Главные вкладки

    Защита межпредметного проекта (литература-география) "Где живут герои народных сказок?"
    проект (7, 8 класс) на тему

    Елша Наталья Юрьевна

    Это мероприятие представляет собой защиту исследовательской работы. Учащиеся 7-8 классов в течении месяца собирали материал п географии и литературе. Перечитывали русские  народные сказки, по различным источникам находили географические объекты и описание природы территорий  "откуда родом" любимые герои сказок. Результатом работы стало создание путеводителя с картами "Путешествие по сказочным местам России" и презентация работы, которую предлагаю Вашему вниманию.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл "Где живут герои народных сказок?"23.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытое  межпредметное мероприятие (литература - география)

    Где живут герои сказок?

    Цели :

    Образовательные: Сформировать представление о влияние природы на устное народное творчество,

    Закрепить знания русских народных сказок

    Закрепить представление о героях русских народных сказок

    Сформировать представление о природе географических районов, откуда "пришли герои сказок"

    Сформировать опыт  творческой деятельности

    Корркционно- развивающие:

    Развитие связной речи, объема линейной памяти, внимания, опыта исследовательской деятельности, преодоление "страха" перед публичными выступлениями.

    Ведущий: В давние-давние времена, когда на месте городов стояли дремучие леса , да не проходимые топи. Люди покланялись силам природы.

    Ведущий : Природа была и кормилица, и поилица, и защитница от врагов лютых. Люди обожествляли и поклонялись силам природы, которые не могли объяснить. А в помощники Матушке-природе назначали духов, или существ, которых наделяли магическими качествами.

    Баба Яга, Водяной, Кикимора- персонажи знакомые с детства. В гости к некоторым мы сейчас и отправимся…..

    Песня  БабкиЕжки из мультфильма

    Ведущий : «Давным –давно в одном стояла маленькая избушка, в которой жила старенькая старушка, хорошо разбиралась она в травах и зельях. Иногда  она наведывалась в село помогала местным жителям.  А когда пытались найти дорогу к старушкиной избушке, то плутали в дремучих лесах и назад дорогу не находили. И решили люди ,что та старушка не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе погоняя ее пестом или железной палицей. А чтобы не видно было следов, она заметает их метлою или помелом. Так родилась легенда о Бабе Яге

    Ведущий : Баба-яга  из сказок – старая слепая горбатая колдунья с длинным носом и растрепанными волосами. Она питается человечиной, да и зовется «костяная нога». Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окруженной частоколом из человеческих костей. Избушка умеет поворачиваться вокруг себя.

     Презентация фрагмента сказки "Терешечка" (инсценировка)

    Выбежал Терешечка на поляну, а там избушка на курьих ножках  повернулась к Терешечке , дверь распахнула. Зашел он в избу, а  баба Яга истопила печь жарко-жарко и говорит Терешечке:

    — Ложись на лопату.

    Он сел на лопату, руки, ноги раскинул и не пролезает в печь.

    А она ему:

    — Не так лег.

    — Да я не умею — покажи как...

    — А как кошки спят, как собаки спят, так и ты ложись.

    — А ты ляг сама да поучи меня.

     Баба Яга  села на лопату, а Терешечка ее в печку и пихнул и заслонкой закрыл. А сам вышел из избушки .

    Ведущий географ: Родина Бабы Яги является местечко, находящееся примерно в 180 км. От Ярославля в деревне Кукобой.  Название объясняют по-разному. Кто видит в нём финские корни и переводит как "длинный ручей", по другой версии название селу дала кукушка. Известно одно - селу более 500 лет.

