Семантико-семиотическая технология на уроках географии.
статья по географии (7 класс) на тему
Одним из способов мотивации познавательной деятельности при обучении географии-является семантико-семиотическая технология интерпретации при работе с учебником по географии (знаково-символическое кодирование). Данная технология включает в себя различные варианты знаково-символического кодирования: сигнальные загадки, символы, схемы, логические цепочки и др. Благодаря подходу и разнообразию приемов открывается неистощимый запас творческой энергии личности и осуществляется его самореализация. Выражается это в огромном интересе к предмету, желании познавать новое и получении эмоционального удовлетворения от результата, что создает условия для самого качественного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.23 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕМАНТИКО - СЕМИОТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
Хазарова Н.Ф.,учитель географии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Башкирский лицей № 48 Орджоникидзевского района городского округа город Уфа
Введение ФГОС второго поколения предполагает создание условий, позволяющих решить стратегическую задачу российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов. ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, соответствующего современным запросам личности, общества и государства.
Формируется личность школьника, способная к самореализации, самостоятельному решению проблем, формированию знаний, поведенческих моделей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы. Главная задача учителя, реализующего ФГОС – организовать деятельность учеников таким образом, чтобы у детей возникло желание учиться. Ученик должен осознавать, для чего ему необходимы предлагаемые к усвоению знания. Поэтому в обучении надо идти от мотивов – к целевым задачам, а от них к содержанию.
Внутренняя побудительная сила заставляет человека переходить к действию. В учебной деятельности - это желание, стремление школьников учиться, решать познавательные задачи, проблемы. Учиться, должно быть интересно, что играет большую роль в деятельности ребенка. Работа, которой ребенок увлечен, спорится, не тяготит его, выполняется быстро, с удовольствием и дает хороший результат. Поэтому учебная деятельность должна осуществляться с подъемом, сопровождаться положительными эмоциями, доставлять радость и удовлетворение, что является одним из условий ФГОС.
В познавательной деятельности необходима мотивация действий и поступков, которая направлена:
1. понимание ценности поставленной проблемы и приобретаемого опыта деятельности;
2. сознательное отношение к усвоению материала;
3. эмоциональное состояние и подъем;
4. формирование познавательных интересов;
5. ожидаемый результат.
Существующие учебники географии также рассчитаны на формирование мотивов учения. Усилено внимание к мотивам в построении текста и методического аппарата, которые направлены на развитие познавательного интереса на положительное отношение к изучению географии. Во многих учебниках географии мотивация достигается обращением к личности школьников: «Это вам предстоит узнать…», «Докажите…», «Дайте обоснование…», «Защитите свою точку зрения…», «Как вы думаете, что произойдет, если…» - и т.д. В учебниках излагаются научные гипотезы, образные описания ландшафтов, отдельных объектов, стран, городов, народов, промышленных районов.
Одним из способов мотивации познавательной деятельности при обучении географии – является семантико – семиотическая технология интерпретации при работе с учебником по географии (знаково – символическое кодирование). В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова такое толкование слов: семантика – значение, смысл (языковой единицы), семиотика – наука о знаковых системах (языковых знаков)(1). Данная технология включает в себя различные варианты знаково – символического кодирования: сигнальные загадки, символы, схемы, логические цепочки и др. Благодаря подходу и разнообразию приемов открывается неистощимый запас творческой энергии личности и осуществляется его самореализация. Выражается это в огромном интересе к предмету, желании познавать новое и получении эмоционального удовлетворения от результата, что создает условия для самого качественного обучения.
Технология знаково – символического кодирования (семантико – семиотическая интерпретация) учебных текстов является моделью, которая отвечает естественным основаниям восприятия, хранения, воспроизведения информации, активно изменяющейся в процессе ее приема.
Данная технология подразумевает выражение смыслового содержания текстов посредством знаково – символических средств. Основная суть интерпретации учебных текстов может быть представлена следующим образом:
-любой учебный текст с помощью специальных знаков (сигналов) и в рамках определенного алгоритма трансформируется посредством моделирования кодированных единиц (сигнальных загадок, логических цепочек);
-в последующем они активно используются учащимися учителем в процессе изучения конкретного материала.
