презентация Европейский Север
презентация к уроку по географии (9 класс) на тему

Орлова Татьяна Александровна

Презентация по теме Европейский Север для 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл evropeyskiy_sever.rar2.43 МБ
Файл geografiya_6_.docx48.93 КБ

Подписи к слайдам:

Среди других художественных промыслов далеко за пределами края известна
каргопольская
глиняная игрушка

Каргопольские
игрушки – это фигурки небольшого размера (8–14 см). Пропорции человеческого тела у персонажей несколько нарушены, что придает им грубовато-наивную выразительность. У них крупные головы, длинное туловище, а руки и ноги короткие.
Резьба по
кости
 
Ярким проявлением народной художественной культуры Европейского Севера является искусство резьбы по кости.
Обработка кости имеет древние традиции.
Всемирно известный центр косторезного искусства находится в г. Холмогоры.
По богатству и разнообразию культурного наследия Европейский Север занимает выдающее место в России. Насколько беднее были бы наша история и культура, наше национальное самосознание без этих храмов, городов и сёл, мастеров и традиций! Приобщение
к наследию Севера, понимание его делает нас не «Иванами, не помнящими родства», а культурными людьми, истинными россиянами, сознательными гражданами своей страны.
Первыми русскими, поселившимися в этом крае, были переселенцы из Новгородских земель.
В 13-14 вв., спасаясь от татаро-монгольских набегов, люди подавались на север, за непроходимые болота и дремучие леса. Селились они вокруг монастырей, по долинам рек. Монастыри на Севере были центрами политической, хозяйственной и культурной жизни края.
.
Другим известным монастырем является

Спасо-Преображенский
Соловецкий монастырь

Он расположен на Соловецких островах Белого моря в Архангельской области.
Основан в 15 веке.
В 16 в. развернулось грандиозное строительство каменных Соловецких соборов, сооружение каналов, соединяющих многочисленные озера в единую проточную систему.
Шемогодскую
резьбу отличал традиционный растительный мотив: тонкая ветвь вместе с листвой, плавно изгибаясь, заполняла все поле резьбы узорным кружевом. Часто в растительные орнаменты мастера вводили геометрические узоры из кругов. Завершали рисунок каймой из листьев, треугольников, волнистых линей, сеточки. 
Церковь построена 
без
единого гвоздя
.
Роль Европейского Севера
в развитии русской культуры
Шемогодская
резьба по бересте
 
В деревнях, расположенных по берегам
Шемогсы
, еще в 18 веке крестьяне научились искусству сквозной прорези и тиснения по бересте. Художественные особенности резьбы по бересте обусловлены свойствами материала: береста от молодой березы, мягкая и податливая под ножом резчика, уверенная рука которого легко вырезает мотив рисунка по наметке, а иногда просто «по памяти». 
Для произведения косторезных изделий применяют трубчатую кость крупного рогатого скота - "цевку" и рог.
Из
кости делают различные бытовые предметы – ножи для разрезания бумаги, игольницы,
карандашницы
, шкатулки, вязальные крючки, гребни, заколки, шпильки. Также делают различные ювелирные украшения – серьги, кулоны, броши, бусы, браслеты и художественные плашки для ножей.
Монастырь был основан в 10 веке Преподобными Сергием и Германом Валаамскими. На рубеже 15-16 веков монастырь именовался «великою Лаврою».
Монастырь не раз был сжигаем шведами, и возобновляем. В последний раз возобновлен в 1756 году после пожара 1744 года.
В монастыре жизнь строгая, с соблюдением самого строго отшельничества в скитах (
келии
).
При монастыре школа, больница, амбулатория, гостиница для богомольцев и разного рода мастерские
Начало промысла относится к 1820г., когда близ Вологды в имениях помещиков крепостные стали выплетать отделки к платьям и белью, подражая западноевропейским. Скатерти, салфетки, занавески, разнообразные накидки, панно, перчатки, жилеты, косынки, шарфы, покрывала, мерные кружева и многое другое напоминает нам морозные узоры на зимнем окне и чудесную белизну березовых рощ
Преображенский собор был возведён в 1714 году в самый разгар Северной
войны. Старинное
предание

связывает строительство Преображенского собора с личностью
Петра I
:
«Петр Первый, путешествуя по Онежскому озеру, остановился у Рижского острова, заметил множество бревен срубленного леса и, узнав о постройке, собственноручно начертил план. Так ли это было, или нет, трудно сказать. Но в представлении народа сам факт сооружения собора и его идейно-художественный образ ассоциировались с личностью Великого Петра, с новой эпохой в истории Русского государства
.
Широкую известность получил

