презентация Европейский Север
презентация к уроку по географии (9 класс) на тему
Презентация по теме Европейский Север для 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
evropeyskiy_sever.rar | 2.43 МБ |
geografiya_6_.docx | 48.93 КБ |
Подписи к слайдам:
каргопольская
глиняная игрушка
Каргопольские
игрушки – это фигурки небольшого размера (8–14 см). Пропорции человеческого тела у персонажей несколько нарушены, что придает им грубовато-наивную выразительность. У них крупные головы, длинное туловище, а руки и ноги короткие.
Резьба по
кости
Ярким проявлением народной художественной культуры Европейского Севера является искусство резьбы по кости.
Обработка кости имеет древние традиции.
Всемирно известный центр косторезного искусства находится в г. Холмогоры.
По богатству и разнообразию культурного наследия Европейский Север занимает выдающее место в России. Насколько беднее были бы наша история и культура, наше национальное самосознание без этих храмов, городов и сёл, мастеров и традиций! Приобщение
к наследию Севера, понимание его делает нас не «Иванами, не помнящими родства», а культурными людьми, истинными россиянами, сознательными гражданами своей страны.
Первыми русскими, поселившимися в этом крае, были переселенцы из Новгородских земель.
В 13-14 вв., спасаясь от татаро-монгольских набегов, люди подавались на север, за непроходимые болота и дремучие леса. Селились они вокруг монастырей, по долинам рек. Монастыри на Севере были центрами политической, хозяйственной и культурной жизни края.
.
Другим известным монастырем является
Спасо-Преображенский
Соловецкий монастырь
Он расположен на Соловецких островах Белого моря в Архангельской области.
Основан в 15 веке.
В 16 в. развернулось грандиозное строительство каменных Соловецких соборов, сооружение каналов, соединяющих многочисленные озера в единую проточную систему.
Шемогодскую
резьбу отличал традиционный растительный мотив: тонкая ветвь вместе с листвой, плавно изгибаясь, заполняла все поле резьбы узорным кружевом. Часто в растительные орнаменты мастера вводили геометрические узоры из кругов. Завершали рисунок каймой из листьев, треугольников, волнистых линей, сеточки.
Церковь построена
без
единого гвоздя
.
Роль Европейского Севера
в развитии русской культуры
Шемогодская
резьба по бересте
В деревнях, расположенных по берегам
Шемогсы
, еще в 18 веке крестьяне научились искусству сквозной прорези и тиснения по бересте. Художественные особенности резьбы по бересте обусловлены свойствами материала: береста от молодой березы, мягкая и податливая под ножом резчика, уверенная рука которого легко вырезает мотив рисунка по наметке, а иногда просто «по памяти».
Для произведения косторезных изделий применяют трубчатую кость крупного рогатого скота - "цевку" и рог.
Из
кости делают различные бытовые предметы – ножи для разрезания бумаги, игольницы,
карандашницы
, шкатулки, вязальные крючки, гребни, заколки, шпильки. Также делают различные ювелирные украшения – серьги, кулоны, броши, бусы, браслеты и художественные плашки для ножей.
Монастырь был основан в 10 веке Преподобными Сергием и Германом Валаамскими. На рубеже 15-16 веков монастырь именовался «великою Лаврою».
Монастырь не раз был сжигаем шведами, и возобновляем. В последний раз возобновлен в 1756 году после пожара 1744 года.
В монастыре жизнь строгая, с соблюдением самого строго отшельничества в скитах (
келии
).
При монастыре школа, больница, амбулатория, гостиница для богомольцев и разного рода мастерские
Начало промысла относится к 1820г., когда близ Вологды в имениях помещиков крепостные стали выплетать отделки к платьям и белью, подражая западноевропейским. Скатерти, салфетки, занавески, разнообразные накидки, панно, перчатки, жилеты, косынки, шарфы, покрывала, мерные кружева и многое другое напоминает нам морозные узоры на зимнем окне и чудесную белизну березовых рощ
Преображенский собор был возведён в 1714 году в самый разгар Северной
войны. Старинное
предание
связывает строительство Преображенского собора с личностью
Петра I
:
«Петр Первый, путешествуя по Онежскому озеру, остановился у Рижского острова, заметил множество бревен срубленного леса и, узнав о постройке, собственноручно начертил план. Так ли это было, или нет, трудно сказать. Но в представлении народа сам факт сооружения собора и его идейно-художественный образ ассоциировались с личностью Великого Петра, с новой эпохой в истории Русского государства
.
Широкую известность получил
Валаамский
Спасо-Преображенский
монастырь.
Он расположен северной части Ладожского озера, на острове Валаам. Название «Валаам» переводят с финского как «высокая земля». Монастырь находится на вершине довольно высокой утесистой горы.
