элективный курс "География человеческой деятельности"
элективный курс по географии (10 класс) на тему

Ефремова Наталья Васильевна

элективный курс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_po_geografii_10-11_klass.docx28.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 7г. Калуги

Рассмотрено

на заседании

педагогического совета

протокол №1 от29.08.2014г.

Утверждено

Приказом №186-од

«29» августа 2014 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По элективному курсу

«География человеческой деятельности»

10-11 класс

35 часов

Программа подготовлена: Ефремовой Н.В.,

учителем географии

МБОУ «СОШ№ 7»

Г. Калуги

2014 - 2015 учебный год

Пояснительная записка

Элективный курс « География человеческой деятельности» предназначен для учащихся 10-11 классов и рассчитан на 35 часов. Содержание курса направлено на расширенное и углубленное изучение вопросов, которые вызывают у учащихся наибольшее затруднение при подготовке к экзаменам, способствует формированию устойчивого интереса к предмету, исследовательского подхода в решении географических задач.

Современный мир меняется с невиданной быстротой. Переплетаются экономические связи. Растет население Земли. Судьбы отдельных народов сливаются в одну всемирную судьбу. В этих условиях данный курс приобретает колоссальное значение. В нем резко усиливается культурно-гуманистическое звучание и соответственно вытесняется производственная доминанта. Речь идет об увеличении времени на изучение географии народов, религий, языков, культур и т. д.

Приоритетное внимание уделяется проблеме взаимодействия общества и природной среды, что связано с реализацией принципа экологизации школьного образования, направленного на воспитание у учащихся бережного отношения к нашему общему дому-планете Земля.

В числе других важнейших принципов, положенных в основу курса - историзм, с помощью которого можно нарисовать социально-экономическую панораму в динамике, принципы актуальности, системности и т. д.

Кроме традиционной системы научных понятий даются знания, например о теории «демографического перехода», о сущности политической географии  и т. д.

Последовательность разделов диктуется историко-географической логикой. Курс открывается разделом «Политическая карта мира». От этого раздела логичен переход к изучению раздела «География населения и культуры», затем «География городов», «География мирового хозяйства» и завершается курс разделом «Территориальные закономерности экономического и политического развития».

Современный мир становится все более взаимосвязанным и взаимозависимым. Перед данным курсом встают новые и ответственные задачи структурного и проблемного изучения нашего мира во всех его быстро меняющихся «красках» и территориальном многообразии.

 Основные цели:

--- сформировать у учащихся целостное представление об окружающем мире

---показать глубокую взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара

---научить работать с различными источниками информации, анализировать, систематизировать материал, формулировать выводы, уметь их аргументировать

---выработать умение применять в жизненных ситуациях полученные знания, придать практическую направленность изучаемому материалу

---воспитать уважение и любовь не только к своей Родине, но и к истории и культуре других стран и народов мира

---сформировать понимание общечеловеческой ответственности и ответственности каждого конкретного человека за состояние мира, в котором он живет, за судьбу будущих поколений

 Ожидаемые результаты:

1. Учащиеся научатся оценивать:

-- сравнительную выгодность (и значение) географического положения экономических объектов

--геополитическое положение России (в историческом ретроспекте)

--уровень социально-экономического развития страны через систему показателей

--стадии демографического перехода (по странам и регионам мира)

--динамику демографической структуры населения стран

--влияние доли городского населения на уровень социально-экономического развития страны

--сформированность систем городского расселения (с использованием правила «ранг-размер»)

--факторы размещения промышленных предприятий

--качество административно-территориального деления и нарезки округов для голосования

--распределение национального дохода между районами страны (построение кривой Лоуренса и картографирование результатов анализа)

2. Приобретут умения и навыки:

--выделять типы стран по методике многопризнаковой классификации

--строить демографические пирамиды

--анализировать ценообразование на землю в конкретном городе (по функциональным зонам)

--проводить функциональное и экологическое зонирование территории города

--выбирать оптимальное место жительства в городе для людей разного уровня достатка и разных социальных групп

--анализировать статистику внешней торговли в динамике (объемы, география и товарная структура экспорта и импорта) по странам и регионам мира

