ПЛАН ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ГЕОГРАФИИ и МУЗЕЯ «КУЛЬТУРЫ И БЫТА НАРОДОВ РОССИИ»
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Калинина Елена Геннадьевна

Урок подготовлен и проведен: учителем географии ГБОУ СОШ № 813 ВАО города Москвы Калининой Еленой Геннадьевной и руководителем школьного музея «Культуры и быта народов России» Широковой Галиной Анатольевной.

 

 

ТЕМА УРОКА:  Центральный район: особенности населения. Предметы художественных промыслов ЦЭР: подносы Жостова, роспись Палеха, фарфор Гжели, платки Павловского Посада, Ивановские ситцы, Ростовская финифть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_integrirovannogo_uroka_geografii_muzeya.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ГЕОГРАФИИ и МУЗЕЯ «КУЛЬТУРЫ И БЫТА НАРОДОВ РОССИИ»

Урок подготовлен и проведен: учителем географии ГБОУ СОШ № 813 ВАО города Москвы Калининой Еленой Геннадьевной и руководителем школьного музея «Культуры и быта народов России» Широковой Галиной Анатольевной.

ТЕМА УРОКА:  Центральный район: особенности населения. Предметы художественных промыслов ЦЭР: подносы Жостова, роспись Палеха, фарфор Гжели, платки Павловского Посада, Ивановские ситцы, Ростовская финифть.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • обучающие (предметные) - сформировать представление о населении Центрального района, как регионе формирования русского народа; расширить знания учащихся об обычаях, традициях русского народа; народных художественных промыслах Центральной России;
  • развивающие (метапредметные) – развивать умение использовать ИКТ для нахождения информации;  ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; основы самоконтроля; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение;
  • воспитывающие (личностные) – воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, взаимоподдержки; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

ОБОРУДОВАНИЕ: презентации учащихся по группам; экспонаты школьного музея «Культуры и быта народов России» по народным промыслам городов Центрального района; технологическая карта урока для заполнения учащимися на каждую группу; ноутбук; мультимедийный проектор; видеокамера для записи хода урока

ТИП УРОКА: изучения нового материала с использованием музейной экспозиции по художественным промыслам

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Виды учебной деятельности учителя (У) и ученика (у)

Типы творческих заданий

Задачи этапов урока (УУД)

Орг. Момент

1 мин

Посадка учащихся по группам: 6 столов – 6 групп.

Подготовка учебных пособий к уроку.

Учащиеся рассаживаются за столами в соответствии с выполненным дома творческим заданием

у: Восприятие, запоминание, понимание УМ и работа с ним

Индивидуальная

Формирование коммуникативных навыков;

Формирование ответственного отношения к учению

Постановка целей и задач урока.

Актуализация знаний по теме

2-3 мин

Вопросы классу:

- какой географический регион начали изучать на уроках?

- какие экономические районы входят в состав Центральной России?

- что вы узнали о ЦЭР на предыдущем уроке?

- какую информацию вам бы еще хотелось получить об этом районе?

- какое задание вы выполняли дома по группам?

- попробуйте определить тему нашего сегодняшнего урока.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОСИИЯ

ЦЭР, ВВЭР, ЦЧЭР

Называют особенности ЭГП, природных условий и ресурсов

О населении, об экономике, о городах

Составляли презентацию о городах ЦЭР, в которых развиты народные промыслы

НАСЕЛЕНИЕ ЦЭР, ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ РАЙОНА

У: Подготовка учебного материала (УМ) на основе учебной программы

у: восприятие, запоминание, понимание УМ и работа с ним

Фронтальная

Создание

Частично-поисковый уровень

Регулятивные целеполагания: ответ на вопрос «Для чего необходимо знать (уметь)?»

 

Развитие умения рефлексировать

Проверка домашнего задания

3 мин

Учащиеся выполняют тестовое задание (5 вопросов)

У: Предъявление УМ и организация работы с ним

у: Изготовление учебного продукта на основе предъявленного УМ

Индивидуальная

Репродуктив-ный уровень

Регулятивные – оценивать правильность выполнения задания

Изучение нового материала

3 мин

Работа с картой:

- Определите по карте «Плотность населения», какое количество жителей живет в районе.

- определите по карте «Народы России», какой национальный состав в районе.

- Найдите крупные города ЦЭР, перечислите. Назовите самый крупный город.

- Найдите название городов, которые вам знакомы. Что вы о них  знаете?

- Какова площадь района? (486 тыс.км2)

Учащиеся выполняют задания с помощью карт атласа. Отвечают на вопросы учителя.

