Практическая работа «Наблюдение за погодой, ее описание на примере г. Липецка»
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: география, географические объекты, природные и антропогенные объекты, процессы и явления.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
География как наука, ее предмет изучения. Географические объекты, их многообразие. Последовательность изучения географических объектов. Взаимосвязи между географическими объектами. Природные и антропогенные явления и процессы, происходящие на земной поверхности. Правила работы с УМК.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: обучение приемам работы ведения дневника наблюдений за погодой и фенологическими явлениями.

Урок разработан на основе требований технологии модульного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m_1-_vvedenie_6_klass.docx30.92 КБ

Предварительный просмотр:

М 1. ВВЕДЕНИЕ. 

Практическая работа «Наблюдение за погодой, ее описание на примере г. Липецка»

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: география, географические объекты, природные и антропогенные объекты, процессы и явления.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ 
География как наука, ее предмет изучения. Географические объекты, их многообразие. Последовательность изучения географических объектов. Взаимосвязи между географическими объектами. Природные и антропогенные явления и процессы, происходящие на земной поверхности. Правила работы с УМК.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: обучение приемам работы ведения дневника наблюдений за погодой и фенологическими явлениями.
 

Учебный

эл-т

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению материала

УЭ 0

ИДЦ (Интегрирующая дидактическая цель с ориентацией  на ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ): 

По завершении работы над учебными элементами обучающиеся должны:

Предметные:

Знать: задачи и предмет изучения географии, определение понятия «география» значение географии в жизни человека с древнейших времен до наших дней; особенности УМК, структуру учебника.

 Уметь: называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками; приводить примеры географических объектов; определять различия между природными и антропогенными объектами; объяснять, для чего изучают географию. 

Метапредметные:

Р- Умение организовывать, контролировать и корректировать  учебную деятельность на уроке,  

П-ОУУН: смысловое чтение, поиск, выделение и использование необходимой информации

Логические: построение логичных ответов на вопросы,

Знаково- символические: работать в тетрадях, знакомство с УМК, особенностями работы с учебником, тетрадями, К/К, атласом.

Коммуникативные: кратко пересказывать доступный по объему  текст географического содержания, выделять главную мысль, вступать в диалог, организовывать записи в тетради, в соответствии с установленными требованиями, строить взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Используй для усвоения модуля: учебник Лобжанидзе Планета Земля. Учебник с. 5–6
Атлас
Контурные карты
Тетрадь-тренажер с. 3
Тетрадь-практикум с. 3, 24–25
Тетрадь-экзаменатор с. 3
Электронное приложение к учебнику

УЭ 1

ЧДЦ: знать: особенности УМК «Сферы», требования, предъявляемые учителем,

уметь: вести записи материалов урока, отвечать на вопросы учителя.

Метапредметные:

Р- Умение организовывать, контролировать и корректировать  учебную деятельность на уроке,  

Знаково- символические: работать в тетрадях, знакомство с УМК, особенностями работы с учебником, тетрадями, К/К, атласом.

Коммуникативные: вступать в диалог, организовывать записи в тетради, в соответствии с установленными требованиями, строить взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

  1. Оргмомент.
  2. Требования и правила для обучающихся.
  • Требования к готовности на урок. ( составляющие УМК)
  • Требования к ведению тетрадей. (кол-во, подписать, рабочая тетрадь в клетку, синяя ручка, поля, отступ, выделение, рисунки, таблицы, схемы и т.д.)
  • Требования оформления контурных карт.
  • Знакомство с критериями оценивания на уроках географии.

Знакомство с критериями оценок.

Критерии устного ответа.

«5» - заслуживает ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать

«4» - есть небольшие недочёты по содержанию ответа.

«3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.

«2» - есть серьёзные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.

Критерии оценки практических и самостоятельных работ 

Отметка «5». Работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки.

Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата .

Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполненных на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показывают знания теоретического  материала, но испытывают  затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.

Отметка «2» выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащегося.

  • Знакомство с учебником.
  • Знакомство с атласом    «Карта – язык географии».

Входящая беседа:

  1. Чему обычно посвящаются первые уроки по предмету?

 

Осуществляют проверку полноты приготовленных к уроку материалов, подписывают тетради.

