рабочая программа по географии 10-11 класса " Полярная звезда"
рабочая программа по географии (10 класс) на тему

Новосельцева Татьяна Анатольевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«ЛИЦЕЙ №124»

ПРИНЯТО                                                                                Утверждаю

Методическим объединением                                                Директор МБОУ «Лицей№ 124    учителей естественнонаучных  

дисциплин                                                                                 ____________Н.М. Погребников

МБОУ «Лицей№ 124»                                                             Приказ от

Протокол от 29.08.2014 №1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии

Программа  общего(полного) образования

10-11 класс

2014-2015 учебный год

Программа общеобразовательных учреждений по географии

Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина.

Москва. Просвещение. 2009 год

Учитель:   Новосельцева Татьяна Анатольевна

        Барнаул 2014

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии России в 10-11 классе составлена

 на основе  авторской программы ( А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина) . Программы общеобразовательных учреждений. 6-9 классы, 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2009.

В 10 классе изучаем общие особенности  современного мира , в 11 – регионы и страны. Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю)  в 10 классе. Из них практических (оценочных)  работ - 5, контрольных-2, резерв времени -1 час.

В 11 кассе- практических оценочных работ-4, контрольных -1, резерв времени- 3 часа. Рабочая программа незначительно отличается отавторской. Увеличено количество часов на изучение тем «Население», «Политическая карта мира» за счет резервного времени. В 11 классе увеличено количество часов на изучение темы « Регионы и страны» за счет резервного времени.

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

1)Базисный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный МО РФ № 1312 от 09.03.2004;

2)Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный МО РФ от 05.03.2004 № 1089;

3)Авторская программа общеобразовательных учреждений по географии для 10-11 классов линии «Полярная звезда» (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина), 2009г., М.; Просвещение;

4)Положение о рабочей программе по учебному предмету, курсу в МБОУ «Лицей № 124», утвержденный приказом № 64 от 31.08.2012г.;

5)Федеральный список учебников, допущенных Министерством образования РФ на 2014-2015 учебный год, утвержденный Приказом МО РФ № 302 от 07. 12. 2005г.

В условиях динамично развивающегося мира все большее значение приобретает географическое образование, обеспечивающее формирование у школьников географической культуры – одной из важнейших составляющих общей культуры человека. Значимость географии в общей культуре человека определяется ее положением в системе образования как единственной интеграционной учебной дисциплины, изучающей природные и социально-экономические явления и процессы в  их единстве и взаимосвязи.

Цели и задачи данного курса: дать учащимся представление о современном мире на глобальном, региональном, субрегиональном и страноведческом уровне. Выявить сегодняшнее состояние территории лишь как «миг между прошлым и будущим» и результат длительного исторического развития изучаемого региона. Современная география рассматривает изучаемые явления и процессы в экономическом, политическом, культурном и практическом аспектах, что позволяет раскрыть всю многогранность географических проблем.

Планируемый результат обучения: овладение учащимися системой социально-экономических, экологических, картографических, политических знаний, умений, ценностных отношений; освоение путей применения знаний в разнообразных ситуациях; формирование у учащихся социальных, коммуникативных, географических компетенций.

Изменения в содержании рабочей программы незначительно отличается от примерной и авторской программ.

Формы и методы, технологии обучения.

Коммуникативное обучение на основе схемных и знаковых моделей  учебного материала; технологии социального взаимодействия ( дискуссии, групповая работа, анализ ситуаций ), практико-ориентированные технологии(практикумы, проекты), игровые технологии  (КВН, соревнования), ИКТ-технологии, проблемно-диалогическая. Уроки систематизации и контроля  знаний, рефлексии, практикумы, актуализации  знаний . Темы уроков «Учимся с Полярной звездой» связаны с проектной деятельностью и предполагает групповую или индивидуальную работу обучающихся в форме дискуссий, практических работ, исследовательской деятельности, поиска информации в интернете.

Требования к уровню подготовки учащихся.