Валаамский
Спасо-Преображенский
монастырь.
Он расположен северной части Ладожского озера, на острове Валаам. Название «Валаам» переводят с финского как «высокая земля». Монастырь находится на вершине довольно высокой утесистой горы.
Вот уже два с половиной века здесь возвышается чудо деревянного зодчества –
двадцатидвухглавый
Преображенский собор.
Один из наиболее известных промыслов –

вологодское кружевоплетение
.
Вологодское кружево — вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревянных палочках).
В основе вологодского кружева лежат народные узоры, напоминающие зимние узоры на окнах, иней, снежинки.
Народные художественные промыслы
Архитектурные «жемчужины» России
Нередко, монастыри Европейского Севера , называют архитектурными жемчужинами России. Величественные постройки, неповторимые пейзажи, гармония человека и природы, Побуждали к раздумьям о ценности и предназначении жизни, рождали творческие порывы
Важеозерский
монастырь
Иоанно-Богословский
монастырь
Успенский
собор
Вологда
Кирилло-Белозерский мужской монастырь
Соловецкий монастырь
С 17 и до начала 20 в монастырь служил политической и церковной тюрьмой.
В верхних этажах
Головленковской
башни Соловецкого монастыря камеры были очень тесными: 1,4 метра в длину, 1 метр в ширину и высоту. Маленькое оконце служило не для освещения, а только для подачи пищи. В камере нельзя было лежать, узник спал в полусогнутом состоянии.
В 1992 году комплекс памятников Соловецкого музея-заповедника был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО
Примечательная особенность
каргопольской
игрушки заключается в том, что наряду с традиционными фигурками мастера лепили и фантастических животных.
Большинство изделий – отдельно стоящие фигурки. Но иногда создавались и несложные композиции с участием двух-трех персонажей, объединенных простым действием.
Еще одна гордость Севера и всей России – деревянная архитектура
Мировую известность получил маленький островок в Онежском озере – Кижи.
Источники информации
http://pskov-palomnik.ru/index.php?com=pages&page=30
http://www.shigri.ru/izgotovlenie_ikonostasov/ikonostas_v_bratskoi_trapeznoi.htm
http://mic.fotoblog.by/10032.html
http://resheto.ru/users/kozak532/art/62217
http://nason.ru/volkrugevo/
http://www.perunica.ru/tradicii/1609-vologodskoe-kruzhevo.html
http://vologda.mk.ru/article/2012/10/24/765603-mastera-po-keramike.html
http://xn--b1algrmbaig.xn--1-btbl6aqcj8hc.xn--p1ai/article.php?ID=200602007
http://hobbyblog.org/kargopolskaya-igrushka.html
http://cultinfo.ru/decor/techic/rez/index.htm
http://russia.rin.ru/guides/4255.html
http://metod-sunduchok.ucoz.ru/load/3-1-0-1988
http://www.discoverworld.ru/kizhi-11210/
Алексеев
 А. И. "
География
 : население и хозяйство России : учеб. для 
9


Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации г. Дзержинска Нижегородской области

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20»

Рассмотрено

ШМО естественнонаучного цикла

Протокол №___от «__»____2014 г.

Руководитель ШМО_____________

Утверждаю

Директор МОУ СОШ № 20

Тараканова В.Б.

________________________

«__»_____2014 г.

Согласовано

Заместителем директора по УВР

Степыкина Т.В.______________

«____»__________2014 г.

Рабочая программа курса

География

для 6 класса

УМК: Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В.

Составитель рабочей программы:

учитель географии ; МБОУ СОШ №20

 первой квалификационной категории

Орлова Татьяна Александровна

г. Дзержинск – 2014 г

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствие с федеральным компонентом государственного  стандарта, региональным базисным планом Нижегородской области и    Программы общеобразовательных учреждений по географии для  6-9 классов линии «Полярная звезда» (Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина, 2008 г, Москва, Просвещение)

Учебник  География. Природа и люди. 6 класс Учебник для общеобразовательных учреждений  Под редакцией А.И. Алексеева М «Просвещение». 2010г.

Федеральный базисный учебный план отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 1-го учебного часа в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

Практических работ  - 30, из них оценочных -9

Оценочные практические работы

  1. Обозначение на контурной карте материков и океанов
  2. Топографический диктант
  3. Определение по карте и глобусу географических координат, расстояний  и направлений
  4. Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов, языков
  5. Описание по карте равнин, гор  по плану
  6. Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулкан
  7. Описание реки или озера по плану
  8. Обозначение на контурной карте крупнейших рек и озер мира
  9. Построение и анализ «розы ветров».

Изучение географии направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Задачи:

Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;

Показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

        знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Формы организации учебного процесса: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные.

Основные формы контроля:

Устный опрос: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, тест, работа по карточкам, самостоятельная подготовка вопросов по теме, практическая работа, самостоятельная работа, подготовка творческих работ, подготовка компьютерных презентаций, проектов.

