Модульный урок по теме «Природные зоны Саратовской области»
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Долгова Любовь Михайловна

Учебные элементы модуля   позволяют систематизировать полученные знания о природных зонах Саратовской области и активизировать познавательную деятельность учащихся.  Некоторые задания носят поисковый характер и дают возможность учащимся предложить свои варианты ответов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx30.84 КБ

Предварительный просмотр:

                           Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п.Трудовик

Питерского района      Саратовской области»

Природные зоны Саратовской области

                                                       

 Методическая разработка урока

учителя географии

                                                         I-ой квалификационной  категории

                                                         МОУ «СОШ п.Трудовик»

                                                          Долговой Любови Михайловны

Контактный телефон: 2 – 68 -49                                  

2016г

Аннотация

                               к уроку « Природные зоны Саратовской области»

Преподавание географии в МОУ « СОШ п. Трудовик» проводится по примерной  программе основного общего образования по географии по учебнику Бариновой И.И. «География. Природа России» и « География Саратовской области» А.М.Демина, Л.В. Макарцевой, С.В. Уставщиковой. Урок на тему « Природные зоны Саратовской области» в 8 классе составлен с применением  блочно – модульной технологии (работа учащихся с элементами модуля). Учебные элементы модуля   позволяют систематизировать полученные знания о природных зонах Саратовской области и активизировать познавательную деятельность учащихся.  Некоторые задания носят поисковый характер и дают возможность учащимся предложить свои варианты ответов.

Модульный урок по теме «Природные зоны Саратовской области»

Оборудование: карта «Природные зоны России», индивидуальные карточки с заданиями, гербарий, учебные картины:   «В степи», «В пустыне»,    цветные карточки для учащихся, атласы,   рабочие тетради на печатной основе « География России», презентация «Природные зоны Саратовской области», презентация «Тюльпаны»

Ход урока

Учебный

элемент

Учебный материал с указанием задания  

УЭ-0

Цель: Обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся по разделу «Природные зоны Саратовской области».

Формировать умение оформлять свои мысли  в устной форме; классифицировать по признакам; извлекать информацию из текстов.

Развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся ( слайд 2)

УЭ-1

Цель: Конкретизировать понятие «природная зона»

Выявить закономерности размещения природных зон на территории Саратовской области.

Вспомните:

Как называется тема, которую  мы изучили? 

Что такое «природная зона»?  (Природная зона-это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира.)

Обоснуйте свой ответ. 

Сегодня на уроке мы еще раз обратимся к давно привычному для нас понятию « природа родного края». Образованный и культурный человек должен хорошо знать особенности своего родного края. Без этих знаний   невозможно правильно управлять тем великим богатством, которым наградила нас матушка  Природа.

Люблю и знаю.

Знаю и люблю.

И тем полней люблю, чем глубже знаю.

Ю.К. Ефремов.

 Мы сможем в этом убедиться, совершив заочную научную экспедицию по Саратовской   области. Основная цель нашего путешествия – закрепление, проверка и обобщение полученных на уроках знаний о местоположении, климатических условиях, растительном и живот ном мире, занятиях населения каждой природной зоны.

В путешествиях можно многое узнать

И друзьям об этом потом рассказать.

Новая природная зона приглашает нас –

И опять в экспедицию отправляется класс.

Чтобы успеть за урок везде побывать, мы отправляемся путешествовать на самолете по Саратовской области  по меридиану   48 ◦ в.д.

-Перечислите природные зоны , которые встретятся на вашем пути в направлении с севера на юг.

-Объясните, какая закономерность существует в распределении природных зон на территории Саратовской области?

- Какие факторы влияют на формирование природных зон области?    

- Какова взаимосвязь природных компонентов в Саратовской области?

УЭ-2

Цель: Продолжить формирование умения составлять комплексные характеристики природных зон и создать их образы., строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

-Составьте характеристику природной зоны , в которой ты живешь по плану:

  1. Географическое положение.
  2. Особенности климата.
  3. Почвы и их основные свойства.
  4. Растительный и животный мир Приспособленность к данным природным условиям.
  5. Хозяйственное использование человеком.

