Петербургские финны и Интеграция на уроках географии.
статья по географии по теме

В этом разделе размещены статьи из моей методической копилки. Одна из них адресована тем, кто интересуется интеграцией географии с математикой. Статья о ингерманландских финнах рассказывает о расселении, быте, традиционном костюме и жилище, основах жизнеобеспечения одного из исчезающих народов России. Современные технологии в преподавании географии будут интересны тем, кто работает над поиском методики в контексте ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Петербургские финны.  

Становление Петербурга было обеспечено интенсивной деятельностью многих десятков тысяч людей. Хотя создателей новой столицы завозили со всех концов России, самыми первыми строителями были коренные жители этих мест. Именно они и стали первыми «петербуржцами», о которых в Новгородской летописи еще в 1229 г. писано: «...на севере княжества Новгородского, в земле Ингрия, проживает... водь, ижора и другие финские народы».

Строящийся Санкт-Петербург возник не на пустом месте. «По мшистым, топким берегам чернели избы здесь и там, приют убогого чухонца...» - такой представлял себе Неву этого времени А. С. Пушкин. В реальности строящийся город поглотил шведскую крепость Ниеншанц с 2 тысячами жителей и несколько десятков деревень с финским и смешанным финско-русским населением. В XIX в. Петербург был третьим городом после Гельсингфорса и Турку по численности проживающих финнов. Сегодня в Санкт-Петербурге насчитывается около 100 тысяч финнов.

Из истории известно, что на территории Северо-3апада, еще до прихода туда славян, жило аборигенное население, к которому относились водь, ижора, вепсы, карелы и некоторые другие народности. В западноевропейских источниках ижорцев называли инграми, а место их расселения - Ингерманландией.

Западная граница Ингерманландии проходит по реке Нарве, затем по рекам Луга, Оредеж, Тосна, Мга и Лава. Северная граница - по реке Сестре, от Ладожского озера до Финского залива.

В XVII в., во время шведского владычества, Ингерманландия стала заселяться финнами-лютеранами. Именно их сейчас называют финнами-ингерманландцами, а в XIX в. говорили - «петербургские финны ».

К концу XVII - началу XVIII в. финны составляли 80% населения приневских земель. Из всех народностей, сформировавших население Петербургской губернии, к концу XIX в. значительную часть составляли ингерманландцы.

Финны-ингерманландцы до конца XIX в. сохраняли cвою народную одежду. Однако народная одежда стала исчезать из обихода, поскольку население стало пользоваться покупными тканями, платками, обувью.

Основой жизнеобеспечения финнов-ингерманландцев было сельское хозяйство, которое было малодоходным. Ограниченная площадь пастбищных угодий сдерживала развитие животноводства. Техника была отсталой. Из зерновых сеяли в основном рожь, яровой ячмень, овес, из технических культур - лен и коноплю, которая шла на домашние нужды (изготовление сетей, мешков, веревок). В XIX в. важное место в хозяйстве занимал картофель. Из овощных культур на рынок шла капуста, частью в квашеном виде. Петербуржцы беззлобно называли финнов «чухнами», причем в это понятие нередко включались и представители народов финской группы, изначально населявших территории приневских земель: водь, ижора, вепсы и карелы.

Как писал В. И. Мусаев, главной особенностью чухонских деревень, в отличие от русских, являлась чрезвычайная разбросанность поселков: «Нередко одна деревня состоит из 5-6 поселков, раскиданных в пространстве 10-15 верст, и так как в каждом поселке насчитывается не более десятка дворов, то невольно является мысль, что чухны склонны жить разобщено, вразброс». На самом деле в этом факте лежат иные, более глубокие причины. «Занимая болотистую страну, чухны по необходимости принуждены были пользоваться всяким мало-мальски значительным пригорком для его заселения... Другая особенность чухонских деревень - это обилие гранита. Нередко ограды кладбищ, стены разных построек выложены булыжником, что свидетельствует, что этот материал обретается в изобилии. Случается, что стены коровьего хлева возведены из гранита, а сверху прикрыты какой-нибудь убогой соломенной крышей».

Жилище обычно состояло из одного жилого помещения и холодных сеней. Долго сохранялись курные печи. В избе делали неподвижные лавки вдоль стен, на них сидели и спали. Детская колыбель была подвесной. В среднем на крестьянский двор приходилось 2-3 коровы, 5-6 овец, держали свинью, несколько кур. Крестьяне продавали на столичных рынках телятину и свинину, разводили на продажу гусей. На побережье Финского залива было развито рыболовство (преимущественно зимний лов салаки); выезжали на лед с санями и дощатыми «будками», в которых жили. Кроме домашнего хозяйства, они занимались различными подсобными работами и отхожими промыслами: нанимались на рубку леса, драли кору для дубления кож, ходили в извоз, зимой финские извозчики «вейки» подрабатывали в столице.

Наиболее характерными для петербургских финнов были профессии ткача, прядильщика, портного, сапожника, столяра. Очень многие были заняты в металлургической промышленности; помимо небольших мастерских, они работали на всех крупных предприятиях (у Нобеля, Путилова, Лесснера и др.). Специфически финской была профессия трубочиста: в 1869 г. они составляли 62% всех столичных трубочистов. В целом в промышленности и ремеслах было занято свыше 4/5 всех петербургских финнов. Женщины работали в качестве прислуги, а также в текстильной промышленности. В окрестностях столицы финны занимались главным образом извозом, ремеслами и торговлей.