--проводить многопризнаковое и однопризнаковое районирование

--выбирать наиболее существенные признаки для районирования

 Формы работы:

--интерактивные лекции (получение знаний)

--семинары (анализ, систематизация данных)

--беседы (в воспитательных целях, обмен мнениями)

--практические работы с картами и статистическими данными (применение полученных знаний)

--творческие работы (расширение кругозора, заинтересованность в информации)

Формы контроля:

--тестирование (для получения промежуточного или итогового зачета по теме)

--самостоятельные работы (для промежуточного контроля)

--эссе, творческая работа (для получения итогового зачета по разделу или курса)

с последующей защитой на уроке или конференции (по выбору учителя)

Содержание курса состоит из четырех разделов:

Раздел 1. Политическая карта мира – 9 часов. Раздел позволяет познакомить учащихся с современной политической картой мира, с качественными и количественными сдвигами на ней, с главными объектами политической карты- государствами. Вооружает учащихся знаниями по политической географии, необходимыми для понимания основных направлений современного мира.

Раздел 2. География международного туризма – 9 часов. Раздел представляется особенно актуальным, так как данное направление в школьной географии раннее  не рассматривалось , а несет в себе общезначимую культурологическую направленность и способствует формированию всесторонне образованной личности. Раздел знакомит учащихся с размещением  основных туристических ресурсов и центров туризма в различных районах мира, РФ, Краснодарского края, а также с фактической организацией международного туризма, тенденциями и перспективами их развития.

Раздел 3. Основы топографии – 8 часов. Раздел позволяет познакомить  учащихся с профессией топографа, востребованной во многих отраслях современной экономики: строительстве, геофизике, мелиорации, нефтяной и газовой промышленности. Теоретическая часть направлена на повторение и углубление знаний по теме «План и карта»,являющейся одной из сложных при подготовке к ЕГЭ по географии. Теория сопровождается практическими работами с решением географических задач. Определение направлений и расстояний по топографической карте, азимут, построение профиля и решение задач по профилю. Программа курса позволяет углубить знания, способствует овладению умениями, свободным применением их на практике, в измененной, усложненной ситуации.

Раздел 4. Россия в цифрах и фактах -9 часов. Раздел дает возможность учащимся приобретать дополнительные навыки в работе со справочными материалами, картами и картосхемами различного содержания, что углубляет их знания и расширяет географический кругозор. В разделе рассматриваются главные черты природы России, природно- ресурсный потенциал, экономическое развитие промышленных комплексов, показано место России в мировой экономике.

Элективный курс «Избранные вопросы географии» способствует оптимальной подготовки к ЕГЭ, ориентирует учащихся на выбор профессии, связанной с географией.

                                 

                                          Учебно - тематический план

Наименование разделов и тем курса

Всего часов

            В том числе

Лекции

Практические работы

Самостоятельные работы

1.

Политическая карта мира.

9

7

2

1.

Введение

1

1

2.

Формирование и развитие политической карты

2

1

1

3.

Структура политической карты

2

2

4.

Международные организации

4

3

1

2.

География международного туризма

9

3

3

1.

Социально- экономичческая сущность туризма, его виды и функции

4

1

1

2

2.

Основные центры международного туризма

2

1

1

3.

География туризма в Российской Федерации.

2

1

1

3.

Основы топографии

8

2

6

4.

Россия в цифрах и фактах

9

1.

Физическая география

4

4

2.

Экономическая география

14

1

3

Зачёт

1

35

18

Календарно - тематическое планирование элективного курса

« География человеческой деятельности»

№ п/п

№урока в теме

Наименование тем курса

Практическая часть, Самостоятельные работы

1.

1

Политическая география мира.

Введение. Политическая география как предмет изучения политической географии

9

1

Тема 1. Формирование и развитие политической карты.

2

2

1

Изменения политической карты на современном этапе.

1

3

2

Характеристика политико- географического положения страны, его изменения.

1

Практическая работа 1.

Тема 2. Структура политической карты мира

2

4

1

Типы государств современного мира.

1

5

2

Несамоуправляющиеся территории. Самопровозглашенные государства.

