Методика организации практических работ в 9 классе.Методическое сопровождение.
статья по географии (9 класс) на тему

Шишмарёва Вера Алексеевна

В 9-м классе продолжается изучение географии России, и в программах предлагается разный набор практических работ. Практическая работа в 9-м классе - это всегда работа на получение нового географического знания об отдельных территориях и явлениях, о размещении и составе отраслей хозяйства, о существующих взаимосвязях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическое сопровождение20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Методика организации практических работ в 9 классе по географии.

Методическое сопровождение

Подготовила: Шишмарёва Вера Алексеевна,

учитель географии,

МОУ Спас-Заулковская школа-интернат –

 ЦО «Планета детства» 

В 9 классе продолжается изучение географии России, и в программах предлагается  разный набор практических работ. Названия многих работ сформулированы в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников.

Учащиеся 9-го класса должны владеть общими учебными умениями – составлять описания, характеристики, классификации, сравнивать и обобщать. Они многократно выполняли эти действия на различном географическом содержании. Поэтому предпочтительнее планировать практические работы «от содержания», но «не форм средств», т.е. «Нанесение на контурную карту крупнейших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух городов (по выбору) транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны», но «Транспортно-географическое положение Поволжья и их и историко-культурная и хозяйственная роль в жизни страны». А дальше - варианты форм и методов, наиболее отвечающие потребностям и уровню подготовки конкретных учащихся.

Практическая работа в 9 классе – это всегда (или почти всегда) работа на получение нового географического знания об отдельных территориях и явлениях, о размещении и составе отраслей хозяйства, о существующих взаимосвязях.

Практические работы на основе тематических карт.

Девятиклассникам предстоит работать с новыми тематическими картами – общеэкономическими и отраслевыми – картами. Сложность в чтении этих карт существует во многом от того, что школьники не знают сути картографируемых явлений. Для того, чтобы научить работать с новыми картами, необходимо познакомить со способами картографического изображения – провести практическую работу и специально проанализировать несколько новых карт. Эта практическая работа – и некое обобщение знаний о картах, и задел на будущее, ведь в программах указаны практические работы по составлению карт и картосхем. Знакомство со способами картографического изображения может стать частью практической работы «Чтение карт, характеризующих особенности географии отраслей ТЭК (основные районы добычи, транспортировка, переработка и использование топливных ресурсов)»

С целью формирования универсальных учебных действий необходима системная, целенаправленная работа выполнения практической части.

Практические работы представляют собой усложняющуюся систему  в формировании умений анализировать экономические карты, статистические материалы и составлять экономические характеристики. Увеличивается и уровень требований. Однако существуют общие рекомендации на протяжении всех курсов географии.

Общие рекомендации к построению графиков.

  1. Все чертежные работы выполняются простым карандашом.
  2. Если на графике несколько кривых, то они  могут быть проведены цветными карандашами.
  3. Каждый график должен иметь четкое название (в верхней части чертежа), сопровождаются легендой и масштабом (обычно располагают внизу).
  4. В зависимости от графика масштабы горизонтальный и вертикальный могут быть различными, но могут быть и одинаковыми.
  5. По необходимости делают пояснения в условных обозначениях.
  6. Все надписи делают простым карандашом.

Инструкция по оформлению контурных карт.

  1. Название работы подписывается в верхней части карты печатным шрифтом черной пастой.
  2. Работа на контурной карте выполняется печатным шрифтом. Гидрологические объекты подписываются синей пастой, другие физико – географические объекты – черной.
  3. Варианты нанесения объектов на контурной карте:

а) на  контурной карте  на месте расположения объекта ставится цифра, а в условных обозначениях ставится цифра и записывается пояснение;

б) объект подписывается на контурной карте на месте его географического положения;

в) комплексное оформление (сочетание первого (а) и второго (б) варианта);

г) вводится определенный условный знак для объекта на контурной карте на месте географического положения и подписывается в условных обозначениях вместе со знаком.

Задания по работе с контурной картой трудоемки по времени, а дидактическая ценность их ограничена закреплением пространственных представлений и целью обучить учащихся элементарному картографированию природных и хозяйственных объектов и явлений на уже готовой основе карты.

Виды работы с контурной картой:

1.Географический диктант. (Учитель называет географический объект, а учащиеся подписывают его наизусть при закрытом атласе).

2. Цифровое оформление. (Все необходимые географические объекты записаны на доске с указанием порядкового номера. Учащиеся расставляют в контурной карте цифры, характеризующие географическое положение объектов).

3. Работа с заготовленным контуром. (На контурной карте расставлены цифры. Учащимся необходимо записать географические объекты, соответствующие этим цифрам).

4. Проверка знаний номенклатуры устно по контурной карте:

а) Учитель называет объект, а ученик показывает район его размещения.

б) Учитель показывает определенный район, а ученик называет объект.

Инструкция анализа тематической карты.

1.Название карты.

2.Условные обозначения и масштаб.

3.Закономерности изменения величины параметра по широтам:

а) величина параметра на основных широтах (экваториальные, тропические, умеренные, полярные);

б) тенденция в изменении величины параметра по широтам (увеличение, постоянно, уменьшение);

в) причины, обуславливающие изменение величины параметра (солнечная энергия и угол падения солнечных лучей, характер подстилающей поверхности; господствующие ветры и воздушные массы);

г) смена параметра (зонально, регионально, зонально – регионально).

(Зонально – сменяемость природных компонентов от экватора к полюсам, по географической широте.

Регионально – сменяемость природных компонентов с запада на восток, по географическим меридианам.)

4.Закономерности изменения параметра на одной широте (выбирается географическая широта, где прослеживается четкая разница в величине параметра):

а) разница величины параметра над океаном и сушей; отдельными районами суши; отдельными районами океана;

б) тенденция в изменении величины параметра;

в) причины, обуславливающие изменения величины параметра;

г) вывод.

5. Максимальное и минимальное значение параметра (количество и географический район).

6. Общий вывод. Как сменяется данный параметр на территории земного шара?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методика организации самостоятельных работ при изучении краеведения

в стать даны рекомендации к урокам биологии 7 класса, как лучше организовать самостоятельную работу учащихся и усвоить знания по краеведению...

Методика организации исследовательской работы по экологии

Одним из направлений работы  нашего школьного  научного общества «Эврика» является - экологическое. Поле деятельности в этом направлении огромно. Желание заниматься исследовательской де...

"Методика проведения практических работ по географии"

Материал содержит рекомендации по построению графиков, оформлению контурных карт....

Методика выполнения практических работ по химии в ПУ

Методический сборник  по выполнению  практических и лабораторных работ для студентов ПУ.   Дисциплина  "Химия" Общеобразовательный цикл.   специальности:1108003....

Применение проектной методики в практической работе педагога в условиях введения требования ФГОС

Проектная деятельность обучающихся – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающийся созданием про...

Методика проведения практической работы в 6 классе по географии « Съемка местности»

Используется во время изучения темы "План и карта" как практическое занятие....

Методическая разработка практической работы Средства создания и сопровождения сайта

Изложены рекомендации  для создания  Web-страницы с использованием текстового редактора....