Урок географии.10 класс. Религиозный состав населения Земли
методическая разработка по географии (7 класс) на тему

Телегина Надежда Ивановна

Тип урока: урок-семинар.На данном уроке формируются представления о мировых религиях, распростра­нении народов проповедывающих различные религии..

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_georafii_10_klass1.doc208 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии.10 класс. Религиозный состав населения Земли

Цели: сформировать представление о мировых религиях, распространении народов проповедывающих различные религии.

Оборудование: карта распространения основных религий, контурные карты, атлас.

Тип урока: урок-семинар.

Ход урока

I.                    Опрос

I.                    Приведите примеры крупнейших языковых семей мира. Какие народы к ним относятся?

2.                   Какой из народов зарубежных стран, родственных якутам и тувинцам, самый многочисленный?

3.                   В каких природных зонах живет большинство представителей этой языковой семьи?

4.                   Покажите на карте современные очаги национальных конфликтов. Укажите причины их появления.

II.                 Изучение нового материала

Учитель. Религия — одна из форм культуры, особое мировоззрение, основанное на поклонении высшим силам. Религия пронизывает все стороны жизни верующих, освящает их нравы, работу, отдых. Оказывает существенное влияние на хозяйство, традиции и быт народов. Выделяют мировые религии или универсальные (распространены среди народов нескольких стран). Кроме того, существуют национальные религии или этнические (проповедуются среди населения одной страны или среди одного народа).

На доске начерчена схема. Учащиеся с помощью учителя заполняют ее в тетрадях.

Классификация религий

 

Далее можно заслушать выступления учащихся с докладами на темы: «Христианство», «Мусульманство», «Буддизм», «Национальные религии», «Местные верования». Ориентировочные тексты докладов см. в «Дополнительных материалах».

Задание: На основе карт атласа заполнить таблицу «Основные религии мира».

 

Задание: Отметить на контурных картах страны распространения одной из мировых религий. Работа может быть организована по вариантам или по группам.

III.               Закрепление изученного материала

Вопросы для дискуссий:

1.                   Почему основные религии мира возникли именно в Азии?

2.                   Объясните причины распространения мировых религий, и нераспространения национальных религий.

3.                   Почему приверженцев местных верований много в Африке и в Латинской Америке?

4.                   Назовите основные религиозные центры. Объясните появление их именно в этих районах мира. Когда они стали исполнять роль религиозных центров?

5.                   В чем влияние религии на хозяйство и демографическую ситуацию этих стран?

6.                   Какие табу есть в религиях и чем они объясняются?

IV.               Домашнее задание

Подготовьте доклады на тему «Городской взрыв» в развивающихся странах». «Небоскребы в США», «Сравнительная характеристика городов в США и Европы».

Дополнительные материалы

Буддизм — одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий. Возник в Древней Индии в VI—V вв. до н. э. Основателем считается Сид- дхартха Гаутама. Расцвет буддизма в Индии V в. до н.э. — начало 1-го тыс.н.э. Распространился в Юго-Восточной и Центральной Азии. В Индии к XII в. растворился в индуизме, сильно повлияв на него. В центре буддизма — учение о «4-х благородных истинах»:

1)                   существование, состоящее в рождении, старении, болезнях, смерти, недостижении желаемого и т. д. есть страдание;

2)                   причина страдания — жажда чувственных наслаждений, существования и гибельного перерождения;

3)                   страдание может быть прекращено только искоренением этой жажды, для чего предлагается восьмеричный путь;

4)                   Восьмеричный путь (он же Срединный), включающий в качестве ступеней созерцание Закона, размышление о нем, речь, поведение, способ поддержания жизни, приложение сил, память и сосредоточение.

Буддизм никогда не знал ни единой церковной организации. Единственным общим для всех буддистов правилом является право хранить три Драгоценности: Будду, Дхарму (закон) и Сангху, — что и передавалось из поколения в поколение практически по всем странам Южной, Восточной и Центральной Азии, а в XX в. — Северной Америки, Европы, России.

Согласно основному правилу буддизма, есть Будда — просветленное, всеведущее существо, достигшее духовных вершин естественным образом через развитие ума и сердца в длинной последовательности перерождений. Главными достижениями буддизма являются Просветление и Успокоение (нирвана), которые знаменуют окончательное освобождение и достижение высшей цели.

