Итоговая практическая работа по географии России 8 класс «Объяснение закономерностей распространения болот на территории Западной Сибири. Описание трудностей в освоении региона, связанных с наличием заболоченных территорий»
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Елена Викторовна Чернякова

Итоговая практическая работа по географии России 8 класс «Объяснение закономерностей распространения болот на территории Западной Сибири. Описание трудностей в освоении региона, связанных с наличием заболоченных территорий»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговая практическая работа по географии России 8 класс

«Объяснение закономерностей распространения болот на территории Западной Сибири. Описание трудностей в освоении региона, связанных с наличием заболоченных территорий»

Планируемые результаты:

        - личностные:

понимание и принятие правил работы при проведении практической работы, осознание целостности мира, осознание себя гражданином РФ

 - метапредметные:

познавательные умения:

работать с различными источниками информации, переводить информацию из одного вида в другой, устанавливать причинно-следственные связи, создавать ЛОК

регулятивные умения:

ставить учебные задачи, планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями, оценивать свою работу и работу одноклассников

коммуникативные умения:

организовывать работу в группе, выступать перед аудиторией, уметь вести дискуссию, диалог

предметные умения:

использовать различные формы географической информации: рисунки учебника, карты атласа, описания для выполнения практической работы, работать на контурной карте, объяснять закономерности распространения болот на территории Западной Сибири, составлять логическую схему по теме, определять влияние заболоченности на освоение региона;

Источники знаний, на основе которых выполняется работа: атлас по географии 8 класса, текст и рисунки учебника: География: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский.  – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС». 2010

Способы познавательной деятельности учащихся: аналитико-синтетические (анализ и сопоставление карт, установление причинно-следственных связей, характеристика условий)

Форма представления учащимися результатов работы:

  • работа на контурной карте;
  • схема причинно-следственных связей заболоченности территории Западной Сибири;
  • устное описание трудностей в освоении региона, связанных с наличием заболоченных территорий

Задания учащимся

1. Западно-Сибирской низменности принадлежит мировой рекорд по количеству болот на единицу площади (площадь заболоченной территории около 800 тысяч квадратных километров).

Пользуясь необходимыми картами атласа, рисунками 47, 50 учебника, выполните задания на контурной карте:

А) обозначьте районы распространения болот на территории Западной Сибири;

Б) нанесите границы природных зон, вычислите и напишите коэффициент увлажнения для каждой природной зоны;

В) нанесите границу распространения вечной мерзлоты.

2. Подпишите названия крупнейших рек Западной Сибири. Вспомните, что такое уклон реки и как он определяется. Рассчитайте уклон Оби на отрезке от Нижневартовска до устья, если известно, что урез реки у Нижневартовска составляет 35 м, а расстояние до устья – 1711 км.

Подпишите величину уклона Оби на контурной карте.

  1. Проанализируйте информацию на контурной карте и составьте схему причинно-следственных связей заболоченности территории Западной Сибири.

Избыточное увлажнение

?

?

Замедленный сток воды

Заболачивание территории Западной Сибири

Влага не просачивается вглубь

Длительные половодья

?

Реки текут с юга на север

Задание 4, 5 и 6 выполняются в паре.

4. Сильная заболоченность территории Западно-Сибирской низменности вызывает большие трудности в ее освоении, резко ухудшают условия труда и быта людей.

Пользуясь необходимыми картами атласа, устно определите:

А) среднюю плотность населения и особенности размещения населения Западной Сибири;

Б) общую особенность транспортно-географического положения большинства городов;

В) основные районы нефтяных и газовых месторождений

5. Проанализируйте следующие факты:

А) в Западной Сибири лесов гораздо больше, чем на Русской равнине, тем не менее большая часть древесины заготавливается на европейской территории.

Б) основной метод работы нефтяников – вахтовый, без постоянного проживания.

Ярко описал свои впечатления Сергей Медведев:

Вспоминать тебя мне неохота,

память не тревожа и не зля,

В вечном утонувшая болоте

Западно-Сибирская земля!

Нефть, брусника – это позолота,

а за тонким слоем позолот –

Мерзлота и вечные болота,

ужасы погоды круглый год!

В тех краях зимой трещат морозы,

заметают местности снега,

Летом комаров, жару и грозы

терпят озверевшая тайга

6. На основании изученных материалов составьте устное описание трудностей в освоении региона, связанных с наличием заболоченных территорий.

Данная практическая работа является программной, была проведена в конце изучения темы Западная Сибирь, когда учащиеся уже познакомились с особенностями природы данного региона. Поэтому она носит обобщающий характер, ведь для определения причинно-следственных связей формирования болот на территории равнины необходимо знать особенности и рельефа, и климата, и внутренних вод. На выполнение практической работы программой отведен отдельный урок.

Практическая работа выполняется учащимися индивидуально, предусматривает разные формы работы: на контурной карте, в тетрадях составление схемы причинно-следственных связей, составление устного описания. Это также позволяет закрепить и проверить умения учащихся.

Учитывая индивидуальные особенности учащихся, хорошо успевающим ребятам была предложена схема не заполненная, у слабо успевающих – часть схемы уже заполнена (как на образце).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа по географии 9 класс «Внешнеэкономические связи России»

Данная практическая работа разработана для учащихся 9 класса с использованием атласа "География России: население и хозяйство" издательства "Дрофа". Задание практической работы содержит анализ графико...

Итоговые практические работы по географии России

Инструктивные карты итоговых практических  работ  по географии России к учебнику Е.М. Домогацких.  Материалы для освоения практических умений и навыков по географии....

Итоговые практические работы по географии России

Инструктивные карты итоговых практических  работ  по географии России к учебнику Е.М. Домогацких.  Материалы для освоения практических умений и навыков по географии....

Итоговые практические работы по географии В 7 классе.

Мной разработаны итоговые практические работы по УМК В.П Дронов....

практическая работа по географии 10 класс "Описание половозрастных пирамид"

Данную работу можно провести после изучения темы "Состав и структура населения стран мира"...

Итоговая контрольная работа по географии 6 класс (в форме и с описанием ВПР,ОГЭ)

Итоговая контрольная работа за курс 6 класса с описанием ( назначение контрольной работы, документы, определяющие содержание ИКР, подъоды к отбору содержания,  структура ИКР, кодификатор, уровни ...