Основные образовательные технологии: традиционная, Развитие критического мышления через чтение и письмо, Метод проектов, игровая технология, информационная технология, Групповой деятельности.

В  условиях динамически развивающегося мира все большее значение приобретает географическое образование, обеспечивающее формирование у школьников географической культуры — одной из важнейшей составляющей общей культуры человека. Значимость географии в общей культуре человека определяется ее положением в системе образования как единственной интеграционной учебной дисциплины, изучающей природные и социально-экономические явления и процессы в их единстве и взаимосвязи.

Основная задача и побудительный мотив создания программы линии «Полярная звезда» — помочь школе обучить и воспитать географически грамотных граждан, готовых и к осознанному выбору профессии, и к будущей работе на благо своей страны. Не случайно для линии выбрано название «Полярная звезда» (как всеобщий символ верного ориентира, имеющего и географический, и общечеловеческий смысл) и девиз «Ориентируйтесь на Земле и в мире».

Можно выделить три основные особенности линии.
      
Во-первых, в соответствии с требованиями стандарта предлагается изучать предмет «География» как интегрированный курс без разделения на физическую и социально-экономическую, что было принято ранее. Это особенно заметно при изучении географии России.       

     Во-вторых, в связи с уменьшением на изучение географии в базисном учебном плане 6 класса количества часов до 35 в 7 классе расширена тема «Природа Земли». В ней гораздо подробнее, чем в классических курсах для 7 класса, раскрыты общие природные закономерности, и она существенно больше по объему. Напротив, материал по конкретным материкам меньше по объему, чем обычно. Каждый материк рассматривается под углом проявления на нем только что изученных общих природных закономерностей и места в мире расположенной на материке части света (или региона). Изучение материка завершается закреплением материала путем несколько иной формы работы с информацией. Создается образное представление о материке с учетом уже освоенных общих природных закономерностей и их проявления на конкретном материке с помощью своеобразной схемы — «как это сделать».

     В-третъих, все учебники линии содержат очень разнообразный аппарат ориентировки, который в целом задуман как организатор и помощник в учебной деятельности.
      Реализуя содержательно-методическую концепцию линии, авторы опирались на следующие приоритеты: 1. обеспечение будущей личностной и социальной успешности сегодняшних школьников и предоставление учителю возможности более полно учитывать индивидуальные потребности своих учеников; 2. системное обучение работе с различными видами и стилями информации — текстовой, графической, мультимедийной и др. — в условиях современной информационной среды; 3.  системное обучение работе с географической картой; 4. доступность для детей разных способностей и возможностей;  5. единый подход к содержанию, методике и принципам конструирования курса по всей линии.

        Программа предполагает изучение системы взаимосвязанных между собой курсов (см. таблицу)

Класс 

Школьный курс географии 

Количество часов 

6

  География. Природа и люди

35

7

  География. Страны и континенты

70

8

  География. Россия

70

9

  География. Россия

70

10—11

  География. Современный мир

70

 Конструирование курсов основано на взаимодействии научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного подходов, на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.

 Научный подход основан на современных достижениях географии и интеграции ее с другими науками (историей, экологией, биологией и др.). Он предполагает показ становления и развития научных идей, учет комплексности в решении проблем; знакомство с именами выдающихся ученых-географов, путешественников. Научный подход позволяет раскрывать взаимообусловленное сочетание различных факторов, основные методы географической науки, ее конструктивный характер, осознать значимость географической науки в динамично развивающемся XXI в. Реализация научного подхода позволяет раскрывать разномасштабность объектов изучения: мир, материк, океан, своя страна, свой регион, населенный пункт. Научный подход выдвигает в качестве основной дидактической единицы географическую проблему. На основе географической проблемы изучаются научные понятия, представления, закономерности, факты, связи.

Гуманистический подход ориентирует на раскрытие роли человека во взаимоотношениях человека и природы, его ответственности за будущее земной цивилизации, своей страны, своей малой родины. Гуманистические идеи курса связаны с любовью к природе, нетерпимостью к любому виду насилия, ориентированы на безопасность человеческого существования. Гуманистический подход позволяет рассматривать географические проблемы с точки зрения их влияния на жизнь людей и тем самым способствует становлению духовно-нравственных норм.

Аксиологический подход в курсе раскрывается как система норм, ценностей, идеалов и правил, необходимых для взаимоотношения человека с природой и социумом. Основными идеями аксиологического подхода являются понимание универсальной ценности природы и человека, ценности созидательного труда, осознание каждым человеком ответственности за сохранение жизни как в целом на планете, так и в своей стране, в ближайшем окружении. С позиций аксиологического подхода географическое знание, опосредованное школьником через собственный опыт, включается в систему его ценностных ориентаций. Реализация аксиологического подхода основана на формировании у школьников умений оценивать информацию, делать выбор, что, в свою очередь, способствует эстетическому, гражданскому, патриотическому и экологическому воспитанию учащихся.

