Блоковая форма организации учебных занятий. География 8 класс План- конспект по теме " Почва и земельные ресурсы" 4 урока.
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Шитикова Наталия Михайловна

          Блоковая форма организации учебных занятий

                        География 8 класс

Подготовила учитель географии МКОУ СОШ № 18 с Верхняя Санарка

Шитикова Наталия Михайловна

 

Тема « Почва и земельные ресурсы»

4 урока.

1 урок - лекция

2 -3 урок-изучение нового на основе самостоятельной работы уч-ся с учебником, картой, дополнительной литературой

4 урок-обобщение и контроль за знаниями

Оборудовании: карты ( физическая, почвенная, атлас, таблицы « Основные типы почв»

ЦОР  8 класс « Почва» Портрет Докучаева.

Учебно-воспитательные задачи:

1.Сформировать понятие о почве как особом природном образовании, обладающим плодородием, которое является одним из главных богатств страны.

2. Дать представление о почвообразовательном процессе как результате длительного и сложного взаимодействия климата, рельефа, растительных и животных организмов с материнской породой.

3. Познакомить с главными типами почв и закономерностями их распределения на территории страны.

4. На основе изучения закономерностей возникновении и развития почвенного покрова формировать мировоззренческую идею развития природы.

5.Способствовать экологическому воспитанию уч-ся,  формируя чувство бережного и ответственного отношения к земле, почвенным ресурсам. Раскрывая пути рационального использования почв.

6. Способствовать воспитанию уважения к знаниям, показывать роль ученых в деле изучения почв.

7. воспитывать интерес, уважение к труду земледелия.

8.Совершенствовать умение работать с картой, книгой.

                   Урок 1. Лекция.

Задачи для уч-ся

1.     Установить, что такое почва и отчего зависит почвенное плодородие.

2.     Какие типы почв встречаются на территории страны и с чем связано их разнообразие?

3.     Основоположники науки о почвах.

4.     Установить, что такое мелиорация почв, какие виды мелиорации используются. С какой целью проводится мелиорация почв?

5.     Познакомить со свойствами почв Челябинской области.

Словарная работа:

Кора выветривания

Геолог

Гипотеза

Структура

Материнская порода.

Вступительная беседа.

-Что называется почвой?

- В чем вы видите отличие почв от горной породы?

-Какие типы почв вы знаете?

-Какие почвы распространены в нашей местности?

План лекции. И использованием ЦОРа

 1.Почвы и их происхождение.

2В.В. Докучаев - основатель науки о почвах.

3. Разнообразие  почв. Главные типы почв России.

4. Почвенное плодородие.

5.Земельные ресурсы страны.

6. Охрана почв.

 Примерное содержание лекции.

1.     У специалистов разных профессий сложились неодинаковое представление о почве. Строители подразумевают под ней грунт, который служит основанием для фундамента здания, геологи - кора выветривания, агрономы - верхний слой земли, содержащий основную массу корней растений.

Почва - особое природное образование, состоящее из многих составных частей, которые в то же время составляющей единое целое. Сущность этого сложного природного явления нашел Докучаев.

«Русский чернозем» 1883.

Чернозем - особое природное образование, возникшее в результате взаимодействия рыхлых почвообразующих пород и животных организмов в определенных условиях рельефа и климата.

Все факторы почвообразования: грунт, климат, организмы о которых говорил В.В.Докучаев, были известны. Однако прежде ученые выдвигали то один, то другой из них в качестве единственного определяющего условия. Развитие зрелой почвы-с сложное явление, требующее  взаимодействия  физических, химических и биологических процессов преобразующих поверхностный слой литосферы.

Время образования почвы зависит от материнской породы.

2.     Цвет почвы дает знать -каких веществ больше в составе почв: железа, кальция, перегноя, марганца и т.д.

Почвенный профиль.

На территории страны выделяют  несколько типов

Главные: тундро - глеевые, подзолистые и дерново - подзолистые, серые и бурые лесные, черноземы, каштановые.

Распространение разных типов почв на Земле   подчиняются закону зональности.

 

3.     При всем многообразии типов почв общим являются то. Что почва представляет собой поверхностный  слой земной коры, несущий на себе растительный покров  суши и обладающий плодородием, т.е. способностью обеспечивать растения водой, питательными веществами.

           Почвенное  плодородие- то свойство, которое делает почву незаменимым      природным ресурсом.      Главным богатством, от которого зависит существование человека.

 4.Земельные ресурсы страны велики, но не беспредельны. Охрана почв.

     

                                             Урок 2 и 3.