      В результате изучения курса «География. Современный мир» ученик должен:
      
1) знать / понимать:
      этапы освоения Земли человеком, изменение характера связей человека с природой;
      важнейшие природные ресурсы мира и особенности их использования;
      необходимость оптимизации человеческого воздействия на природную среду;
      особенности научно-технической революции;
      понятие «природопользование», виды природопользования;
      идеи устойчивого развития общества;
      особенности динамики численности населения, воспроизводство населения и его типы, направления демографической политики в различных странах мира;
      этнический состав населения, крупные языковые семьи мира и ареалы их распространения, половозрастную структуру населения;
      занятость населения, особенности размещения населения по территории Земли; районы с наиболее высокой и самой низкой плотностью населения;
      крупнейшие города и агломерации мира;
      причины и виды миграций;
      культурно-исторические центры мира, ареалы распространения мировых религий, крупнейшие цивилизации мира и их особенности;
      этапы формирования политической карты мира, формы правления, государственный строй, типологию стран на политической карте мира;
      секторы экономики, основные отрасли мирового хозяйства, технико-экономические и организационно-экономические факторы размещения производительных сил в эпоху НТР; особенности глобализации мировой экономики, место России в мировой экономике;
      понятие «международное разделение труда», формы мирохозяйственных связей, роль экономической интеграции;
      крупнейшие по площади страны мира и их столицы, географическое положение, основные природные ресурсы, население, особенности развития и размещения отраслей экономики;
      географическую номенклатуру, указанную в учебнике;
      
2) уметь:
      анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации;
      определять обеспеченность стран отдельными видами ресурсов, рациональность и нерациональность использования ресурсов;
      определять страны, являющиеся крупнейшими экспортерами и импортерами важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;
      определять демографические особенности и размещение населения, направления современных миграций населения;
      определять общие черты и различие в воспроизводстве и составе населения различных регионов мира;
      характеризовать особенности размещения отраслей промышленности и сельского хозяйства;
      определять факторы размещения ведущих отраслей промышленности;
      составлять экономико-географическую характеристику отдельных стран и сравнительную географическую характеристику двух стран;
      уметь осуществлять прогноз основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;
      выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества;
      устанавливать причинно-следственные связи для объяснения географических явлений и процессов;
      составлять развернутый план доклада, сообщения;
      составлять картосхемы связей географических процессов и явлений;
      строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы;
      составлять и презентовать реферат;
      участвовать в обсуждении проблемных вопросов, включаться в дискуссию;
      работать с различными видами текста, содержащими географическую информацию (художественный, научно-популярный, учебный, газетный);
      
3) оценивать:
      обеспеченность отдельных регионов и стран природными и трудовыми ресурсами;
      рекреационные ресурсы мира;
      современное геополитическое положение стран и регионов;
      положение России в современном мире;
      влияние человеческой деятельности на окружающую среду;
      экологические ситуации в отдельных странах и регионах;
      тенденции и пути развития современного мира.

                                           

10 класс

Тематический поурочный план учебного предмета «География»

(1 час в неделю, 35 учебных недель)

№ Урока

Тема урока

Виды деятельности обучающихся(практические лабораторные, контрольные работ, экскурсии и т.д

Планируемые образованиельн

ые  результаты

изучения темы

Ведущие

фомы,

методы,  средства

обучения

 на  уроке

                              Тема № 1 Человек и ресурсы Земли – 10 часов

1.

От древности до наших дней

Знать/понимать:

этапы освоения Земли, изменение характера связей человека с природой,важнейшие природные ресурсы мира и особенности их использования,особенностиНТР,понятие «природопользование», виды природопользования, идеи устойчивого развития.

Уметь:

анализировать статистические материалы, определять обеспеченность  стран отдельными видами природных ресурсов

Практические работы с картами, картосхемами, таблицами, диаграммами.

Тестовый

тематический контроль знаний

2.

Современное освоение планеты

3.

Природные ресурсы и экономическое развитие

Практическая работа №1

«Определение ресурсообеспеченности стран»

4.

Ископаемые ресурсы

5.

Земельные ресурсы

6.

Водные ресурсы

7.

Лесные ресурсы

8.

Ресурсы Мирового океана

9.

Другие виды ресурсов

10.

Природопользование и устойчивое развитие

Контрольная работа №1

Тема №2  География населения – 6 часов

11.

Динамика численности населения

 Знать/уметь:

Особенности динамики численности населения,виды воспроизводства

населения, направления демографической политики, крупные языковые семьи, половозрастную структуру населения, определять направления современных миграций и размещение населения мира, крупнейшие города и агломерации

Работа с текстом учебника, картосхемами, диаграммами, картами атласа, таблицами приложения

статистическими материалами.

Тематический контроль знаний.

