Урок географии в 6 классе на тему:" Гидросфера. Обобщение"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Мочалова Наталья Никитична

Урок - путешествие подводит итоги изучения темы "Гидросфера".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_geografii_v_6_klasse.docx19.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Косинская основная общеобразовательная школа»

«Утверждаю»

Директор школы:

Л.Г. Фомина

_____________

«____»_______20114 г.

Открытый   урок географии в 6 классе

на тему: «Гидросфера. Обобщение».

Автор:

Мочалова Наталья Никитична

учитель географии

2014 -2015 учебный год

Тема: « Гидросфера». Обобщающий урок.

Цели: - обобщить знания учащихся по теме «Гидросфера»;

- проверить знание учащимися номенклатуры, основных понятий и

объектов по изученной теме;

- развивать речь, мышление, умение работать в парах, умение

оценивать работу друг друга;

- воспитывать трудолюбие, чувство ответственности, товарищества.

Оборудование: физическая карта, карта океанов;

атласы, контурные карты;

кроссворды, тесты.

Ход урока

I Организационный момент.

II Постановка целей урока. Вводная беседа.

Ребята, мы с вами заканчиваем изучение темы «Гидросфера», и сегодня наша задача: обобщить и проверить знания по теме «Гидросфера».

Прослушайте стихотворение и определите о чем оно?

Вода - чудесный дар природный,

Живой, текучий и свободный.

Картины нашей жизни красит

В своих трех важных ипостасях:

То ручейком, то речкой вьется,

То из стакана наземь льется,

То застывает тонкой льдинкой,

Красиво названной снежинкой,

То обретает легкость пара:

Была – и вдруг ее не стало.

Великий труженик – водица,

Ну, как же ей не восхититься!

Она плывет к нам облаками.

Поет снегами и дождями,

И разрушает, и наносит,

И так заботы нашей просит.

- О чем же это стихотворение?

- В каких трех состояниях может находится вода?

- Что такое гидросфера?

Многие из вас, как и я, любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? И я вспомнила слова поэта А.Т Твардовского:

Есть два разряда путешествий:

Один – пускаться с места в даль,

Другой – сидеть себе на месте,

Листать обратно календарь.

-Взяла я старый календарь и на одной из страниц увидела карту неопубликованного плавания капитана Врунгеля. К ней был дан комментарий, в котором говорилось, что на одном из островов в океане капитан спрятал клад. А отыскать его смогут только ребята любознательные, отважные, и хорошо знающие океаны, моря, течения, реки. Зная, что у вас в классе много отважных и любознательных, и то, что мы с вами закончили изучение темы «Гидросфера», я решила пригласить вас на поиски клада капитана Врунгеля. Согласны?

-А поскольку капитан Врунгель сказочный герой, то и мы сегодня отправимся в сказочное путешествии. Капитаном корабля буду я, а вы – юнги. Располагайтесь поудобнее.

А теперь, юные искатели приключений, в путь!

III Обобщение, систематизация, коррекция и контроль знаний.

Пока я вам объясняла, наш корабль отчалил от острова Школьный, и вот уже плывем через пролив Названий. Здесь очень сильное течение. Корабль раскачивает из стороны в сторону, и карта нашего плавания падает со стола! От падения все названия на карте перепутались. Как же мы продолжим наш путь? Юнги, выручайте!

1 задание.

На контурных картах у вас обозначены числами географические объекты, в условных знаках эти числа записаны. Надпишите названия объектов.

I вариант                                                                                                                         II вариант

Индийский океан                                                                                          Атлантический океан

Пролив Дрейка                                                                                                    Берингов пролив

Каспийское море                                                                                                Карибское море

Средиземное море                                                                                            Озеро Байкал

Остров Мадагаскар                                                                            Скандинавский полуостров

Река Амазонка                                                                                                    Река Нил

Взаимопроверка.

Учитель вывешивает правильные ответы, дети оценивают и выставляют оценки в маршрутный лист.

-Карта восстановлена, можем плыть дальше. Но на корабле опять возникла проблема: закончились запасы пресной воды. Придется причалить к берегу, он называется «Берегом связистов»

Я получила сигнал с берега. Дело в том, что у местных жителей накопилось много корреспонденции, и они согласны пополнить наши запасы пресной воды, если мы поможем разобрать им почту. Юнги, за работу!

2 задание «Почта».

Каждая пара получает по 2 «почтовых ящика» и по 10 писем. Необходимо разложить корреспонденцию адресатам. (На «ящиках» написано: «Мировой океан» и «Воды суши». На письмах - понятия и географические названия водных объектов. Юнгам необходимо правильно определить принадлежность объекта)

Письма: Средиземное, залив, цунами, море, болото, родник, старица, водохранилище, Енисей, ледник.

Проверка.

Зачитывается распределение писем. Вывешивается правильный ответ. Ставятся оценки, а маршрутный лист.

-Поиски клада продолжаются и вот мы уже вошли в залив Литературный.

3 задание «Литературные загадки».

1. Какое явление, наблюдаемое на реке, описано в стихотворении?

Я раз за дровами

В лодке поехал – их много с реки

К нам… весной нагоняет –

Еду, ловлю их. Вода прибывает.

