Тихий океан
план-конспект урока по географии на тему

Разработка урока-исследования

Скачать:


Предварительный просмотр:

                        Урок – исследование в 7 классе по теме «Тихий океан»

Цели:

Образовательные:

  • расширить знания о природных комплексах на примере океанов
  • сформировать представление об океане, как крупном  ПК; выявить особенности природы Тихого океана
  • продолжить формировать умения работать с различными картами.

Развивающие: продолжить формирование у учащихся умений:

  • устанавливать причинно-следственные связи
  •  проводить сравнение
  •  извлекать знания из различных источников географической информации
  • грамотных устных формулировок
  • развивать дух исследования
  • развивать эмоциональную сферу ребенка

Воспитательные:

  • продолжить формирование у учащихся навыков самостоятельной работы
  • продолжить развивать у учащихся трудолюбие и прилежание
  • продолжить формирование у учащихся чувства доброжелательного отношения друг к другу, чувство ответственности каждого за всех
  • воспитывать любовь к природе

Средства обучения: инструктивные  карточки для групп,  атласы, учебник, изображение океана у каждого ученика, настенная контурная карта Тихого океана, справочные данные.

                                    Громадный, страшный, всемогущий…от века и доныне сущий                                                                            (Валерий Брюсов)

Тип урока: Урок изучения новых знаний.

Форма урока: Урок-исследование.

Сегодня мы начинаем изучать новый                                    Сколько океанов на Земле                                                      раздел: «Океаны Земли».                                                        Покажите их на карте?  

                                                                                                   Как вы понимаете слова Брюсова о Мировом  Океане?                                                                                      

Я зачитаю вам описание, а вы определите, какой океан                                                                       мы сегодня будем изучать.

1.  Впервые, увидев этот океан, испанский завоеватель  Бальбоа назвал его Южным океаном.

2. В этом океане находится самое глубокое и самое большое по площади море. (Филиппинское)

3. Своё окончательное название океан получил благодаря португальскому мореплавателю 16 века (Магеллан)

Итак, сегодня мы изучаем Тихий океан и наша            Что такое природный комплекс?                                                       задача –   доказать, что Тихий океан является               Назовите компоненты ПК океана                                           крупным природным комплексом.

Сегодня вы будете работать в группах. Каждая группа получит карточки с заданиями и будет рассматривать отдельные компоненты Тихого океана, по ходу ваших ответов мы будем заполнять контурную карту, а в конце урока подведем итог и составим конспект.

 Для работы в группах вам даны  инструкции:

  1. Изучить карточки с заданиями.
  2. Решить в группе, кто на какой вопрос отвечает, распределить задания.
  3. Выполнить задания:

 а) индивидуально или группой подобрать материал (используя текст учебника, дополнительную  литературу, тематические карты  атласа)

б) каждый ученик отвечает по своему подвопросу;

в) после  выступления всех представителей группы учащиеся этой или другой группы могут дополнить ответ, что также оценивается учителем.

Распределить задание по группам

         Физгеографы

Задание: изучить и рассказать о положении океана на планете.

План:

  1. Объясните происхождение названия этого океана. Какие путешественники внесли вклад в исследование океана?
  2. Какими условными линиями пересекается океан?

На какие части они делят океан?

  1.  Между какими материками расположен данный океан?
  2.  Как он лежит относительно других океанов?
  3. Какова площадь Тихого океана? Сравните с другими океанами. Сделайте вывод.

Отвечающий работает с контурной картой у доски

Нанесите экватор, 180 меридиан, тропики, полярные круги на контурную карту. В каких полушариях лежит океан?

Подпишите материки на контурной карте

Подпишите океаны на контурной карте

Опишите граница океана

S=179, 7 млн. кв.км (1/3 S Земли, ½ S Мирового океана)

6. Измерьте ширину и длину океана. Сделайте вывод.

7. Что вы можете сказать об    изрезанности береговой линии?  

                                           

8.  Покажите крупные моря, заливы, проливы, полуострова, острова (дайте им                                                               классификацию).

         

    Геоморфологи                            Изучите и расскажите о рельефе дна океана.                                              

  План:                                                      1. Определите геологический возраст океана (молодой или древний)?  

 2. В пределах скольких литосферных  плит расположен океан?  Что служит границей? Какие процессы и явления происходят вдоль этих границ? Что такое Тихоокеанское кольцо?