12.

Этническая и языковая мозаика

13.

Возрастно-половой состав и занятость

14.

Практическая работа №2 «Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира»

15.

Расселение: жители городов и деревень

16.

Миграции населения

                       

Тема 3 География культуры, религий, цивилизаций – 4 часа

17.

Что изучает география культуры

Знать/ уметь:

Культурно-исторические центры мира,ареалы распространения мировых религий,крупнейшие цивилизации и их особенности

Работа с таблицами, картосхемами, картами, самостоятельная работа с текстом учебника, систематизация знаний, заполнение таблицы, тестовый контроль знаний

18.

География религий

19.

Цивилизации Востока

20.

Цивилизации  Запада

                                             Тема №4 Политическая карта мира – 5 часа

21.

Периоды формирования политической карты мира

Знать/уметь:

Этапы формирования политической карты мира, формы правления, государственный строй, типологию стран.

Оценивать:

Современное геополитическое положение стран и регионов

Работа с картой политической, таблицей приложения на стр. 264, схемой на стр. 88 и 91, тестовый контроль знаний

22.

Государство-главный объект политической карты

Практическая работа №3

«Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира»

23.

Типы государств

24.

Политическая география и геополитика

25.

Практическая работа №4 «Характеристика ПГП страны. Его изменение во времени»

                                            Тема №5 География мировой экономики- 10 часов

26.

Мировая экономика: ее состав, динамика, глобализация. НТР

Знать/уметь:

Секторы экономики, основные отрасли мирового хозяйства, Факторы размещения производства, особенности глобализации мировой экономики, место России в мировой экономики, роль экономической интеграции.

Характеризовать особенности размещения отраслей промышленности и сельского хозяйства

Работа с текстом учебника, диаграммами, карто-схемами,  самостоятельная работа

по картам атласа , контурным картам, тематический контроль знаний

27.

Международное разделение труда

27.

Горнодобывающая промышленность.

Энергетика

28.

Обрабатывающая промышленность

29.

Обрабатывающая промышленность

30.

Практическая работа №5 «Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности мира»

31.

Сельское хозяйство

32.

Транспорт и сфера услуг

33.

Мировые хозяйственные связи и сфера услуг

34.

Итоговый урок

Контрольная работа №2

35.

Резерв времени

 11 класс

Тематический поурочный план учебного предмета «География»

(1 час в неделю, 34 учебных недели)

№ Урока

Тема урока

Виды деятельности обучающихся(практические лабораторные, контрольные работы, экскурсии и т.д.)

Планируемые образовательные

  результаты

изучения темы

Ведущие

    формы,

методы,  средства

обучения

 на  уроке

                                        Тема №1 Регионы и страны – 26 часов

1.

Как поделить земное пространство?

Знать/понимать:

Крупнейшие по площади страны и их столицы, географическое положение, основные природные ресурсы, население, особенности развития и размещения отраслей экономики стран.

Уметь:

Составлять экономико-географическую характеристику от

дельных стран и сравнительную

характеристику двух стран.

Оценивать

Природные условия и ресурсы

стран для жизни и хозяйственной деятельности

человека

Работа с политичес-кой картой

и рис. 54,

диаграмма-ми на стр.149,

таблицами приложения

стр. 264,

со схемами,

карто-схемами.

Самостояте-льная работа с текстом учебника.

Анализ карт атласа.

Тестовый контроль

знаний.

Работа с контурными картами.

Диктант по

терминам

2.

Центры экономической мощи и «полюсы» бедности

3.

Англоязычная Америка.

США

4.

США. Внутренние различия

5.

Канада

6.

Латинская Америка

7.

Регионы Латинской Америки

8.

Страны Л. Америки

Практическая работа №1

«Оценка природных условий и ресурсов одной из стран для жизни и хозяйственной деятельности человека»

9.

Западная Европа

10.

Германия

11.

Великобритания

Анализировать

статистические материалы и

данные средств массовойинфор-

мации

12.

Франция

13.

Италия

14.

Центрально-Восточная Европа

15.

Центрально-Восточная Европа

Практическая работа №2

«Экономико-географическая характеристика одной из

Стран Ц-В Европы»

План на стр. 164

16.

Постсоветский регион

17.

Зарубежная Азия

18.

Китайская Народная Республика

19.

Япония

20.

Юго-Восточная Азия

21.

Южная Азия

22.