 Культурологический подход обеспечивает возможность представить географическую науку как часть материальной и духовной культуры человечества. Данный подход позволяет показать эволюцию географических знаний в различные эпохи, взгляды, нормы, традиции различных народов, ориентирует на творческое познание географии. 

Интегративный подход обеспечивает преемственность в изучении от класса к классу географических представлений, понятий, причинно-следственных связей, закономерностей, а также установление межпредметных связей. Этот подход способствует реализации опорных параллельных, опережающих, перспективных межпредметных связей с историей, биологией, экологией, математикой, литературой, русским языком, иностранным языком, физикой, химией, изобразительным искусством, информатикой. Реализация интегративного подхода позволяет школьникам включаться в различные виды учебной деятельности, углубляя и обогащая общую и географическую культуру, формируя обобщенную картину мира. 

Личностно-деятельностный подход проявляется в учете субъективного опыта учеников, в их разнообразной деятельности, обеспечивающей свободу выбора, ориентацию на самостоятельную исследовательскую работу. Он способствует развитию механизмов самореализации учащихся при решении различных задач, созидательной деятельности в своем регионе, что помогает учащимся почувствовать свою причастность к решению географических проблем. Данный подход обеспечивает связь учебного материала и повседневной жизни ученика и его семьи, помогает осознать, что география затрагивает бытовую сферу, раскрывает жизненно важное значение географии.

Историко-проблемный подход объясняется полиморфизмом географической науки. Он позволяет рассматривать эволюцию географических идей, раскрывать их сегодняшнее состояние как «миг между прошлым и будущим» и как результат длительного научного развития. Данный подход также дает возможность включить учащихся в решение географических проблем, развивает географическое мышление, внося в него комплексность, целостность, определяет приоритетность проблемно ориентированного содержания.

Взаимосвязь глобального, регионального и краеведческого подходов выступает как особый подход в учебниках линии «Полярная звезда». Он позволяет показать взаимосвязь и взаимозависимость процессов и явлений на Земле, дать целостный образ планеты, а также отдельных территорий материков, своей страны, своего города, района и т. д. Реализация данного подхода осуществляется с учетом акцентирования внимания школьников на краеведческую составляющую, обеспечивающую изучение своей местности как ближайшего географического окружения.

 Все перечисленные подходы к изучению географии по линии «Полярная звезда» осуществляются в рамках следующих идеологических принципов, положенных в основу авторской концепции:

россиецентричность, рассматривающая многие темы школьного курса географии прежде всего с точки зрения их значения для России, для жизни россиян;

глобальность, изучающая любые страноведческие, отраслевые, региональные вопросы «на мировом фоне»;

 антропоцентричность, предполагающая изучение большинства тем с точки зрения человека, жизни населения;

  разноаспектность, рассматривающая изучаемые явления в экологическом, экономическом, социальном, культурном, политическом и практическом аспектах, что позволяет раскрыть многогранность географических проблем;

 разномасштабность, предусматривающая «игру масштабами», т. е. изучение объектов в разных масштабах: мира в целом, материка или группы стран, страны, ее части, района, города и т. д.;

историзм, рассматривающий сегодняшнее состояние территории лишь как «миг между прошлым и будущим» и как результат длительного развития изучаемой территории;

 комплексность, представляющая собой упор на установление всеобщих географических взаимосвязей явлений, процессов;

позитивный настрой, заключающийся в показе положительных примеров деятельности человека, эффективности его труда.

Реализация концепции подразумевает использование системы инструментов учебной деятельности. При этом выделяется базовое ядро и гибкая оболочка.

Базовое ядро включает:

 — основное содержание в форме «вопрос — информация — вывод» и комплекс разнообразных материалов, предназначенных для более глубокого проникновения в тему;
      — комплекс структурированных, понятных школьнику моделей деятельности с технологией самостоятельной работы, руководствами, алгоритмами действий для приобретения умений и навыков;
      — комплекс иллюстраций и географических карт, несущих обучающую нагрузку;
      — комплекс заданий (в том числе тестовых) — репродуктивных, практических, творческих (в том числе проектов), — материал для итогового контроля и самоконтроля;
      — специальную систему повторения и подготовки — рубрику «Легкий экзамен».

  Гибкая оболочка — это некое «пространство», в котором происходит развитие базового ядра: диверсификация и усложнение видов деятельности ученика, аппарата ориентировки, источников информации и форм ее подачи.

Планируемый результат обучения — овладение школьниками системой физико-географических, картографических, социально-экономических, экологических, краеведческих знаний, умений, ценностных отношений; освоение путей применения знаний в разнообразных ситуациях; формирование у школьников социальных, коммуникативных, географических компетенций.