Знакомятся с критериями оценивания ответов и выполненных работ на уроке.

.

 

Знакомятся со структурой учебника, атласом

 

Устно.

Записывают тему урока в тетрадь.

УЭ 2

ЧДЦ: знать задачи и предмет изучения географии, определение понятия «география» значение географии в жизни человека с древнейших времен до наших дней,

уметь называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками; приводить примеры географических объектов; определять различия между природными и антропогенными объектами; объяснять, для чего изучают географию. 

Метапредметные:

Р- Умение организовывать, контролировать и корректировать  учебную деятельность на уроке,  

П-ОУУН: смысловое чтение, поиск, выделение и использование необходимой информации

Логические: построение логичных ответов на вопросы,

Знаково- символические: работать с тетрадями, учебником,  К/К, атласом.

Коммуникативные:  выделять главную мысль, вступать в диалог, организовывать записи в тетради, в соответствии с установленными требованиями, строить взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

И изучение этой науки мне бы хотелось начать с такого стихотворения:

Здравствуй, география!

Ты познанья свет!

Ты ведь биография

Лучшей из планет!

Если б не было тебя,

Ничего не знала б я!

Я б не знала островов,

Сельвы, стран и городов,

Рек, озёр, морей и гор,

И тебя – родной простор!

                        Н. Кривцова.

- Итак, что вы узнали из стихотворения о географии как науке?
- Давайте ответим на вопрос, как переводится география? Вспомните курс природоведения прошлого года.

(География – гео –земля, графо – пишу)


- Попробуйте сами сказать, что же такое география? (География - наука, описывающая землю)
- Название это предложил древнегреческий учёный Эратосфен. Сформулируйте задачу древних географов и подумайте почему она былоа первоочередной.

 

Скажите, знания людей о Земле сегодня отличаются от знаний первобытных людей ?

Обратим внимание на знания людей, живущих в разное время.

- первобытные люди;

-древние цивилизации;

-люди, живущие в средневековье;

-живущие в эпоху Просвещения;

-люди в современном мире


Взаимодействие первобытных людей с природой

На ранних стадиях существования первобытных людей в их взаимоотношениях со средой обитания природа играла огромную роль. Древние люди, по существу, составляли один из биологических компонентов. Однако с течением времени человек становился всё более активно действующим лицом. Возрастали его умственные способности. Человек изучал природу с целью выжить; добыть пищу, не заблудиться в лесу, добыть огонь и т. д. Постепенно накапливались знания о природе.

У небольшого городка Сан-Раймундо на северо-востоке Бразилии была обнаружена скала с многочисленными древнейшими изображениями эпизодов охоты,  бытовых сцен и т. д. Всего в мире насчитано около 30 тыс. таких наскальных изображений.

- Что первобытные люди знали о форме Земли в то время?

Мир древних цивилизаций

- Эту эпоху можно назвать точкой отсчёта существования географии.

В это время возникли и философия и астрономия и медицина и др. науки. Это время появления письменности, которая открыла возможности сохранения и передачи информации. Города в эту эпоху возникали на реках, по которым шли основные транспортные пути. Здесь могли встречаться жители разных территорий, обмениваться информацией, так происходило накопление знаний. Расширилось представление о площади мира – он оказался больше, чем представляли древние люди.

В эту же эпоху начинаются путешествия по морю. Люди задумались о форме земли, крае света и т. д. Поэтому появились первые представления. Жители Вавилона представляли мир в виде горы, на западном склоне выложен Вавилон; жители Индии представляли Земли в виде половины шара, опирающегося на слонов, которые в свою очередь стоят на огромной черепахе; древние греки считали, что Земля имеет форму диска, который со всех сторон омывает океан.

Средневековье

С развитием техники и кораблестроения люди начали совершать более дальние путешествия. Они стали из морей выходить в океан, но постепенно они стали нести и научно-экономический характер.

Люди стали высказывать предположения о шарообразности Земли.

- Что заставило людей взгляды о шарообразности Земли?

- Посмотрите на рисунки

- Как видит наблюдающий уплывающий корабль?

- Будет ли отличаться вид корабля при условии, что Земля плоская или шарообразная?