Юго-Западная Азия и

Северная Африка

23.

Тропическая Африка

и ЮАР

24.

Тропическая Африка

Практическая работа№3

«Сравнительная характеристика двух стран»

25.

Австралия и Океания

26.

Обобщение знаний

Контрольная работа №1

                        Тема №2 Глобальные проблемы человечества – 5 часов

27.

Глобальные проблемы

Уметь:

Осуществлять прогноз основных направлений

антропогенного воздействия на природную среду

в современном мире, выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества.

Оценивать экологические ситуации в отдельных странах и регионах, тенденции и пути развития современного мира

Работа с различными

источниками

информации

Работа в

парах и группах

Обсуждение проблемных

вопросов

28.

Отсталость, голод, болезни

29.

Энергетическая и сырьевая проблемы

30.

Экологическая проблема

31.

Обобщение знаний

Практическая работа №4

«На примере одной из глобальных проблем человечества раскрыть ее причины, сущность, предложить пути решения»

32-34.

Резерв времени

Формы и средства контроля образовательных результатов обучающихся:

Беседа, фронтальный опрос, индивидуальный, работа по картам атласа и контурным картам, диаграммам, графикам, проверочные работы и самостоятельные, тесты, компьютерные презентации, контрольные работы.

Оценочные практические работы в 10 классе:

  1. «Определение ресурсообеспеченностистран»
  2. «Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира»
  3. «Составление систематизирующей таблицы « Государственный строй стран мира»
  4. «Характеристика политико0географического положения страны. Его изменение во времени»
  5. «Составление экономико- географической характеристики одной из отраслей промышленности мира»

Оценочные практические работы в 11 классе:

  1. «Оценка природных условий и ресурсов одной из стран для жизни и хозяйственной деятельности человека»
  2. «Экономико-географическая характеристика одной из стран Ц-В Европы»
  3. «Сравнительная характеристика двух стран»
  4. «На примере одной из глобальных проблем человечества раскрыть ее причины,  сущность, предложить пути решения»

Критерии и нормы оценивания обучающихся

Оценка устных ответов учащихся:

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов, теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильно выполняет графики, схемы. Заполняет контурные карты, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу географии, а также, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ учащегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5»,но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом. Если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы.

В усвоении вопросов курса географии, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, одной негрубой ошибки и трех недочетов, допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».

Оценка «1» не ставится

Оценка письменных контрольных работ(тестовых работ)

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» ил правильно выполнено менее 2/3 всей работы

Оценка «1»не ставится

Оценка практических работ

       Оценка «5» ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме, самостоятельно, сделал выводы, правильно и аккуратно

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5»,но были допущены два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильны результат и вывод.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов

Оценка «1»не ставится

Оценка работ, выполненных по контурной карте

Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно

Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов

Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты

Оценка «2» ставится в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал ее на проверку учителю

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по предмету:

1. Ю.Н. Гладкий,  В.В. Николина.  География. Современный мир. 10 -11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; 4-е издание, М.: Просвещение, 2011.

2. География. Мой тренажер. 10 -11 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.  В.В. Николина - М.: Просвещение, 2014.

3. Географический атлас 10-11 класс. – М.:Просвещение, 2014

4. Николина В. В. Поурочные разработки. 10-11класс.М.: Просвещение, 2014

5.Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии. Экономическая и социальная география мира. М.; Вако, 2007

6.География в таблицах и диаграммах. О.В. Чичерина, Ю.А. Моргунова-М.; АСТ:Астрель: Хранитель, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии 6-11 класс "Полярная звезда"

В программе:1. Пояснительная записка2. Содержание курса3. Требования к уровню подготовки выпускников...

Рабочая программа по географии 5-9 класс. " Полярная звезда" ФГОС 2-го поколения

Рабочая программа составлена  на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 г.Программы предметной линии учебников «Полярная звезда» 5-9 кла...

Рабочая программа по географии 5-9 классы Полярная звезда

Рабочая программа по географии 5-9 классы к УМК "Полярная звезда"...

Рабочая программа по географии 5-9 класс Полярная звезда

Рабочая программа учебного предмета «география» 5-9 классы разработана на основе:Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г №273-ФЗ,Федерального государстве...

Рабочая программа по географии 5-9 класс. Полярная звезда

Рабочая программа по географии 5-9 класс . Полярная звезда....