Выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы естественно-математического образования. Опыт. Проблемы. Перспективы» по теме: "Проектная и исследовательская деятельность учащихся, как средство реализации требований ФГОС
статья по географии ( класс) на тему

Нехай Фатима Аскербиевна

 «Нужно, чтобы хорошее, качественное

образование было доступно каждому ребенку».

                                                 (В.В. Путин)

Инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни - все эти умения формируются с детства. Школа играет чрезвычайно важную роль в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы естественно-математического образования. Опыт. Проблемы. Перспективы»  

Проектная и исследовательская деятельность учащихся, как средство реализации требований ФГОС

 «Нужно, чтобы хорошее, качественное

образование было доступно каждому ребенку».

                                                 (В.В. Путин)

Инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни - все эти умения формируются с детства. Школа играет чрезвычайно важную роль в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

 Ключевым элементом модернизации российской школы является внедрение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС).  Одним из направлений современного образовательного процесса, предусмотренного ФГОС, стало обеспечение проектной и исследовательской деятельности обучающихся, направленной на овладение обучающимися учебно-познавательными приемами и практическими действиями для решения личностно и социально значимых задач и нахождения путей решения проблемных задач.

Мне, как и любому другому учителю, приходилось принимать участие в научно – исследовательской работе внутри школы. И не раз у меня возникал вопрос: а зачем это нужно? Ведь это огромный труд учителя, который требует колоссальных затрат времени, которое уходит на дополнительные консультации учащихся, на поиск и систематизацию информации. Но проходит время и начинаешь понимать, что без научно- исследовательской деятельности и применения методов проектной технологии на уроках и во внеурочное время, учитель просто не может работать плодотворно и активно.

Учителю всегда очень сложно выбрать тему для проекта, с которым можно было бы достойно выступить на научно-практической конференции в школе, в районе, в республике. Тема проекта должна быть интересна не только учителю, но самое главное – ученику, и не менее важно еще и слушателю. Выбор темы должен подчиняться некоторым правилам:

- быть интересной ученику, увлекать его;

- соответствовать возрастным особенностям учащегося;

 - быть оригинальной и, желательно, объективно новой.

 Поэтому к выбору темы проекта необходимо подойти очень грамотно, профессионально. А для этого учителю приходится постоянно усовершенствовать свое мастерство, идти в ногу со временем, применяя современные технологии в своей педагогической деятельности.

В последнее десятилетие в практике школьного обучения метод проектов стал очень популярен. Этот метод изначально понимался как организация специальной исследовательской деятельности учащихся в какой-либо практической области. Сложность самих предметов часто служит оправданием для традиционной позиции учителя, ведь проще подробно объяснить и «нарешать» определенное количество стандартных примеров, чем создать детям условия для самостоятельного изучения нового. А ведь в процессе выполнения проекта происходит естественное обучение определенным интеллектуальным действиям.

В  программах,  составленных на основе ФГОС 2 поколения  можно прочитать следующее:

Основная особенность подросткового возраста — начало перехода от детства к взрослости. В возрасте 11—15 лет происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных, результативных качеств личности. На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучаемых  в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.    

 При этом для каждого учебного предмета ведущим остается определенный вид деятельности ученика  (познавательная, коммуникативная).

Что это значит для школы, для учителя? Это означает выход на принципиально новый уровень образовательных услуг и необходимость включения в инновационную деятельность, освоения новых требований к реализации ФГОС.

Работая над проблемой формирования умений и навыков организации самостоятельной работы учащихся, направленной на поиск информации, я убедилась в том, что традиционная система образования не способна качественно решать задачи, стоящие перед современной школой, поэтому значительные педагогические усилия необходимо направлять на использование новых подходов в работе. Считаю, что наиболее эффективно использование новых образовательных технологий. С учетом своего педагогического опыта могу отметить, что особую значимость при этом на уроках географии  приобретает проектная деятельность с элементами исследования.