1

Тема 3. Международные организации

4

6

1

Международные организации: значение, функции.

1

7

2

Политические и политико- экономические организации.

1

8

3

Межправительственные и неправительственные, глобальные и региональные организации.

1

9

4

Составление «визитной карточки» международной организации.

1

Практическая работа 2.

География международного туризма

9

Тема 1. Социально- экономическая сущность туризма, его виды и функции

4

10

1

Международный туризм как одна из форм международного разделения труда.

Виды, формы, функции  и классификация туризма.

1

11

2

Составление картосхемы основных районов международного туризма.

1

Практическая работа 3.

12

3

Экскурсия как туристическая услуга. Самост. работа. Составление экскурсии по одному из интересных мест, музеев мира, РФ, Калужской области.

1

13

4

Реклама туристическая как фактор менеджмента в туризме. Самост. Работа. Составление информационно- рекламных листков « Поездка за рубеж».

1

Тема 2. Основные центры международного туризма

2

14

1

Европа- старейший центр международного туризма.

1

15

2

Нанесение на карту объектов туризма.

1

Практическая работа 4.

Тема 3. География туризма в Российской Федерации.

2

16

1

Роль РФ в развитии международного туризма.

Туристические потоки в РФ.

1

17

2

Разработка по карте проекта туристического маршрута с целью показа интересных природных и хозяйственных объектов одного из регионов РФ.

1

Практическая работа 5.

Основы топографии

8

19

1

План и карта. Работа с топографической картой, географические способы нанесения информации: знаки, изолинии, послойная окраска

1

Практическая работа 6.

20

2

Масштаб и его виды. Решение задач на определение расстояний с помощью масштабов по плану и карте.

1

Практическая работа 7.

21

3

Ориентирование. Определение направлений по плану и карте. Способы ориентирования на местности.

1

Практическая работа 8.

22

4

Градусная (картографическая) сетка. Определение географических координат по картам и фрагментам карт.

1

Практическая работа 9.

23

5

Искажения на картах.

1

24

6

Условные знаки топографических карт. Чтение топографических карт.

1

Практическая работа 10.

25

7

Нанесение объектов в условных знаках.

1

26

8

Построение профиля рельефа местности по заданной линии

1

Практическая работа 11.

Россия в цифрах и фактах

8

Тема 1. Физическая география.

4

27

1

Географическое положение. Нанесение на к/карту самых крупных объектов природы России.

1

Практическая работа1 2.

28

2

Рельеф, геология, тектоника. Определение соответствия признаков геологической эре.

1

Практическая работа 13.

29

3

Крупнейшие водоемы России. Определение местоположения крупнейших водохранилищ .

1

Практическая работа 14.

30

4

Природно-ресурсный потенциал России. Природно-ресурсный потенциал Севера России.

1

Практическая работа 15.

Тема 2. Экономическая география.

4

31

1

Расселение населения. Составление картосхемы - основная зона расселения.

1

Практическая работа 16.

32

2

Место России в мировой экономике. Определение динамики объема российского экспорта.

1

Практическая работа 17.

33

3

Географическая структура внешней Российской торговли. Построение картосхемы внешних экономических связей.

1

Практическая работа 18.

34

4

Иностранный капитал в Калужской области. Совместные и иностранные предприятия.

1

35

Зачетное занятие

1

Список литературы.

Раздел: Политическая карта мира. 

Список литературы  для учащихся:

1. Географические атласы для средней школы.

2. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М. Просвещение, 2005.

3. Детские исторические и географические энциклопедии.

4. Исторические атласы для средней школы.

5. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: учебник 10 класса общеобразовательных учреждений. М. Просвещение, 2005.

6. Родионова И.Я. Политическая карта мира. М. Московский лицей, 2002.

7. Холина В.Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика: учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением гуманитарных предметов. М. Просвещение, 2002.

Список литературы для учителей:

1. Географические атласы для средней школы.

2. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М. Просвещение, 2005.

3. Голубчик М.М. Политическая география мира: учебное пособие для вузов. Смоленск: издательство СГУ, 1998.