-Ваша задача – рассказать о природной зоне и создать ее образ.( слайды 3 – 5)

Проиллюстрируйте свой рассказ изображением портрета зоны. Какой цвет в ней преобладает?

Физкультминутка. Зарядка для глаз.

УЭ-3

Цель: Развивать межпредметные связи.

Формировать умение извлекать информацию из текстов.

-Прочитайте отрывки из художественных произведений и определите, о какой природной зоне идет речь:

1.« Вся поверхность земли представлялась зелено – золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие и высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности, занесенный бог весть откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями  шныряли куропатки, вытянув шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов.»

( Н.В. Гоголь. Тарас Бульба)

2.»Здесь медведь-хозяин . Ему нипочем все эти полуистлевшие перевернутые вверх корнями пни. Все здесь поросло быльем, чертополохом,  бояркой,  крушиной, папоротником, и кой- где алеют кумачовые семейства мухоморов. Не место здесь человеку, даже птиц не видно,- разве что дятел пропорхнет,-здесь царствует медведь, на вершинах же дерев невозбранно владычествует белка.»

(В. Шишков. Угрюм-река.)

3.» Глянешь с горы-какой вид! Круглые низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустарниками овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи…»

(И.С . Тургенев. Лес и степь.)

4.«Или еще того хуже было на солончаках над самым Каспием. Солнце рдеет, печет, и солончак блестит, и море блестит…»

(Н.С. Лесков.  Очарованный  странник)

- Обсудите вопрос, какие особенности характера человека могут сформироваться под влиянием степи и леса?

- Какая природная зона здесь лишняя?

УЭ-4

Цель: Развивать аналитические навыки работы с текстом, наблюдательность.

1. Исправь географические ошибки в тексте:

Мы с вами  совершаем путешествие  с севера на юг  по нашей Саратовской области. Строго по параллели движемся на юг. Цель путешествия – пересечь все природные зоны области.

После полупустынь мы оказываемся в степях. Здесь резко континентальный климат .Осадков выпадает в течение года от 350 до 250 мм в год . Степи сегодня – это не те, что были вчера. Повсюду видны антропогенные комплексы: пашни и сады, пруды и озера, болота и лесополосы.

Коррозия почвы – опасное явление, поэтому в степях проводятся работы по закреплению оврагов. Жителям данной природной зоны можно только посочувствовать, так как низкая солнечная радиация и сильная увлажненность позволяют здесь расти  только травянистой растительности, а бедная растительным покровом почва- не плодородна.  Из животного мира встречаются: суслики, тушканчики, дрофы. Наше путешествие закончилось, когда мы достигли  побережья Каспийского моря .

УЭ-5

Цель: Развивать умение работать с  с гербарием. Учить детей обобщать и классифицировать по признакам.

- Рассортируйте растения разных природных зон.

- Для какой природной зоны характерны

ниже перечисленные особенности?

  1. Глубокие корни,
    крохотные листочки,
    листья-колючки,
    далекое произрастание друг от друга,
    большое количество летучих семян,
    рост и созревание за весну.
     (Полупустыня) (слайд 6-7)

2.Травянистые растения;

 корни-луковицы;

 длинные корни;

 корни-пучки;

 узкие или мясистые листья. (Степь)

УЭ-6

Цель: Назвать  проблемы,, возникшими в природных зонах по вине человека, и предложить пути их решения.

 

1.Исходя из экологической проблемы, назвать причину ее возникновения

В почвах накапливается много солей –…… (неумеренное орошение полей).
Полностью уничтожается травянистый покров пастбищ - … (долгий выпас скота на одном месте).
Становятся редкими и исчезают некоторые виды животных - …… (браконьерство, орошение полей).

2.Дать советы жителям природных зон, которые помогут избежать экологической катастрофы в природе.

