Урок обобщения знаний « Межотраслевые комплексы» 9 класс
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Абраменко Людмила Викторовна

Цели урока: Обобщить и закрепить знания о составе  МОК , факторах и принципах размещения

Предприятий.

Оборудование: карты « Металлургия»  , « Топливная промышленность» , « Энергетика» ,

« Машиностроение» , « Транспорт» , « Сельское хозяйство».

Ход урока:

1.Организационный момент

Класс делится на группы по 4 – 5 человек. Каждая группа получает лист-программу по

Межотраслевому комплексу. По листу-программе группа готовит отчет на 2-3 минуты о МОК.

1 группа «специалисты топливной промышленности» готовит отчет о ТЭК.

2 группа « Металлурги» готовит отчет о металлургическом  комплексе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obobshcheniya_znaniy9klass.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обобщения знаний « Межотраслевые комплексы» 9 класс

Цели урока: Обобщить и закрепить знания о составе  МОК , факторах и принципах размещения

Предприятий.

Оборудование: карты « Металлургия»  , « Топливная промышленность» , « Энергетика» ,

« Машиностроение» , « Транспорт» , « Сельское хозяйство».

Ход урока:

1.Организационный момент

Класс делится на группы по 4 – 5 человек. Каждая группа получает лист-программу по

Межотраслевому комплексу. По листу-программе группа готовит отчет на 2-3 минуты о МОК.

1 группа «специалисты топливной промышленности» готовит отчет о ТЭК.

2 группа « Металлурги» готовит отчет о металлургическом  комплексе

3 группа « Химики» о химико-лесном комплексе

4 группа « Машиностроители» о машиностроительном комплексе

5 группа « сельхозпроизводители» об агропромышленном комплексе

6 группа « Транспортники» о транспортном комплексе.

План отчета:

  1. Значение комплекса
  2. Отраслевой состав
  3. Технологический состав
  4. Факторы и принципы размещения
  5. Районы . базы , центры.

На обсуждение группам дается 10 минут. Затем группы выступают, используя план характеристики Мок. Выступать может делегат от группы или  все участники группы, учитель тоже может выбрать выступающего.

П. Отчет.

Лист-программа 1 группы « Специалисты ТЭК»

  Отрасли Топливно-энергетического комплекса заняты добычей топлива и его транспортировкой, а также выработкой энергии и её передачей потребителю.

Состав ТЭК: Торф , уголь, нефть, газ, электроэнергия.

Топливные ресурсы ( уголь, нефть, газ, горючие сланцы, торф

Гидроресурсы: ( энергия падающей воды ( рек), приливов и отливов, атомная энергия.

Нефтяная промышленность. По запасам нефти Россия занимает 2 место . Нефть добывается фонтанным и насосным способом. Транспортировка по нефтепроводам.

Магистральные нефтепроводы: 1) « Дружба»,Называют города ( Альметьевск – Пенза – Орел - …. ( Ужгород) – Брест. 2) Сургут – Тюмень – Челябинск -…. – Самара; 3) Усинск -  Ухта -  ….- -Москва.

Основные потоки направлены на …..( запад). Нефте – перерабатывающие заводы находятся в районах …..( потребления) нефти  вдоль трасс ….. ( нефтепроводов). Основная часть нефтеперерабатывающих заводов размещена в ….. ( Европейской) части страны. Основные нефтяные базы России: …….( Западно – Сибирская); ……..( Волго – Уральская)

Газовая промышленность.

Газ – самый …..( дешевый) вид топлива. По запасам природного газа Россия занимает ….(1) место в мире. 92% газа добывается в ……( Западной Сибири). Крупные месторождения …….( Уренгойское), ………( Ямбургское).

Угольная промышленность. Запасы угля ……( больше ) запасов нефти и газа. Доля угля в топливном балансе страны сократилась , так как добыча угля намного …..( дороже). Способы добычи угля: …….( подземный); ……..( открытый). Дешевле способ добычи ……( открытый). Основные районы добычи угля сосредоточены в …….( Сибири). Основные угольные бассейны:………( Кузнецкий),;………(Канско – Ачинский); ………( Печорский).

Электроэнергетика. Авангардная отрасль так как …..Энергия производится на электростанциях.Теплоэлектростанции ( ТЭС) работают на …….( различных видах топлива). Крупнейшая ТЭС…….( Сургутская). ТЭЦ, помимо электроэнергии, производит ……( горячую воду) и …..( пар). Размещают в районах добычи топлива ……(ТЭС), а в крупных городах …..(ТЭЦ).

Гидроэлектростанции выгодно строить на реках с большим ……(падением) и …….( расходом воды), Крупнейшие ГЭС: ……….( Саянская),……….( Красноярская).

Атомные электростанции строят там , где нет ……….( гидроресурсов, но требуется много электроэнергии). В России работает …..(9 АЭС).

Энергосистема – это ………( группа электростанций разных типов, объединенных линиями электропередачи и управляемых с одного центра).

Лист – программа для группы « Металлургов».

Отрасли этого комплекса производят ……….( разнообразные металлы). Комплекс состоит из ……( черной) и ………( цветной) металлургии. Металлургия имеет несколько общих черт:

1)………..( Высокая концентрация);

2)……….( монополия);

3)………..( комбинирование);

4)………..( материалоемкость).

Технологическая цепочка производства черной металлургии: добыча руды …….( обогащение руды……..плавка…….(чугуна)…….( стали)…….(прокат).

Цветная металлургия:

Легкие цветные металлы

Тяжелые цветные металлы

Благородные

Редкоземельные.