Программа предусматривает выбор учителем способов обучения (средств, методов, форм организации учебной деятельности) географии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, развития их самостоятельности при изучении географии.

Усвоение географического содержания проверяется с учетом требований к уровню подготовки учащихся, заложенных в Государственном стандарте общего образования.

Тематическое планирование

Дата

Тема урока

Практические работы

Тип урока

Виды работ на уроке

Термины

Отрабатываемые навыки, умения

Дидактический материал и материально-техническое оснащение

Текущее повторение

Примечание

Тема 1. На какой Земле мы живем 3ч

1(1)

Значение географических знаний в современной жизни.

Урок изучения нового материала

Беседа, работа с текстом и рисунками учебником,

География

Уметь вести беседу, анализировать, сравнивать, делать выводы

Учебник, атлас, рабочая тетрадь, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника.

2(2)

Развитие географической науки от древности до наших дней.

Пр.раб.1

Анализ источников географической информации.

Урок формирования и закрепления знаний и умений

Опрос домашнего задания, беседа, работа с текстом и рисунками учебника, рабочей тетрадью

География

Уметь вести беседу, анализировать, сравнивать, делать выводы

Учебник, атлас, рабочая тетрадь, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника.

Задачи и методы географической науки

3(3)

Современные географические открытия. Источники географической информации.

Пр.раб.2

Составление схемы «Источники географической информации в нашей жизни»

Урок формирования и закрепления знаний и умений

Опрос домашнего задания, беседа, работа с текстом и рисунками учебника, рабочей тетрадью

география

Уметь вести беседу, анализировать, сравнивать, делать выводы

Учебник, атлас, рабочая тетрадь, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника.

Задачи и методы географической науки

Тема 2. Земля как планета 2ч

1(4)

Земля – одна из планет Солнечной системы.

Пр.раб.3

Подготовка сообщения «Земля во Вселенной»

Урок изучения нового материала

Опрос домашнего задания, беседа, работа с текстом и рисунками учебника, рабочей тетрадью

Орбита Високосный год

Осевое и орбитальное движение Земли

Уметь называть состав Солнечной системы.

Учебник, атлас, рабочая тетрадь, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника,

Вселенная Галактика Солнечная система

Планета

 Звезда

Спутник

2(5)

Распределение тепла и света на Земле

Пр.раб.4

Обозначение на к/к  материков и океанов Земли.

Пр.раб.5

Составление схемы «Тепловые пояса Земли»

Урок формирования и закрепления знаний и умений

Опрос домашнего задания, беседа, работа с текстом и рисунками учебника, рабочей тетрадью

Зенит Тропики, Полярные круги Северный Полюс Южный полюс Экватор Полярный день Полярная ночь

Равноденствие

Солнцестояние

Находить и показывать по карте тропики, полярные круги, экватор, полюса.

Учебник, атлас, рабочая тетрадь, карточки  для проверки  знаний, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника, теллурий

Орбита Високосный год

Осевое и орбитальное движение Земли Северный Полюс Южный полюс Экватор

Тема 3. План и карта  5ч

1(6)

Способы ориентирования. Азимут.

Пр.раб.6

Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута.

Урок изучения нового материала

Опрос домашнего задания, беседа, работа с текстом и рисунками учебника, атласом, компасом, рабочей тетрадью

Ориентирование

Азимут

Умение ориентироваться определять  азимут

Учебник, атлас, рабочая тетрадь, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника, компас.

Компас

Стороны горизонта

2(7)

Особенности изображения Земли на плане.

Пр.раб.7

Топографический диктант

Урок формирования и закрепления знаний и умений

Опрос домашнего задания, беседа, работа с текстом и рисунками учебника, атласом, рабочей тетрадью

План местности

Масштаб

Относительная высота

Абсолютная высота

Горизонтали

Глазомерная съемка

 Умение читать топографическую карту, определять относительную и абсолютную высоту объектов,

Учебник, атлас, рабочая тетрадь, карточки  для проверки  знаний, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника.

Компас

Стороны горизонта

Ориентирование

Азимут

3(8)

Глобус – модель Земли. Географическая карта.

Пр.раб.8

Ориентирование по плану города.

Урок формирования и закрепления знаний и умений

Опрос домашнего задания, беседа, работа с текстом и рисунками учебника, атласом, рабочей тетрадью

Географическая карта

 Глобус

 Атлас

Уметь отличать план местности от карты

Учебник, атлас, рабочая тетрадь, карточки  для проверки  знаний, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника.

План местности

Масштаб

Относительная высота

Абсолютная высота

Горизонтали

Глазомерная съемка

4(9)2

Градусная сеть.

Пр.раб.10

Чтение карт, космических снимков и аэрофотоснимков.