 Христофор Колумб решил доплыть до Индии и Китая не через Индийский океан, а проплыв вокруг Земли.

 

 

- В чём заслуга Колумба?

- Почему он решил двигаться именно в таком направлении, пытаясь открыть новый путь в Азию?

- Кто сможет на карте показать путешествие Христофора Колумба?

- Что вы можете рассказать о Фернандо Магеллане?

- Кто сможет на карте проследить кругосветное путешествие Фернандо Магеллана?  

- И последний этап развития науки. Он начался тогда, когда были открыты уже все материки, но природа внутри материка была ещё малоизученна. Этот этап можно условно назвать «люди в современном мире» 

 Чем будут отличаться от знаний  людей будущего?

Чтение текста на стр. 5 со второго абзаца

  • Многообразие форм земной поверхности (Слайд _____). Определение, что называется географическими объектами, учащиеся записывают в тетради. Природные объекты (Слайд _____).
  • Антропогенные объекты (Слайд_______).
  • ___).  

Название курса географии

Что изучает

Физическая

-общая

-региональная

Природу земной поверхности

Природа планеты

Природа отдельных частей планеты

Экономическая

Размещение человеческого общества

и общественного производства

Таким образом сегодня география это ……..( География  - наука о природе земной поверхности, о населении  и его хозяйственной деятельности )

  • Вопросы, которые стоят перед  географией (Слайд _________ ), с  комментариями учителя.
  • Процессы и явления, влияющие на географические объекты (Слайд ____________).

Науки, изучающие Землю, и их связь с географией (Слайд ____

Откройте содержание учебника география 6 класса и ответьте на вопрос: Какой раздел географии мы с Вами будем изучать?

УЭ 3

ЧДЦ:  

Знать: правила оформление календаря погоды, приборы для наблюдения за погодой.

 Уметь: осуществлять наблюдения за погодой г.Липецка.

Метапредметные:

Р- умение организовывать, контролировать и корректировать  свою деятельность по наблюдению за погодой,  

Знаково- символические: работать в тетрадях- практикумах, заполнение таблицы.

Коммуникативные: организовывать записи в тетради, в соответствии с установленными требованиями.

Тетрадь – практикум стр. № 24 – 25 (сентябрь, декабрь, апрель)

Условные знаки для отметки элементов погоды.

Работа с  тетрадью – практикумом.

УЭ-4.

Цель: подвести итоги и определить домашнее задание.

Выходной контроль:

  1. Что называется географией?
  2. Чем различается изучение Земли  астрономией, геологией, биологией?
  3. Что называют географическими объектами?
  4. Что изучает география?
  5. Приведите примеры природных и антропогенных географических объектов.
  6.  Самостоятельно сделайте вывод: достигли ли вы заданных целей.

  Запишите в дневник домашнее задание:

     «3» -  &1, ответить на вопросы на стр. 6, календарь погоды;

    «4» - &1, ответить на вопросы на стр. 6, календарь погоды, составить вопросы для одноклассников на проверку домашнего задания.

     «5» - &1, ответить на вопросы на стр. 6, календарь погоды, составить кроссворд «География как наука», используя материалы учебника, дополнительный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

6 класс. Практическая работа "Обработка данных наблюдений за погодой с использованием компьютера"

При выполнении практической работы "Обработка данных наблюдений за погодой", считаю нецелесообразным использовать данные наблюдений за погодой самих учащихся, т.к. они у всех разные. Шестиклассники уж...

Практическая работа "Наблюдения за горящей свечой"

Урок начинается и заканчивается стихами....

Практическая работа по географии 7 кл Описание климата по климатограммам

Практическая работа: Сравнение климата Евразии с климатомСеверной Америки; определение типов климата Евразии поклиматограммам...

практическая работа по географии 10 класс "Описание половозрастных пирамид"

Данную работу можно провести после изучения темы "Состав и структура населения стран мира"...

Практическая работа № 4. Изучение особенностей внутриотраслевых связей на примере машиностроительного комплекса

Практическая работа № 4 "Изучение особенностей внутриотраслевых связей на примере машиностроительного комплекса" по учебнику "География России. Хозяйство и географические районы" 9...

Практическая работа: «Наблюдение за погодой».

Разработка проверочной работы...