Материки и страны. Африка
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Самохвал Наталия Павловна

Конспект урока по географии 7 класс на тему:"Материки и страны. Африка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Африка28.03 КБ

Предварительный просмотр:

География.  7 класс

Тема 4. «Материки и страны. Африка»

               Африка в мире

Цели урока:

▪сформировать представление об освоении Африки;

▪сформировать представление о месте Африки в мире;

▪сформировать знания о населении материка: его численности, быте, уровне жизни, занятиях и проблемах;

▪выявить особенности размещения населения;

▪познакомить с планом описания населения;

▪продолжить формирование умений работать с тематическими картами атласа и дополнительным материалом.

             

Планируемые результаты:

знать:

- должны иметь представление и основные знания об Африке: её социально-экономического развития, населении и его занятиях;  

- должны знать политическую карту Африки;

уметь:

- должны уметь показывать на политической карте мира её крупнейшие страны;

- находить, использовать и презентовать географическую информацию об Африке;

- продолжать развивать умение обучающихся работать со схемами и картами атласа и учебника.

Оборудование:

- физическая карта Африки (или мира);

- политическая карта Африки (или мира);

- флаги стран Африки;

- карта "Народы и плотность населения мира";

- фотографии и слайды африканских народов и их занятия;

- предметы опережающего задания (финики, кофе, какао, арахис, х/б изделие, апельсин или т.д.).

Тип урока: комбинированный.

Методы и формы обучения:  рассказ,  беседа, работа с картой, работа с фотографиями и слайдами, анализ рисунков и текста учебника.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний и умений обучающихся.

Беседа по вопросам:

1.В чём особенности географического положения Африки?

   Как оно влияет на природу материка?

2.Установите взаимосвязи между особенностями строения земной коры и

    рельефом Африки.

    Какие тематические карты атласа вы будете использовать?

3.Охарактеризуйте климат материка.

4.Дайте характеристику внутренних вод Африки.

5.Выберите верный ответ.

   «Африка омывается водами океанов: а) Тихого и Индийского;

   б) Индийского и Атлантического; в) Тихого и Атлантического».

6.Выберите верный ответ.

    «Самой многоводной рекой Африки является: а) Нил; б) Замбези;

    в) Конго; г) Нигер».

7.Назовите: самое влажное и самое сухое места Африки.

8.Работа с физической картой Африки.

    Проверить друг у друга знания карты Африки.

III. Изучение нового материала.

Эпиграф к уроку:

Что до природы мне, до древности,

Когда я полон жгучей ревности.

Ведь ты во всём её убранстве

Увидел Музу Дальних Странствий.

(Н.С.Гумилёв «Отъезжающему»)

1) Что знают об Африке в мире?

Учитель предлагает послушать сообщения об исследователях Африки:

-Давид Ливингстон;   -Генри Мортон Стенли;   -Василий Юнкер;   -Д.Спик;  

 -Дж.Грант;   -Джой Адамсон;   -Роже Эйм;   -Бернгард Гржимек;  

 -Джералд Дарелл  и др.

(Рассказы и презентации учеников)

Учитель предлагает ученикам рассказать, что они знают об Африке.

(На доске висит карта материка.)

 (Ответы ребят.)

Работа с текстом учебника «Что знают об Африке в мире?». 

Учитель обращает внимание ребят на то, что внутренние районы материка Африка  стали известны европейцам лишь с середины XIX века. В то время, как север Африки и её побережье были известны европейцам давно.  

Территории Африки стали колониями некоторых европейских государств

(см. учебник – рис. 72 на стр. 100).

Назовите европейские государства-колонизаторы:

- Англия;   - Бельгия;   - Испания;   - Италия;   - Португалия;    - Франция.

Назовите причину колонизации материка.

(Ответы учеников)

Итак, главная причина – это богатства недр материка (железные, марганцевые, медные, урановые, кобальтовые, алюминиевые руды, золото, платина, алмазы, нефть, природный газ, каменный уголь), в лесах – ценные породы деревьев (сандаловое, красное, эбеновое, жёлтое, мускатное, хлебное, кофейное, какао, масличное дерево каритэ, финиковые пальмы). А из-за жаркого климата и при достаточном количестве воды можно собрать два и более урожаев в году, причём руками африканцев.

Африка обладает богатейшими природными ресурсами, но остаётся беднейшим регионом мира.

2) Кто живёт в Африке?

Рассказ учителя.

Слышали ли вы высказывание «Африка – родина человечества»? Почему так говорят? На это есть серьезные основания. На территории Восточной Африки обнаружены наиболее древние каменные орудия труда, которые были изготовлены приблизительно 2 млн. лет назад. Это первое свидетельство существования самого рода  Homo – человека. С течением времени люди размножились и расселились – сначала на территории континента, а затем и за его пределами. Влияние природной среды и миграционные потоки обусловили формирование различных этнических групп и народов.

          На современное расселение наиболее многочисленных народов Африки существенно повлияло вторжение арабов, завоевавших в VIIв. Египет, Алжир и другие страны. Однако арабы не были первыми азиатами, появившимися на континенте: еще в V тыс. до н.э. в Африке появились семиты. Они оказали большое влияние на человеческую цивилизацию: финикийцы первыми создали азбуку и научились изготавливать стекло.