 Исследовательская деятельность учащихся - целенаправленная активность школьников, связанная с поиском ответа на вопрос с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Исследовательский метод рассчитан на самостоятельность учащихся. Деятельность же учителя состоит в подготовке заданий, которые бы обеспечивали творческое применение знаний, в осуществлении консультативной помощи и контроля. Вопрос о самостоятельной работе учащихся исследуется многими отечественными и зарубежными психологами и педагогами, утверждающими, что возникновения мыслительной деятельности учеников во время объяснения учителя недостаточно - осознания материала не происходит. Путь к осознанию лежит через самостоятельную работу. Научные исследования показали, что ученики сохраняют в памяти: 10% из того, что читали, 20% из того, что слушали, 30%; из того, что наблюдали, 50% из того, что видели и слышали, 70% из того, что высказывали и обсуждали, 90% из того, что высказывали и практически выполняли.

    Отбор методов в данном случае осуществляется на основе принципа проблемности обучения.

    Проблемное задание - учебное задание, составленное таким образом, что учащиеся попадают в ситуацию, которая воспринимается школьниками как интеллектуальное затруднение, требующее новых знаний. Поставленные вопросы требуют от обучаемого самостоятельного нахождения ответа посредством мышления (в отличие от вопросов, требующих только напряжения памяти). Проблемные вопросы обычно строятся с использованием слов: почему, как объяснить, как доказать, что из этого следует и т. п.

    Ученик при этом не только воспринимает информацию, но у него возникают сомнения, вопросы, предположения следующего рассуждения.

    Методический аппарат учебников способствует использованию исследовательской деятельности на уроках. Однако практические и лабораторные работы, как правило, проводятся по инструктивной карте, составленной учителем. Программирование действий учащихся позволяет выполнять работу последовательно, помогает им предвидеть последствия своих действий, но лишает возможности применить творческий подход. Поэтому необходимо создать условия для исследования, дать возможность ребенку самому выбрать уровень сложности предлагаемой работы.

    Новизна работы заключается в том, что инструктивные карты, составленные на два уровня (стандартный и продвинутый), позволяют слабым учащимся поэтапно выполнять работу, а сильным - проявить творческий подход к решению проблемы. Инструктивные карты продвинутого уровня содержат лишь цель исследования и незначительные "подсказки", в то время как карты стандартного уровня определяют всю последовательность действий.

    Одной из форм изучения материала являются экскурсии, которые призваны облегчить восприятие учебного материала, повысить познавательный интерес, создать у учащихся представления о целостной естественнонаучной картине мира, а посему должны включать исследования учащихся. Но, прежде всего, необходимо определить условия, оптимальный набор методов и приёмов, используемых на экскурсии.

    Ценность исследовательской работы заключается в том, что учащиеся, оперируя понятиями в глобальных масштабах, выполняют работу на местном материале, учатся предвидеть последствия своих действий. Девизом их работы является выражение: "Мыслим глобально, действуем локально".

    Форма работы может быть индивидуальной, парной или групповой. Наиболее эффективными являются индивидуальные исследования учеников. Руководствуясь своими познавательными интересами и возможностями, а также советами-рекомендациями учителей, учащиеся готовят творческие отчёты и доклады.

    Эффективность уроков будет наибольшей, если теоретические знания, полученные на уроке, будут реализованы в практической деятельности ученика или же теоретические познания будут достигаться в ходе собственных исследований. Необходимо организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы ученик мог овладеть знаниями, умениями и навыками на необходимом уровне, наиболее полно раскрыть свои способности и двигаться в своем развитии дальше.

  Проектная деятельность - активная самостоятельная деятельность учеников, направленная на  создание нового продукта.   В ходе этой деятельности у учеников происходит формирование новых знаний, умений, качеств личности.

    Наука и практика обучения не раз доказывала наличие индивидуальных различий в творческих способностях детей. Дифференциация учащихся в каждой возрастной групп по их творческому потенциалу достаточно значительна. Однако ориентация на "среднего" ученика до сих пор сохраняется. Накопленный теоретический материал пока недостаточно применяется в решении вопросов развития творческих способностей учащихся. Не вызывает сомнения тот факт, что творческая деятельность должна быть необходимой составляющей современного образования, так как перед каждым человеком в течение жизни встают не только повторяющиеся задачи, но и новые, неожиданные проблемы. Поэтому учащимся важно овладеть умением переноса способов деятельности, их преобразования соответственно новой ситуации, применения знаний в различных сферах. Таким образом, ученик должен выступать активным участником процесса обучения, а не пассивным статистом.

    Одним из методов, повышающих творческую активность учащихся, является проектная деятельность. Планирование действий при проектной деятельности идет "от ученика" с учетом его способностей, интересов, потребностей.