В культурной жизни Ингерманландии были чрезвычайно популярными народные праздники, регулярно проводившиеся в разных районах. Они включали театральные самодеятельные постановки, спортивные соревнования, выступление хоров. Впервые такое мероприятие было проведено в 1885 г. в Петров день (29 июня по ст. ст.) в селе Лембалово. В 1899 г. под воздействием традиционно проводившихся с 1823 г. певческих праздников в Скворице, под Гатчиной, был проведен первый общеингерманландский праздник песни, который стал регулярным вплоть до 1918 г.

Первая национальная школа была открыта в 1785 г. в деревне Колпана, близ Гатчины, где крестьянские дети бесплатно овладевали грамотой. Позднее, в 1830-е гг., возникла школа в приходе Хиетамяки (существующем по сей день); в 1840-е гг. основаны две финские школы в самом Петербурге. В 1863 г. была открыта учительская семинария, которая работала до 1919 г. Первая собственная газета «Пиетарин саномат» «Петербургские новости») была основана в 1870 г.

В 1917 г. происходит революция - новый поворот в судьбах финноязычного населения. В 1920-х годах им даже разрешили создать на территории Ленинградской области культурную автономию - финский национальный Куйвозовский район, а в других районах области существовало еще 39 финских национальных сельсоветов. Второй финский район хотели создать в 1934 г. в южной части Ленинградской области, с центром в Тайцах или в Дудергофе. Но последовала резолюция - отказать! Начались гонения на лютеранскую церковь, коллективизация и раскулачивание, депортация финского населения изприграничных с Финляндией районов. В 1938 г.финский национальный район упразднили. В городе и области закрывались финские школы, дома культуры, техникумы, газеты, журналы, издательство. Последовали массовые депортации финнов в другие регионы страны. Как считает Вадим Мусаев, именно на ингерманландцах сталинский режим впервые опробовал практику этнической чистки. Но впереди предстояли еще более жестокие испытания.

После начала войны власти стали рассматривать ингерманландцев как «пятую колонну». Решение об их обязательной эвакуации из пригородных районов Ленинградской области власти приняли в августе 1941 г., однако выполнили его только частично.

20 марта 1942 г. вышло повторное постановление Военного совета Ленинградского фронта о депортации оставшихся внутри блокадного кольца финнов и немцев. Власти не доверяли им, однако это едва ли было справедливо: известно, что тогда по уголовным делам за шпионаж, диверсии, вредительство финны и немцы привлекались гораздо реже, чем русские или украинцы.

Март 1942-го стал черной страницей в истории ингерманландцев. Их, многие годы живших на этой земле, бесчеловечный режим в товарных вагонах поспешно отправлял в Сибирь. Территория была полностью очищена от финского населения. Целый народ, испокон веку проживавший вокруг северной столицы, лишился своей родины и вынужден был вести борьбу за собственное выживание на огромных просторах Средней Азии и Сибири. История народа стала «возвращаться» только спустя почти полвека после массовых репрессий - в конце 1980-х гг., когда дозволялось говорить о трагической судьбе ингерманландских финнов. В 1993 г. российский парламент принял закон о реабилитации всех финнов бывшего СССР.

Начали возрождаться национальные культурные объединения и налаживаться церковная жизнь. В1989 г. в Колтушах после многолетнего перерыва был отмечен один из главных праздников ингерманландских финнов - Юханнус (Иванов день). По переписи 1989 г., в Ленинграде было пять с половиной тысяч финнов - тех, у кого в паспорте стояла национальность финн. В Петербурге сейчас действуют финская школа для детей и четыре школы с углубленным изучением финского языка, бюро по трудоустройству. В деревне Вистино создан первый ингерманландский музей. Зарегистрированы и активно работают общественные организации, а ведущую роль играет «Инкерин Лиитто». Эта общественная организация ингерманландских финнов основана в 1988 г. На сегодняшний день она объединяет 3500 членов из Петербурга, Ленинградской области и других регионов России. Основные цели организации - культурно-просветительская работа. И прежде всего изучение финского языка, так как два поколения потомков ингерманландцев выпали из языкового процесса в силу политических причин.

В 1998 г. вышла в свет газета « Inkeri » «Инкери». Издается ежемесячно на русском, финском, ижорском языках. Один из возрожденных ингерманландских евангелическо-лютеранских приходов расположен в Токсове, где восстановлена лютеранская Александровская кирха. Ее построили в 1887г. В1936 г. храм закрыли и устроили в нем Дом культуры, а потом кинотеатр. Отвоевать его верующим удалось только в начале 1990-х гг., к тому времени онстоял в разоренном виде: окна заложили кирпичом, большая часть здания пустовала, а в оставшихся под крышей помещениях устроили кабак.

Церковь восстанавливали два года, причем не только финны из Токсова, но и из Финляндии. И теперь возрожденный храм, как и прежде, служит одним из центров религиозной и культурной жизни. Богослужения здесь проводятся на финском и русском языках, причем прийти сюда может любой национальность значения не имеет. При кирхе действуют воскресная школа, дьяконический кружок и духовное собрание, проводятся органные концерты... Все возвращается на круги своя.

Никонова Л.В.- учитель географии

                                                                                   лицея №273 им Л.Ю.Гладышевой

Литература:

Мусаев В.И. Политическая история Ингерманландии в конце XIX-XX веке.

