Программа внеурочной деятельности по географии в 5 классе (метод моделирования)
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Третьякова Татьяна Геннадьевна

Процесс познания окружающего – процесс в основном опосредованный. Школьники, находясь преимущественно в классной комнате, редко имеют дело с реальными (натуральными) объектами изучения. В большинстве своем они работают с их заместителями – моделями. Моделирование входит в структуру целенаправленной учебной деятельности и является необходимым элементов учебного действия. Сознательное введение в учебный процесс и внеурочную деятельность моделирования сближает его с процессом научного познания, подготавливает школьников к самостоятельному решению возникающих перед ними, к самостоятельному добыванию знаний.

Моделирование применяется для: мотивации учебной деятельности, при изучении нового материала, при проверке знаний, умений и их обобщения. Описательные модели дают возможность сжато излагать информацию и воспроизводить ее. Конструктивные модели больше ориентированы на применение знаний, эвристические - на овладение новыми знаниями, обобщение и систематизацию.

Курс предназначен для учащихся 5 классов. Количество занятий – 35 (1 час в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneurochnoy_deyatelnosti.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное общеобразовательное учреждение

города Омска «Гимназия № 43»

Согласовано                                                                Утверждаю

Зам. директора по НМР                                                Директор гимназии

______________О.Н. Гашкова                        _____________________О.А. Грицина

Направление: Социализация и профессиональная ориентация

Программа внеурочной деятельности

 «Школа географа-следопыта»

(моделирование в географии)

Составитель:

Третьякова Татьяна Геннадьевна,

учитель географии


Пояснительная записка

География в школе – это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современное изучение географии немыслимо без наглядного обучения. Н.Н. Баранский, говоря об особенностях географии как учебного предмета, отмечал, «что ни один из других предметов в такой степени не нуждается в наглядности и занимательности, как география, и в то же время ни один из предметов не представляет более благоприятного поля для применения наглядных и занимательных способов преподавания, как география».

«Начальный курс географии» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов.

Моделирование реализуется в рамках деятельностного подхода, столь актуального для современной педагогики.

Метод моделирования  формирует у  учащихся более высокий теоретический уровень мышления, обеспечивает качественный анализ учебного материала, осознанный поиск решения учебных проблем. Дидактическая ценность моделирования заключается в моторности восприятий, в творческой самодеятельности учащихся при изготовлении моделей.

Моделью называют любой мысленный, знаковый или материальный образ оригинала: отображение объектов и явлений в виде описаний, теорий, схем, чертежей и графиков. Модель – это представитель, заместитель оригинала, используемый в процессе познания или в практической деятельности.

Модели в географии выполняют разнообразные функции:

  • психологическую - возможность изучения тех объектов и явлений, которые чрезвычайно трудно исследовать иными методами;
  • собирательную - определение необходимой информации, ее сбор и систематизация;
  • логическую - выявление и объяснение механизма развития конкретного явления;
  • систематизирующую - рассмотрение действительности как совокупности взаимосвязанных систем;
  • конструктивную - создание теорий и познание законов;
  • познавательную - содействие в распространении научных идей.

Для чего используется моделирование? Процесс познания окружающего – процесс в основном опосредованный. Школьники, находясь преимущественно в классной комнате, редко имеют дело с реальными (натуральными) объектами изучения. В большинстве своем они работают с их заместителями – моделями. Моделирование входит в структуру целенаправленной учебной деятельности и является необходимым элементов учебного действия. Сознательное введение в учебный процесс и внеурочную деятельность моделирования сближает его с процессом научного познания, подготавливает школьников к самостоятельному решению возникающих перед ними, к самостоятельному добыванию знаний.

Моделирование применяется для: мотивации учебной деятельности, при изучении нового материала, при проверке знаний, умений и их обобщения. Описательные модели дают возможность сжато излагать информацию и воспроизводить ее. Конструктивные модели больше ориентированы на применение знаний, эвристические - на овладение новыми знаниями, обобщение и систематизацию. Опора на модели облегчает самостоятельное выполнение заданий творческого характера.

Таким образом, использование метода моделирования:

  • способствует изучению географии более быстрыми темпами;
  • облегчает самостоятельное выполнение заданий творческого характера;
  • обеспечивает динамичность подачи информации, что позволяет снижать перегрузку учащихся;
  • позволяет проследить развитие активности личности учащегося.

Курс предназначен для учащихся 5 классов. Количество занятий – 35 (1 час в неделю).

Цель: развитие ассоциативного мышления путем формирования географического образа мира; формирование комплексного мышления и сближение его с процессом научного познания, подготовка школьников к самостоятельному решению возникающих перед ними задач, самостоятельное добывание знаний.