Есть Дхарма — Закон, открытый Просветленным, этот Закон Будда постиг и сообщил ученикам в виде Слова, текста проповедей, бесед. Тексты Закона Будды несколько столетий передавались изустно. В 80 г. до н. э. они были впервые записаны на пали, специально созданном буддийскими монахами языке индоевропейской группы (близком санскриту).

Есть сангха — община равных, не имеющих никакой собственности, нищенствующих, сообщество носителей Закона, хранителей знаний и мастерства, которые из поколения в поколение следуют путем Будды.

Буддизм начинался как движение нищих и отверженных. Людям, не нашедшим себе места, Будда предложил свой Закон (Дхарма) и путь спасения от страданий вобщинном братстве, пребывающем вне гражданской жизни и государственных институтов, но и не порывающем с ними, кормящих граждан духовно и кормящемся от них материально. Таким образом, жизнь на обочине общества, в общине, монастыре становилась самым подходящим местом для совершенствования ума и психики человека.

Известны первые документальные сведения о буддизме, которыми стали выбитые в камне указы императора Ашоки (268-231 до н. э.), объединившего северо-восточную, северную и центральную Индию.

В странах Юго-Восточной Азии от Мьянмы (Бирмы) до Вьетнама буддизм закрепился постепенно в I-II1 вв. (в Лаосе лишь в XVI в.). На острова Малайского архипелага буддизм проник в конце VII в.

В страны Средней Азии буддисты пришли в 1 в. во времена великой империи Кушан, покровительствовавшей буддизму. Отсюда в этом же веке по двум основным караванным тропам Великого шелкового пути буддисты прибыли в города- государства на территории современного Синьцзяна и в китайскую столицу Лоян. Из Китая буддизм проникает во второй половине IV в. на Корейский полуостров, а оттуда в середине V] в. в Японию.

В Тибете буддизм распространялся с середины VII в. Он стал государственной религией в Тибете со второй половины VIII века. В Монголии — во второй половине XVI века. С этого времени его приняли и ойраты (западные монголы), сформировавшие в XVII—XVIII вв. огромное Джунгарское ханство, которое простиралось от Семипалатинска и степного Алтая до Тибета на юге и Тувы на востоке. А также Калмыцкое ханство, вошедшее в середине XVII в. в Московское царство. Тогда же в него вошло Забайкалье, которое одновременно с русскими заселялось бурятами, уже исповедовавшими тибетский буддизм. В 1741 г. императрица Елизавета Петровна узаконила буддизм и его монастыри в России (в 1991 праздновалось его 250-летие в нашей стране).

Одновременное распространением буддизма на Север и Восток с VIII в. начинается постепенный упадок буддизма на западе и юге Индийского субконтинента, а также изгнание монахов воинами ислама с земель современных Афганистана, республик Средней Азии, Пакистана.

Ислам (араб. — покорность) - монотеистическая религия, одна из мировых религий, ее последователи — мусульмане. Возник в Аравии в VII в. Основатель

—                  Мухаммед. Основные направления — суннизм и шиизм.

Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Среднем Востоке, позднее в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы — поклонение единому богу — всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда пророком — посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь.

Число приверженцев ислама в современном мире около 1 млрд человек. Большинство мусульман — сунниты (90%), шииты составляют около 10%.

Основатель ислама — Мухаммед (5707-632). До Мухаммеда арабам были известны монотеистические религии — иудаизм и христианство. Под определенным влиянием этих религий в 610-12 гг. началась религиозная проповедь Мухаммеда, первоначально не признаваемого и гонимого мекканцами. После переселения в 622 г. с небольшой группой последователей из Мекки в Медину Мухаммед выступает уже не только как проповедник, но и как теократический правитель, диктующий приверженцам нормы поведения в различных областях жизни.

Основной источник мусульманского вероучения — Коран, понимаемый мусульманами как предвечное, несотворенное «слово Божие», откровение, которое Бог, говорящий в Коране преимущественно от первого липа, как бы слою в слово продиктовал Мухаммеду через своего ангела Гавриила. Подобно тому, как для христиан Бог воплотился в Иисусе Христе, для мусульман Он открыл Себя ii Книге — в Коране. Второй источник мусульманского вероучения — Сунна, своего рода священное предание, примеры из жизни Мухаммеда. Ислам находится в определенном родстве с иудаизмом и христианством, он может быть определен как богооткровенная и авраамическая религия, поскольку, исповедуя веру веди- ного, сущего и живого Бога, возводит свои истоки к «религии Авраама», частично забытой и искаженной, согласно представлениям мусульман, иудеями и христианами. Миссия Мухаммеда заключалась не в создании новой религии, а в восстановлении исконной и истинной веры в единого Бога.

