ТКУ по теме "Байкал"
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Васильева Елена Александровна

По ФГОС необходимо на уроке создать условия для расширения и углубления знаний об озере Байкал. Задачи урока: предметные  - совершенствовать  практические умения работы с атласом и другими источниками географической информации; метапредметные  - организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи; вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; передача и презентация информации с     помощью информационных технологий; личностные  - формирование эмоционально - ценностного отношения к окружающей среде, осознание необходимости её сохранения и рационального использования.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tku._vasileva_e.a.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

                                                                                                                                                Васильева Е.А. – учитель географии

                                                                                                                                                  МБОУ СОШ п. Солидарность

                                                                                                                                                Елецкого муниципального района

                                                                                                                                              Липецкой области

Предмет: География

Уровень образования: общее

Тема урока:  Байкал.

Тип урока:  Урок «открытия нового знания».

Форма проведения урока: поисковая.

Время проведения: 4 четверть

Участники: 9 класс.

Цель урока: Создать условия для расширения и углубления знаний об озере Байкал.

Задачи урока:

Предметные  - совершенствовать  практические умения работы с атласом и другими источниками географической информации.

Метапредметные  - Организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи;

                                - Вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации;

- Передача и презентация информации с     помощью информационных технологий.

Личностные  - Формирование эмоционально - ценностного отношения к окружающей среде, осознание необходимости

                          ее сохранения и рационального использования.  

Ресурсы:  карты атласа, учебник, справочники, энциклопедии, электронные носители информации, презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Предметные результаты

Ресурсы урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.

- настраивает учащихся

на работу, создает

благоприятные условия

для деятельности;

- актуализирует знания и умения

 учащихся об озёрах, озёрных котловинах.

Настраиваются на

восприятие темы и

деятельность на уроке.

Заполняют часть «Знаю» оценочного листа, указывают известные им сведения об озере Байкале.

Познавательные:

обобщение своих знаний.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Оценочный лист  "Знаю - хочу узнать - узнал"(прил. 1).

  1. Осмысление учебных задач.

Просмотр фрагмента видеофильма об озере Байкал.

Предлагает определить значимые понятия по теме урока.

Выдвигают варианты, интересующих их вопросов.

 Предлагают цели и задачи урока, определяют форму урока и тип образовательного продукта в виде таблицы «Географический паспорт озера Байкал».

Личностные:

-проявление интереса к поставленной проблеме

Регулятивные:

-умение планировать деятельность в соответствии с поставленной целью

Коммуникативные

- вступать в речевое общение, участвовать в диалоге.

План изучения темы «Чудеса Байкала»:

- общие данные;

- возраст;

- вода и лед;

- органический мир.

Учебник, атласы, другие информаци-онные источники.

  1. Открытие нового знания

Организует фронтальную работу с учащимися поэтапно согласно плану изучения темы.

Работают с источниками информации (по возможности с ЭОР). Находят и обрабатывают информацию, выступают,  обсуждают, выделяют основную информацию и заполняют таблицу по плану.

Предметные:

- анализировать и выявлять

существенные признаки;

- описывать и обобщать результаты образовательного опыта, связанного с содержанием темы;

Регулятивные: осуществлять преобразование информации.

Личностные:

устойчивый познавательный интерес.

Таблица (прил. 2) «Географический паспорт озера Байкал»

Учебник, атласы, другие информационные источники.

  1. Первичное закрепление

Организует первичное закрепление знаний учащихся, демонстрируя эталон географического паспорта озера Байкал.

Проверяют свои данные в таблице  по эталону.

Регулятивные:

контроль, оценка, коррекция.

Познавательные:

выполнение логических операций, сравнение, анализ, обобщение.

Закрепление знаний.

Компьютер, проектор, экран.

  1. Затруднение, построение проекта выхода из затруднения и его реализация.

Используя фрагменты видеофильма, демонстрирует проблемы загрязнения воды и побережий озера Байкал.

Работают в группах:

- устанавливают причины загрязнения озера Байкал.

- разрабатывают пути решения экологических проблем озера.

Коммуникативные:

- умение работать в группе;

- умение выражать своё мнение, прислушиваться к мнению других.

Предложения  по очистке вод и побережий Байкала.

Учебник, атласы, таблицы, компьютер, проектор.

  1. Презентация образовательного продукта

(мини-проектов).

Организует выступления групп.

Презентуют результаты групповой  работы, обсуждают предложения по решению экологических проблем озера, выделяют наиболее значимые, актуальные меры по сохранению  воды и  живого мира Байкала.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Мини-проект по сохранению озера Байкал.

Компьютер, проектор

  1. Рефлексия.

Совместно с учащимися подводит итог урока, оценивает деятельность каждой группы,

оценивает индивидуальную деятельность каждого ученика.

Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения, заполняя оценочный лист.

 Личностные:

- эмоционально-ценностное отношение к изучаемой теме.

Регулятивные:

- умение  осуществлять самоанализ своей деятельности

Оценочный лист  "Знаю - хочу узнать - узнал"

Оценочный лист.

Приложение 1

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Приложение 2

Чудеса  озера Байкал

Общие данные

Вода и лед

Живой мир

Синонимы: Байкуль, Тенгис- далай, Байгал, Байгал- далай, Бэйхай, Ангарский провал, Святое море.

Объём водной массы – 23 915 км³.

Более 1700 видов, из них животных более 500 видов, растений около 1200 видов,  в том числе рыб более 50 видов.

На границе Республики Бурятия и Иркутской области.

Температура поверхности дна на глубинах 3,1- 3,5° С, средняя температура 3,3 °С.

Более половины живых организмов являются эндемиками, то есть обитают только в этом водоёме.

Длина - 636 км

Количество островов – около 30, самый крупный – о. Ольхон

Рачок эпишура - эндемик, составляет до 80 % биомассы зоопланктона, выполняет функцию фильтра: пропускает через себя воду, очищая её.

Ширина – максимальная 79,5 км, минимальная 25 км, средняя 49,3 км.

Длина береговой линии – 2100 км.

Количество притоков – 544.

Байкальские олигохеты, 84,5 % эндемики, играют важную роль в процессах самоочищения озера и как кормовая база рыб-бентофагов и хищных беспозвоночных

Площадь – 31 570 км².

Состав воды – гидрокарбонатно-кальциевая, минерализация 96,6 мг/л.

Живородящая рыба -  голомянка, тело которой содержит до 30 % жира.

Время рождения – середина неогенового периода, 10-15 млн. лет назад 

Количество горячих источников – около 10.

Из рыб водятся байкальский омуль, хариус, сиг, байкальский  налим, таймень, щука и другие

 Вода горячих источников – кремнистая азотная.

Глубина максимальная – 1637 м

Глубина средняя – 758 м

На большой глубине произрастают пресноводные губки.

 Температуры воды горячих источников – до 84°С.

Байка́льская не́рпа (байкальский тюлень) — один из трёх пресноводных видов тюленя в мире, эндемик озера.