СПб., 2001.

Платунов А.М. Так строился Петербург. СПб., 2000.

Пыляев М.И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга. СПб., 2002.

                                                                                   



Предварительный просмотр:

                          Интеграция на уроках географии.

Всем известно, что «география» слово греческое и переводится как «землеописание», значит,  необходим комплекс знаний. География основывается на естественных науках: биологии, геологии, химии. Неразрывна связь географии с общественными науками, которые изучают законы развития общества: история, политология, социология, экономика;  нужна и философии, как наука о познании мира. География невозможна и без математики, когда надо произвести расчеты ресурсообеспеченности стран и регионов, определить расстояние между объектами, построить графики изменения температуры, уметь перевести масштаб или  использовать проценты, промилле и пропорции. Нельзя забывать, что учителя призваны не только учить, но и воспитывать тоже. В этом случае помогут литература, история, музыка, произведения изобразительного искусства. Неоспорим тот факт, что добиться цели воспитания легче, если объект, явление общественной и социальной жизни будут не только обозначены в мировоззрении человека, но и прочувствованы ими. Именно тогда человеку легче понять, принять, отвергнуть или согласиться с моральными и этическими нормами окружающей его действительности. Воспитанию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру на уроке географии с сухими цифрами, абстрактными схемами рельефа, диаграммами климата, естественного прироста населения и т.п.  помогут предметы художественно-эстетического цикла и произведения литературы. Эти предметы ориентированны на образное мышление. Психологи давно доказали, что легче, проще, запоминаются образы, а не абстракции. При восприятии объекта возникают эмоции. Они в свою очередь рождают чувства. На основе эмоций и формируется образ у субъекта.

На примере комплекса наук о Земле можно показать, что стадии интеграции наук различны.

1 стадия. Сопряжение наук, где  границы перехода от одной науки к другой не заметны. Например, между биологией и географией, когда рассматривается фотосинтез или географии с физикой, когда рассматривается строение циклона и антициклона.

2 стадия. Переплетение наук, т.е. когда один объект исследуется разными науками. Например, глобальные проблемы современности.

3 стадия. Методологическое заимствование. Математические методы, метод эксперимента, статистический метод, метод сравнительного анализа, исторический метод, картографический и т. д.

4 стадия. Полная интеграция приводит к появлению «пограничной» науки. В этом случае возникают такие науки как биохимия, биофизика, геофизика и т.п.

Синтез географических знаний обеспечивает целостность географии как фундаментальной науки.

В качестве примера хочу привести интегрированный урок в 6 классе и показать задания для одного из экипажей участников игры путешествия.

          Интегрированный урок  географии и математики в 6 классе

Игра-путешествие по теме: «Азимут, масштаб, измерение расстояний

              по карте,  определение географических координат».

Цели и задачи урока:

1. Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме;

закрепить знание основных понятий, умение определять географические координаты, азимуты, масштабы, измерять расстояния по  карте.

2. Развивать умение обобщать и систематизировать изученный материал; ориентироваться в пространстве; учить объяснять закономерности и процессы; развивать географическое мышление; продолжить формирование умений и навыков работы с географическими картами.

3. Воспитывать в детях чувства товарищества, дружбы, умения работать в коллективе; дисциплинированность, ответственность и самостоятельность; развивать познавательный интерес к предмету.

Оборудование: карта полушарий, маршрутные   листы, раздаточный материал, кадка с пальмой, где спрятан клад.

Ход урока:

- Учитель математики: Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами повторим пройденные темы по математике и географии, подведем итоги сразу по двум предметам, убедимся в том, что они тесно связаны между собой, в процессе работы будем помогать друг другу в различных ситуациях.

- Учитель географии: Мы отправляемся в  воображаемое путешествие на воздушных шарах на поиски клада. Чтобы работа прошла успешно мы разделились на 4 экипажа с разным цветом шаров. Каждый экипаж пройдет

4 этапа своего путешествия с промежуточным подведением итогов каждого этапа. Сигналом выполненного задания станет поднятый шар вашего экипажа, и вы получаете очередное задание. Тот экипаж, который первым выполнит все задания, получит шифрограмму, прочитав которую легко найдет клад.

- Учитель математики: работа каждого экипажа должна быть слаженной и быстрой. Количество заданий соответствует численности экипажа, поэтому постарайтесь помогать тому, кто работает медленно, ведь чтобы получить очередное задание нужно полностью выполнить предыдущее.

- Учитель географии: Прошу капитанов экипажей получить маршрутные листы, где   и будет ваше первое задание на определение географических координат и расстояний между остановками на вашем пути.

 ( см. приложение №1)

-Учитель географии: молодцы, вы быстро проложили свой путь. Чтобы легко справиться со 2 этапом вспомните определение азимута и розу направлений.     Ответы вы заносите в таблицу 2 этапа.

 Желтый шар: задания 2 этапа.

1. На военных учениях произошел интересный случай: получив задание, где указаны разные азимуты движения отрядов, отряды двигались в одном направлении. В каком и почему?

2. Назовите точки на земном шаре, где обычными определениями азимутов пользоваться нельзя.

3. В знаменитой сказке разгневанный джин отправил Джафара на все четыре   стороны. Какие? Определите азимуты этих направлений.

4. Флотилия Балтийского флота получила приказ двигаться по азимуту 225ْ

    В каком направлении они будут двигаться?