Работа с картой атласа «Расы».

Вспомните, как называется раса, проживающая на материке Африка? (негроидная или экваториальная)

А кроме негроидной расы кто ещё проживает? (европеоидная, монголоидная)

Работа с текстом учебника «Кто живёт в Африке?». 

Рассказ учителя.

На материке Африка проживало в 1980-х гг. – 469 млн.чел, в 1990-х гг. – 748 млн.чел.

А сейчас проживает более 900 млн.человек разных народов. А народов насчитывается примерно 3 тысячи!

Рассказ учителя.

Население материка размещено неравномерно. В пустынях Сахара, Калахари, Намиб и в бассейне реки Конго плотность населения менее 1 чел./кв.км. (Демонстрация слайдов или фотографий географических объектов: пустынь Сахара, Калахари, Намиб, долины реки Конго). Здесь находятся участки не заселенные вовсе.  Однако на континенте есть территории, где плотность населения очень высока – более 100 чел/кв.км. Причем около 40% населения материка живет на территориях, высота которых над уровнем моря составляет от 500 до 2000 м и выше.

Работа с картой  атласа «Народы и плотность населения мира». 

Какие народы сейчас проживают на материке?

В каких районах Африки наблюдается наибольшая и наименьшая плотность населения? Почему? Что это за районы?

Что вы знаете об этих народах?  

Работа с текстом учебника.

Рассмотрите рис.73 и 74 на стр.101. Вы видите, что и арабы проживают на материке Африка.  

Работа в тетрадях.

Учитель заполняет таблицу «Представители народов Африки» на доске, а ученики – в тетрадях:

Раса

Европеоидная

Экваториальная

Монголоидная

Арабы, берберы, туареги

Нилоты, бушмены, банту, пигмеи, готтентоты

Малагасийцы

Эфиопы – это народ, имеющий черты негроидной и европеоидной рас

(Демонстрация фотографий или слайдов с представителями народов Африки).

Работа с текстом учебника.

Учитель знакомит с планом описания населения материка, приведенном в рубрике «Шаг за шагом» на стр.102.А чем занимаются народы Африки?

3) Чем заняты африканцы?

Работа с текстом учебника «Чем заняты африканцы?». 

Рассказ учителя.

Учитель начинает свой рассказ с того, что большинство всеми любимые лакомства – из Африки: финики, шоколад (какао), апельсины.

Прочтите в учебнике (рис.75 на стр.102) и найдите на политической карте те страны, в которых производят продукцию, используемую во всем мире (товары-символы).

(Работа с политической картой мира или «Политическая карта Африки»):

КОФЕ = Кения,   КАКАО = Кот-д´Ивуар,   АПЕЛЬСИНЫ = Марокко,    

АЛМАЗЫ = Ботсвана,   ХЛОПОК = Египет,   ЗОЛОТО = ЮАР

Опережающее задание:

Можно предложить ученикам устроить выставку африканских товаров «Африканские товары в моем доме». Каждый из учеников должен принести чуть-чуть каждого из африканского товара на урок и рассказать, где он производится (финики, кофе, какао, хлопчатобумажное изделие, апельсин, арахис и т.д.).

Такая экспозиция не только поможет узнать, что любят в доме школьников, но продемонстрирует наличие африканских товаров на российских рынках.

IV. Закрепление изученного материала.

Беседа учителя по вопросам и заданиям:

1.Почему Африку называют прародиной человечества?

2.Назовите характерные черты Африки с точки зрения её места в мире.

3.Как размещено население Африки? Чем оно занято?

4.Назовите исследователей Африки и главные результаты их исследований на материке.

5.Назовите и покажите на карте крупнейшие страны Африки.

V. Домашнее задание.

1.Изучить §26 на стр.100-103.

2.Ответить на вопросы и выполнить задания в конце параграфа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физическая география материков и океанов. Африка. Часть 2. (Для учащихся с применением ДОТ)

В работе представлены материалы для узучения физической географии материков и океанов, раздел "Африка". В данной части представлена информация по описанию физико-географических особенностей континента...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА игры по предмету: «География» «МАТЕРИКИ И СТРАНЫ»

Игра по географии "Брейн-ринг". Представлены методическая разработка игры и презентация. Игра проходит по раундам, в каждом раунде участвует по 2 команды. В каждом раунде максимально задается 5 в...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА игры по предмету: «География» «МАТЕРИКИ И СТРАНЫ»

Игра по географии "Брейн-ринг". Представлены методическая разработка игры и презентация. Игра проходит по раундам, в каждом раунде участвует по 2 команды. В каждом раунде максимально задается 5 в...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА игры по предмету: «География» «МАТЕРИКИ И СТРАНЫ»

Игра по географии "Брейн-ринг". Представлены методическая разработка игры и презентация. Игра проходит по раундам, в каждом раунде участвует по 2 команды. В каждом раунде максимально задается 5 в...

факультатив по материкам и странам 7 класс

факультатив по материкам и странам 7 класс...