Конспект урока "Озера, Вода в "земных кладовых". ФГОС География 5класс. учебник. А.А.Летягин
план-конспект урока по географии (5 класс) по теме

Кулигина  Елена  Геральдовна

Урок построен по требованиям ФГОС.  Расписаны  действия учеников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozera.voda_v_zemnyh_kladovyh.docx19.68 КБ

Предварительный просмотр:

Автор:  Кулигина  Елена  Геральдовна

Место работы, должность:  МОУ «СОШ№14» г. Ухта  Республики Коми, учитель географии.  Предмет:   География  5 класс.

Тема:  Озера. Вода в «земных кладовых»

Цель урока:  формирование знаний об озерах, ледниках и подземных водах

Тип урока:  изучение нового материала

 Используемые учебники и учебные пособия:   УМК «Вентана-Граф»   Летягин А. А. География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А. А. Летягин; под общ. ред. В. П. Дронова. – 2 изд., дораб. и доп. – М.; Вентана-Граф, 2014. – 160 с.: ил

    Летягин А. А. Атлас. Начальный курс географии/ под. ред. Летягина А. А. – М.; Вентана-Граф, 2013. – 24 с.

Используемое оборудование:   настенная карта, карты атласа, учебник, энциклопедия,  компьютер

   Целевая установка урока: формирование знаний об озерах, ледниках и подземных водах

Обучающие задачи:

·         создать условия для формирования представлений об озерах, ледниках и подземных водах.

Развивающие:

·        создать условия для развития пространственных представлений, логического мышления, коммуникативных способностей;

·        продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: ставить цели, анализировать и преобразовывать информации, выделять главное, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

·        развивать умения  организовывать свою деятельность;

·        развивать умения работать в группе, взаимодействовать с людьми.

Воспитательные:

·         способствовать воспитанию интереса к предмету, взаимопонимания и сплочённости в совместной деятельности;

·         способствовать воспитанию у учащихся умения слушать товарищей, аргументировать свою точку зрения.

.     способствовать  воспитанию патриотизма, любви к красоте природы.

Планируемые результаты:

Предметные:

·        формирование представлений об озерах, ледниках, подземных водах;

·        формирование умений и навыков использования географических знаний об озерах, ледниках, подземных водах в повседневной жизни.

Метапредметные:

Познавательные УУД:  умение вести самостоятельный поиск, анализ информации, её преобразование, логические универсальные действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, доказательство, установление причинно-следственных связей), умение создавать модели для понимания закономерностей

Регулятивные УУД: умения организовывать свою деятельность, целеполагание (определять цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике), планирование, оценка способов достижения цели.

Коммуникативные УУД: планирование, разрешение конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Личностные УУД:

·        формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

·        формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

·        формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

·        освоение социальных норм и правил поведения в парах;

·        формирование коммуникативной компетентности.

Тип урока:  изучение нового материала.

                                   Ход урока.

 I.Организационно - мотивационный этап урока.

1.1. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, проверяет присутствующих по журналу. Учащиеся участвуют в проверке.

1.2. Создание мотивационной  установки

 Учитель загадывает загадку.  Посреди поля лежит зеркало,  Стекло голубое, оправа зеленая.

Учащиеся отгадывают. Возможные варианты: озеро, водоем.

 

 

Формируются УУД

Личностные: Самооценивание на основе критерия успешности.

Предметные: Объясняют и доказывают.

Метапредметные:  Излагают свое мнение (К), осознанное построение речевого высказывания (П).

 1.3. Определение темы и задач урока.

Диалог.

-как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

Ребята отвечают:     Озера.

- Откройте   содержание учебника и определите  тему урока.

-Какая цель урока?

Учащиеся ставят цель: изучить озера, ледники, подземные воды.

-Какие задачи?

Учащиеся ставать задачи на урок.

1.Что такое озеро, ледник, подземные воды.

2. Самые известные озера, где расположены.

3.Какие бывают озера, ледники, подземные воды.

4.Значение озер, ледников подземных вод.

Формируются  УУД:

Личностные:  Самоопределение,  смыслообразование.

Метапредметные:  Целеполагание (П),  извлечение необходимой информации (П), выражение своих мыслей (К).

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения.

2.1 Проверка домашнего задания.

  Учитель  организуется работа по проверке терминов  по  теме «Реки», знание номеклатуры.

Работа с карточками определить по описанию,  о каком термине идет речь.

Работа с картой: показать реки: Амазонка, Нил, Миссисипи, Муррей, Волга, Лена, Енисей.

  Учащиеся  демонстрируют знания по пройденному материалу.

Формируются   УУД:

Личностные:  Самооценивание на основе критерия успешности.

Предметные:  Представление о современной научной картине мира.

Метапредметные:  Выполнение пробного учебного действия (Р).

2.2. Актуализация  знаний.   Учитель  ставит  вопрос?

-Посмотрите на карту  одинаково ли показаны озера?

Предполагаемые ответы:  большие и маленькие, голубого цвета и розового.

- Почему озера разнообразные?

Учащиеся  выдвигают версии,  но конкретного ответа нет.

Формируются УУД:

Метапредметные:   определять проблему (Р), излагают свои версии (К), выдвигают версии (Р), излагают и корректируют свое мнение (К).

2.3. Выявление места и причин затруднения

Между учителем и учениками  проходит диалог.

-почему вы не можете дать ответ?

-Мало знаний.

-Хотим узнать?

-Да.

-а где мы можем взять информацию?

- в учебниках, энциклопедиях, картах.

3.Содержание учебного предмета.

3.1. Формирование новых знаний. Формирование представления об озерах.