5. Лыжник движется на восток, каков азимут его движения?

6. У туриста сломался компас, и он не может определить азимут своего пути,

но  стрелка компаса сохранилась. Можно ли определить, используя только  стрелку, азимут 270? *

По сигналу поднятого желтого шара учитель математики выдает задания 3 этапа на умение пользоваться масштабом, а учитель географии проверяет правильность выполненных заданий.

Желтый шар: задания 3 этапа.

  1. Расстояние от Москвы до С-Петербурга (по прямой) 650 км; на карте оно  составляет 13 см. Каков масштаб карты?
  2. Чему будет соответствовать на местности расстояние 2 мм. и высота

3,5 мм. по карте масштаба 1:50000?

3.  Чему будет соответствовать на местности расстояние 5мм. и высота

 2 мм.  по карте масштаба 1:1000000?

4.  Чему будет соответствовать на карте расстояние 500 км. и высота 25 км.,

     если масштаб карты 1:25000000?

5.  С какой скорость двигался бы по карте масштаба 1:25000000 поезд,

делающий в среднем 100км/ч, если показать эту скорость в масштабе карты?

6.  С какой скорость и на какой высоте над поверхность карты летел бы

     вертолет, летящий со скоростью 400 км/ч на высоте 5 км:, если

     пользоваться  картой масштаба 1:5000000?

По сигналу поднятого желтого шара учитель математики выдает задания 4 этапа, где требуется прочитать шифрограмму и определить место, где спрятан клад.

Ключ к шифру

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Х

Ч

Ш

Щ

Ь

Ы

Ъ

Э

Ю

Я

Шифрограмма:

№1: 1,  3,  17,  18,  16,  1,  11,  9,  30.

№2: 2,  14,  11,  25,  23,  1,  30.

№3: 15,  19,  17,  18,  26,  13,  30.

№4: 3,  9,  10,  18,  14,  16,  9,  30.

Приложение №1

    остров



   от 3 остановки

      до 4 мы прошли

           __________км.

г. Санкт-Петербург

   его координаты

________________

       полуостров



     от 1 остановки

       до  2  мы прошли

              __________км.

получите шифрограмму и определите место, где спрятан клад

         Маршрутный     лист  команды   экипажа  Желтого шара.

     г.__________

       от С-Пб до

 1 остановки мы  прошли

            __________км.

1

2

3

4

    остров

       ______________

  от 2 остановки

     до 3 мы прошли

            __________км.

      Задание 1. Найти географический объект с координатами 31*с.ш. 32*в.д.

                         и   определить расстояние  до него от С-Пб.

      Задание 2. Найти географический объект с координатами 20*с.ш. 80*в.д.

                         и   определить расстояние  между остановками.

      Задание 3. Найти географический объект с координатами 7*ю.ш. 110*в.д.

                         и   определить расстояние  между остановками.

      Задание 1.  Найти географический объект с координатами 48*ю.ш. 69*в.д.

                         и   определить расстояние  между остановками.

Задание

1 этапа

 ваш    вариант    ответа

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6

Приложение №2.  (для каждого этапа отдельная карточка)

-Учитель географии:

Итоги игры. Клад  достался одному экипажу, но разделим мы его на всех.

Оценки (победители – “5”, остальные – “4”).

Спасибо всем за участие в путешествии! Мы желаем вам дальнейших успехов в изучении наук и надеемся, что среди вас будут и замечательные математики, и замечательные путешественники, а увлекательные книги, путевые очерки, клубы путешественников будут вашими путеводителями в мире открытий и исследований.

Среди школьных предметов нельзя выделить главные и второстепенные, но трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким широким, как география, диапазоном межпредметных связей, имел бы такое разнообразие форм и средств обучения. Уроки содержательной и деятельностной  интеграции создают новые условия деятельности учителей и обучающихся, представляют собой действенную модель активации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения.

        Учитель географии: Л.В.Никонова



Предварительный просмотр:

Современные технологии в обучении географии в контексте ФГОС.

В центр внимания работников образования поставлена результативность обучения.  

Внедрение технологий обучения не означает, что они заменяют традиционную методику предмета. Технологии применяют не вместо методов обучения, а наряду с ними, так как они являются составной частью методики предмета.

Технологии обучения.

Под технологией обучения понимают способы повышения эффективности обучения, такое проектирование учебного процесса, который имеет четко заданный результат.

Термин «технология» заимствован из зарубежной методики, где его используют при описании по-разному организованных процессов обучения. Различают два понятия:

1.технология обучения, что означает разработку оптимальных методик обучения;

2.технология в обучении, что означает использование технических средств обучения (компьютерных программ, в том числе новых мультимедийных учебников географии и др.). Однако и в том и в другом случае предполагается, что применение технологий направлено на совершенствование приемов воздействия на учащихся при решении дидактических задач.

Педагогическую технологию определяют как оптимально организованное взаимодействие учителя и учащихся. Специфика технологии в том, что в ней проектируется и реализуется такой учебный процесс, который гарантирует достижение поставленных целей. При этом деятельность учителя и осуществляемая под его руководством деятельность учащихся организуется так, что все входящие в нее действия представлены в определенной последовательности (через алгоритмы деятельности), а их выполнение предполагает достижение ожидаемых результатов, которые можно заранее проектировать. Иначе говоря, технология стремится детально определить все то, что способствует реализации заданных целей.