Вижу один островок небольшой,

Зайцы на нем собралися гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину.

Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

2. Какой процесс, происходящий в гидросфере, описал поэт?

Спросил на днях

Малыш – сосед

У струйки,

Льющейся из крана:

- Откуда ты?

Вода в ответ:

- Издалека,

Из океана!

Потом малыш гулял в лесу,

Росой искрилася поляна.

- Откуда ты?-

Спросил росу.

- Поверь, и я из океана!

На поле лег туман седой.

Малыш спросил и у тумана.

- откуда ты?

Ты кто такой?

- И я, дружок, из океана!

Удивительно, не так ли?

В супе, в чае,

В каждой капле,

В каждой льдинке

И в слезинке, и в дождинке,

И в росинке – нам откликнется всегда

Океанская вода!

А. Дитрих.

3. Почему поэт пишет, что у Байкала «чаша глубока» и «Россия вся могла б

напиться»?

Байкал, как зеркало, лежит.

Гора в него глядится.

То туча воды затемнит,

То солнце в них лучится.

О нем писали: «Чаша вод»

Да, но какая «чаша»!

Как море чаша глубока.

Прозрачная водица!

Россия очень велика,

А вся могла б напиться.

И. Ладно.

4. Какая причина вызвала «голубые воды», увиденные А.С.Пушкиным на поверхности

моря?

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы.

И долго – долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

А. С. Пушкин «К морю».

5. Почему оба поэта изобразили Терек «диким и необузданным»? В чем причина?

Терек воет, дик и злобен,

Меж увесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

                                         М.Ю.Лермонтов.

Меж горных рек несется Терек,

Волнами точит дикий берег.

Клокочет вкруг огромных скал.

                                         А. С. Пушкин.

Какие бывают реки?

Чем они отличаются?

Учитель: поиски клада продолжаются и вот мы подошли к мысу «Угадай-ка». У нас

закончился запас продуктов, местные жители помогут нам, если вы

отгадаете кроссворд.

Задание 4 «Кроссворд»

Прочитайте задание и впишите в пустые клеточки названия объектов или понятия.

Проверка.

Учитель: Экипаж! Внимание! Плановая остановка- порт «Знатоков». Но вот беда:

попали мы в плен к пиратам. Они прислали черную метку. На ней написано, что нас

отпустят только при условии. Если вы правильно ответите на вопросы.

Задание 5 «Знатоки»

1. Как определить, какой приток у реки правый, а какой левый?

2. Как по карте узнать горная это река или равнинная?

3. Как определить сточное это озеро или бессточное?

4. Назовите виды волн в океане.

5. Какие виды озерных котловин вы знаете?

6. Какова средняя соленость вод Мирового океана?

7. Назовите причину, по которой образуются течения в океане.

8. При какой температуре замерзает вода в океане.

9. Как называется начало реки?

10. Что такое устье? Речная система? Бассейн? Водораздел?

11. Какое озеро является самым глубоким в мире?

12. На каком материке земного шара нет ни одной реки?

13. Какое озеро самое большое по площади?

14. Назовите наиболее известные судоходные каналы.

15. Какое море самое соленое?

16. Назовите цветные моря.

17. Существует ли море, у которого нет берегов?

Выставление оценок.

Учитель: и вот мы подплыли к острову, где зарыт клад. Но местные жители хотят убедиться в ваших знаниях и умениях. Поэтому они предлагают пройти вам тест на лучшего моряка.

Задание 5 «Квалификационный тест юного моряка»

Проверка

Учитель: теперь мы можем подняться на наш остров и найти клад. Вы замечательно справились со всеми испытаниями и доказали. Что из вас получились отличные моряки.

Ребята, как вы думаете, почему капитан Врунгель приготовил для вас такой подарок? (Учитель достает из прорези, сделанной на картоне, воздушный шар)

IV Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 6 классе по теме "Гидросфера"

Урок географии в 6 класс по теме "Гидросфера" методическая разработка...

Презентация к итоговому уроку в 6 классе по теме "Гидросфера"

Презентацию можно использовать на обобщающем уроке географии в 6 классе. Этот урок проводится в игровой форме. Игра называется "Своя игра". Класс можно разделить на группы по 3-4 человека. Каждая груп...

Презентация к уроку в 6 классе по теме "Гидросфера"

Презентация к уроку в 6 классе по теме "Гидросфера"...

Тест по географии 7 класс по темам "Гидросфера Земли. Биосфера Земли. Земля - планета людей".

Тест по географии 7 класса предназначен для проверки знаний учащихся по темам "Гидросфера Земли. Биосфера Земли. Земля - планета людей". Учебник: Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География мате...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА в 6 классе на тему: "Гидросфера и ее части. Мировой круговорот воды"

Урок с применением электронно-образовательных ресурсов....

Обобщающий урок в 6 классе по теме "Гидросфера"

При прохождении каждой темы , я провожу обобщающие уроки, за 2 недели до урока, я раздаю задания для подготовки....

Урок обобщение в 6 классе по теме: "Гидросфера"

Как устроены реки, познакомиться с понятиями: речной бассейн, водораздел, русло, исток, падение. Откуда берётся вода в реках? по каким " правилам"  живёт река? Самые крупные реки...