 Целью проекта является проведение анализа и отбора современны педагогических технологий,  повышающих эффективность процесса обучения  в среднем и общем образовании.

Объектом исследования является  учебно-воспитательный процесс среднего и общего образования.

Предметом исследования - влияние современных педагогических технологий на эффективность процесса обучения на средней и старшей ступени обучения.

 Результат проектной деятельности - графическое или теоретическое решение поставленной проблемы.

    Несомненно, работа над проектом у учащихся с низким уровнем усвоения материала будет сводиться лишь к констатации фактов. Но и это не должно стать преградой в проектной деятельности. Попытка изложения своих мыслей (пусть даже слабая) способствует повышению творческого потенциала ученика. Главное - не ограничивать свободу мысли, дать волю фантазии ученика, при этом требуя научного обоснования всех идей.

      Презентации,  создаваемые учащимися,  являются  продуктом проектной деятельности. Презентации могут быть предложены учителем в качестве наглядного и краткого пособия при изучении нового материала, закреплении знаний, коррекции знаний. Наиболее эффективной является работа в сотрудничестве "ученик - учитель географии - учитель информатики". При этом создаются условия для реализации творческого потенциала учащихся, развития интереса к предмету. Ученик, сам, создавая презентацию, переосмысливает получаемую информацию и передает ее одноклассникам. При этом повышается качество знаний самого ученика.

С введением ФГОС ООО предъявляются серьёзные требования в обучении географии     к освоению информационно-образовательной среды на электронных носителях в режиме широкого использования информационно - коммуникационных  технологий, мультимедиа средств.   Использование электронных ресурсов, в том числе  Интернет,  эффективное их преобразование делает процесс обучения оптимальным по затратам личного времени учителя и учащихся, увлекательным по процессу организации учебной деятельности.

 Проектно-исследовательская  деятельность интересна ученикам разных классов

  • Проектом не может быть каждая тема;
  • Он готовится продолжительный срок и поэтому все этапы должны быть четко продуманы;
  • Учитель не навязывает свою точку зрения, а направляет деятельность ученика

в нужное русло, предлагая разные пути решения;

  • Проект оживляет интерес учеников к определенной теме;
  • Зависит от уровня подготовки учеников;
  • Проектно-исследовательская деятельность имеет право  на существование в школе.

В заключении хочу сказать, что умение работать в коллективе и коммуникативные навыки как нельзя лучше можно сформировать, используя метод проектов. Этот метод ориентирован на групповую самостоятельную деятельность учащихся под руководством учителя. Метод проектов позволяет развивать у школьников творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом. Этот метод дает возможность учителю выявить учеников, желающих и способных заниматься серьезной научно-исследовательской работой. Работа с такими учащимися проводиться, как правило, после уроков. Внеурочная деятельность является вторым направлением работы учителя, конечным результатом которой становятся выступления учащихся на научно-практических конференциях, участие в конкурсах различного уровня. Эта работа носит индивидуальный характер. Заинтересованность ученика в исследовательской работе во многом зависит от темы, с которой ему предстоит работать.

Научно-исследовательская и проектная деятельность для учащегося особенно значима тогда, когда он видит результаты своего труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся как средство реализации требований ФГОС

Данный материал поможет учителям освежить в памяти теоретический материал о методе проектов на уроках и во внеурочной деятельности. В статье говорится о целях, задачах. структуре, этапах, формах проек...

Презентация на тему "Проектная и исследовательская деятельность школьников, как средство реализации ФГОС на уроках биологии и в дополнительном образовании»

Презентация на тему "Проектная и исследовательская деятельность школьников, как средство реализации ФГОС на уроках биологиии в дополнительном образовании» показывает основные аспекты обучен...

Проектная и игровая деятельность учащихся как средства реализации требований Федерального стандарта.

Статья содержит основную теоретическую информацию по  вопросу:проектная и игровая деятельность учащихся как средства реализации требований Федерального стандарта....

Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС второго поколения

Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы. ...

2014Региональное методическое объединение. Круглый стол «Проектная и исследовательская деятельность: пути и возможности реализации требований ФГОС». Сертификат участника

2014Региональное методическое объединение. Круглый стол «Проектная и исследовательская деятельность: пути и возможности реализации требований ФГОС». Сертификат участника...