Охранять … (редких животных и растения)

Создавать … (заповедники, заказники и национальные парки).

-Для какой природной зоны характерны эти экологические проблемы? Можно ли их отнести к нашей местности?

-Какие животные и растения степей занесены в Красную книгу?

(Творческий проект «Тюльпаны» Адылева Андрея (презентация))

УЭ-7

Рефлексия.

Тест – волна.

1. В степной зоне существуют следующие взаимосвязи:

 лишайник –> олень –> волк (в тундре).

 2 .Полупустыни  – это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова. Растительность очень скудная, разреженная ,низкорослая.

3.  Лесостепная зона занимает большую часть области.

4.Заказник – это территория, где ограничена охота, но разрешены некоторые виды деятельности человека.

5. Территория зоны степей  густо заселена людьми

6.Степная зона- самая южная в области

7. На гербе Саратовской области-3 стерляди.

.8 . Степь называют «житницей» нашей области.

 9  Способность животных долго обходиться без воды и пищи- это способ выживаемости в пустыне.

10. В Красную книгу занесены следующие животные степной зоны:

а) дрофа, выхухоль, верблюд.

УЭ-8

Цель: подвести итог урока.

К какому выводу мы пришли, совершив путешествие по природным зонам Саратовской области?

(Она разнообразная по природе, богатая, красивая)

Как мы должны относиться к ее природе? (Беречь, охранять).

К чему в конечном счете приведет нарушение экологических связей в природе? (Пострадают сами же люди).

Любите родную природу

Озера, леса и поля

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились

Живем мы с тобою на ней

Так будем же , люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

Я благодарю всех участников экспедиции за работу. Достойная награда за нее – отличные и хорошие оценки.

Домашнее задание:  Тесты на странице 32 - 35         в тетрадях на печатной основе «География России»

Литература

  • А.М. Демин, Л.В. Макарцева, С.В. Уставщикова «География Саратовской области»-Саратов: Лицей, 2014г

  • Баринова И.И.   География России. Природа. 8 класс.: учебник для общеобразовательных. Учреждений.-М.: Дрофа, 2010.

  • География 6-8 классы. Уроки с использованием блочно- модульной технологии. Составитель Н .В . Болотникова.- Волгоград.-Учитель.2005г.

  • География России. Природа 8 класс: поурочные планы по учебнику И.И. Бариновой.. Автор- составитель О.В. Антушева. Волгоград. Учитель.2007г.

  • Журнал  . География в школе. № 2-2005г.

  • Олимпиадные задания по географии 9-11 классы. Автор – составитель   Г.Г. Монакова  География России Н. В.  Яковлева.- Волгоград: Учитель. 2010г

  • Интернет-сайты:www.rubricon.com/
  •                                 www.uis.ssu.samara.ru/
  •                                 novgorod/fio/ru/projects/Project544/index/htm
  •                                 ts.edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природные зоны Саратовской области

Урок географического краеведения в 6 классе составлен по программе Макарцевой. На данном уроке рассматриваются природные зоны Саратовской области, взимосвязь климата, растительно и животного мира. Для...

Урок по теме "Природные зоны Африки" 7 класс

Конспект урока в 7 классе по теме "Природные зоны Африки"  - урок усвоения новых знаний. Форма урока виртуальное путешествие с элементами проектной, игоровой деятельности. На уроке использовались...

Модульный урок по географии «Природные зоны Австралии»

Австралия. Органический мир. Природные зоны. Цель:    ∙ продолжить знакомство учащихся с особенностями природы материка, познакомить с растениями и животными Австралии...

Модульный урок по теме «Природные зоны России»

« Природные зоны России» в 8 классе...

Урок по экологии "Природное наследие Саратовской области"

Открытый урок по экологии "Природное наследие края"  в рамках года экологии...

Проект урока по теме «Природные зоны Тюменской области».

Конспект урока с применением проектной деятельности "Природные зоны Тюменской области", 8 класс...