3. СОХ Тихого океана называют поднятиями. Покажите их. Чем они отличаются от срединных хребтов других океанов? Как  размещены срединно-океанические хребты в Тихом океане?

4. Охарактеризуйте шельф океана. Сравните его с шельфовой зоной других океанов.

5. Используя статистические данные, определите средние и максимальные глубины океана, сравните их с другими океанами. Сделайте вывод.

                 

 Климатологи

Задание. Изучите и расскажите об особенностях климата океана.

План:

1. В каких климатических поясах лежит океан?

 

Показ объектов на настенной карте

Почему в западной части океана располагается большинство коралловых островов?

Сделайте вывод: как географическое положение влияет на природные особенности  океана?

Какое природное явление, связанное с землетрясениями и вулканами характерно для Тихого океана? Что вы о нём знаете? Могут ли они встречаться у побережья Камчатки?

Показать СОХ на карте. Подписать Восточно-Тихоокеанское поднятие на контурной карте.

Покажите крупнейшие впадины океана. Объясните  эту особенность, опираясь на теорию  литосферных плит. Нанесите Марианский  желоб на контурную карту, отметьте глубину.

Сделайте вывод: как рельеф океана оказывает влияние на природные особенности океана?

Покажите климатические пояса на карте.

2. Охарактеризуйте систему ветров в океане.

3. Какие сюрпризы погоды может преподносить океан?                                                    

Гидрологи

Задание: Изучите и расскажите о водных массах океана и процессах происходящих в них.                                                                  

План:

1. Дайте характеристику температуры поверхностных вод океана. Объясните её различие в разных частях океана.

2. Охарактеризуйте соленость вод океана. Какие части океана отличаются наибольшей и наименьшей солёностью и почему?

3. Покажите течения.       Какая существует закономерность в схеме поверхностных течений?

Какие территории будут подвергаться действиям тайфунов? Покажите эти территории на карте.

Сделайте вывод: как климат оказывает влияние на природные особенности океана?

На контурных картах расставьте среднегодовую температуру воды в разных частях океана

Почему северная часть океана значительно теплей южной?

Какие моря Тихого океана замерзают и почему?

Нанесите на контурные карту течения, выделяя теплые и холодные.

4. Определите границу плавучих льдов.

Сравните северную и южную части.                В какой части океана есть айсберги?

                                                                         Сделайте вывод: как свойства водных  масс оказывает влияние на другие

                                                                                                                       компоненты природного комплекса?                                                                

                  Особенности Тихого океана

1. Самый большой        Обсуждение и запись в тетрадь

2.  Расположен во всех четырёх полушариях

3. Самые древний

4. Самый глубокий

5.  В океане обилие островов (10 тыс.)

6. Самый теплый океан

7. Расположен на одной литосферной плите.

8. Большое количество желобов: самый глубокий(Марианский) и длинный (Алеутский).

9. Самый неспокойный.

10. Соединяется со всеми океанами

11. Омывает 5 материков, кроме Африки

12. Самые высокие ветровые волны.

На следующем уроке мы продолжим знакомиться с органическим миром океана, хозяйственной деятельностью народов, проживающих на побережье этого океана.                      

Д/З    §  17, сообщения «Эль-Ниньо», «Аквакультура»

Используемая литература:

1. Коринская В. А., Душина И. В., Щенев В. А. География материков и океанов:  Учебник для 7 кл общеобразовательных учреждений.-М.:Просвещение, 2010.

 

2. Нестандартные уроки географии. 6-7 классы/состав. Н. Н. Перепечева.-Волгоград:     Учитель-АСТ, 2004.-96 с.

Физгеографы

Задание: Изучите и расскажите о положении океана на планете.

План:

  1. Объясните происхождение названия этого океана. Какие путешественники  внесли  вклад в исследование океана?

     2. Какими условными линиями пересекается океан? На какие части они делят океан?

3. Между какими материками расположен данный океан?

  1.  Как он лежит относительно других океанов?
  2. Какова площадь Тихого океана? Сравните с другими океанами. Сделайте вывод.
  3. Измерьте ширину и длину океана. Сделайте вывод.
  4. Что вы можете сказать об изрезанности береговой линии?
  5. Покажите крупные моря, заливы, проливы, полуострова, острова (дайте им классификацию).

Сделайте вывод: как географическое положение влияет на природные особенности  океана?