Вот уже два с половиной века здесь возвышается чудо деревянного зодчества –
двадцатидвухглавый
Преображенский собор.
Один из наиболее известных промыслов –
вологодское кружевоплетение
.
Вологодское кружево — вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревянных палочках).
В основе вологодского кружева лежат народные узоры, напоминающие зимние узоры на окнах, иней, снежинки.
Народные художественные промыслы
Архитектурные «жемчужины» России
Нередко, монастыри Европейского Севера , называют архитектурными жемчужинами России. Величественные постройки, неповторимые пейзажи, гармония человека и природы, Побуждали к раздумьям о ценности и предназначении жизни, рождали творческие порывы
Важеозерский
монастырь
Иоанно-Богословский
монастырь
Успенский
собор
Вологда
Кирилло-Белозерский мужской монастырь
Соловецкий монастырь
С 17 и до начала 20 в монастырь служил политической и церковной тюрьмой.
В верхних этажах
Головленковской
башни Соловецкого монастыря камеры были очень тесными: 1,4 метра в длину, 1 метр в ширину и высоту. Маленькое оконце служило не для освещения, а только для подачи пищи. В камере нельзя было лежать, узник спал в полусогнутом состоянии.
В 1992 году комплекс памятников Соловецкого музея-заповедника был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО
Примечательная особенность
каргопольской
игрушки заключается в том, что наряду с традиционными фигурками мастера лепили и фантастических животных.
Большинство изделий – отдельно стоящие фигурки. Но иногда создавались и несложные композиции с участием двух-трех персонажей, объединенных простым действием.
Еще одна гордость Севера и всей России – деревянная архитектура
Мировую известность получил маленький островок в Онежском озере – Кижи.
Источники информации
http://pskov-palomnik.ru/index.php?com=pages&page=30
http://www.shigri.ru/izgotovlenie_ikonostasov/ikonostas_v_bratskoi_trapeznoi.htm
http://mic.fotoblog.by/10032.html
http://resheto.ru/users/kozak532/art/62217
http://nason.ru/volkrugevo/
http://www.perunica.ru/tradicii/1609-vologodskoe-kruzhevo.html
http://vologda.mk.ru/article/2012/10/24/765603-mastera-po-keramike.html
http://xn--b1algrmbaig.xn--1-btbl6aqcj8hc.xn--p1ai/article.php?ID=200602007
http://hobbyblog.org/kargopolskaya-igrushka.html
http://cultinfo.ru/decor/techic/rez/index.htm
http://russia.rin.ru/guides/4255.html
http://metod-sunduchok.ucoz.ru/load/3-1-0-1988
http://www.discoverworld.ru/kizhi-11210/
Алексеев
А. И. "
География
: население и хозяйство России : учеб. для
9
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации г. Дзержинска Нижегородской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20»
Рассмотрено ШМО естественнонаучного цикла Протокол №___от «__»____2014 г. Руководитель ШМО_____________ | Утверждаю Директор МОУ СОШ № 20 Тараканова В.Б. ________________________ «__»_____2014 г. | Согласовано Заместителем директора по УВР Степыкина Т.В.______________ «____»__________2014 г. |
Рабочая программа курса
География
для 6 класса
УМК: Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В.
Составитель рабочей программы:
учитель географии ; МБОУ СОШ №20
первой квалификационной категории
Орлова Татьяна Александровна
г. Дзержинск – 2014 г
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствие с федеральным компонентом государственного стандарта, региональным базисным планом Нижегородской области и Программы общеобразовательных учреждений по географии для 6-9 классов линии «Полярная звезда» (Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина, 2008 г, Москва, Просвещение)
Учебник География. Природа и люди. 6 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Под редакцией А.И. Алексеева М «Просвещение». 2010г.
Федеральный базисный учебный план отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 1-го учебного часа в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Практических работ - 30, из них оценочных -9
Оценочные практические работы
- Обозначение на контурной карте материков и океанов
- Топографический диктант
- Определение по карте и глобусу географических координат, расстояний и направлений
- Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов, языков
- Описание по карте равнин, гор по плану
- Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулкан
- Описание реки или озера по плану
- Обозначение на контурной карте крупнейших рек и озер мира
- Построение и анализ «розы ветров».
Изучение географии направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Задачи:
Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;
Показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные.
Основные формы контроля:
Устный опрос: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, тест, работа по карточкам, самостоятельная подготовка вопросов по теме, практическая работа, самостоятельная работа, подготовка творческих работ, подготовка компьютерных презентаций, проектов.
Основные образовательные технологии: традиционная, Развитие критического мышления через чтение и письмо, Метод проектов, игровая технология, информационная технология, Групповой деятельности.