Технология семантико – семиотической интепретации учебных текстов базируется:
- на современных философских представлениях о структуре информационного потока, его составляющих;
- универсальных принципах и закономерностях усвоения, хранения и воспроизведения информации человеком на физиологическом, нейросекреторном и психологическом уровнях;
- базовых составляющих личностно – ориентированного обучения.
Участками в рамках интерпретации учебных текстов являются сигналы и отдельные сигнальные загадки. Повторяемость часто не играет особой роли, если сигнал оказывается значимым, порой достаточно и один раз запечатлеть сигнальную запись. Кроме сигнальных загадок, в качестве одновременно инструмента обучения и самообучения, а также продукта интерпретации учебного текста применяются так называемые логические цепочки. Они наряду с сигнальными загадками также могут выступать в качестве участков хранения информации.
Кодирование как способ структурирования сигнала позволяет сделать вывод, что работа по составлению сигнальных загадок и логических цепочек обращена, в первую очередь, к переходу от внешнего к внутреннему структурированию информации. В результате более осознанной работе с информационными составляющими материала, углублению восприятия, улучшению запоминания, воспроизведения и оперирования полученными данными.
Возможности адресата в получении информации ограничены тем запасом текстов, которые допустимы знаковыми системами, имеющимися в его распоряжении, то увеличение количества текстов (сигнальных загадок, отдельных сигналов, логических цепочек) в ходе семантико – семиотической интепретации приведет к расширению этих возможностей.
При передаче по информационному каналу кодовых сигналов слов и фраз из памяти извлекаются соответствующие этим сигналам объемы информации. Можно сделать вывод, что сигнальные загадки или отдельные сигналы, являющиеся, по сути, кодовыми элементами, декодируются и высвобождают объемы информации при восприятии их человеком не только произвольно, но и неосознанно, что приводит к росту частоты повторения и активации долговременной памяти.
Результатом полной обработки текста с помощью семантико – семиотической интерпретации учебных текстов является серия сигнальных загадок, расположенных в логической последовательности и вопринимаемых как единый текст. Суммирование таких кодированных фрагментов происходит непроизвольно в результате наличия связей между ними, обусловленных внутренней целостностью учебного текста.
Таким образом, процесс интерпретации соответствует физическим процессам приема, анализа, фрагментации, кодирования, декодирования и осмысления информации.
Психологический аспект сигнальной загадки обращен к личностно – ориентированному подходу в обучении, при котором человек самостоятельно осуществляет выбор наиболее оптимальных средств и способов (сигналов) трансформации учебного текста в соответствии с личным уровнем готовности и адаптивным потенциалом.
Сигнальные загадки можно разделить на группы. Первая группа (излагающие, вопрошающие, парадоксальные, иллюстративные) относятся к контекст зависимым загадкам, поскольку их расшифровка требует ориентации интерпретатора в контексте.
Во второй группе инвариантные (универсальные, контекст независимые) сигнальные загадки могут соотноситься с контекстом любого из интерпретируемых текстов и опираются на универсальные понятия или общие закономерности в развитии процессов.
Контекст независимые сигнальные загадки могут быть названы универсальными: их оформление направляет мысль к верному декодированию вне зависимости от того, в каком контексте мы их рассматриваем. Связанное с этим развитие логико – аналитического и абстрактного мышления, философский подход к проблемам помогают учащимся видеть единство мира через сходство или аналогию законов разных его частей. Эти загадки легко отгадываются без называния темы (ключа).
Повторные сигналы приводят к укреплению или совершенствованию ранее осуществленных изменений в системе, воспринимающей информационный поток. Информационные изменения в системе приводят к творчеству. Но, как известно, творчество в учебном процессе означает умение самостоятельно решать новые задачи новыми для человека способами. Творческий аспект работы над составлением сигнальных загадок свидетельствует о том, что данная технология направлена на развитие и активизацию личностных моментов. Каждый человек, составляя сигнальные загадки, будет пользоваться теми сигналами, которые близки его мировосприятию и соответствуют информационной зрелости.
Учащиеся, работая с текстом и выстраивая его интерпретацию, не только структурируют текстуальный информационный объем, но и синхронно производят операции по выстраиванию собственной личности, поскольку через создание личного текста осуществляется творческое самовыражение, ведущее к активизации мыслительных процессов разного уровня на фоне личной заинтересованности.
