«Развитие критического мышления школьников на уроках географии»
статья по географии на тему

В статье  раскрыт опыт использования технологии критического мыщления на уроках географии.Данное выступление было представлено на педагогических чтениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_chteniya.docx51.76 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие критического мышления школьников на уроках географии»

Т. И. Кириченко

учитель географии

МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа  № 1»

Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью. Основоположники данной технологии: Уильям Смит , Г. Линдсей, К. Халл, Р. Томпсон .Автором методической идеи является   -  Я. А Коменский

Приоритетной задачей современной школы является не овладение учащимися определенным набором знаний, умений, навыков (что, безусловно, важно), а воспитание думающей, внутренне свободной личности, способной формировать, и аргументировано отстаивать собственную точку зрения, ставить перед собой цели и находить эффективные пути их достижения.

Я считаю, оптимальным способом решения поставленной задачи является развитие у школьников критического мышления. Критическое мышление  предполагает  умение видеть проблемы, готовность к нахождению нестандартных решений,  умение подвергать рефлексии собственную интеллектуальную деятельность, анализировать свои

действия и выявлять допущенные ошибки. Кроме того, данный тип мышления включает в себя готовность отказаться от своего решения в пользу более эффективного, открытость для новых идей, умение делать объективные выводы, что обусловливает понимание неоднозначности мира.

В последние годы методика критического мышления, стала популярной. Она включает три этапа или стадии.  

«Вызов - Осмысление - Рефлексия».

Первая стадия - вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия - осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

- получить новую информацию;

- осмыслить ее;

- соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия - рефлексия. Здесь основным является;

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- усвоение нового знания, новой информации учеником;

- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к

изучаемому материалу.

В чем же актуальность? Что принципиально нового несет технология критического мышления?

Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание

условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока

Используются свои методические приемы.

Технология развития критического мышления - методические приемы

Приём«Верные – неверные утверждения»

Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по  ещё не  изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.

Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты.

На одном  из следующих уроков  возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие  из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.

Например: изучение темы « Зарубежная Азия и Австралия»-10 класс.

-Каждый пятый житель Земли- китаец.

-Для Японии, в отличие от других стран Азии, характерен первый тип воспроизводства населения.

-Южная Азия наиболее многонациональный и многоязыкий регион мира.

-Австралия занимает второе место в мире по поголовью овец и первое по производству шерсти.

Прием «Корзина» идей

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

- задается прямой вопрос о том, что известно ученикам;

  - ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает

по той или иной проблеме ;

  - обмен информацией в парах или группах;

   -составляется список идей;

   - все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны.

Далее в ходе урока эти разрозненные факты или мнения могут быть связаны в логические цепи.

  -все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Например: задание - выбрать особенности, относящиеся к данной природной зоне, обозначить ответ буквами.

1.        Арктические пустыни.

а)        зона расположена на островах Северного Ледовитого океана;

б)        несколько месяцев длиться полярная ночь;

в)        избыточное увлажнение, много озер и болот;

г)        значительные площади заняты ледником;

д)        лето короткое и холодное;

е)        зона протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана.
Прием «Составление кластера»

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».

Кластер - это графическая организация материала, показывающая

смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

Например: 1.составление схемы взаимосвязи природных компонентов

( климат, рельеф, воды, почвы, растения, животные) в природном комплексе ,на примере одной из природных зон.

2.Составление характеристики природной зоны , с последующей записью в таблицу.

Прием «Эффективная лекция»

Лекция - хорошо знакомый и часто используемый педагогический

прием. Особенности ее использования в технологии критического

мышления заключается в том, что она читается дозировано. После

каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время

«стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный

поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание,

которое выполняется в группах или индивидуально.

Например: лекция «Мировое хозяйство. Международное географическое разделение труда»

Задания:1Докажите, что отрасль международной специализации-основа географического разделения труда.

2.Каковы причины развития в мире международной экономической интеграции?

Прием «Пометки на полях»-инсерт

Технология «критическое мышление» предлагает методический прием,

известный как инсерт. Этот прием является средством, позволяющим    ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует,  отдельные задания или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

Знаком «галочка» (V) отмечается в тексте информация, которая уже

известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник

информации и степень достоверности ее не имеет значения.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с

прочитанным заданием, текстом.

Знаком «минус» (-) отмечается то, что идёт вразрез    с имеющимися у ученика представлениями, о чём он думает иначе.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и

требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения

задания, а активного и внимательного.

Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Известно, что в заданном вопросе содержится уже половина ответа.

Именно поэтому знак «вопрос» весьма важен во всех отношениях. Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации: можно спросить у родителей, что они думают по этому поводу, можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить ответ от учителя на следующем уроке. Например: Реки Белгородской области

По территории области протекает 480 рек и ручьёв общей протяжённостью более 5 тыс. км. В области четыре реки длиной более 100 км: Оскол (220 км), Ворскла (118 км, рис. 24), Северский Донец (110 км,)  и Тихая Сосна (105 км).