Урок формирования и закрепления знаний и умений

Опрос домашнего задания, беседа, работа с текстом и рисунками учебника, атласом, рабочей тетрадью

Градусная сеть

Параллели

Меридианы

Нулевой меридиан Нулевая параллель

Находить параллели, меридианы на карте.

Учебник, атлас, рабочая тетрадь, карточки  для проверки  знаний, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника.

Географическая карта

 Глобус

 Атлас

5(10)

Определение географических координат, направлений и расстояний по карте.

Пр.раб.9

Определение по карте и глобусу с помощью приборовгеографических координат, расстояний и направлений.

Урок формирования и закрепления знаний и умений

Опрос домашнего задания, беседа, работа с текстом и рисунками учебника, атласом, рабочей тетрадью

Географические координаты

Географическая  широта

Географическая долгота

Уметь определять географические координаты заданных объектов.

Учебник, атлас, рабочая тетрадь, карточки  для проверки  знаний, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника.

Градусная сеть

Параллели

Меридианы

Нулевой меридиан Нулевая параллель

Тема 4. Человек на Земле  2ч

 1(11)

Расселение людей по Земле.

Пр.раб.11

Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц.

Урок изучения нового материала

Беседа, работа с текстом и рисунками учебника, атласом, рабочей тетрадью

Умение работать с политической  картой (находить крупнейшие государства и их столицы)

Учебник, атлас, рабочая тетрадь, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника.

Географические координаты

2(12)

Расы и народы мира.

Пр.раб.12

Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов, языков.

Урок формирования и закрепления знаний и умений

Опрос домашнего задания, беседа, работа с текстом и рисунками учебника, атласом, рабочей тетрадью

Расы

Население

Плотность населения

Политическая карта

 Умение определять по карте ареалы распространения основных рас, народов, языков.

Учебник, атлас, рабочая тетрадь, мультимедийное карточки  для проверки  знаний, приложение к учебнику, иллюстрации учебника.

Расселение людей по Земле.

Тема 5. Литосфера  5ч

1(13)

Литосфера – каменная

Пр.раб.13

Изучение свойств горных пород и минералов.

Урок изучения нового материала

Беседа, работа с текстом и рисунками учебника, атласом, рабочей тетрадью

Литосфера

Литосферные плиты

Ядро Мантия Земная кора

Магма

Определять основные свойства горных пород.

Учебник, атлас, рабочая тетрадь, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника.

Оболочки Земли: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера.

2(14)

Горные породы. Минералы. Полезные ископаемые.

Пр.раб.14

Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов.

Урок формирования и закрепления знаний и умений

Опрос домашнего задания, беседа, работа с текстом и рисунками учебника, атласом, рабочей тетрадью

Горные породы

Магматические

 Осадочные

Метаморфические

Полезные ископаемые(рудные, нерудные, топливные)

Умение работать с контурной картой.

Учебник, атлас, рабочая тетрадь, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника, коллекции горных пород.

Литосфера

Литосферные плиты

Ядро Мантия Земная кора

Магма

3(15)

Движения земной коры.

Пр.раб15.

Разработка правил безопасного поведения во время стихийных явлений.

Урок формирования и закрепления знаний и умений

Опрос домашнего задания, беседа, работа с текстом и рисунками учебника, атласом, рабочей тетрадью

Землетрясение

Вулкан

Лава

Гейзер

Уметь объяснять причины возникновения землетрясений, извержений вулканов.

Учебник, атлас, рабочая тетрадь, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника.

Литосфера

Литосферные плиты

Ядро Мантия Земная кора

Магма

4(16)

Рельеф Земли. Равнины.

Пр.раб.16

Описание по карте равнин  и гор по плану.

Урок формирования и закрепления знаний и умений

Опрос домашнего задания, беседа, работа с текстом и рисунками учебника, атласом, рабочей тетрадью

Рельеф

Выветривание

Равнины

Впадины

Низменности

Возвышенности

Плоскогорья

Уметь описывать горы и равнины по типовому плану.

Учебник, атлас, рабочая тетрадь, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника.

Литосфера

Литосферные плиты

Ядро Мантия Земная кора

Магма

5(17)

Рельеф Земли. Горы.

Пр.раб.17

Описание рельефа своей местности.

Урок формирования и закрепления знаний и умений

Опрос домашнего задания, беседа, работа с текстом и рисунками учебника, атласом, рабочей тетрадью.

Горы

Горные хребты

 Межгорные долины

Горная страна

Сели

Лавины Овраги

Дюны Барханы

Уметь описывать рельеф своей местности.

Учебник, атлас, рабочая тетрадь, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника.

Рельеф

Выветривание

Равнины

Впадины

Низменности

Возвышенности

Плоскогорья

Тема 6. Гидросфера  5ч

1(18)

Состав и строение гидросферы.

