Развитие познавательной активности учащихся на уроках географии
статья по географии на тему

Терехова Татьяна Николаевна

                 Преподавание в современной школе всё больше убеждает: эффективно то обучение, в условиях которого ученик становится  активным субъектом, способным приобретать, применять и преобразовывать знания. Способность приобретения знаний характеризуется показателями обучаемости, применением знаний, показаниями интеллекта и преобразования знаний – креативностью. В процессе обучения необходимо стремиться сделать процесс обучения интересным, необходимо привить любовь к предмету, а также своим трудом и отношением к профессии сохранить уважение к труду. Статья содержит описание способов развития познавательной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Терехова Татьяна Николаевна

          Развитие познавательной активности учащихся на уроках географии.

МКОУ «Дракинская СОШ»  Лискинского района, Воронежской области

Проблема активности учащихся  на уроках, их интереса к предмету уже давно стала актуальной. Некоторые методы устарели, и результат не может удовлетворять требованиям современного, постоянно развивающего общества. Сегодня невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.Особенностью обучения географии является комплексное взаимодействия множества факторов, относящихся к различным областям науки, что придаёт материалу, с одной стороны, особую привлекательность, с другой делает организацию учебного процесса очень сложной и многообразной. Поэтому у учителя возникает необходимость найти такой подход, который бы обеспечил эффективное использование учебного времени и плодотворную работу на уроке. Сегодня необходимо учить детей мыслить, ведь качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый. Обновление образования подрастающего поколения требует использования нетрадиционных методов и форм организации  обучения. Поэтому наряду с традиционной методикой обучения необходимо внедрять другие формы с целью совершенствования приёмов воздействия на учащихся.

Развитию  познавательной активности школьников способствует использование поэтических образов. «Географию надо рисовать словами» -завещал нам Н. Н. Баранский. На мой взгляд, поэзия «оживляет географию. Дети лучше усваивают материал, расширяют кругозор, и при этом осуществляется эстетическое, нравственное и экологическое воспитание школьников. Если урок украсить стихотворением, подобрать сопровождающую музыку, чтобы лучше передать настроение, то такой урок развивает у детей воображение, образно-логическое мышление, память. Например, при формировании понятия о деятельности ледника можно использовать следующее стихотворение:Ледник давно уж отступил, но много дел он натворил.  Поверхность сильно изменил, обломков массу наносил,Моренный создал он рельеф и поразил надолго всех.  

Решение проблем развития у учащихся самостоятельности, творческого отношения к делу, привычки к обучению возлагается на метод проектов, то есть внедрение учебных проектов в учебный процесс. Цель использования методов проектов – самостоятельное постижение учащимися географических проблем, имеющих жизненный смысл для учащихся. Например, учащимися  9 класса разрабатывается проект «Экологические проблемы Воронежской области» с целью изучения географических проблем экологических, социальных аспектов географии. Результатом этой работы стало создание экологической карты области. Проектное обучение носит преимущественно исследовательский характер. Проект может быть индивидуальным, но чаще являетсярезультатом скоординированных совместных действий групп учащихся. С учащимися организую работу на создание творческих проектов. Эта работа подчиняется жанру конечного результата. Планируемыми результатами могут быть создание праздника, географического вечера, устного журнала выставки рисунков, туристических буклетов. Так, в 7 классе при изучении темы «Австралия» проводится урок – защита туристических проектов. Весь класс- туристическое агентство, каждое рекламирует свой объект в Австралии. При обобщении знаний по теме «Африка» проводился урок - творческий отчёт, где учащиеся демонстрировали свои знания с использованием дополнительной литературы и иллюстраций.

        Сегодня мы имеем возможность использовать на уроках компьютер, а значит элементы программированного обучения. Введение элементов компьютерных технологий позволяет  значительно разнообразить учебный процесс, выводит его на качественно новый уровень, выполняет несовершенство учебных пособий, а также развивает личность, формирует её познавательную активность, творческий потенциал.Эффективно проходят в компьютерном классе уроки по теме «План местности» на экране дисплея учащиеся читают описание местности, где вместо топографических знаков пишут слова, из предложенных знаков сочиняют рассказ. В теме «Атмосфера» можно предложить учащимся следующие задание6по таблице с данными температур воздуха построить график изменения температур за определённый период, вычислить среднемесячные и среднесуточные температуры воздуха. Также дети читают климатограммы. Использование ИКТ на уроках географии – это один из вариантов реализации личностно-ориентированного обучения, который позволяет организовать учебный процесс на основании принципов индивидуализации.

             Как побудить интерес к исследованию у школьников. Как открыть ученику путь к самостоятельному познанию истины? Как воспитать негаснущую детскую любознательность, которая порождает у школьников стремление самостоятельно познать причину и суть природных явлений и испытать радость познаний. Известно, что в среднем возрасте любознательность достигает своей максимальной отметки. Детей интересует неведомое, загадочное, труднообъяснимое. Но главное, что в этом возрасте они не только чувствительны ко всем проблемам, происходящим в окружающем мире, нои способны к самостоятельному поиску, поэтому особое внимание воспитанию любознательности уделяю при изучении начального курса географии. Например, семиклассникам предлагается выбрать предметы, которые ему пригодятся на материка Антарктида и объяснить почему. Дети объясняют, для чего необходимы  солнечные очки и крепкая верёвка, тёплая одежда и запасы еды на ледяном континенте.