В условиях динамически развивающегося мира все большее значение приобретает географическое образование, обеспечивающее формирование у школьников географической культуры — одной из важнейшей составляющей общей культуры человека. Значимость географии в общей культуре человека определяется ее положением в системе образования как единственной интеграционной учебной дисциплины, изучающей природные и социально-экономические явления и процессы в их единстве и взаимосвязи.
Основная задача и побудительный мотив создания программы линии «Полярная звезда» — помочь школе обучить и воспитать географически грамотных граждан, готовых и к осознанному выбору профессии, и к будущей работе на благо своей страны. Не случайно для линии выбрано название «Полярная звезда» (как всеобщий символ верного ориентира, имеющего и географический, и общечеловеческий смысл) и девиз «Ориентируйтесь на Земле и в мире».
Можно выделить три основные особенности линии.
Во-первых, в соответствии с требованиями стандарта предлагается изучать предмет «География» как интегрированный курс без разделения на физическую и социально-экономическую, что было принято ранее. Это особенно заметно при изучении географии России.
Во-вторых, в связи с уменьшением на изучение географии в базисном учебном плане 6 класса количества часов до 35 в 7 классе расширена тема «Природа Земли». В ней гораздо подробнее, чем в классических курсах для 7 класса, раскрыты общие природные закономерности, и она существенно больше по объему. Напротив, материал по конкретным материкам меньше по объему, чем обычно. Каждый материк рассматривается под углом проявления на нем только что изученных общих природных закономерностей и места в мире расположенной на материке части света (или региона). Изучение материка завершается закреплением материала путем несколько иной формы работы с информацией. Создается образное представление о материке с учетом уже освоенных общих природных закономерностей и их проявления на конкретном материке с помощью своеобразной схемы — «как это сделать».
В-третъих, все учебники линии содержат очень разнообразный аппарат ориентировки, который в целом задуман как организатор и помощник в учебной деятельности.
Реализуя содержательно-методическую концепцию линии, авторы опирались на следующие приоритеты: 1. обеспечение будущей личностной и социальной успешности сегодняшних школьников и предоставление учителю возможности более полно учитывать индивидуальные потребности своих учеников; 2. системное обучение работе с различными видами и стилями информации — текстовой, графической, мультимедийной и др. — в условиях современной информационной среды; 3. системное обучение работе с географической картой; 4. доступность для детей разных способностей и возможностей; 5. единый подход к содержанию, методике и принципам конструирования курса по всей линии.
Программа предполагает изучение системы взаимосвязанных между собой курсов (см. таблицу)
Школьный курс географии | Количество часов | |
6 | География. Природа и люди | 35 |
7 | География. Страны и континенты | 70 |
8 | География. Россия | 70 |
9 | География. Россия | 70 |
10—11 | География. Современный мир | 70 |
Конструирование курсов основано на взаимодействии научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного подходов, на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.
Научный подход основан на современных достижениях географии и интеграции ее с другими науками (историей, экологией, биологией и др.). Он предполагает показ становления и развития научных идей, учет комплексности в решении проблем; знакомство с именами выдающихся ученых-географов, путешественников. Научный подход позволяет раскрывать взаимообусловленное сочетание различных факторов, основные методы географической науки, ее конструктивный характер, осознать значимость географической науки в динамично развивающемся XXI в. Реализация научного подхода позволяет раскрывать разномасштабность объектов изучения: мир, материк, океан, своя страна, свой регион, населенный пункт. Научный подход выдвигает в качестве основной дидактической единицы географическую проблему. На основе географической проблемы изучаются научные понятия, представления, закономерности, факты, связи.
Гуманистический подход ориентирует на раскрытие роли человека во взаимоотношениях человека и природы, его ответственности за будущее земной цивилизации, своей страны, своей малой родины. Гуманистические идеи курса связаны с любовью к природе, нетерпимостью к любому виду насилия, ориентированы на безопасность человеческого существования. Гуманистический подход позволяет рассматривать географические проблемы с точки зрения их влияния на жизнь людей и тем самым способствует становлению духовно-нравственных норм.
Аксиологический подход в курсе раскрывается как система норм, ценностей, идеалов и правил, необходимых для взаимоотношения человека с природой и социумом. Основными идеями аксиологического подхода являются понимание универсальной ценности природы и человека, ценности созидательного труда, осознание каждым человеком ответственности за сохранение жизни как в целом на планете, так и в своей стране, в ближайшем окружении. С позиций аксиологического подхода географическое знание, опосредованное школьником через собственный опыт, включается в систему его ценностных ориентаций. Реализация аксиологического подхода основана на формировании у школьников умений оценивать информацию, делать выбор, что, в свою очередь, способствует эстетическому, гражданскому, патриотическому и экологическому воспитанию учащихся.