Технологическая цепочка взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся выстраивается в соответствии с целями предмета (отдельного курса, темы, урока) и должна гарантировать всем учащимся достижение и усвоение обязательного минимума содержания общего образования по предмету. При этом обязательная часть любой технологии обучения — диагностические процедуры, применение различных измерителей результатов обучения.

Технологии трудно внедряются в учебный процесс, так как педагогическая деятельность — это сплав нормы и творчества, науки и искусства. Процесс обучения — не производственный процесс изготовления по определенной технологии стали, кирпича, мороженого. В технологии обучения много запрограммированного и меньше творческой деятельности учащихся. В ней принята установка на четкое управление учебным процессом с точно заданными целями.

В целом, как нам представляется, технология беднее методики. Ведь любой вид деятельности, поставленный на поток, обезличивает процесс и результаты труда, как учителя, так и учащихся, способствует тиражированию приемов и способов получения знаний. Алгоритмы деятельности далеки от творчества. Поточный метод в учебном процессе может дать на выходе стандартную продукцию, лишенную оригинальности, художественности, неповторимости, что и отличает массовую продукцию от произведения искусства.

Однако как составная часть методики технология имеет полное право на существование. Ведь педагогическая технология — это совокупность методов, приемов, форм организации обучения и учебной деятельности, опирающихся на теорию обучения и обеспечивающих планируемые результаты. Основная цель педагогических технологий — такая организация взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся (т. е. методов обучения), которая направлена на обеспечение планируемых результатов.

Классификация современных педагогических технологий

По уровню применения

Общепедагогические

Частно - предметные, отраслевые

Локальные, модульные, узкометодическ.

Биогенные

Социогенные

Психогенные

Идеалистические

По ведущему фактору психического развития

По ориентации на личностную структуру

Информаци

онные (ЗУН)

Операцион

ные (СУД)

Саморазви

тия (СУМ)

Формирова

ния (СЭН)

Формирова

ния (СДП)

Эвристичес

кие

По характеру содержания и структуре

Обучающие,

воспитывающие

Светские,

религиозные

Общеобразовательные, профильные

Гуманистические, технократические

Монотехнологические, политехнологические, проникающие

По организационным формам

Классноурочные, альтернативные

Академические, клубные

Индивидуальные,

групповые

коллективные

дифференцированные

В методике географии накоплен значительный опыт применения технологий обучения. Приведу примеры наиболее известных технологий используемых в обучении географии.

Технология формирования приемов учебной работы,  изложенная в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний и характеристик географических объектов. Эта технология нашла достаточно широкое отражение в методическом аппарате ряда учебников географии, в методических пособиях и достаточно хорошо освоена в практике работы учителей географии.

В к/к.  На первых уроках географии  курса «География России» в  8 классе  чтобы доказать учащимся, что, действительно, роль  географии в нашей жизни велика, можно  предложить провести учащимся исследовательскую работу «География в моей жизни».  Цель работы – на контурной карте России обозначить населенные пункты, где  учащиеся побывали лично, где живут  их родственники или друзья, где происходит действие кинофильма, где  произведен тот или иной товар, который вы покупаете, и т.д. Учащимися она воспринимается как игра, так как мы видим соревновательный момент, кто больше объектов обозначит на карте. А также учащиеся при выполнении задания должны проявить фантазию и находчивость.

В процессе обучения географии давно применяется технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов — ЛОК или ЛОС). Разработанные ныне опорные конспекты помогают учителю управлять познавательной деятельностью школьников, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, а также помогают школьникам осуществлять самоконтроль за результатами учебной работы.

Виды и формы опорных сигналов бывают разные

Виды:

смысловые;

ассоциативные;

аббревиатурные;

вербальные;

графические.

Формы:

схемы;

таблицы;

диаграммы;

ассоциативное поле;

опорные конспекты;

алгоритмы.

Циркуляция воздушных масс.

Беседа с опорой на знания предыдущего курса

Работа с климатической картой

Работа с учебником

Объяснение с элементами беседы с опорой знания предыдущего курса

АВМ                 – арктические воздушные массы, холодные, сухие.

АФ                 – арктический фронт.

мУВ (кУВ) – морские и континентальные умеренные воздушные массы.

ПФ                – полярный фронт.

мТВ (кТВ) – морские влажные и континентальные сухие тропические

воздушные массы.

tº                – температура

–В/м                – холодные воздушные массы.

+В/м                – теплые воздушные массы.

,                 – направления движений.

f                – прозрачность.

Достаточно полно разработана технология формирования учебной деятельности школьников, которая реализована в большинстве учебников географии, раскрыта в статьях из опыта работы учителей, опубликованных на страницах журнала. Суть этой технологии в том, что учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности учащихся. Она направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач. Если традиционная методика описывает, что должен делать учитель, то технология формирования учебной деятельности предписывает, как школьник должен решать учебную задачу. В начале урока классу предлагаются учебные задачи, которые решаются по ходу урока, а в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов.

Технология формирования учебной деятельности предполагает, что учитель создает систему учебных задач по какому-либо курсу, разделу или теме, разрабатывает проекты организации своей деятельности и взаимосвязанной с ней деятельности школьников, подготавливает тестовые задания. Систему учебных задач и тестов можно заимствовать из методических пособий (практикумов, сборников оценки качества подготовки выпускников школы и т. п.).