            Применение занимательных вопросов помогает развивать интерес к географии, любознательность, повышает активность детей на уроке. Их применение не ограничено жёсткими рамкамиструктуры урока, поэтому они успешно используются на разных этапах и с различными целями. Правильно подобранные вопросы организуют познавательную деятельность, возбуждают эмоциональные переживания, конкретизируют знания, развивают воображение, упражняют память. Существует множество типов занимательных вопросов. Например, можно использовать загадки.шарады, в которых слово, которое нужно определить состоит из нескольких разных слов: к названию животного прибавь меру площади и получишь полноводную реку (Волга). Вызывает у учащихся интерес и применение логогрифов – слов – загадок, меняющих своё значение при отнимании или прибавлении букв. Например, Я укрываю самолёты, когда кончаются полёты. Но ты поставь союз за мной, и стану бурной я рекой (Ангара). С неменьшим интересом дети воспринимают метаграммы – загадки, в которых из заданного слова путём замены одной буквы другой получается новое слово. Например, я- сибирская река, широка и глубока. Букву «е» на «у» смени, стану спутником Земли (Лена-Луна). Для развития интереса использую вопросы – шутки: какой полуостров говорит о своей величине (Ямал). Концентрирует внимание и способствует активности учащихся на уроке загадка.    Например, если встретишь на дороге, то увязнут сразу ноги, а сделать миску или вазу – она понадобится сразу (глина).  

               В активизации познавательной деятельности учащихся в понимании ими сложных процессов, происходящих в природе и обществе, в сознательном усвоении основ географической науки значительная роль принадлежит сравнению.    Всё в мире мы узнаём через сравнение. Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал, что сравнение есть основа всякого понимания и мышления. Сравнение помогает раскрыть важнейшие черты оболочек в 6 классе, природные комплексы материков – в 7 классе, природы и природных ресурсов в 8 классе и т.д. Много примеров можно привести при обучении географии на сравнение. Одно из них: сравнить типы климата отдельных частей Северной Америки, расположенных в одном климатическом поясе.  Умение сравнивать развивается в процессе обучения. Задача учителя – научить мыслить логически и обогащать словарный запас учащихся географическими терминами. Грамотно изложить знания по географии учащиеся могут только в том случае, если изучаемый материал будет усваиваться на основе сравнения с уже известным. Использование сравнений и  сопоставлений в процессе познания облегчает усвоение новых для учащихся понятий.

               Большое значение в изучении географии имеет организация практической деятельности   учащихся по формированию отдельных умений работы с географической картой. Помимо  обычного показа географических объектов на карте, использую такую форму работы, как  «Перекрёстный бой», когда один ученик  задаёт вопросы по карте другому. Иногда предлагаю учащимся краткую характеристику географического объекта, по которой они определяют его название , а затем показывают на карте.Вот некоторые из  них: 1) море, которое Христофор Колумб принял за зелёную землю (Саргассово). 2) Водопад, открытый лётчиком (Анхель), 3) залив, где бывают самые высокие приливы (Фанди). Другими видами работ с географической картой являются: чтение, анализ, сопоставление карт различного содержания, составление характеристик карт по плану. Таким образом, основные средства обучения являются материалом, способствующим развитию мыслительной деятельности учащихся, формированию у них умения проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и другие операции, самостоятельно разбираться в сложных ситуациях и формулировать обоснованные выводы. Способствует развитию познавательной активности  школьников и внеклассная работа, которая организуется с  учётом интересов детей. Ежегодное  проведение  предметной  недели по географии позволяет учащимся принять участие в различных конкурсах и викторинах, устных журналах и праздники, совершить заочное путешествие. Дети работают с дополнительным материалом, оформляя географическую газету, организую выставку рисунков.

                 Преподавание в современной школе всё больше убеждает: эффективно то обучение, в условиях которого ученик становится  активным субъектом, способным приобретать, применять и преобразовывать знания. Способность приобретения знаний характеризуется показателями обучаемости, применением знаний, показаниями интеллекта и преобразования знаний – креативностью. В процессе обучения необходимо стремиться сделать процесс обучения интересным, необходимо привить любовь к предмету, а также своим трудом и отношением к профессии сохранить уважение к труду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный музей как одно из условий развития познавательной активности на уроках географии.

Культурно-образовательное пространства гимназии обогощает духовный мир школьников. Нельзя не отметить высокой роли географии в эстетическом воспитании учащихся: в формировании восприятия прекрасного...

Развитие познавательной активности на уроках географии в условиях личностно-ориентированного образования

Презентация по теме "Развитие познавательной активности на уроках географии в условиях личностно-ориентированного образования" для использования на педагогическом совете...

Использование ИКТ для развития познавательной активности на уроках географии.

Возможности современных образовательных технологий в преподавании школьной географии,их использование в работе учащихся и учителей....

Методическая тема «Развитие познавательной активности на уроках географии».

В этой работе я делюсь своими наработками по развитию интереса у школьников к географии...

Развитие познавательной активности на уроках географии при изучении темы "Своя область"

Данный материал содержит разные аспекты рассмотрения предлагаемой темы...