4. Исторические атласы для средней школы.

5. Лавров С.Б., Гладкий Ю.Н. глобальная география. 11 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. М. Дрофа, 2002.

6. Максаковский В.П. Географическая карта мира. М. Дрофа, 2003. Ч. 1. Тема 1.

7. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М. Просвещение, 2005.

8. Родионова И.А. Экономическая география: Полный курс для поступающих в вузы: учебно-справочное пособие. М. Экзамен, 2003.

9. Страны мира: Современный справочник / сост. Ю.А. Сереженко, Н.Ю. Дмитриева, Н.А. Сарафанова.- М. Мир книги, 2005.

10. Холина В.Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика: учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением гуманитарных предметов. М. Просвещение, 2002.

11. Экономическая и социальная география мира. Регионы и страны / под редакцией С.Б. Лаврова. М. Гардарики, 2002г

Раздел : География международного туризма.

Список литературы  для учащихся:

1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: учебник 10 класса общеобразовательных учреждений. М. Просвещение, 2005.

2.  Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М. Просвещение, 2005.

3. Географические атласы для средней школы.

Список литературы для учителей:

1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: учебник 10 класса общеобразовательных учреждений. М. Просвещение, 2005.

2. Холина В.Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика: учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением гуманитарных предметов. М. Просвещение, 2002.

3. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М. Просвещение, 2005.

4. Страны мира: Современный справочник / сост. Ю.А. Сереженко, Н.Ю. Дмитриева, Н.А. Сарафанова.- М. Мир книги, 2005.

5. Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. М.Дрофа. 1998г.

6. «100 красивейших городов мира», «100 чудес», «100 великолепных соборов мира», «100 национальных парков мира». М. «Мир книги». 2004.

Раздел: Основы топографии.

Список литературы для учителей:

1. География. Репетитор. Москва. «Просвещение». ЭКСМО. 2006 г.

2. География. ЕГЭ. Типовые тестовые задания. В.В.Барабанов и др. Москва. « Экзамен». 2007-2009.

3. Занимательная картография. А.М.Куприн . Москва. «Просвещение». 1998г.

4. Физическая география для поступающих в вузы под редакцией Пашканга. Москва. «Просвещение» 1991.

5. Начальный курс географии. Т.Н. Герасимова.

Раздел: Россия в цифрах и фактах.

Список литературы для учителей:

1. В.П.Дронов, И.Н.Баринова и др. «География России» (население и хозяйство). 8 класс, М. Дрофа. 2008г.

2. В.П.Дронов, И.Н.Баринова и др. «География России» (население и хозяйство). 9 класс, М. Дрофа. 2008г.

3. Атлас по географии для 8-9 класса. М. Дрофа. 2003г. 4. И.В.Липсиц « Экономика». М. Вита- Пресс. 2009 5. А.В. Погорелова. «Физическая география Краснодарского края». Краснодар. 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: «Формирование исследовательских умений учащихся в процессе изучения курса «География человеческой деятельности»

  Аннотация:   Педагогический опыт, накопленный мной по использованию проектно-исследователького метода обучения и развития учащихся, вызвал интерес у коллег-географов. С целью р...

Методическая разработка интегрированного урока "Роль топлива в различных аспектах человеческой деятельности

На основе систематизации знаний по курсу физики и физической географии рассматривается роль топлива различных аспектах человеческой деятельности....

Интегрированный урок "Роль топлива в различных аспектах человеческой деятельности"

Интегрированный урок  по курсу физики и экономической  географии России. С позиции физики и географии учащиеся оценивают  роль топлива в различных аспектах человеческой деятельност...

Познание в человеческой деятельности

Урок в 10 классе "Познание в человеческой деятельности" (базовый уровень)...

"Веселые старты" на тему: межпредметной связи на соревнованиях (или сюжеты человеческой деятельности).

Эта методическая разработка предназначена для детей начальной школы. Данные эстафеты разработаны с учетом межпредметных связей....

Рабочая программа элективного курса по географии для 9 класса «География человеческой деятельности»

Рабочая программа  элективного курса по географии для 9 класса «География человеческой деятельности»...