Культурологический подход обеспечивает возможность представить географическую науку как часть материальной и духовной культуры человечества. Данный подход позволяет показать эволюцию географических знаний в различные эпохи, взгляды, нормы, традиции различных народов, ориентирует на творческое познание географии.
Интегративный подход обеспечивает преемственность в изучении от класса к классу географических представлений, понятий, причинно-следственных связей, закономерностей, а также установление межпредметных связей. Этот подход способствует реализации опорных параллельных, опережающих, перспективных межпредметных связей с историей, биологией, экологией, математикой, литературой, русским языком, иностранным языком, физикой, химией, изобразительным искусством, информатикой. Реализация интегративного подхода позволяет школьникам включаться в различные виды учебной деятельности, углубляя и обогащая общую и географическую культуру, формируя обобщенную картину мира.
Личностно-деятельностный подход проявляется в учете субъективного опыта учеников, в их разнообразной деятельности, обеспечивающей свободу выбора, ориентацию на самостоятельную исследовательскую работу. Он способствует развитию механизмов самореализации учащихся при решении различных задач, созидательной деятельности в своем регионе, что помогает учащимся почувствовать свою причастность к решению географических проблем. Данный подход обеспечивает связь учебного материала и повседневной жизни ученика и его семьи, помогает осознать, что география затрагивает бытовую сферу, раскрывает жизненно важное значение географии.
Историко-проблемный подход объясняется полиморфизмом географической науки. Он позволяет рассматривать эволюцию географических идей, раскрывать их сегодняшнее состояние как «миг между прошлым и будущим» и как результат длительного научного развития. Данный подход также дает возможность включить учащихся в решение географических проблем, развивает географическое мышление, внося в него комплексность, целостность, определяет приоритетность проблемно ориентированного содержания.
Взаимосвязь глобального, регионального и краеведческого подходов выступает как особый подход в учебниках линии «Полярная звезда». Он позволяет показать взаимосвязь и взаимозависимость процессов и явлений на Земле, дать целостный образ планеты, а также отдельных территорий материков, своей страны, своего города, района и т. д. Реализация данного подхода осуществляется с учетом акцентирования внимания школьников на краеведческую составляющую, обеспечивающую изучение своей местности как ближайшего географического окружения.
Все перечисленные подходы к изучению географии по линии «Полярная звезда» осуществляются в рамках следующих идеологических принципов, положенных в основу авторской концепции:
россиецентричность, рассматривающая многие темы школьного курса географии прежде всего с точки зрения их значения для России, для жизни россиян;
глобальность, изучающая любые страноведческие, отраслевые, региональные вопросы «на мировом фоне»;
антропоцентричность, предполагающая изучение большинства тем с точки зрения человека, жизни населения;
разноаспектность, рассматривающая изучаемые явления в экологическом, экономическом, социальном, культурном, политическом и практическом аспектах, что позволяет раскрыть многогранность географических проблем;
разномасштабность, предусматривающая «игру масштабами», т. е. изучение объектов в разных масштабах: мира в целом, материка или группы стран, страны, ее части, района, города и т. д.;
историзм, рассматривающий сегодняшнее состояние территории лишь как «миг между прошлым и будущим» и как результат длительного развития изучаемой территории;
комплексность, представляющая собой упор на установление всеобщих географических взаимосвязей явлений, процессов;
позитивный настрой, заключающийся в показе положительных примеров деятельности человека, эффективности его труда.
Реализация концепции подразумевает использование системы инструментов учебной деятельности. При этом выделяется базовое ядро и гибкая оболочка.
Базовое ядро включает:
— основное содержание в форме «вопрос — информация — вывод» и комплекс разнообразных материалов, предназначенных для более глубокого проникновения в тему;
— комплекс структурированных, понятных школьнику моделей деятельности с технологией самостоятельной работы, руководствами, алгоритмами действий для приобретения умений и навыков;
— комплекс иллюстраций и географических карт, несущих обучающую нагрузку;
— комплекс заданий (в том числе тестовых) — репродуктивных, практических, творческих (в том числе проектов), — материал для итогового контроля и самоконтроля;
— специальную систему повторения и подготовки — рубрику «Легкий экзамен».
Гибкая оболочка — это некое «пространство», в котором происходит развитие базового ядра: диверсификация и усложнение видов деятельности ученика, аппарата ориентировки, источников информации и форм ее подачи.
Планируемый результат обучения — овладение школьниками системой физико-географических, картографических, социально-экономических, экологических, краеведческих знаний, умений, ценностных отношений; освоение путей применения знаний в разнообразных ситуациях; формирование у школьников социальных, коммуникативных, географических компетенций.
Программа предусматривает выбор учителем способов обучения (средств, методов, форм организации учебной деятельности) географии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, развития их самостоятельности при изучении географии.
