Программа по экологии для пилотной площадки
проект по краеведению (5 класс) по теме

Мысливцева Елена Григорьевна

Программа по экологии для пилотной площадки  общеобразовательной школы расчитана на 4 года. Составлена с учетом регионального компонента- итория Донского края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шебалинская средняя общеобразовательная школа им. В.И.Фомичёва»

Рассмотрена         Утверждено

На заседании педагогического совета        Директор «МБОУ Шебалинская СОШ

Школы        им. В.И.Фомичёва»

Протокол №2 от 28.08.2013        Приказ № 101 от 29.08.2013

Программа по экологическому  воспитанию учащихся

"Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников"

                      на 2013-2016 годы

D:\Мои рисунки\img-8ed33.jpg

                                Составила:

                                Зам.директора по УВР,

Учители истории и обществознания

Х. ШЕБАЛИН

2013 год

СОДЕРЖАНИЕ

I. Пояснительная записка……………………………………………………………2

1.Цели и задачи курса………………………………………………………………..3

II. Особенности программы………………………………………………………….4

1. Основные принципы содержания программы…………………………………...5

III. Этапы, содержание, календарно-тематический план программы……………..6

IV.Результативность………………………………………………………………….8

V. Критерии эффективности программы……………………………………………8

VI. Ожидаемый результат…………………………………………………………...9

VII. Литература………………………………………………………………………11

Приложение  (Инновационный проект…………………………………….................12

I. Пояснительная записка

  • Актуальность проблемы, обоснование необходимости ее решения

Теперь уже никто не сомневается в том, что среди глобальных, жизненно важных проблем, стоящих перед человечеством, первостепенное значение приобрели в наши дни проблемы экологии. Химическое, физико-техническое загрязнение природы угрожает самому существованию человека. И, тем не менее, люди уже не могут отказаться от электростанций, железных дорог, самолетов, автомобилей…

Экологическая задача сейчас в том, чтобы минимизировать вредные техногенные воздействия на окружающую среду и ознакомить общество с конкретной опасностью, угрожающей человеку в воздухе, воде, почве, жилище. Только раннее формирование правильного, осознанного взаимоотношения человека и природы может предотвратить нарастание вредных факторов в окружающей среде и помочь нейтрализовать их.

Очевидно, что в становлении экологического сознания велика роль школы, которая может и должна воспитывать у ребят чувство сопричастности к природе, ощущение ее красоты, не позволяющее относиться к ней потребительски, варварски, проявлять бездушную беспечность или жестокосердие.

Экологическое воспитание учащихся актуально. Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с учащимися. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания.

Эффективнее эта проблема будет решаться при гармоничном сочетании учебной деятельности с внеклассной работой.

Данная программа включает в себя систему мероприятий по вопросам охраны окружающей среды школьного, районного, областного и Всероссийского уровней.

  1. Цель и задачи курса:

«Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников»

        Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у школьников.

Программа  ставит перед собой следующие задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой  природы, о взаимодействии  и  взаимозависимости  природы,  общества и человека.

2. Формирование   осознанных   представлений   о   нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3.   Формирование экологически  ценностных   ориентации в деятельности детей.

4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

5.Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

6.Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7.Развитие потребности в необходимости и возможности  решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

  1. Особенности программы.

       Программа «Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

        Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы и учащихся 5 класса, которая  состоит из пяти частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 170 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:

1-й год обучения - «Знакомые незнакомцы» (33 часа):

2-й год обучен и я – «Экология моего дома» (34 часа)

3-й год обучения – «Неживое в природе. Жизнь растений и грибов» (34часа)

4-й год обучения - «Познавательная экология» (34 часа).  

Для учащихся 5 класса:

5-й год обучения – «Юный исследователь» (35 часов)

Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академическому часу.

1.Основные принципы содержания программы:

  • принцип единства сознания и деятельности;
  • принцип наглядности;
  • принцип личностной ориентации;
  • принцип системности и целостности;
  • принцип экологического гуманизма;
  • принцип краеведческий;
  • принцип практической направленности.
  •  

  Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:

  • Земля - единая экосистема.
  • Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.
  • Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.

      Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

        В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

        Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая,  кружковая.

       Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках, а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного исследователя».

        Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.

III. Этапы, содержание и календарно-тематический план программы

3.1. Этапы реализации программы:

I этап: Подготовительный и организационный этапы.

2013-2014 уч.год.

  1. Оценка экологической обстановки, сбор и обработка информации, анкетирование.
  2. Формулировка экологической проблемы.
  3. Определение целей и задач экологической проблемы,
  4. Планирование мероприятий по экологическому образованию учащихся.
  5. Составление сценариев мероприятий, разработка проектов по экологическому воспитанию учащихся.
  6. Составление сметы расходов на выполнение мероприятий по реализации программы.
  7. Организационные работы  по экологического и трудового отрядов, экологического кружка.
  8. Подготовка территорий для реализации программы (территория школы, детский парк);
  9. Составление эскизов ландшафтного дизайна для благоустройства (территория школы, детский парк);
  10. Разработка системы оценки эффективности работы над программой.
  11. Проведение теоретического семинара по мероприятиям программы.
  12. Подведение итогов I этапа программы

II этап: Практический этап.

  • Содержание программы

2014-2015 уч. год

Зима: “Красная книга – сигнал опасности”

Знакомство с редкими и исчезающими растениями и животными Ростовской области и Заветинского района. Знакомство с нормами поведения в природе. Составление экологических знаков.

Проект “Зимний сад” (озеленение школьных рекреаций, подготовительный этап).

Весна: “Природа как единое целое”

Знакомство с единством природы: вода, земля, воздух, растительный и животный мир.

Проекты “Зимний сад” (озеленение школьных рекреаций), “Цветочный калейдоскоп” (посадка и оформление цветочных клумб на территории школы) и “Остров детства” (озеленение и благоустройство городского детского парка): подготовительный и основной этапы.

Выращивание рассады. Посадка цветов, саженцев деревьев и кустарников. Уход за растениями. Оформление клумб.

Лето: “Планета Земля – наш общий дом”

Реализация проектов “Цветочный калейдоскоп” (посадка и оформление цветочных клумб на территории школы) и “Остров детства” (озеленение и благоустройство городского детского парка): поддержание порядка травяного покрова и клумб (полив, прополка, рыхление).

Работа экологического и трудового лагерей.

Осень: “Природа в наших ощущениях”

Влияние природы на эмоции человека. Природа в творческих работах. Зарисовки осенней природы. Работа с природными материалами.

Проекты “Зимний сад” (озеленение школьных рекреаций), “Цветочный калейдоскоп” (посадка и оформление цветочных клумб на территории школы), “Остров детства” (озеленение и благоустройство городского детского парка): основной этап.

Зима: “Животные в природе нашего края”.

Знакомство с животным миром Заветинского района, Ростовской области. Практическая работа по охране животного мира.

Проекты “Зимний сад” (озеленение школьных рекреаций), “Остров детства” (озеленение и благоустройство городского детского парка): основной этап.

Весна: “Птицы наших лесов”

Знакомство с птицами Заветинского района, Ростовской области. Практическая работа по охране птиц.

Проекты “Зимний сад” (озеленение школьных рекреаций), “Цветочный калейдоскоп” (посадка и оформление цветочных клумб на территории школы), “Остров детства” (озеленение и благоустройство городского детского парка): основной этап.

Лето: “Природа и человек”

Реализация проектов “Цветочный калейдоскоп” и “Остров детства” (городской детский парк): поддержание порядка травяного покрова и клумб (полив, прополка, рыхление).

Работа экологического и трудового лагерей.

Осень: “Разнообразие растительного мира”

Знакомство с растениями Заветинского района, Ростовской области. Практическая работа по охране растений.

Проекты “Зимний сад” (озеленение школьных рекреаций), “Цветочный калейдоскоп” (посадка и оформление цветочных клумб на территории школы), “Остров детства” (озеленение и благоустройство городского детского парка): обобщающий и информационно-просветительский этапы).

III этап: Обобщающий этап.

2015-2016 уч. год.

  1. Анализ полученных результатов проведенных мероприятий и обобщение опыта.
  2. Организация работы с учащимися по подготовке презентаций проектов.
  3. Оформление результатов.

IV этап: Информационно-просветительский этап.