    Ведущий географ  :      В местечке Гадово (ныне поселок Приволжский) Тверской областиуродилась Огнедышащая рептилия- известная всем, как Змей Горыныч.    Село Гадово стоит на реке Хотча, в низовьях которой, как гласит предание, находилось знаменитое "Море змеево", где и появился коварный герой русских сказок. Название своё, действительно замечательное, село получило не случайно. В округе, по словам местных жителей, водилось и водится по сей день необычайно много змей, а местная легенда утверждает, что Гадово и есть родина былинного Змея Горыныча

    Ведущий : Как гласит сказание, летит такой змей, изо рта его пламя пышет, из ушей дым столбом валит. Как взревет он зычным голосом — задрожит от змеиного рева лес-дубравушка, так что листья с деревьев осыпаются; бьет хвостом он по сырой земле — реки выплескиваются из берегов; от дыхания ядовитого сохнет трава-мурава, птицы замертво падают. Кажется, нет спасения от такого чудища грозного! Но вставали на его пути сыны земли русской и спасали ее от злого нашествия.

    Ведущий : Тверская область объявляет о себе и , как о родине Кощея Бессмертного. Этот сказочный персонаж живет в пещерах городка Старица, что на Волге

    Костюмированный персонаж Кощей Бессмертный

    Злой Кощей совсем не глуп.

    Сторожит он старый дуб.

    На цепи из ста колец

    Золотой висит ларец.

    Тот ларец стеречь  -  не шутка:

    Заяц в нем, а в зайце – утка.

    На Кащея утка зла: в ней яйцо, а в нем - игла.

    Кто иглу тайком достанет,

    Тот сильней Кащея станет.

    Ведущий геогрвф : В  далёком 14 веке остановились новгородцы  на высоком берегу реки Вятки , решив основать поселение. Но однажды утром они обнаружили, что весь заготовленный для строительства лес исчез, оказавшись перенесённым на другое место ниже по течению. Как такое могло произойти? Чья это шутка? И с тех пор повелось в народе поверье, что на этой горке любят озорничать кикиморы. И саму горку назвали Кикиморской.

    Ведущий: Долгое время у Кикиморы не было своего дома, поэтому ей приходилось вселяться в дома горожан. Крадучись, пробирается кикимора в крестьянскую избу и поселяется за печкой. Отсюда и выходит она по ночам, чтобы проказить с веретенами, прялкой, вязаньем, начатой пряжей. Перепутает нитки, порвет пряжу, скомкает кудель, а потом уберется за печку, чтобы и там стучать и скрипеть, пугая малых детей. Но это еще так, озорство! Вот если невзлюбит кого — всех из избы выгонит своими причудами.

    Костюмированный персонаж Кикимора:

    Кикимора лопнуть готова от злости:

    Никто не заходит к Кикиморе в гости.

    Однажды Кащея она попросила:

    -Зашел ты бы в гости, Нечистая сила.

    Ты что же  меня избегаешь, сосед?

    Хочу пригласить я тебя на обед.

    - Пожалуй,  зайду,- согласился Кащей.-

    Но ты навари обязательно щей.

    Зажарь поросенка, индюшек, барана.

    Густой непременно должна быть сметана.

    Покушать не прочь я домашний творог

    И съесть на десерт земляничный пирог.

    - Обжорливый гость мне и даром не нужен!

    Ты лучше меня пригласил бы на ужин.

    Ведущий географ: Ярославская область  делает ставку на нечисть. Едва Кукобой объявил себя родиной Бабы Яги, как Пошехонье уже спешит прописать у себя водяного.

    Фрагмент м.ф  с песенкой про Водяного

    Ведущий: Выглядит водяной не слишком привлекательно. Обычно его описывают как обрюзглого пучеглазого бородатого старика, без ног, но с рыбьим хвостом, усы у него ядовито-зеленого цвета, а сам он весь опутан тиной. Иногда водяной может принять облик мужчины с лапами вместо рук и рогами на голове. Живет водяной в речных омутах, часто возле водяных мельниц. При этом особенно любит ночевать под колесом мельницы, где обычно бывает глубоко. Из воды он выходит редко.