Урок изучения нового материала

Беседа, работа с текстом и рисунками учебника, атласом, рабочей тетрадью

Гидросфера

Уметь объяснять мировой круговорот воды в природе.

Учебник, атлас, рабочая тетрадь, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника.

Оболочки Земли: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера.

2(19)

Мировой океан.

Пр.раб.19

Обозначение на контурной карте крупнейших рек и озер мира.

Урок формирования и закрепления знаний и умений

Опрос домашнего задания, беседа, работа с текстом и рисунками учебника, атласом, рабочей тетрадью

Мировой океан

Море залив  пролив остров архипелаг полуостров

Умение работать с контурной картой

Учебник, атлас, рабочая тетрадь, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника.

Гидросфера

3(20)

Воды океана.

Пр.раб.21

Анализ интересных фактов о гидросфере, собранных в различных источниках, и написание аннотации по одному из источников информации.

Урок формирования и закрепления знаний и умений

Опрос домашнего задания, беседа, работа с текстом и рисунками учебника, атласом, рабочей тетрадью

Соленость айсберг цунами волны приливы отливы

Объяснять причины  разной солености морей, возникновение волн, цунами, приливов  и отливов.

Учебник, атлас, рабочая тетрадь, карточки  для проверки  знаний, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника.

Гидросфера Мировой океан

Море залив  пролив остров архипелаг полуостров

4(21)

Реки – артерии Земли.

Пр.раб.20

На примере местной реки, озера установление связи гидросферы с другими оболочками Земли.

Урок формирования и закрепления знаний и умений

Опрос домашнего задания, беседа, работа с текстом и рисунками учебника, атласом, рабочей тетрадью

Река речная система, речной бассейн, исток устье  приток, русло  водораздел питание реки, режим реки(половодье паводок,

межень) пороги водопад

Определять по карте исток и устье реки, направление течения реки, притоки; режим и питание реки.

Учебник, атлас, рабочая тетрадь, карточки  для проверки  знаний, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника.

Гидросфера Мировой океан

Море залив  пролив остров архипелаг полуостров

5(22)

Озера. Подземные воды. Ледники.

Пр.раб.18

Описание реки и озера по плану.

Урок формирования и закрепления знаний и умений

Опрос домашнего задания, беседа, работа с текстом и рисунками учебника, атласом, рабочей тетрадью

Озеро, озерная котловина, сточные и бессточные озера, подземные воды, ледники

Уметь описывать по плану реки и озера.

Учебник, атлас, рабочая тетрадь, карточки  для проверки  знаний, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника.

Гидросфера Мировой океан

Море залив  пролив остров архипелаг полуостров

Тема 7. Атмосфера  5ч

1(23)

Атмосфера – воздушная оболочка Земли.

Пр.раб.22

Наблюдение за погодой. Составление и анализ календаря погоды.

Урок изучения нового материала

Беседа, работа с текстом и рисунками учебника, атласом, рабочей тетрадью.

Атмосфера тропосфера стратосфера озоновый слой

Умение наблюдать за погодой составлять и вести календарь погоды.

Учебник, атлас, рабочая тетрадь, мультимедийное  приложение к учебнику, иллюстрации учебника.

Оболочки Земли: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера.

2(24)

                                                                 Тепло в атмосфере.

Пр.раб.23

Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показания термометра.

Урок формирования и закрепления знаний и умений

Опрос домашнего задания, беседа, работа с текстом и рисунками учебника, атласом, рабочей тетрадью

Температура, средняя суточная температура, амплитуда колебаний температуры (суточная, годовая)

Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показания термометра.

Учебник, атлас, рабочая тетрадь, карточки  для проверки  знаний, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника.

Атмосфера тропосфера стратосфера озоновый слой

3(25)

Атмосферное давление.

Пр.раб.24

Построение и анализ розы ветров.

Урок формирования и закрепления знаний и умений

Опрос домашнего задания, беседа, работа с текстом и рисунками учебника, атласом, рабочей тетрадью

Атмосферное давление барометр  ветер бриз роза ветров муссон

Умение строить  и анализировать розу ветров.

Учебник, атлас, рабочая тетрадь, карточки  для проверки  знаний, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника.

Атмосфера тропосфера стратосфера озоновый слой амплитуда колебаний температуры (суточная, годовая)

4(26)

Атмосферные осадки.

Пр.раб.26

Анализ погоды на ближайшие 2-3 дня.

Урок формирования и закрепления знаний и умений

Опрос домашнего задания, беседа, работа с текстом и рисунками учебника, атласом, рабочей тетрадью

Абсолютная влажность относительная влажность облака атмосферные осадки

Умение рассчитывать относительную влажность воздуха.

Учебник, атлас, рабочая тетрадь, карточки  для проверки  знаний, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника.