Усвоение географического содержания проверяется с учетом требований к уровню подготовки учащихся, заложенных в Государственном стандарте общего образования.
Тематическое планирование
Дата | Тема урока | Практические работы | Тип урока | Виды работ на уроке | Термины | Отрабатываемые навыки, умения | Дидактический материал и материально-техническое оснащение | Текущее повторение | Примечание |
Тема 1. На какой Земле мы живем 3ч | |||||||||
1(1) | Значение географических знаний в современной жизни. | Урок изучения нового материала | Беседа, работа с текстом и рисунками учебником, | География | Уметь вести беседу, анализировать, сравнивать, делать выводы | Учебник, атлас, рабочая тетрадь, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника. | |||
2(2) | Развитие географической науки от древности до наших дней. | Пр.раб.1 Анализ источников географической информации. | Урок формирования и закрепления знаний и умений | Опрос домашнего задания, беседа, работа с текстом и рисунками учебника, рабочей тетрадью | География | Уметь вести беседу, анализировать, сравнивать, делать выводы | Учебник, атлас, рабочая тетрадь, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника. | Задачи и методы географической науки | |
3(3) | Современные географические открытия. Источники географической информации. | Пр.раб.2 Составление схемы «Источники географической информации в нашей жизни» | Урок формирования и закрепления знаний и умений | Опрос домашнего задания, беседа, работа с текстом и рисунками учебника, рабочей тетрадью | география | Уметь вести беседу, анализировать, сравнивать, делать выводы | Учебник, атлас, рабочая тетрадь, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника. | Задачи и методы географической науки | |
Тема 2. Земля как планета 2ч | |||||||||
1(4) | Земля – одна из планет Солнечной системы. | Пр.раб.3 Подготовка сообщения «Земля во Вселенной» | Урок изучения нового материала | Опрос домашнего задания, беседа, работа с текстом и рисунками учебника, рабочей тетрадью | Орбита Високосный год Осевое и орбитальное движение Земли | Уметь называть состав Солнечной системы. | Учебник, атлас, рабочая тетрадь, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника, | Вселенная Галактика Солнечная система Планета Звезда Спутник | |
2(5) | Распределение тепла и света на Земле | Пр.раб.4 Обозначение на к/к материков и океанов Земли. Пр.раб.5 Составление схемы «Тепловые пояса Земли» | Урок формирования и закрепления знаний и умений | Опрос домашнего задания, беседа, работа с текстом и рисунками учебника, рабочей тетрадью | Зенит Тропики, Полярные круги Северный Полюс Южный полюс Экватор Полярный день Полярная ночь Равноденствие Солнцестояние | Находить и показывать по карте тропики, полярные круги, экватор, полюса. | Учебник, атлас, рабочая тетрадь, карточки для проверки знаний, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника, теллурий | Орбита Високосный год Осевое и орбитальное движение Земли Северный Полюс Южный полюс Экватор | |
Тема 3. План и карта 5ч | |||||||||
1(6) | Способы ориентирования. Азимут. | Пр.раб.6 Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута. | Урок изучения нового материала | Опрос домашнего задания, беседа, работа с текстом и рисунками учебника, атласом, компасом, рабочей тетрадью | Ориентирование Азимут | Умение ориентироваться определять азимут | Учебник, атлас, рабочая тетрадь, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника, компас. | Компас Стороны горизонта | |
2(7) | Особенности изображения Земли на плане. | Пр.раб.7 Топографический диктант | Урок формирования и закрепления знаний и умений | Опрос домашнего задания, беседа, работа с текстом и рисунками учебника, атласом, рабочей тетрадью | План местности Масштаб Относительная высота Абсолютная высота Горизонтали Глазомерная съемка | Умение читать топографическую карту, определять относительную и абсолютную высоту объектов, | Учебник, атлас, рабочая тетрадь, карточки для проверки знаний, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника. | Компас Стороны горизонта Ориентирование Азимут | |
3(8) | Глобус – модель Земли. Географическая карта. | Пр.раб.8 Ориентирование по плану города. | Урок формирования и закрепления знаний и умений | Опрос домашнего задания, беседа, работа с текстом и рисунками учебника, атласом, рабочей тетрадью | Географическая карта Глобус Атлас | Уметь отличать план местности от карты | Учебник, атлас, рабочая тетрадь, карточки для проверки знаний, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника. | План местности Масштаб Относительная высота Абсолютная высота Горизонтали Глазомерная съемка | |
4(9)2 | Градусная сеть. | Пр.раб.10 Чтение карт, космических снимков и аэрофотоснимков. | Урок формирования и закрепления знаний и умений | Опрос домашнего задания, беседа, работа с текстом и рисунками учебника, атласом, рабочей тетрадью | Градусная сеть Параллели Меридианы Нулевой меридиан Нулевая параллель | Находить параллели, меридианы на карте. | Учебник, атлас, рабочая тетрадь, карточки для проверки знаний, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника. | Географическая карта Глобус Атлас | |