Распространение через районные СМИ и сайт школы информации о деятельности учащихся по реализации программы.

 IV.Результативность.

Результативность и целесообразность работы по программе «Юный исследователь» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.

VI. Критерии эффективности программы

Показателем и условием эффективности формированием экологической культуры и экологического сознания школьников служат осознанность, глубина и прочность знаний о явлениях, процессах и законах природы, готовность к конкретным действиям, улучшающим состояние окружающей среды своей местности и реальный вклад в это дело.

Методы оценки эффективности

Кто будет оценивать

Критерии эффективности оценки

Анкетирование

Администрация школы

Положительная динамика

Проведение рефлексии

Ответственные за проведение мероприятий

Понравилось или нет мероприятие

Качественные результаты

Администрация школы

Сформированность экологической культуры и экологического сознания школьников

Количественные результаты

Администрация школы

Объем выполненных работ

VI. Ожидаемый результат.

Показатели в личностной сфере ребенка:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных  поступков;

-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Учащиеся должны знать:

   -наиболее типичных представителей животного мира России, Ростовской области;

 -какую пользу приносят представители животного мира;

-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

- планета Земля - наш большой дом;

- Солнце - источник жизни на Земле;

- неживое и живое в природе;

- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- самоценность любого организма;

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

- человек   существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

- различия съедобных и несъедобных грибов;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

  • что такое наблюдение и опыт;
  • экология - наука об общем доме;
  • экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
  • ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
  • составлять экологические модели
  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
  • заботиться о здоровом образе жизни;
  • заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

  • осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
  • наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

VII. Литература

  1. Агесс П. “Ключи к экологии”, 1982г. Л.
  2. Алексеев В.А. “300 вопросов и ответов по экологии”, Ярославль, 1998г.
  3. Бобылева Л.Д. “Воспитание у младших школьников бережного отношения к природе”, Тамбов, 1988г.
  4. Бобылева Л.Д. “Игра в экологическом образовании старшеклассников”, Москва, 2000г.
  5. Будыко Н. “Глобальная экология”, Москва, 1977г.
  6. Грехова Л.И. “В союзе с природой” С., 2002г.
  7. Голубев И.Р. “Окружающая среда и её охрана”, Москва-просвещение, 1985г.
  8. Захлебный А.Н., Суравегина И.Г. “Экологическое образование школьников во внеклассной работе”, Москва, 1984г.
  9. Зверев И.Д. “Проблемы социальной экологии”, Москва, 1984г.
  10. Иванова Г. “В судьбе природы – наша сдьба”, Москва, 1990г.
  11. Израэль Ю.А. “Экология и контроль состояния природной среды” Л., 1979г.
  12. Кашлев С.С. “Педагогические условия развития экологической культуры учащихся”, Минск, 2001г.
  13. Морозов Г.И. “Глобальная экологическая проблема”, Москва, 1988г.
  14. Моррис Т.К. “Тайны живой природы”, Москва, 1996г.
  15. Молодцова Л.П. “Игровые экологические занятия с детьми”, Минск, 1996г.
  16. Новиков Ю.В. “Природа и человек”, Москва, 1991г.
  17. Сидоренко Г.И. “Санитарное состояние окружающей среды и здоровья населения”, Москва, 1987г.
  18. Серия детской энциклопедии “Я познаю мир”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пилотная площадка в МБОУ «Гимназия № 97 г. Ельца»

Реализация проекта «MITE» - Методика и информационныетехнологии в образовании. Целью проекта является разработка и апробация образовательных моделей использования информационных технологий в обуч...

Приказ о составе рабочей группы по обеспечению деятельности пилотной площадки

Состав рабочей группы по обеспечению деятельности пилотной площадки...

Приказ о составе рабочей группы по обеспечению деятельности пилотной площадки (опережающее обучение)

Состав рабочей группы по обеспечению деятельности пилотной площадки (опережающее обучение)...

приказ. пилотные площадки

приказ. пилотные площадки...

Региональная пилотная площадка по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеурочной деятельности обучающихся "ВОЗВЫСИМ ДУШУ ДО ДОБРА"

Данная программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации "Об образовании", Федерального государственного образовательного стандарта осно...