    Геоморфологи                                                                                                                    Задание: Изучите и расскажите о рельефе дна океана.                                            

    План:                                                                                                                                         1. Определите геологический возраст океана (молодой или древний)?

 2. В пределах скольких литосферных  плит расположен океан?  Что служит границей? Какие процессы и явления происходят вдоль этих границ? Что такое Тихоокеанское кольцо?

3. СОХ Тихого океана называют поднятиями. Назовите их. Чем они отличаются от срединных хребтов других океанов? Как  размещены срединно-океанические хребты в Тихом океане?

4. Охарактеризуйте шельф океана. Сравните его с шельфовой зоной других океанов.

5. Используя статистические данные, определите средние и максимальные глубины океана, сравните их с другими океанами. Сделайте вывод. Покажите крупные желоба на карте.

       Сделайте вывод: как рельеф океана оказывает влияние на природные особенности океана?

       

 

 Климатологи

Задание. Изучите и расскажите об особенностях климата океана.

План:

1. В каких климатических поясах лежит океан?

2. Охарактеризуйте систему ветров в океане.

3. Какие сюрпризы погоды может преподносить океан?

Сделайте вывод: как климат оказывает влияние на природные особенности океана?

           

Гидрологи

Задание: Изучите и расскажите о водных массах океана и процессах происходящих в них.                                                                  

План:

1. Дайте характеристику температуры поверхностных вод океана. Объясните её различие в разных частях океана.

2. Охарактеризуйте соленость вод океана. Какие части океана отличаются наибольшей и наименьшей солёностью и почему?

3. Покажите течения.       Какая существует закономерность в схеме поверхностных течений?

4. Определите границу плавучих льдов. Сравните северную и южную части. В какой части    океана есть айсберги?   В какой части океана есть айсберги?

 Сделайте вывод: как свойства водных  масс оказывает влияние на компоненты природного комплекса?                                                                

        



Предварительный просмотр:

Разработка урока по теме: «Население и хозяйство Поволжского района»

Образовательная цель: выяснить характерные особенности населения Поволжья, определить отрасли специализации и географию их размещения, показать роль Волги в развитии экономики.

Воспитательная цель: продолжить формирование рационального отношения к окружающей среде

Развивающая цель: продолжить формирование умения работать с текстом учебника, атласом, статистическим материалом; вести записи в тетради, работать с контуром региона

Оборудование урока: настенная контурная карта Поволжья, атласы, тетради учащихся с контуром Поволжья

Ход урока

Задача на уроке: изучить особенности населения и хозяйства района

На прошлом уроке мы проанализировали административный состав, ЭГП, природные условия и ресурсы. Давайте повторим материал (10 минут)

  1. Административный состав района (ученик работает с настенной  контурной картой возле доски – наносит центры субъектов федерации и соседние районы)

  1. Природные ресурсы (ученик получает значки минеральных ресурсов: каменный уголь, золото, сера, нефть, природный газ, поваренная соль, никелевые руды. Ему необходимо выбрать те, которые присутствуют в районе и распределить их на контурной карте).

  1. Работа с классом:

-- Охарактеризуйте экономико-географическое положение района

-- Расскажите о природных условиях района и о их влиянии  на хозяйственную деятельность человека

  1. Опрос учащихся, работающих возле доски

Комплексная характеристика района предусматривает анализ населения. Наша задача с помощью различных источников информации дать характеристику населения района.

1 ряд – учебник (стр. 165)

2 ряд-  атлас (необходимые карты отобрать самим)

3 ряд – приложения учебника, статистический материал по городам-миллионикам

Работа учащихся (3 мин). После беседы, запись в тетрадь.

  1. Большая численность населения (12% от населения России)
  2. Большая плотность – в 3 раза выше, чем  средняя плотность  России (наибольшая плотность в Татарстане, наименьшая в Калмыкии)
  3. Преобладает городское население (73%)
  4. Два города миллионика – Самара и Казань
  5. Многонациональный район с преобладанием русского населения, кроме Татарии и Калмыкии
  6. Естественный прирост отрицательный, кроме Калмыкии
  7. Положительный миграционный прирост (из Казахстана и Средней Азии)
  8. Высококвалифицированные кадры

На основе анализа природных условий и ресурсов, особенности населения, сделайте предположения об отраслях специализации и их размещении на территории района.

                        Беседа с классом

Как проверить наши предположения?         Воспользоваться  приложением учебника стр. 275

Определите отрасли специализации Поволжья            Машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая, топливная.