Учитель направляет работу групп.

Учащиеся работают  группами.

1группа работает  с текстом учебника.

2группа работает с  энциклопедиями.

Учащиеся  находят в тексте определение «озеро», виды озер: пресные, соленые, солоноваты, виды котловин.

Особое внимание  уделяется  озеру Байкал  и озеру Каспийскому.

Выступление групп.  Рассказывают об озерах.

Небольшое сообщение об  озере Байкал ( делает ученик, который заранее приготовил материал).

Формируются УУД:

   Пердметные:    умение работать с различными источниками информации, умение объяснять, выделять, описывать явления.

  Метапредметные:   анализ и обобщение (П, выражение речевого высказывания(П),  выражают свои мысли (К), аргументация(К

 3.2. Физминутка.  

Сейчас время отдохнуть,    Посмотрели  все  на север,

 Посмотрели  и  на юг,   Посмотрели  все  на запад.

 Посмотрите на восток.   Руки кверху поднимаем

 И назад их опускаем.   Ноги вместе, ровно спину.   И присели вполовину.

3.3. Построение проекта и выхода из затруднения.

Учитель ставит проблему перед классом.

- Ребята,  представьте, что пресная вода в реках и озерах вдруг закончилась, откуда люди будут брать пресную воду?

Учащиеся  выдвигают версии.

Предполагаемые ответы: подземные воды, ледники .

Формируются УУД:

Личностные:  Самооценивание на основе критерия успешности.

Предметные:  умение объяснять, выделять, описывать явления.

Метапредметные:  выдвигают версии (Р), планирование деятельности (Р).

3.4. Решение проблемной ситуации.

Учитель направляет работу в группах.  Предлагает поработать с разными источниками информации с учебником, энциклопедией.  

Учащиеся работают в группах.

1группа находит информацию о ледниках в учебниках, энциклопедиях.

2группа находит информацию о подземных водах в учебниках, энциклопедиях.

После  один из группы рассказывает о ледниках, подземных водах.

Формируются  УУД:

Личностные:  умение работать в группах, формируется ответственность  за общее дело.

Предметные:  умение объяснять, выделять, описывать явления.

Метапредметные:  анализ, синтез, обобщение (П) причинно следственные связи(П), понимать позицию другого(К), излагать свое мнение (К).

4. Закрепление.

Учитель показывает   презентацию по теме « Озера, Вода в «земных кладовых».

Учащиеся проверяют  полученные знания.

Формируются УУД:

Личностные:  проговаривание  про себя  основных терминов и понятий.  Закрепляют свои знания и умения.

Метапредметные:   Контроль (Р), коррекция (Р), оценка (Р), использование ИКТ (К).

5.  Использование знаний в жизненной ситуации.

  Учитель  дает задание  составить устный рассказ о  том, как нужно себя вести на озере в разные времена года.

Учащиеся рассказывают о жизненных случаях, составляют памятку «правила поведения на озере».

Формируются УУД:

Личностные:  умение слушать одноклассников,  формирование культура поведения у водоемов.

Предметные:  умение применять географические знания в повседневной жизни.

Метапредметные:  создание устных   текстов (К), осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П).

6. Рефлексия.

Учитель   подводит итоги урока. Комментирует и выставляет оценки за урок.

  Учащиеся   участвуют в подведении итогов урока.

Формируются УУД:

Личностные:  адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Метапредметные:  контроль и оценка результатов деятельности (П).

7. Постановка домашнего задания.

С каким параграфом мы сегодня работали,   как вы думаете, какое будет задание?

Предполагаемые ответы:  параграф 18 пересказ, выучить определения.

Запись домашнего задания.

-&18 пересказ,

- выучить термины.  -Сообщение об  Каспийском  озере  ( по желанию).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТП по географии 6 класс.учебник А.А. Летягина

КТП по географии 6 класс составлено на основе рабочей программы. Учебник А.А. Летягина. 2 часа в неделю 68 часов....

Введение и апробация нового содержания образования по предмету география в 5 классе (учебник А.А Летягин География Начальный курс под общ. редакцией В.П Дронова изд-во Вентана-Граф)

Учебники по географии Издательского центра «Вентана Граф» под общей редакцией члена-корреспондента РАО, доктора географических наук В.П. Дронова представляют собой последовательную линию учебник...

Введение и апробация нового содержания образования по предмету география в 5 классе (учебник А.А Летягин География Начальный курс под общ. редакцией В.П Дронова изд-во Вентана-Граф)

Учебники по географии Издательского центра «Вентана Граф» под общей редакцией члена-корреспондента РАО, доктора географических наук В.П. Дронова представляют собой последовательную линию учебник...

УМК по географии для 6 класса по ФГОС к учебнику А.А. Летягина, издательства Вентана-Граф, автор Пономарёва А.А.

УМК по географии для 6 класса по ФГОС к учебнику А.А. Летягина, издательства Вентана-Граф, автор Пономарёва А.А. Пояснительная записка. Содержание и планируемые результаты. Система контроля знаний уча...

Контрольные работы по географии 5 класс по учебнику А.А.Летягин

Итоговое тестирование по разделам учебника по географии в 5 классе А.А.Летягин. Итоговая контрольная работа по всему курсу географии в 5классе по программе "Вентана - Граф"....

Контрольные работы по географии 5 класс по учебнику А.А.Летягин

Итоговое тестирование по разделам учебника по географии в 5 классе А.А.Летягин. Итоговая контрольная работа по всему курсу географии в 5классе по программе "Вентана - Граф"....

Практикум по географии в 5 классе (к учебнику А.А. Летягина)

Материал содержит  программные  практические  работы по географии для 5 класса....