Технология дифференцированного обучения

также хорошо известна в методике географии. При ее применении учащиеся класса делятся на условные группы с учетом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учебе, степень обученности,  интерес к изучению предмета, к личности учителя. Создаются разноуровненные программы, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения.

        В 8 классе при изучении темы «Россия на карте мира» предлагаю следующие задания: 1)Найти крайние точки на карте (1 уровень);                                                        

2)Найти точки и определить их координаты (2 уровень)                                        

3)Определить и сравнить физико-географическое положение России с другими государствами (например ,с Канадой ,по выбору ученика или учителя),пользуясь картами атласами (3 уровень)                В 8 классе при выполнении работы: «Оценка особенностей географического положения России», ребятам предлагаю разноуровневые задания :

  1. найти  местоположение России на физической карте.(1уровень)
  2. определить по карте удаленность своего населенного пункта от различных географических объектов (ближайшего морского побережья, государственной границы, столицы)(2уровень)
  3. доказать благоприятность географического положения России.(3уровень)  

Отвечая на поставленные вопросы учащиеся заполняют таблицу.

Географическое положение Российской Федерации.                                                                                

Преимущества

Положение на Земном шаре

Проблемы

«Мост» между тремя океанами -  выгода для торговых связей, военных маневров.

«Мост» между Европой, Азией и Северной Америкой.

1.Северное приполярное.

2.Межокеаническое.

3.Межконтинентальное.

Суровые условия проживания людей на большей части территории.

Омывающие страну моря большую часть года покрыты льдом.

«Защищенность» горами, пустынями и полупустынями.

Самобытность.

 Многовариантность политических, экономических отношений с другими странами.

Взаимообогащение культур.

4.Природная обособленность.

5.Удаленность от других культур.

6. Большое количество стран соседей.

Трудности в осуществлении торговых связей.

Трудности в поддержании культурных связей.

Учет интересов стран – соседей. Обеспечение надежной защиты границ.

        

В практике работы учителей географии широко распространена технология учебно-игровой деятельности. Однако ее реализация чаше всего эпизодична, не выстраивается в четкую систему организации познавательной деятельности.

Учебная игра как педагогическая технология дает положительный результат лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и ученики, и сам учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где четко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов.

«Логическая задача».

             Логические задачи хорошо известны любителям головоломок. Они представляют собой ряд условий (высказываний), с помощью которых и решается задача. Для этого обычно составляют специальную таблицу, содержащую в себе все возможные выводы. Затем путём логических рассуждений расставляют в ней “+” и “-”, обозначающие верные и неверные выводы.

Задание. Определите, на каких кораблях плавали знаменитые российские мореплаватели М. П. Лазарев, Г. Я. Седов, В. М. Головин, если известно, что:

1). “Святой Фока” был построен последним из этих кораблей;

2). Во времена плавания “Святого Гавриила” М. П. Лазарев и В. М. Головин ещё не родились;

3). В. Беринг совершил своё путешествие раньше остальных;

4). Корабль “Мирный” участвовал в русской кругосветной экспедиции, открывшей Антарктиду;

5). Г. Я. Седов сдавал выпускные экзамены в Морском кадетском корпусе вместе с внуком В. М. Головина.

В клетках с неприемлемыми вариантами необходимо расставить минусы, и оставшиеся свободными клетки покажут, каким кораблём командовал каждый из мореплавателей.

Мореплаватель

“Святой Фока”

“Святой Гавриил”        

“Мирный”

“Диана”        

М. П. Лазарев

Г. Я. Седов

В. Беринг        

В. М. Головин

«Слова в словах».

Учитель пишет на доске географическое название, например: “Караганда”. Из букв этого слова нужно составить другие географические названия, не прибавляя новых букв, а буквы, которые есть в этом названии, в одном слове можно использовать только один раз. Из букв слова “Караганда” можно сложить такие названия: Канада, Ангара, Анкара, Гана, Карадаг.

«Геоалфавит».

Участвовать могут команды или пары или каждый ученик отдельно. Задание – называть географические объекты или термины на буквы алфавита. Желательно географические объекты показывать на карте, а терминам давать определения.

Например. Атлантический океан –Белое море–Великобритания–Ганг река–Дрейка пролив–и т.д.

Азимут – Барометр – Ветер - Гейзер – Демография – и т.д.

Также в качестве задания можно предложить перечислить названия животных или растений с указанием материка или природной зоны, где они проживают.

«Третий лишний» или «Белая ворона».

          Учитель называет 3 – 4 слова, относящихся, кроме одного, к какой-нибудь теме. Учащиеся должны определить это слово и доказать свой выбор.

Например. Сыктывкар, Архангельск, Петрозаводск, Якутск. (столицы республик РФ)

Игра «Широта и долгота».

Участники игры (их должно быть не менее 4 человек) делятся на четыре группы. Первая - “ северные широты”, вторая - “южные широты”, третья - “восточные долготы”, четвёртая - “ западные долготы”. Игроки вперемежку выстраиваются в шеренгу. Ведущий называет любой географический объект, участники игры быстро вспоминают, где он находится. Те, которые представляют “широты” и “долготы” этого объекта, должны быстро присесть. Например, ведущий называет: остров Мадагаскар; приседают ребята, изображающие “южные широты” и восточные долготы”. Кто ошибся – получает штрафное очко, а при повторной ошибке выбывает из игры.