Самостоятельная работа с учебником, картой дополнительной литературой по предлагаемым заданиям уч-ся  углубляют знания о почвах, основных типах, их распространением, знакомятся  с мероприятиями по повышению плодородия почв.

Задание 1.Практическая работа с почвенной картой.

Устно. Как обозначены черноземы лесостепной и  степной зон?

             Как обозначены подзолистые почвы и дерново-подзолистые?

             Какие типы почв наиболее широко представлены на территории страны?

              Какие типы почв характерны для нашей местности?

Задание 2.

1.     Сравните почвенную карту с картой  природных зон и охарактеризуйте, как со сменой природных зон меняются типы почв на Европейской части России.

2.      В чем выражается влияние  на характер почв?

3.     Какие территории России обладают наиболее плодородными почвами?

Задание 3

    1. Изучите рисунок в учебнике, характеризующий почвенный разрез, опишите основные горизонты. Устно.

    2. Дайте описание типов почв по плану.

     1. Название почв.

      2.природная зона, для которой она характерна

       3. горизонт наполнения перегноя

       4. горизонт вымывания

  Заполнить таблицу.

 

Типы почв

Природная зона

 

Горизонт накопления перегноя

 

Горизонт вымывания

незначительный

мощный

 

Отчетливо представлен

Слабо выражен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа после выполненной работы.

1.     Почему в подзолистых почвах  отчетливо представлен горизонт вымывания, который практически отсутствует в черноземах?

2.     Одинаково ли естественное плодородие разных типов почв?.

3.     Почему В.В. Докучаев считал, что русский чернозем, который формируется под степной растительностью дороже угля, нефти, золота?

 Задание 4.На основании работы с текстом учебника ответьте на вопросы.

1)Как различают почвы по их составу?

2) Что такое структура почв и какой она бывает?

3) Какая почва более плодородна структурная или бесструктурная и почему?

4) Какая скорость образования почв?

Задание 5.

1)    Возможно ли поддерживать почвенное плодородие или оно обязательно будет снижаться? Ответ найдите в тексте.

2)    Подумайте, зависит ли от работы механизатора плодородие почв и в чем оно выражается?

 Задание 6. Установите, что разные типы почв при эрозии теряют плодородие в разной степени.

Типы почв. Снижение урожайности при эрозии.

Черноземы на 52%

Каштановые на 72%

Серые лесные на 81,2%

Рассмотреть и ответить на вопросы

Что такое эрозия почв?

Чем страшна эрозия и почему такое большое значение уделяется мелиорации земель?

Домашнее задание: Почему люди говорят, что самый большой патриот тот, кто остановит больше оврагов?

Как вы понимаете слова В.В. Докучаева о том, что почва-зеркало окружающих условий.

 

                                  Урок 4.

Зачет.

1Что такое почва? Почему почвы отличаются разнообразием?

Какие типы почв вы знаете ?

Назвать и показать на карте.

2. Почему В.В. Докучаева называют основоположником почвоведения. В чем его заслуга?

3.Что такое  почвенное плодородие? От чего оно зависит? Почему необходимо его поддерживать? Какие  конкретные пути  повышения почвенного плодородия  вы знаете?

4.Охарактеризуйте почвы нашей местности по плану.

           1) К какому  типу почв они относятся?

            2) Какова их отличительная особенность?

             3)В какой природной зоне они сформированы?

              4)Какие меры охраны почв  проводятся в нашем районе и почему?

 

 

Дополнительно.

 Как вы считаете, является ли сельское хозяйство единственным потребителем земельных ресурсов? Для каких целей еще используется земля? Есть ли у ваших родственников  земельный пай и как они им распорядились, продали, сдали в аренду?

При строительстве водохранилища следует ли учитывать- какие земли плодородные или неплодородные будут затоплены?

Подведение итогов.

Почва - незаменимый природный ресурс. Одна из задач поддержание способности почв к самовосстановлению Толщина гумуса редко более 20 см., на это затрачено от 2 до 7 тысяч лет. Этот слой может быть разрушен. Истощение почв вызывает снижение урожайности сельскохозяйственных культур. В борьбе за повышение урожайности большую роль играет рациональное использование земель, бережное и ответственное отношение к ней.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Блоковая форма организации учебных занятий.  

                        География 8 класс

Подготовила учитель географии МКОУ СОШ № 18 с Верхняя Санарка

Шитикова Наталия Михайловна

Тема « Почва и земельные ресурсы»

4 урока.

1 урок - лекция

2 -3 урок-изучение нового на основе самостоятельной работы уч-ся с учебником, картой, дополнительной литературой

4 урок-обобщение и контроль за знаниями

Оборудовании: карты ( физическая, почвенная, атлас, таблицы « Основные типы почв»

ЦОР  8 класс « Почва» Портрет Докучаева.