5(10) | Определение географических координат, направлений и расстояний по карте. | Пр.раб.9 Определение по карте и глобусу с помощью приборовгеографических координат, расстояний и направлений. | Урок формирования и закрепления знаний и умений | Опрос домашнего задания, беседа, работа с текстом и рисунками учебника, атласом, рабочей тетрадью | Географические координаты Географическая широта Географическая долгота | Уметь определять географические координаты заданных объектов. | Учебник, атлас, рабочая тетрадь, карточки для проверки знаний, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника. | Градусная сеть Параллели Меридианы Нулевой меридиан Нулевая параллель | |
Тема 4. Человек на Земле 2ч | |||||||||
1(11) | Расселение людей по Земле. | Пр.раб.11 Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц. | Урок изучения нового материала | Беседа, работа с текстом и рисунками учебника, атласом, рабочей тетрадью | Умение работать с политической картой (находить крупнейшие государства и их столицы) | Учебник, атлас, рабочая тетрадь, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника. | Географические координаты | ||
2(12) | Расы и народы мира. | Пр.раб.12 Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов, языков. | Урок формирования и закрепления знаний и умений | Опрос домашнего задания, беседа, работа с текстом и рисунками учебника, атласом, рабочей тетрадью | Расы Население Плотность населения Политическая карта | Умение определять по карте ареалы распространения основных рас, народов, языков. | Учебник, атлас, рабочая тетрадь, мультимедийное карточки для проверки знаний, приложение к учебнику, иллюстрации учебника. | Расселение людей по Земле. | |
Тема 5. Литосфера 5ч | |||||||||
1(13) | Литосфера – каменная | Пр.раб.13 Изучение свойств горных пород и минералов. | Урок изучения нового материала | Беседа, работа с текстом и рисунками учебника, атласом, рабочей тетрадью | Литосфера Литосферные плиты Ядро Мантия Земная кора Магма | Определять основные свойства горных пород. | Учебник, атлас, рабочая тетрадь, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника. | Оболочки Земли: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера. | |
2(14) | Горные породы. Минералы. Полезные ископаемые. | Пр.раб.14 Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов. | Урок формирования и закрепления знаний и умений | Опрос домашнего задания, беседа, работа с текстом и рисунками учебника, атласом, рабочей тетрадью | Горные породы Магматические Осадочные Метаморфические Полезные ископаемые(рудные, нерудные, топливные) | Умение работать с контурной картой. | Учебник, атлас, рабочая тетрадь, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника, коллекции горных пород. | Литосфера Литосферные плиты Ядро Мантия Земная кора Магма | |
3(15) | Движения земной коры. | Пр.раб15. Разработка правил безопасного поведения во время стихийных явлений. | Урок формирования и закрепления знаний и умений | Опрос домашнего задания, беседа, работа с текстом и рисунками учебника, атласом, рабочей тетрадью | Землетрясение Вулкан Лава Гейзер | Уметь объяснять причины возникновения землетрясений, извержений вулканов. | Учебник, атлас, рабочая тетрадь, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника. | Литосфера Литосферные плиты Ядро Мантия Земная кора Магма | |
4(16) | Рельеф Земли. Равнины. | Пр.раб.16 Описание по карте равнин и гор по плану. | Урок формирования и закрепления знаний и умений | Опрос домашнего задания, беседа, работа с текстом и рисунками учебника, атласом, рабочей тетрадью | Рельеф Выветривание Равнины Впадины Низменности Возвышенности Плоскогорья | Уметь описывать горы и равнины по типовому плану. | Учебник, атлас, рабочая тетрадь, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника. | Литосфера Литосферные плиты Ядро Мантия Земная кора Магма | |
5(17) | Рельеф Земли. Горы. | Пр.раб.17 Описание рельефа своей местности. | Урок формирования и закрепления знаний и умений | Опрос домашнего задания, беседа, работа с текстом и рисунками учебника, атласом, рабочей тетрадью. | Горы Горные хребты Межгорные долины Горная страна Сели Лавины Овраги Дюны Барханы | Уметь описывать рельеф своей местности. | Учебник, атлас, рабочая тетрадь, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника. | Рельеф Выветривание Равнины Впадины Низменности Возвышенности Плоскогорья | |
Тема 6. Гидросфера 5ч | |||||||||
1(18) | Состав и строение гидросферы. | Урок изучения нового материала | Беседа, работа с текстом и рисунками учебника, атласом, рабочей тетрадью | Гидросфера | Уметь объяснять мировой круговорот воды в природе. | Учебник, атлас, рабочая тетрадь, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника. | Оболочки Земли: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера. | ||