 Преобладающая часть рек относится к категории малых, протяженностью от 10 до 100 км, из которых 41 река длиной 25-100 км, 86 рек длиной 10-25 км, остальные - менее 10 км. Все реки области, за исключением р. Оскол и его левого притока р. Убля, берут начало на её территории.

Все реки области сравнительно нешироки и маловодны; свои воды они несут к двум морям - Азовскому и Чёрному. Значительная часть относительно крупных рек (92 реки) являются притоками Дона и принадлежат к бассейну Азовского моря, а 39 рек — притоками Днепра и относятся к бассейну Чёрного моря.

Прием составления маркированной таблицы «ЗУХ»

 Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками

является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки, знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ).

Маркировочная таблица ЗУХ

         3

                 У

                 Х

Почему реки маловодны?

Названия рек области

Бассейны морей. Куда впадают реки

 

Прием «Маркированная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке.

Прием « Бортовой журнал»

Данный прием имеет географическую направленность. Используется на всех стадиях технологии критического мышления. Применяется на уроках изучения новой темы, уроках-путешествиях с использованием карт атласа. Например: изучение географического положения материков в 7 классе. Предусматривается групповая работа с заданиями различного уровня сложности. Например: Бортовой журнал судна « Арктика»

Задания-1.Определите координаты северного мыса Челюскина

2.Исследуйте очертания береговой линии северного побережья; определите моря, заливы , проливы, острова, течения. Что вы знаете о Северном морском пути?( опережающее задание)

Прием «Древо предсказаний»

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития

Географических объектов и явлений, например, природного комплекса в случае изменения климата или  строительства водохранилища  (антропогенного влияния).  Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал  изучаемого природного комплекса. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.  «Данный прием применяется при решении вопросов повышенного уровня сложности. Например:

Проблемы Волги( Проблема для обсуждения)

Для чего были построены ГЭС?

Цели были следующие:

1. Увеличить производство электроэнергии. ГЭС способны покрывать «пиковые» нагрузки в энергосистеме;

2. Улучшить водоснабжение промышленных центров, улучшить условия орошения земель;

3. Улучшить условия судоходства на Волге. Последствия были известны, в том числе негативные.

Но кроме ожидаемых последствий появились и другие:

1. Условия судоходства не улучшились, так как 1/3 часть водохранилищ -это мелководья, и фарватер проходит по руслу Волги.

2.  Поднялся уровень грунтовых вод в бассейне Волги, что привело к заболачиванию лесов и их гибели.

3.  Прозрачность волжской воды снизилась в десятки раз. Из-за сильного загрязнения воды ухудшилось обеспечение населения и предприятий водой. Огромные затраты пошли на создание мощных очистных сооружений.

Прием «Написание синквейна»

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение,

состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово - существительное.

 Это и есть тема синквейна.На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,

относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из

нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию

темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по - возможности, эмоциональной.

Например:1 строка------ Япония---------------------------

2 строка----------------Высокоразвитая, традиционная---------

3 строка-----------Процветает, достигает, конкурирует-----------

4 строка--------Япония-страна новых технологий и древней национальной культуры

Прием. «Написание эссе»

Эссе (лат. «опыт») – размышления в письменной форме, отражающие мнение автора, его точку зрения, согласующиеся с его опытом

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я

пишу для того, чтобы понять, что я думаю».

Например; вывод в практической работе.

Древним участкам земной коры- платформам  соответствуют равнины и плоскогорья, преобладают полезные ископаемые осадочного происхождения .К областям новой- кайнозойской  складчатости приурочены горы и магматические полезные ископаемые.

Учитель должен помнить и пользоваться правилом в работе с детьми:

 

Не берите всю инициативу на себя, и тогда ученики не будут скованы в своих действиях, а будут самостоятельными.

Литература:

1. Агапов И. Г. Учимся продуктивно мыслить // Библиотечка «Вестника образования». — М., 2001. — № 2.

2. Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. – М., 2002.

3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.

4. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб : Альянс-Дельта, 2003. – 284 с.

5. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. СПб : Альянс-Дельта совм. с изд-вом «Речь», 2003. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления школьников

могу познакомить желающих коллег с основными стадиями технологии развития критического мышления....

Развитие критического мышления школьников на уроках истории и обществознания как фактор профилактики конформности

Развитие критического мышления школьников на уроках истории и обществознания как фактор профилактики конформности...

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ...

Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся коммуникативных УУД (В рамках Всероссийского семинара «Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС»)

Современное информационное общество характеризуется тем, что каждый день появляется какя-то новая информация, а какя-то информация устаревает. Большинство выпускников оказываются не готовы к успешной ...

Технология развития критического мышления школьников на уроках математики. Стадии и методологические приемы.

Технология развития критического мышления школьников на уроках математики. Стадии и методологические приемы....