Учебно-воспитательные задачи:

1.Сформировать понятие о почве как особом природном образовании, обладающим плодородием, которое является одним из главных богатств страны.

2. Дать представление о почвообразовательном процессе как результате длительного и сложного взаимодействия климата, рельефа, растительных и животных организмов с материнской породой.

3. Познакомить с главными типами почв и закономерностями их распределения на территории страны.

4. На основе изучения закономерностей возникновении и развития почвенного покрова формировать мировоззренческую идею развития природы.

5.Способствовать экологическому воспитанию уч-ся,  формируя чувство бережного и ответственного отношения к земле, почвенным ресурсам. Раскрывая пути рационального использования почв.

6. Способствовать воспитанию уважения к знаниям, показывать роль ученых в деле изучения почв.

7. воспитывать интерес, уважение к труду земледелия.

8.Совершенствовать умение работать с картой, книгой.

                   Урок 1. Лекция.

Задачи для уч-ся

  1. Установить, что такое почва и отчего зависит почвенное плодородие.
  2. Какие типы почв встречаются на территории страны и с чем связано их разнообразие?
  3. Основоположники науки о почвах.
  4. Установить, что такое мелиорация почв, какие виды мелиорации используются. С какой целью проводится мелиорация почв?
  5. Познакомить со свойствами почв Челябинской области.

Словарная работа:

Кора выветривания

Геолог

Гипотеза

Структура

Материнская порода.

Вступительная беседа.

-Что называется почвой?

- В чем вы видите отличие почв от горной породы?

-Какие типы почв вы знаете?

-Какие почвы распространены в нашей местности?

План лекции. И использованием ЦОРа

 1.Почвы и их происхождение.

2В.В. Докучаев - основатель науки о почвах.

3. Разнообразие  почв. Главные типы почв России.

4. Почвенное плодородие.

5.Земельные ресурсы страны.

6. Охрана почв.

 Примерное содержание лекции.

  1. У специалистов разных профессий сложились неодинаковое представление о почве. Строители подразумевают под ней грунт, который служит основанием для фундамента здания, геологи - кора выветривания, агрономы - верхний слой земли, содержащий основную массу корней растений.

Почва - особое природное образование, состоящее из многих составных частей, которые в то же время составляющей единое целое. Сущность этого сложного природного явления нашел Докучаев.

«Русский чернозем» 1883.

Чернозем - особое природное образование, возникшее в результате взаимодействия рыхлых почвообразующих пород и животных организмов в определенных условиях рельефа и климата.

Все факторы почвообразования: грунт, климат, организмы о которых говорил В.В.Докучаев, были известны. Однако прежде ученые выдвигали то один, то другой из них в качестве единственного определяющего условия. Развитие зрелой почвы-с сложное явление, требующее  взаимодействия  физических, химических и биологических процессов преобразующих поверхностный слой литосферы.

Время образования почвы зависит от материнской породы.

  1. Цвет почвы дает знать -каких веществ больше в составе почв: железа, кальция, перегноя, марганца и т.д.

Почвенный профиль.

На территории страны выделяют  несколько типов

Главные: тундро - глеевые, подзолистые и дерново - подзолистые, серые и бурые лесные, черноземы, каштановые.

Распространение разных типов почв на Земле   подчиняются закону зональности.

  1. При всем многообразии типов почв общим являются то. Что почва представляет собой поверхностный  слой земной коры, несущий на себе растительный покров  суши и обладающий плодородием, т.е. способностью обеспечивать растения водой, питательными веществами.

           Почвенное  плодородие- то свойство, которое делает почву незаменимым      природным ресурсом.      Главным богатством, от которого зависит существование человека.

 4.Земельные ресурсы страны велики, но не беспредельны. Охрана почв.

     

                                             Урок 2 и 3.

Самостоятельная работа с учебником, картой дополнительной литературой по предлагаемым заданиям уч-ся  углубляют знания о почвах, основных типах, их распространением, знакомятся  с мероприятиями по повышению плодородия почв.

Задание 1.Практическая работа с почвенной картой.

Устно. Как обозначены черноземы лесостепной и  степной зон?

             Как обозначены подзолистые почвы и дерново-подзолистые?

             Какие типы почв наиболее широко представлены на территории страны?

              Какие типы почв характерны для нашей местности?

Задание 2.

  1. Сравните почвенную карту с картой  природных зон и охарактеризуйте, как со сменой природных зон меняются типы почв на Европейской части России.
  2.  В чем выражается влияние  на характер почв?
  3. Какие территории России обладают наиболее плодородными почвами?