Работаем самостоятельно: 1 ряд- машиностроение                Учебник стр. 166, атлас

                                              2 ряд – химическая

                                              3 ряд – топливная

Заполнение таблицы после беседы. Пищевую промышленность  и

электроэнергетику анализируем всем классом

Отрасль специализации

продукция

Центры

машиностроение

автомобили (86%  российского производства)

троллейбусы

трактора

самолёты

вертолёты

электротехника, приборы

суда

Набережные Челны (КамАЗ), Тольятти (ВАЗ), Ульяновск (УАЗ), Елабуга (ОКА)

Энгельс

Волгоград

Самара, Казань, Саратов

Казань

крупные города района

Астрахань

топливная

добыча нефти и газа (14%)

продукты нефтепереработки (бензин, мазут)

Татария, Самарская обл

Нефтекамск

химическая

пластмассы, химические волокна (31%), минеральные удобрения.

каучук, шины (37%)

Казань, Самара, Саратов

Нижнекамск

пищевая

рыба

мукомольная, крупяная

масло

сахар

Астрахань

Крупные транспортные узлы

Саратов, Волгоград

Самарская обл.

электроэнергетика

ТЭС в крупных городах

Волжская ГЭС, Волгоградская ГЭС, Балаковская и Димитровская АЭС

Вопросы к учащимся по ходу заполнения таблицы

Какое машиностроение будет развиваться в районе?    Точное и наукоёмкое

Какие факторы способствуют развитию точного

машиностроения?                                                             Наличие квалифицированных

        кадров, отсутствие металла

Какие удобрения будут производиться и почему?       Азотные – наличие природного  газа

Какие типы электростанций расположены в районе?   ТЭС, ГЭС, АЭС

Что способствует развитию пищевой

промышленности?                                                            Благоприятные агроклиматические и почвенные  ресурсы

По карте определите сельскохозяйственные районы

и нанесите их на контур

Север – зерно (озимая пшеница), картофель,         Объясните различную специализацию северной, центральной и южной частей Поволжья

молочно-мясное скотоводство и свиноводство

Центр – зерно (яровая пшеница, кукуруза, просо),

 мясо-шерстное животноводство, птицеводство

Юг – овцеводство

Волго-Ахтубинская пойма – овощеводство, бахчевые,

 рисоводство

Производственные связи региона нанести на контур                Работа учащихся

 самостоятельно                с контуром

Закрепление. Вопросы и задания на стр. 169

Д\З  § 36, найти материал об экологических проблемах

 региона

Для любознательных: подготовить рекламные буклеты для совершающих туристическое путешествие по волжским городам на теплоходе по маршруту от Казани до Саратова.

                                Используемая литература:

1. География России: Учебник для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/под ред.А. И. Алексеева: в 2 кн.Кн.2: Хозяйство и географические районы. 9 кл.- М.: Дрофа,2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тихий океан. урок в 7 классе

Открытый урок в 7 классе при изучении темы Тихий океан...

Тихий океан. Конспект урока по географии. 7 класс

Данный конспект используется при изучении нового материала по географии в 7 классе по теме "Тихий океан" (учебник Коринской В.А.). Обучающиеся знакомятся с географическим положением океана, с особенно...

Тихий океан. Критическое мышление на уроках географии

Тема урока:Тихий океан.Класс: 7Используемая технология: развитие критического мышления посредством чтения и письма; приёмы – таблица ЗХУ, шесть шляп мышления, синквейн....

Презентация по теме: "Тихий океан" 7 класс

Презентацию можно использовать как по ходу урока так и в конце в качестве закрепления изученного материала по теме: "Тихий океан"...

Урок географии в 7 классе по теме "Тихий океан"

Изучение особенностей природы Тихого океана....

«Тихий океан».

Цель: закрепить и обобщить основные знания учащихся о Тихом океане. Задачи: образовательные: закрепить и обобщить знание учащихся об Тихом океанах; о материках, которые омывают океан; о морях, кото...

Презентации для изучения природы океанов (Тихий океан, Атлантический океан, Северный Ледовитый океан, Индийский океан)

Природа океанов 7 класс. История исследования, рельеф дна океанов, свойства вод, обитатели и хозяйственная деятельность человека в океанах .Тихий океан, Атлантический океан, Северный Ледовитый океан, ...