Классический ислам в принципе не проводит национальных различий, признавая три статуса существования человека: в качестве правоверного (мусульманина), в качестве покровительствуемого (иудеи и христиане в мире ислама, они же

-                      люди Книги, держатели Писания, не подлежащие насильственному обращению в ислам) и в качестве многобожника, непременно подлежащего обращению.

В исламе нет какого-либо институционального аналога церкви, как нет и духовенства. Имам или мулла—лишь предстоятель на общей молитве, которую может возглавить любой мусульманин, знающий Коран.

Вера, согласно большинству мусульманских теологов включает в себя пять основных предметов:

1)                   веру в единого и единственного Бога;

2)                   ангелов;

3)                   Богооткровенные Книги (в Коране названы пять таких Книг: свитки Авраама, Тора Моисея, Псалтырь Давида, Евангелие Иисуса, Коран Мухаммеда);

4)                   Божьих пророков и посланников;

5)                   Судный День, рай и ад, воздаяние и наказание.

Религиозные предписания, которые обязан соблюдать каждый мусульманин, пять основных обязанностей (колонны ислама), предписанных приверженцам ислама:

1)                   словесное исповедание единобожия и пророческой миссии Мухаммеда, выражающееся в произнесении молитвенной формулы свидетельства: «Нет божества, кроме Бога, и Мухаммед — раб Его и Посланник Бога»;

2)                   ритуальная молитва, которую мусульманин должен совершать пять раз в день;

3)                   очистительная милостыня в пользу нуждающихся;

4)                   пост в месяц — рамадан, который состоит в полном воздержании от еды, питья и любых увеселений в светлое время суток;

5)                   паломничество (хотя бы раз в жизни) в Мекку к главной мусульманской святыне — Каабе. Паломничество в Мекку, где ежегодно собираются мусульмане со всего мира, символизирует прежде всего единство мусульманской общины, которая в идеале не признает йациональных и культурных различий.

После окончания паломничества начинается длящийся три дня главный мусульманский праздник — или курбан-байрам, праздник жертвоприношения, поскольку в последний день паломничества приносится в жертву домашний скот в память о жертвоприношении Авраама Второй по значимости мусульманский праздник — ураза-байрам, праздник разговенья в честь окончания поста в месяц рамадан. В целом ислам представляет собой нерасторжимое единство религии, культуры и социально-политического устройства, тотальную систему, объемлющую в их единстве все стороны, все уровни жизни человека.

Индуизм — совокупность религиозно-мифологических воззрений, сформировавшихся и бытующих в Южной Азии: Индии (83% населения), Непале, Шри- Ланке, Бангладеш. Отчасти распространен в Восточной Азии (Малайзия, Индонезия, Сингапур), Африке и некоторых других регионах — в основном среди выходцев из Индии или Шри-Ланки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 9 классе по теме: «Национальный и религиозный состав населения России»

Цели и задачи:                         Познакомиться с разнообразием народов Ро...

Методическая разработка урока - панорамы по географии для 8 класса «Этнический, языковой и религиозный состав населения»

Урок–панорама формирует знания по теме этнический, национальный и религиозный состав России.  Способствует  усвоению большего объема знаний за наиболее короткое время путем перераспределения...

Конспект урока географии по теме:Численность населения Земли. расы. 6 класс

Конспект урока географии по теме: " Численность населения" 6 класс...

Конспект урока по географии "Национальный и религиозный состав населения России"

·         Познакомить с особенностями национального состава России, с размещением народа по территории страны....

Конспект урока на тему: "Культурно-исторические особенности и религиозный состав населения", 8 класс

Формирование представлений о культурно- исторических особенностях и религиозном составе населения...

Урок географии по теме «Этнический и религиозный состав населения» 9 класс

Данный урок является очередным в ходе изучения темы «Население  России»...

Этнический и религиозный состав населения География

В конспекте дан краткий материал по теме, а так же задания для самостоятельного выполнения....