В ходе занятий возможны обмен сигнальными загадками между учениками, работа над ними в качестве поддерживающего материала.
Кроме того, в процессе взаимодействия педагога и обучающегося активную работу по составлению сигнальных загадок приходится осуществлять обеим сторонам. На фоне этого неизбежен обмен мнениями, результатами работы, сотрудничество на уровне поиска и взаимной поддержки. Очевидно, что благодаря технологии семантико-семиотической интерпретации учебных текстов субъектом образования становится не только пришедший за знаниями, но и знания дающий, что влечет за собой развитие равноличностных отношений, основанных на взаимном уважений.
Именно этот аспект работы с сигнальными загадками наиболее важен, поскольку создание атмосферы сотрудничества лежит в основе качественного обучения и позволяет наглядно реализовать одну из важнейших функций культуры – коммуникативную.
При составлении сигнальных загадок и логических цепочек не только осуществляются работа по образцу, аналитическая работа, абстрагирование, развитие речи, за которые отвечает левое полушарие, также происходит активная работа с образами, творческим самовыражением, эмоциональной сферой личности, что стимулирует правое полушарие.
Таким образом, технология семантико- семиотической интерпретации текста развивает не однобоко, а способствует гармонизации работы обоих полушарий формируя системно – интегративный тип мышления.
Овладение этой технологией позволяет:
-эффективно структурировать и обрабатывать информацию;
-мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. Очень красивый инструмент для решения таких задач, как проведение презентаций, принятие решений, планирование своего времени, запоминание больших объемов информации, проведение мозговых штурмов, самоанализ, собственное обучение, развитие и многих других. Подобные технологии применяются сейчас при составлении интеллект – карт.
География как учебный предмет имеет богатые возможности для мотивации познавательной деятельности школьников, так как раскрывает в своем содержании необычайно красочную и разнообразную географическую картину мира, включающую природу планеты Земля, ее население и хозяйственную деятельность человека в разных уголках планеты. Само содержание школьной географии, его тесная связь с жизнью, с современными событиями уже служат мотивации учебной деятельности школьников
Список использованной литературы
- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им.В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944стр.
- Кухаренко В.А. Интерпретация текста. М., 1988
- Вешнякова Н.Ф. Креативная психопедагогика. Минск, 1995
- Назарова Л.Д. Актуализация знаний с помощью сигнальных загадок на уроках географии. М., 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по географии по теме: "Система компьютерного контроля и игровых технологий на уроке географии".
Знания географии должны быть сплетены воедино так, чтобыкаждый школьник обладал умением всестороннего пространственного мира.Поэтому принципиально важны при формировании географическойграмотности опти...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/18/picture-531759-1416317967.jpg)
Презентация для подготовки уроков по географии и биологии "Игровые технологии на уроках географии и биологии"
Данная презентация поможет включить в урок географии игровые приемы при изучении нового материала и закреплении изученного...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/17/picture-565144-1421479069.jpg)
Семантико-семиотическая технология на уроках географии.
Одним из способов мотивации познавательной деятельности при обучении географии-является семантико-семиотическая технология интерпретации при работе с учебником по географии (знаково-символическое коди...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/26/picture-778689-1461679563.jpg)
Целостное обобщение опыта работы учителя географии по теме: «Использование современных инновационных технологий на уроках географии»
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатства,показатель его кругозора и эрудиции.В. Сухомлинский Современная школа многого требует от учителя ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/05/picture-1078546-1549353918.jpg)
Выступление на РМО учителей географии Статья Использование современных образовательных технологий на уроках географии
Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/29/picture-1140838-1556525778.jpg)
Из опыта работы учителя географии Жамбаловой О.А " Использование образовательных технологий на уроках географии"
Целью своей работы считаю не только повышение качества образования и воспитания школьников, но и научить учиться, развивать интерес к учению, т.е. создать оптимальные условия для развития интеллекту...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/11/picture-532949-1499757880.jpg)
Методические рекомендации учителям географии по теме "ИКТ технологии на уроках географии как средство формирования УУД учащихся
Новизна и теоретическая значимость методической разработки состоят в том, что выявлены и теоретически обоснованы средства формирования УУД на основе реализации дидактических возможностей ИКТ при осуще...