Чтобы функция географической игры не сводилась только к развлекательной, а задания  не носили репродуктивный характер, я использую проблемные вопросы, которые построены на материале, близком учащимся, значимом для них. Их решение требует не только ознакомления практических действий, результаты которых могут быть использованы в классе, школе, научно-практической деятельности и др. Проблемные задания имеют, как правило, личностно-развивающий характер и естественно возникают из опыта и потребностей самих учеников. Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную и для всего класса, учитель получает возможность “растормозить” механизм его мышления.

Примеры проблемных вопросов.

  1. В какой параллели нашей больше всего учеников, в какой меньше? Почему?
  2. Почему в помещениях батареи расположены внизу, а форточки наверху?
  3. Почему белые медведи не едят пингвинов?
  4. Из чего состоят облака?- А что тяжелее: воздух или вода? А почему же облака плавают по воздуху и не падают?
  5. Откуда в тундре такое обилие воды, если сумма годового количества осадков мене 300 мм в год, меньше чем в пустынях Прикаспия?
  6. В 1800г. для выплавки 1т. чугуна требовалось 2,5т   кокса и 4т. коксующего угля. Улучшение качества кокса и усовершенствование доменного процесса снизили удельный расход кокса до 0,7-0,8 тонн. Объясните, как это отразилось на размещение металлургических заводов?

       Использование проблемных вопросов углубляет у учащихся интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины.

Технология коммуникативно-диалоговой деятельности

требует от учителя творческого подхода к организации учебного процесса, владения приемами эвристической беседы, умений вести дискуссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между школьниками. У школьной географии есть большие возможности для применения коммуникативно-диалоговой технологии. В темах каждого курса немало проблем, вопросов для организации учебного спора: «Карта — правильное или кривое зеркало?», «Ветер — враг или друг человека?», «Надо ли осушать болота Западной Сибири?», «Есть ли перспективы развития атомной энергетики?» и др. Применять этот вид технологии учителю помогает богатый методический аппарат многих учебников географии. Поэтому учителю надо только обратить внимание на богатые возможности организации специальной работы учащихся с различными компонентами учебной книги. Естественно, что необходимо специально обучать школьников правилам ведения дискуссии на уроке. 

          Диалоги 

        В ходе взаимодействия друг с другом школьники обсуждают диалогические ситуации. Приведу лишь некоторые из них:

1. Волгу образно называют Волгой-матушкой, великой рекой, главной улицей России. Её воспевают в песнях, с ней слагают стихи. Как вы считаете, почему у русского народа такая любовь к реке?

2. Широкие круги населения и некоторые специалисты считают, что положение Волги было бы иным, если бы не было водохранилищ, затопивших плодородные земли, замедляющих сток реки и плотин-тромбов, появившихся в её русле. Другая группа утверждает, что строительство ГЭС на Волге вызвано необходимостью решения многих задач. Волжско-Камский каскад дает 20% электроэнергии, производимой на ГЭС в России, обеспечивает водными ресурсами промышленные центры. На его долю приходится половина уловов рыбы внутренних водоёмов. Какую точку зрения и почему вы будете отстаивать?

Модульная технология

 также применима в обучении географии. Модулем называют особый функциональный узел, в котором учитель объединяет содержание учебного материала и технологию овладения им учащимися. Учитель разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы школьников, где четко указана цель усвоения определенного учебного материала, дает точные указания к использованию источников информации и разъясняет способы овладения этой информацией. В этих же инструкциях приводятся образцы проверочных заданий (чаще в форме тестов).

Технология проектной деятельности школьников.

Проект в переводе с латинского означает «выброшенный вперед», «бросающийся в глаза». Проектная технология – это создание ситуации творчества, где ученик получает шанс натолкнутся на что-то иррациональное, нетривиальное, удивительное. Учебный предмет география в этом отношении уникален. Он позволяет интегрироваться с другими учебными дисциплинами, соединять научные сведения из самых разных областей знаний для более полного их осмысления и объяснения, построения логических цепочек и нахождение причинно-следственных связей. Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности  чаще всего на основе краеведческой работы. Цель такой  работы – формирование у учащихся адекватных представлений о сути природных, социальных, экономических явлений с одновременным воспитанием экологической и экономической культуры. Ребята пытаются найти свое место в жизни, убедится в собственной значимости. Проектной деятельностью можно заниматься на внеклассных и факультативных занятиях.

  Раздел курса

«Географии России»

Темы проектных заданий

Природа и население

Современные проблемы российских границ

Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма на территории России.

Водные ресурсы Северо-Запада. Прогноз их разумного использования.

Путешествие по Северо-Западу (разработка рекомендаций для туристов).

Города Северо-Запада.

Хозяйство и географические районы

Современные проблемы топливно-энергетического комплекса.

Роль и место России в СНГ и мире.

Города России.

Города науки в России

Богатство и разнообразие ресурсов Сибири.

Проблемы свободных экономических зон.

Проект малого предприятия,

 необходимого для своей местности

Анализ работы транспорта в нашем городе.

Техногенные аварии и их последствия.

        Дискуссия

Например, на уроке по изучению темы « Россия на карте мира» организую дискуссию на тему: «Обширные российские пространства –«зло» или «добро»?

Новые компьютерные технологии.