2(19) | Мировой океан. | Пр.раб.19 Обозначение на контурной карте крупнейших рек и озер мира. | Урок формирования и закрепления знаний и умений | Опрос домашнего задания, беседа, работа с текстом и рисунками учебника, атласом, рабочей тетрадью | Мировой океан Море залив пролив остров архипелаг полуостров | Умение работать с контурной картой | Учебник, атлас, рабочая тетрадь, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника. | Гидросфера | |
3(20) | Воды океана. | Пр.раб.21 Анализ интересных фактов о гидросфере, собранных в различных источниках, и написание аннотации по одному из источников информации. | Урок формирования и закрепления знаний и умений | Опрос домашнего задания, беседа, работа с текстом и рисунками учебника, атласом, рабочей тетрадью | Соленость айсберг цунами волны приливы отливы | Объяснять причины разной солености морей, возникновение волн, цунами, приливов и отливов. | Учебник, атлас, рабочая тетрадь, карточки для проверки знаний, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника. | Гидросфера Мировой океан Море залив пролив остров архипелаг полуостров | |
4(21) | Реки – артерии Земли. | Пр.раб.20 На примере местной реки, озера установление связи гидросферы с другими оболочками Земли. | Урок формирования и закрепления знаний и умений | Опрос домашнего задания, беседа, работа с текстом и рисунками учебника, атласом, рабочей тетрадью | Река речная система, речной бассейн, исток устье приток, русло водораздел питание реки, режим реки(половодье паводок, межень) пороги водопад | Определять по карте исток и устье реки, направление течения реки, притоки; режим и питание реки. | Учебник, атлас, рабочая тетрадь, карточки для проверки знаний, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника. | Гидросфера Мировой океан Море залив пролив остров архипелаг полуостров | |
5(22) | Озера. Подземные воды. Ледники. | Пр.раб.18 Описание реки и озера по плану. | Урок формирования и закрепления знаний и умений | Опрос домашнего задания, беседа, работа с текстом и рисунками учебника, атласом, рабочей тетрадью | Озеро, озерная котловина, сточные и бессточные озера, подземные воды, ледники | Уметь описывать по плану реки и озера. | Учебник, атлас, рабочая тетрадь, карточки для проверки знаний, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника. | Гидросфера Мировой океан Море залив пролив остров архипелаг полуостров | |
Тема 7. Атмосфера 5ч | |||||||||
1(23) | Атмосфера – воздушная оболочка Земли. | Пр.раб.22 Наблюдение за погодой. Составление и анализ календаря погоды. | Урок изучения нового материала | Беседа, работа с текстом и рисунками учебника, атласом, рабочей тетрадью. | Атмосфера тропосфера стратосфера озоновый слой | Умение наблюдать за погодой составлять и вести календарь погоды. | Учебник, атлас, рабочая тетрадь, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника. | Оболочки Земли: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера. | |
2(24) | Тепло в атмосфере. | Пр.раб.23 Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показания термометра. | Урок формирования и закрепления знаний и умений | Опрос домашнего задания, беседа, работа с текстом и рисунками учебника, атласом, рабочей тетрадью | Температура, средняя суточная температура, амплитуда колебаний температуры (суточная, годовая) | Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показания термометра. | Учебник, атлас, рабочая тетрадь, карточки для проверки знаний, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника. | Атмосфера тропосфера стратосфера озоновый слой | |
3(25) | Атмосферное давление. | Пр.раб.24 Построение и анализ розы ветров. | Урок формирования и закрепления знаний и умений | Опрос домашнего задания, беседа, работа с текстом и рисунками учебника, атласом, рабочей тетрадью | Атмосферное давление барометр ветер бриз роза ветров муссон | Умение строить и анализировать розу ветров. | Учебник, атлас, рабочая тетрадь, карточки для проверки знаний, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника. | Атмосфера тропосфера стратосфера озоновый слой амплитуда колебаний температуры (суточная, годовая) | |
4(26) | Атмосферные осадки. | Пр.раб.26 Анализ погоды на ближайшие 2-3 дня. | Урок формирования и закрепления знаний и умений | Опрос домашнего задания, беседа, работа с текстом и рисунками учебника, атласом, рабочей тетрадью | Абсолютная влажность относительная влажность облака атмосферные осадки | Умение рассчитывать относительную влажность воздуха. | Учебник, атлас, рабочая тетрадь, карточки для проверки знаний, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника. | Атмосфера тропосфера стратосфера озоновый слой амплитуда колебаний температуры (суточная, годовая) | |