Задачи: 

  • формирование географического мышления;
  • развитие деятельно-ценностного  отношения к окружающей среде;
  • развитие пространственного мышления
  • через моделирование освоение географических понятий и закономерностей; развитие умений ориентироваться, проводить измерения, составлять простые карты, схемы, модели, создание географической игротеки.

Планируемые результаты: 

Личностным результатом обучения является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

 гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

 осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

 представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

 осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Метапредметными результатами изучения курса «Школа географа-следопыта» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Коммуникативные УУД:

- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

- Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

- Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;  гипотезы, аксиомы, теории.

Предметными результатами изучения курса являются следующие умения:

осознание роли географии в познании окружающего мира.

– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

  • объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
  • формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

использование географических умений:

  • составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

 – понимание смысла собственной действительности:

  • использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
  • приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

Перечень разделов

1. Введение.

2. Метод моделирования.

3. Земля - планета солнечной системы.

4. Литосфера - каменная оболочка планеты.

5. Вода на Земле.

6. Атмосфера - воздушная оболочка.

7. Проектируем с использованием ИКТ.

Описание содержания занятий по разделам

1. Введение.

        Лекция. География в современном мире. Знакомство с целями и задачами кружка "Школа географа-следопыта", содержанием занятий, необходимым для занятий  оборудованием.

2. Метод моделирования в географии.

        Лекция. Сущность метода моделирования, возможности его применения при изучении географии. Цели и задачи использования метода.

3. Земля - планета солнечной системы.

        Лекция. Форма и размеры Земли. Вращения Земли, их причины и следствия.

Практические работы: 1. Приплюснутый шар. 2. Прецессия.

4. Литосфера - каменная оболочка планеты.

        Лекция. Что такое литосфера, из чего состоит. Строение земной коры. Формы рельефа Земли, их образование и изменение. Метаморфические горные породы. Выветривание. Вулканы и землетрясения.

Практические работы: 1. Сложенная газета. 2. Складки. Вдоль по склону.  3. Извержение. Волны. 4. Образование оврагов. 5. Неоднородный волчок. 6. Выветривание. 7. Метаморфизм.  

5. Вода на Земле.

        Лекция. Состав и значение водной оболочки. Свойства воды. Воды суши. Океан в движении. Разрушительная и созидательная работа воды.

Практические работы: 1-3. Свойства воды. 4. Разрушительная работа воды (соли). 5. Приливы. Эффект Кориолиса.

6. Атмосфера - воздушная оболочка.

        Лекция. Состав и значение атмосферы. Строение атмосферы. Атмосферное давление. Признаки погоды.

Практические работы: 1. Голубое небо. 2. Место для воздуха. 3-6. Свойства воздуха.

7. Проектируем с использованием ИКТ.

Лекция. Возможности ИКТ при  изучении географии. Как разработать проект.

Практические работы: 1-4. Учимся составлять и защищать презентацию. 5-6. Мой проект. 7. Зачетная работа по курсу.

Тематическое планирование

Наименование тем

Количество часов

Форма представления результата

Всего

Теоретических

Практических

1

Введение.

1

1

2

Метод моделирования

1

1

3

Земля - планета солнечной системы.

3

1

2

4

Литосфера - каменная оболочка планеты.

8

1

7

5

Вода на Земле.

6

1

5

3

6

Атмосфера - воздушная оболочка.

7

1

6

7

7

Проектируем с использованием ИКТ.

8

1

7

3

8

Итоговое занятие

1

1

Демонстрация простых моделей в рамках декады естественных наук для учащихся начальной школы

Итого часов:

35

7

28

9. Содержание деятельности

        Выполнение практических работ согласно инструкций, развитие умений самостоятельно делать выводы по работе, объяснять причины природных явлений.

Разработка и составление презентаций при помощи индивидуальных ноутбуков.

        

10. Результативность образовательной программы (указать диагностические методики)

Оценка степени успешности своей индивидуальной образовательной деятельности:

– организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

    Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на занятиях элементов технологии продуктивного чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии 5 класс 2019 г

Рабочая программа курса составлена на основе авторской программы И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин "География. Начальный курс". Дрофа. 2016 г. 1 час в неделю, всего 34 часа.Програм...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии 6 класс 2019 г

Настоящая программа предназначена для организации обучения основам  географических знаний учащихся. Эта программа особенно  актуальна,  если на изучение  основного предмета в 6...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная география" 11 класс

Программа составлена в соответствии с нормативными документами и ФГОС нового поколения....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная география" 10 класс

Программа составлена в соответствии с нормативными документами и ФГОС нового поколения....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная география" 8 класс

Программа составлена в соответствии с нормативными документами и ФГОС нового поколения....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная география" 9 класс

Программа составлена в соответствии с нормативными документами и ФГОС нового поколения....