Металлургические заводы выгоднее размещать:

1)………( в районе добычи руд);

2)………( у топлива);

3)………..( на пересечении потоков угля и руды).

Производство легких цветных металлов отличается …….( энергоемкостью), поэтому размещается у источников ……..( дешевой энергии). Производство тяжелых цветных металлов отличается…….( материалоемкостью), поэтому размещаются заводы у……..( источников сырья).

Металлургическая база – это………( группа металлургических предприятий, использующих общие рудные или топливные ресурсы для производства большого количества металла).

Основные металлургические базы:

1)……..( Уральская);

2)……..( Центральная)

3)………( Сибирская)/

Лист – программа 3 группы ( « Химики»).

Химико – лесной комплекс состоит из ……..( химической) и ……..( лесной) отраслей. Ведущей отраслью является ……..( химическая).

Особенности химической промышленности:

1)……..( создает новые материалы);

2)……..( имеет обширную сырьевую базу);

3)…….( обладает обширными химическими технологиями).

Заводы производства кислоты размещаются у ……( потребителя). Горно – химическая промышленность размещается у……..( источников сырья). Химия органического синтеза использует…….( нефтяное) и …….( газовое) сырье, поэтому размещается………( в районах добычи сырья). Калийные удобрения  производят у…..( источников сырья). Крупнейшие заводы по производству калийных удобрений: 1)……..( Соликамск);     2)………( город Березники). Производство фосфорных удобрений размещается у……..( потребителя). Химия переработки полимеров ориентируется на …….( потребителя), так как перевозка сырья …..( дешевле), чем изделия из него.

В России 4 крупных химических базы:

1)…………..( Северо – Европейская);

2)………….( Центральная);

3)………….( Волго – Уральская);

4)………….( Сибирская).

Лесная промышленность состоит из взаимосвязанных производств:……….( лесозаготовка);……………( лесопиление и деревообработка),………….(лесохимия и целлюлозно –бумажная промышленность. Лесозаготовка ведется в лесоизбыточных районах страны:

1)……..( Европейский  Север);

2)…….( Урал);

3)……..( Восточная Сибирь) ;

4)……..( Дальний Восток).

Лесопиление – в районах заготовки леса, так как………( перевозка круглого леса на дальние расстояния не выгодна). Мебельные фабрики размещаются…….( в районах потребления её продукции) . Производство бумаги требует много……( древесины) ,………( чистой воды) и ……..( электроенергии). Целлюлозно – бумажные комбинаты размещаются в………( Карелии), на …..( Урале) и в Сибири.

Лист – программа 4 группы « Машиностроители»

Машиностроительный комплекс  - это ведущий комплекс России ,входит более 100 отраслей.

1 –я особенность самый крупный по набору отраслей;

2 –я ………………

3 – я определяет темпы …….( НТР общества).

Отрасли по затратам сырья и труда на единицу продукции объединяют в 2 группы: 1) трудоемкое точное машиностроение; 2)……( тяжелое машиностроение). Новейшие отрасли образуют особую группу…….( наукоемкое машиностроение). Предприятия тяжелого машиностроения размещены в районах……( сосредоточения металлургических баз и потребления их продукции).

Специализация и кооперирование – это……..( необходимые условия повышения эффективности работы промышленности. Некоторые машиностроительные предприятия ориентированы на потребителя. Зерноуборочные комбайны производят в городе……( Ростов – на – Дону), проиводство тракторов в городе…..(Челябинске) на Урале, вагоностроительный завод в городе…………..( Нижний Тагил), станкостроительные заводы в крупных городах……….( в Москве, Воронеже, Нижнем Новгороде).

Лист – программа 5 группы « Сельхозпроизводители»        

Задача  Агропромышленного комплекса……….(  обеспечение населения   России продовольствием).

Выделяют звенья АПК:

1)………( производство средств производства для сельского хозяйства);

2)…….( само сельское хозяйство) ;

3)………..( заготовка , хранение , переработка , доставка и реализация продукции).

Основное звено АПК состоит из 2 –х отраслей…….( растениеводство и животноводство).Отрасли растениеводства 55%.

Ведущая культура …..( пшеница), на втором месте…….( ячмень). Технические культуры – это культуры ,которые…….( используются как сырье для отдельных отраслей промышленности). Это культура ……( лен долгунец, подсолнечник, сахарная свекла).

Животноводство:

Скотоводство ……,( овцеводство , свиноводство , птицеводство).

Лист – программа 6 группы « Транспортники»

Транспортный комплекс входит в коммуникативную систему. Задачей транспортного комплекса является…….( перемещение в пространстве людей , информации , грузов.

Транспорт сухопутный…….( автомобильный, железнодорожный, гужевой)

Водный……( морской , речной);

Воздушный, другие виды……( Электронный, трубопроводный).

Характеристики транспорта:

1)…….( грузооборот);

2)…….( пассажирооборот)

3)………( пропускная способность в единицу времени).

Самый дорогой вид транспорта по грузообороту ……( авиационный)

Самый дешевый по грузообороту………( морской).

Самая густая транспортная сеть в……..( Европейской части России).

Строительство трубопроводов обходится дешевле железных дорог, транспортируется….( нефть, газ, уголь).

Самой длинной железнодорожной магистралью является…….( Трансибирская более 9 тысяч километров).

Учащиеся класса слушают выступления , исправляют ошибки других групп , дополняют выступления. На исправление группе дается 1 минута. За исправление ошибок и дополнения учащиеся получают баллы. Домашнее задание после урока обобщения знаний не задается.