5(27) | Погода. Климат и климатические факторы. | Пр.раб.25 Характеристика климата своей местности; его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. | Урок формирования и закрепления знаний и умений | Опрос домашнего задания, беседа, работа с текстом и рисунками учебника, атласом, рабочей тетрадью | Погода воздушные массы ураган смерч туман климат | Умение характеризовать климат своей местности. | Учебник, атлас, рабочая тетрадь, карточки для проверки знаний, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника. | Атмосфера тропосфера стратосфера озоновый слой амплитуда колебаний температуры (суточная, годовая) Абсолютная влажность относительная влажность | |
Тема 8. Биосфера 2ч | |||||||||
1(28) | Биосфера. Состав биосферы, связь с другими сферами Земли. | Пр.раб.27 Составление схемы взаимодействия оболочек Земли. | Урок изучения нового материала | Беседа, работа с текстом и рисунками учебника, атласом, рабочей тетрадью | Биосфера Почва плодородие Перегной (гумус) круговорот веществ в природе | Умение составлять и объяснять схему взаимодействия оболочек Земли. | Учебник, атлас, рабочая тетрадь, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника. | Оболочки Земли: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера. | |
2(29) | Разнообразие растений и животных и их распространение на Земле. | Пр.раб.28 Описание одного растения или животного своей местности. | Урок формирования и закрепления знаний и умений | Опрос домашнего задания, беседа, работа с текстом и рисунками учебника, атласом, рабочей тетрадью | Биосфера Круговорот веществ в природе | Умение работать с источниками дополнительной информации | Учебник, атлас, рабочая тетрадь, карточки для проверки знаний, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника. | Оболочки Земли: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера. | |
Тема 9. Географическая оболочка Земли 3ч | |||||||||
1(30) | Состав и строение географической оболочки. | Пр.раб.29 Подготовка сообщения на тему «Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах». | Урок изучения нового материала | Беседа, работа с текстом и рисунками учебника, атласом, рабочей тетрадью | Географическая оболочка Природный комплекс Пояса освещенности | Умение объяснять свойства географической оболочки | Учебник, атлас, рабочая тетрадь, карточки для проверки знаний, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника. | Оболочки Земли: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера. | |
2(31) | Природные зоны Земли – зональные природные комплексы. | Урок формирования и закрепления знаний и умений | Опрос домашнего задания, беседа, работа с текстом и рисунками учебника, атласом, рабочей тетрадью | Природные зоны, широтная и высотная зональность, экваториальный лес, саванна, пустыня, степь, леса умеренных широт, тундра, арктические пустыни | Умение работать с текстом учебника , выделять главное, составлять и заполнять таблицу. | Учебник, атлас, рабочая тетрадь, карточки для проверки знаний, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника. | Географическая оболочка, свойства географической оболочки, природный комплекс. | ||
3(32) | Культурные ландшафты. | Пр.раб.30 Моделирование возможных преобразований на участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения. | Урок формирования и закрепления знаний и умений | Опрос домашнего задания, беседа, работа с текстом и рисунками учебника, атласом, рабочей тетрадью | Культурный ландшафт (городской сельскохозяйственный, промышленный) | умение применять полученные знания в творческих заданиях. | Учебник, атлас, рабочая тетрадь, карточки для проверки знаний, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника. | Географическая оболочка, свойства географической оболочки, природный комплекс. | |
Резерв 3ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Европейский Север" 9 класс
Презентация используется при изучении района Европейский Север. Содержит план характеристики экономического района и порядок работы с ним при изучении ЭГП....
Презентация "Европейский Север"9 класс
Презентация разработана для более подробного изучения экономических районов. Материал содержит дополнительную информацию, глубже знакомит с историей жизни людей,развитием хозяйства, рассказывает о важ...
Открытый урок по теме "Европейский Север. Природное и культурное наследие" с презентациями, 9 класс
Конспект открытого урока географии по теме "Европейский Север. Природное и культурное наследие". Учебник. Алексеев А.И. и др. География России. Хозяйство. 9 класс. Москва, Дрофа, 2012 г.Ма...
Тест "Европейский Север и Европейский Юг"
Европейский Север и Европейский Юг...
Тестирование по теме "Европейский Север и Северо-Запад России" 9 класс
Тестирование по географии для учащихся 9 класса по теме "Европейский Север и Северо-Запад России" (в двух вариантах)...
презентация Европейский Север 9 класс
презентация Европейский Север 9 класс...
"Слепая" карта, Европейский Север и Северо - Запад, 9 класс
Очень люблю в своей работе по регионам страны использовать "слепые " карты, где учащиеся должны по памяти, по очертанию и расположению субъектов определить его название и административный це...