Задание 3

    1. Изучите рисунок в учебнике, характеризующий почвенный разрез, опишите основные горизонты. Устно.

    2. Дайте описание типов почв по плану.

     1. Название почв.

      2.природная зона, для которой она характерна

       3. горизонт наполнения перегноя

       4. горизонт вымывания

  Заполнить таблицу.

Типы почв

Природная зона

Горизонт накопления перегноя

Горизонт вымывания

незначительный

мощный

Отчетливо представлен

Слабо выражен

Беседа после выполненной работы.

  1. Почему в подзолистых почвах  отчетливо представлен горизонт вымывания, который практически отсутствует в черноземах?
  2. Одинаково ли естественное плодородие разных типов почв?.
  3. Почему В.В. Докучаев считал, что русский чернозем, который формируется под степной растительностью дороже угля, нефти, золота?

 Задание 4.На основании работы с текстом учебника ответьте на вопросы.

1)Как различают почвы по их составу?

2) Что такое структура почв и какой она бывает?

3) Какая почва более плодородна структурная или бесструктурная и почему?

4) Какая скорость образования почв?

Задание 5.

  1. Возможно ли поддерживать почвенное плодородие или оно обязательно будет снижаться? Ответ найдите в тексте.
  2. Подумайте, зависит ли от работы механизатора плодородие почв и в чем оно выражается?

 Задание 6. Установите, что разные типы почв при эрозии теряют плодородие в разной степени.

Типы почв. Снижение урожайности при эрозии.

Черноземы на 52%

Каштановые на 72%

Серые лесные на 81,2%

Рассмотреть и ответить на вопросы

Что такое эрозия почв?

Чем страшна эрозия и почему такое большое значение уделяется мелиорации земель?

Домашнее задание: Почему люди говорят, что самый большой патриот тот, кто остановит больше оврагов?

Как вы понимаете слова В.В. Докучаева о том, что почва-зеркало окружающих условий.

                                  Урок 4.

Зачет.

1Что такое почва? Почему почвы отличаются разнообразием?

Какие типы почв вы знаете ?

Назвать и показать на карте.

2. Почему В.В. Докучаева называют основоположником почвоведения. В чем его заслуга?

3.Что такое  почвенное плодородие? От чего оно зависит? Почему необходимо его поддерживать? Какие  конкретные пути  повышения почвенного плодородия  вы знаете?

4.Охарактеризуйте почвы нашей местности по плану.

           1) К какому  типу почв они относятся?

            2) Какова их отличительная особенность?

             3)В какой природной зоне они сформированы?

              4)Какие меры охраны почв  проводятся в нашем районе и почему?

Дополнительно.

 Как вы считаете, является ли сельское хозяйство единственным потребителем земельных ресурсов? Для каких целей еще используется земля? Есть ли у ваших родственников  земельный пай и как они им распорядились, продали, сдали в аренду?

При строительстве водохранилища следует ли учитывать- какие земли плодородные или неплодородные будут затоплены?

Подведение итогов.

Почва - незаменимый природный ресурс. Одна из задач поддержание способности почв к самовосстановлению Толщина гумуса редко более 20 см., на это затрачено от 2 до 7 тысяч лет. Этот слой может быть разрушен. Истощение почв вызывает снижение урожайности сельскохозяйственных культур. В борьбе за повышение урожайности большую роль играет рациональное использование земель, бережное и ответственное отношение к ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Формы организации учебных занятий"

Урок – это целостная, логически завершенная, ограниченная временными рамками, планом работы и составом участников организационная единица учебного процесса....

Презентация на тему "Формы организации учебных занятий"

Урок – это:1. основная форма учебной работы2. динамическая, совершенствующаяся, процессуальная система, отражающая все стороны УВП3. социальная система4. основа самодеятельности учащихся в учебном про...

« Нестандартные формы организации учебного занятия как средство повышения познавательной деятельности студента»

ОглавлениеВведение……………………………………………………………………… .4Глава 1 Теоретические основы  нестандартных уроков1.1 Понятие. Характеристика нестандартных уроков……………………. 61.2 Нестандартные уроки при изучении м...

Экспериментариумы, как одна из форм организации учебных занятий (Мамеева-Шварцман И. М.)

В статье обобщается опыт работы учителей физики по разработке и проведению учебных занятий в формате экспериментариумаДобавить запись в Гостевую...

Формы организации учебных занятий, способствующие развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся

Современное социально- экономическое положение России выдвинуло целый ряд проблем, связанных с формированием личностей, способных к самостоятельной социально – значимой деятельности....

Здоровьесберегающий урок как основная форма организации учебных занятий

Здоровьесберегающий урок, основная форма организации занятий....