    Ведущий: Считается, что водяной командует всеми остальными речными существами. В его власти находятся русалки, рыбы и прочие подводные обитатели. На дне водоемов водяные пасут косяки рыб, особое внимание уделяя при этом своим любимым, по поверьям, сомам, на которых они разъезжают верхом. Отсюда и народное название сома «чертов конь»

    Ведущий: На основе этих легенд возникло много народных сказок, самая известная из которых — сказка –былина про новгородского купца Садко.

    (Инсценированный фрагмент сказки)

    Ведущий географ : Родина водяного -Пешехонье  просто водный край: через город протекает семь рек,  четыре озера, два пруда. К тому же водяной, кроме прочего, покровитель рыбаков.

    Ведущий: В суровых северных краях, где зимы длинные, ночи темные, а холода такие, что  камни трескаются  жил  маленьким старичком с длинной бородой и суровым как русские морозы нравом  и называли его Дедом Трескуном  и был он хозяин погоды, зимы и мороза. С ноября по март Дед Трескун был полновластным хозяином на земле. Даже солнце его боялось! Он был женат на презлющей особе – Зиме. Стремительно носился Дед Трескун по небесам, сопровождаемый свитой бурь и ураганов  и насмерть морозил встретившихся на пути мужиков. Во избежание неприятностей некоторые северные народы и сейчас задабривают старика Мороза – в торжественные ночи бросают за порог своих жилищ лепешки, мясо, выливают вино, чтобы дух не злился, не мешал охоте, не губил посевов.

    Ведущий: Но со временем Мороз менялся.он из грозного постепенно превращается в справедливого и доброго деда. В русских сказках Дед Мороз изображается как взбалмошный, строгий, но справедливый дух зимы.

    Вспомните, к примеру, сказку "Морозко". Добрую трудолюбивую девушку Морозко поморозил-поморозил, да потом одарил, а злую да ленивую – заморозил насмерть.

    Фрагмент сказки

    Повез старик девицу в лес, свалил в сугроб под большую ель и уехал.

     Девушка сидит под елью, дрожит, озноб ее пробирает. Вдруг слышит — невдалеке Морозко по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху ее спрашивает:

     - Тепло ли тебе, девица?

     - Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

    Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощелкивает:

     - Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

     Она чуть дух переводит:

     - Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

     Морозко еще ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защелкал:

    - Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?

     Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит:

     - Ой, тепло, голубчик Морозушко!

     Тут Морозко сжалился над девицей, окутал ее теплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами.

    Ведущий географ: Дед Мороз долгое время обходился без постоянного местожительства. Но сегодня у него есть собственная резиденция в Великом Устюге. Почему он поселился именно в этом городе? У того, кто хоть раз побывал в вологодских краях, такой вопрос вряд ли возникнет. Здесь настоящие сказочные леса, дивные озера, чудодейственные родники. Где же еще жить нашему волшебному Деду! Лучшей родины ему и не отыскать.

    Ведущий: Дорогие друзья мы побывали  на родине героев народных сказок. Мы смело можем сказать . что сама природа способствовала рождению этих литературных персонажей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Викторина "Где живут герои книг?" для 1 класса

    Викторина развивает любознательность и интерес к чтению книг, а также любовь к сказкам и к устному народному творчеству....

    Проект "Рядом с нами живут ветераны"

    Данный проект может быть интересен педагогам и обучающимся в дополнительном образовании, в патриотических клубах....

    Открытый урок по литературе "Где живут герои сказок"

    Открытый урок по литературе "Где живут герои сказок"...

    «Нетрадиционная защита межпредметного проекта».

    Театрализованная защита межпредметного проекта "Живая и мертая вода. Миф или реальность"....

    Школьный воспитательный проект «ШКОЛА – ДОМ, ЗДЕСЬ ЖИВУТ!»

    Школьный воспитательный  проект «ШКОЛА – ДОМ, ЗДЕСЬ ЖИВУТ!» является частью Программы развития школы и ставит своей целью создание творческой развивающей атмосферы в едином...