – На памятном камне у вулкана Эребус вырезаны слова Теннисона: «Бороться и  искать, найти и не сдаваться!» - дань мужеству тех, кто наперегонки рвался к Южному полюсу антарктическим летом 1911-1912 годов.

ЮНГА 1

Быть путешественником – это очень сложно

Быть мужественным, смелым – так не просто,

Терпеть лишенья, холод и жару,

Не каждому все это по плечу.

ЮНГА 2

Ещё труднее первым быть,

Путь для других людей открыть,

Не гнуться. Не бояться, не сдавать,

И жизнь порой за это отдавать.

КАПИТАН – Следующий наш герой Роберт Скотт.

На сцену выходят учащиеся, которые готовили представление Роберта Скотта.

КАПИТАН

И пускай поднялись обелиски

Над людьми, погибшими в пути.

Все далекое они сделали близким,

Чтоб опять к далекому идти.

ЮНГА 1

Что прекрасней таких приключений,

Веселее открытий, побед,

Мудрых странствий, счастливых свершений,

Путешествий великих свет!

ЮНГА 2

И сейчас фестиваль покидая,

С приключений сойдя корабля,

Ты подумай, наш друг, какая

Тайны полная ждет нас Земля!

Звучит музыка «Веселый ветер» из к/ф «Дети капитана Гранта».