Увеличение умственной нагрузки на уроках географии заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Использование же компьютера при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка. В школе компьютер становится посредником между учителем и учеником, позволяет организовать процесс обучения по индивидуальной программе. Ученик, обучающийся за пультом компьютера, может сам выбирать наиболее удобную для него скорость подачи и усвоения материала. В этом проявляется главное преимущество компьютера в процессе обучения: он работает с каждым учеником в отдельности. Понятно, что индивидуализация обучения улучшает качество подготовки. Это достигается за счет живой обратной связи, которая устанавливается в процессе диалога школьника с персональным компьютером. В зависимости от характера ответов на контрольные вопросы компьютер может предложить наводящие вопросы, подсказать или замедлить темп обучения.

         

Технология развития критического мышления.

Одна из основных целей технологии критического мышления - научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое они открыли для себя. Технология развития критического мышления, это разновидность личностно ориентированного обучения. Разница лишь в том, что в данном варианте личностно ориентированное обучение не останавливается на общих лозунгах, а достигает уровня технологической проработки метода.

Раскрывая  особенности технологии развития критического мышления как интегрированного способа учения, можно выделить четыре компонента группового задания для самостоятельной работы учащихся:

-оно содержит ситуацию выбора, которую делают учащиеся, ориентируясь на собственные ценности;

-предполагает смену ролевых позиций учащихся;

-настраивает на доверие участников группы друг к другу;

-выполняется приемами, которыми человек пользуется постоянно (сравнение, систематизация, анализ, обобщение).

Выполняя групповое задание, общаясь между собой, ученики участвуют в активном построении знаний, в добывании необходимой информации для решения проблемы. Школьники приобретают новое качество, характеризующее развитие интеллекта на новом этапе, способность критически мыслить.

Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы учителя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться. Основу модели развития критического мышления  составляет трехфазный процесс: вызов – реализация смысла (осмысление содержания) – рефлексия (размышление).

Стадия вызова предназначена для того, чтобы настроить учащихся на достижение целей урока или его отдельного этапа. Им предлагается вернуться к уже накопленным знаниям по предложенной теме, дается возможность проанализировать свои мнения или чувства относительно какого-то вопроса, связанного с целями обучения. Стадия вызова логически приводит к следующей, содержательной стадии.

На стадии реализации смысла (осмысления содержания) учащиеся занимаются новым материалом, которому посвящен урок. Они активно конструируют новую информацию,  и сами отслеживают этот процесс, устанавливают связи между полученными и ранее усвоенными знаниями. Именно на стадии реализации смысла идет работа непосредственно с текстом – индивидуально, в парах, в малых группах или всем классом.

На стадии рефлексии учащимся предлагается проанализировать только что пройденный ими процесс усвоения нового содержания и само содержание. Данная стадия предоставляет возможность оценить себя и товарищей в плане получения знаний: проанализировать процесс, методы и приемы, которые использовались при обучении:  определить область, где требуется дополнительная работа. Стадия рефлексии дает реальную возможность и стимул вернутся к стадии реализации смысла, если ученик сам определил необходимость дальнейшей работы с текстом. Кроме того, рефлексия представляет собой новый вызов, если возникают дополнительные вопросы, то потребуется дополнительная учебная деятельность.  Для реализации используют прием «Знаю, хочу знать, узнал».

В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на следующем - технологическом уровне. Разработка технологии как составной части методики предмета предполагает получение гарантированного педагогического результата деятельности учителя. А этот результат учащиеся обнаруживают в период оценки качества их подготовки по предмету.

Вот почему так важно разрабатывать технологии обучения, иными словами организацию учебной деятельности школьников с четко заданной целью и планируемыми результатами.

Литература

  1.    Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. М., 1990.
  2.   Бенькович Т.М., Бенькович Д.Л. Опорные конспекты в обучении географии. 7 класс.

     М., 1995.

  1.   Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии. М., 1996.
  2.   Кларин М.В. Технологии обучения: идеал и реальность. Рига, 1999.
  3.   Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2000.
  4.   Кутейников СЕ. Типы учебных элементов модульной программы. География

     в школе.1998№2.

  1.  Федорова В.А. Изучение темы «Население» в курсе «География России» (IX класс),

     География в  школе. 1998. № 5.

8. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 1996

9.  Библиотека  «География в школе» вып. 5 ч. 2

10. Чернявская А.П. Технология развития критического мышления: перспективы для  

       образования   21 века. Н.Новгород, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. " Духовно – нравственное воспитание на уроках географии через интеграцию с литературой»

Базовые национальные ценности должны лежать в основе всего уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. Необходима интеграция всех программ, всего содержания...

«Мордва – крупнейший финно-угорский народ». Конспект урока по географиив 9 классе

Межпредметный интегрированный урок (география, история, искусство). Цель - определить самобытность мордовского народа....

ИНТЕГРАЦИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Взаимопроникновение идей и методов различных наук является отличительной чертой нашего времени. Интеграция, комплексный подход необходим для решения экологических, экономических и социальных проблем о...

Интеграция на уроках географии

Интеграция  на уроках географии...

Интеграция на уроках географии

Интеграция  на уроках географии...

Интеграция на уроках географии

Интеграция на уроках географии...

Интеграции на уроках географии как основа межпредметных связей естественного цикла

Интеграция в преподавании учебных дисциплин в основной школе.Роль и значение  межпредметных связей в повышении качества знаний учащихся.Интегрированные уроки географии: основные способы (методы, ...