Атмосфера тропосфера стратосфера озоновый слой амплитуда колебаний температуры (суточная, годовая)

5(27)

Погода. Климат и климатические факторы.

Пр.раб.25

Характеристика климата своей местности; его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

Урок формирования и закрепления знаний и умений

Опрос домашнего задания, беседа, работа с текстом и рисунками учебника, атласом, рабочей тетрадью

Погода воздушные массы  ураган смерч туман  климат

Умение характеризовать климат своей местности.

Учебник, атлас, рабочая тетрадь, карточки  для проверки  знаний, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника.

Атмосфера тропосфера стратосфера озоновый слой амплитуда колебаний температуры (суточная, годовая) Абсолютная влажность относительная влажность

Тема 8.  Биосфера  2ч

1(28)

Биосфера. Состав биосферы, связь с другими сферами Земли.

Пр.раб.27

Составление схемы взаимодействия оболочек Земли.

Урок изучения нового материала

Беседа, работа с текстом и рисунками учебника, атласом, рабочей тетрадью

Биосфера Почва плодородие Перегной (гумус)  круговорот веществ в природе

Умение составлять и объяснять схему взаимодействия оболочек Земли.

Учебник, атлас, рабочая тетрадь,  мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника.

Оболочки Земли: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера.

2(29)

Разнообразие растений и животных и их распространение на Земле.

Пр.раб.28

Описание одного растения или животного своей местности.

Урок формирования и закрепления знаний и умений

Опрос домашнего задания, беседа, работа с текстом и рисунками учебника, атласом, рабочей тетрадью

Биосфера

Круговорот веществ в природе

Умение работать с источниками дополнительной информации

Учебник, атлас, рабочая тетрадь, карточки  для проверки  знаний, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника.

Оболочки Земли: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера.

Тема 9. Географическая оболочка Земли  3ч

1(30)

Состав и строение географической оболочки.

Пр.раб.29

Подготовка сообщения на тему «Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах».

Урок изучения нового материала

Беседа, работа с текстом и рисунками учебника, атласом, рабочей тетрадью

Географическая оболочка

Природный комплекс

Пояса освещенности  

Умение объяснять свойства географической оболочки

Учебник, атлас, рабочая тетрадь, карточки  для проверки  знаний, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника.

Оболочки Земли: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера.

2(31)

Природные зоны Земли – зональные природные комплексы.

Урок формирования и закрепления знаний и умений

Опрос домашнего задания, беседа, работа с текстом и рисунками учебника, атласом, рабочей тетрадью

Природные зоны, широтная и высотная зональность, экваториальный  лес, саванна, пустыня, степь, леса умеренных широт,   тундра, арктические пустыни

Умение работать с текстом учебника , выделять главное, составлять и заполнять таблицу.

Учебник, атлас, рабочая тетрадь, карточки  для проверки  знаний, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника.

Географическая оболочка, свойства географической оболочки, природный комплекс.

3(32)

Культурные ландшафты.

Пр.раб.30

Моделирование возможных преобразований на участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения.

Урок формирования и закрепления знаний и умений

Опрос домашнего задания, беседа, работа с текстом и рисунками учебника, атласом, рабочей тетрадью

Культурный ландшафт  (городской сельскохозяйственный, промышленный)

умение применять полученные знания в творческих заданиях.

Учебник, атлас, рабочая тетрадь, карточки  для проверки  знаний, мультимедийное приложение к учебнику, иллюстрации учебника.

Географическая оболочка, свойства географической оболочки, природный комплекс.

Резерв 3ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Европейский Север" 9 класс

Презентация используется при изучении района Европейский Север. Содержит план характеристики экономического района и порядок работы с ним при изучении ЭГП....

Презентация "Европейский Север"9 класс

Презентация разработана для более подробного изучения экономических районов. Материал содержит дополнительную информацию, глубже знакомит с историей жизни людей,развитием хозяйства, рассказывает о важ...

Открытый урок по теме "Европейский Север. Природное и культурное наследие" с презентациями, 9 класс

Конспект открытого урока географии  по теме "Европейский Север. Природное и культурное наследие".  Учебник. Алексеев А.И. и др. География России. Хозяйство. 9 класс. Москва, Дрофа, 2012 г.Ма...

Тест "Европейский Север и Европейский Юг"

Европейский Север и Европейский Юг...

Тестирование по теме "Европейский Север и Северо-Запад России" 9 класс

Тестирование по географии для учащихся 9 класса по теме "Европейский Север и Северо-Запад России" (в двух вариантах)...

презентация Европейский Север 9 класс

презентация Европейский Север 9 класс...

"Слепая" карта, Европейский Север и Северо - Запад, 9 класс

Очень люблю в своей работе по регионам страны использовать "слепые " карты, где учащиеся должны по памяти, по очертанию и расположению субъектов определить его название и административный це...