Запись в тетрадь

У: Предъявление УМ и организация работы с ним

у: Изготовление учебного продукта на основе предъявленного УМ

Индивидуальная

Познание

Частично-поисковый уровень

Овладение теоретичес-кими  практиче-скими знаниями

Общеучебные - поиск и выделение информации

5 мин

Объяснение учителя:

Н=30 млн.чел; П=60 чел/км2; самая высокая П – Московская область. Большое количество квалифицированных трудовых ресурсов. На территории района находится более 250 городов. Большинство Н живет в городах (83%). Небольшие города имеют свою «профессию», например – художественные промыслы.

Запись в тетрадь

У: Подготовка учебного материала (УМ) на основе учебной программы

у: восприятие, запоминание, понимание УМ и работа с ним 

Фронтальная

Овладение теоретичес-кими знаниями

Познавательные: сформировать представление о населении Центрального района

3 мин

Самостоятельная работа с музейными экспонатами:

Ребята, вам необходимо рассмотреть те предметы, которые лежат на столах и попробовать заполнить табличку, опираясь на свои знания. Если что-то не получается, оставьте графу пустой – мы ее заполним вместе.

Учащиеся за своим столом рассматривают экспонаты музея: жостовский поднос, ивановские ситцы, ростовскую финифть, гжельскую керамику, Палехские шкатулки и иконы, Павлово-Посадские платки.

Идет обсуждение предметов и запись информации в табличку.

У: Подготовка учебного материала (УМ) на основе учебной программы

у: Изготовление учебного продукта на основе предъявленного УМ

Коллективная, творческая

Познание

Создание

Частично-поисковый уровень

Приобрете-ние необходи-мых умений и навыков

Воспитание чувства взаимопомощи, взаимовыручки; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками (дичностные)

1 мин

Отчет группы по своему экспонату

Один ученик, которого выдвинула группа для ответа, сообщает по табличке информацию о том художественном промысле, экспонат которого лежал на столах.

У: Организация деятельности учащихся по изготовлению учебного продукта

у: восприятие, запоминание, понимание УМ и работа с ним; изготовление учебного продукта на основе предъявленного УМ

Коллективная

Познание

Создание

Частично-поисковый уровень

Овладение теоретичес-кими  практиче-скими знаниями

Коммуникативные - умение выражать свои мысли по теме и проблеме урока

Показ презентаций по промыслам городов ЦЭР.

Комментарии руководителя музея Широковой Г.А.

После отчета 1 группы выходят учащиеся, которые готовили информацию о данном промысле по плану:

1. Название

2. Местонахождение

3. Вид изделия

4. Материал, техника

5. Особенности стиля

Дети рассказывают о промысле, показывая слайды.

Все остальные учащиеся заполняют пробелы в табличке по данному промыслу.

У: Обработка продукта ученика (анализ и оценка)

у: Изготовление учебного продукта на основе предъявленного УМ

Коллективная, творческая

Создание

Познание

Творческий уровень

Приобрете-ние необходи-мых умений и навыков

Познавательные: умение добывать информацию по заданному плану;

Коммуникативные - умение выражать свои мысли по теме и проблеме урока; умение работать в группе

Первичное закрепление

Вопросы к классу:

- Как вы думаете, есть ли в настоящее время у данных изделий практическая значимость?  - В чем она состоит?  - Приведите примеры из жизни.

Учащиеся отвечают на вопрос, доказывая свой ответ примерами.

У: Обработка продукта ученика (анализ и оценка)

у: Изготовление учебного продукта на основе предъявленного УМ

Фронтальная

Овладение теоретичес-кими  знаниями

Развитие умения рефлексировать

Итог урока

Вопросы классу:

- Понравилась ли вам такая форма урока?

- Чем именно?

- Что нового для себя открыли на уроке?

- Как вы оцениваете свою работу:

.  «5» - отлично работал на уроке, «4» - хорошо работал, некоторые задания вызвали  затруднения, «3» - большинство заданий   были сложными для меня, но дома доработаю материал.

Учащиеся отвечают на вопросы.

У: Обработка продукта ученика (анализ и оценка)

у: Изготовление учебного продукта на основе предъявленного УМ

Фронтальная

Регулятивные – оценивать правильность выполнения задания;

Развитие умения рефлексировать

Домашнее задание

Повторить изученный материал по ссылкеhttp://interneturok.ru/ru/school/geografy/9-klass/prirodno-hozjajstvennye-regiony-rossii/centralnaja-rossija-naselenie

2. Подготовить информацию о Москве

Записывают д/з

У: Организация деятельности учащихся по изготовлению учебного продукта

Индивидуаль-ная

Репродуктив-ный уровень

Личностные: формирование ответственного отношения к учебе

ПРОДУКТ УРОКА: план-конспект урока, презентации по промыслам ЦЭР, видеофильм об уроке.