Взаимодействие Океана с атмосферой и сушей
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

Мосяго Екатерина Михайловна

Материал содержит поэтапное описание деятельности учителя и учащихся на уроке географии в 7 классе по теме "Взаимодействие Океана с атмосферой и сушей" в соответствии с особенностями реализации структурно-деятельностного подхода в обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_okeana_s_atmosferoy_i_sushey_urok.docx27.25 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

1

Орг. момент

Эмоциональный настрой

2 мин

1.-«Улыбнитесь друг другу!»
Начнём урок с улыбки . Я улыбаюсь вам и рисую на доске улыбку . Нарисуйте и вы в тетрадях этот  смайлик. Теперь ваша тетрадь вам улыбается. При этом улыбнулись  и многих из вас!  Улыбнитесь вашему соседу и мне. Человек не может быть злым, когда улыбается. Я желаю вам быть добрыми! Добрыми  друг к другу, ко мне, к нашему уроку,- и пусть это поможет нам всегда иметь хорошее настроение.

2. Аудиофайл «Звуки океана».

Что вы слышите?

Какие образы возникают при этом в воображении, о чём вы начинаете мечтать, что представлять?

Ваши ответы говорят о том, что  объект изучения нашего урока уже чем-то важен и интересен  для вас лично. И что вы уже кое-что о нём знаете.

Звуки природы подсказывают, о каком же объекте мы будем говорить сегодня?

Итак, тема урока: Мировой океан и его значение.

3. Начинаем работу с трёх идей:

  1. «Хочу»:  уже ясно, чего вы хотите: отдыхать на море. Отличное желание! Но чтобы знать – куда именно на море, когда и почему оправляться лучше, неплохо было бы изучить наш объект подробнее. Вы уверены, что знаете всё, что может пригодиться?
  2. Отсюда вторая идея - «Надо»: что вам надо бы сделать?
  3. Третья идея: «Могу». Можете ли вы узнать больше, чем пока  знаете?

Это посильная задача: слушать, смотреть, думать, участвовать в беседе, записывать?    

Рисуют смайл «улыбка», улыбаются друг другу

Отвечают:

- Шум воды, звуки океана, крики чаек, музыку

Об отдыхе не море. О лете. О каникулах. О красивой природе.

Об Океане. И о его роли для человека и природы.

Записывают тему урока рядом со смайликом.

Отвечают:
Нет

Узнать то, чего не знаем.
Изучить  то, что предлагается.

Можем.

Да.  

2

Мотивация (самоопределение) к деятельности

Надо:

Хочу:

Могу:

3

Актуализация ЗУН.

Воспроизведение опорных ЗУН

Осознание  затруднения (не могу объяснить), поиск причин затруднения (каких ЗУН не хватает для решения проблемы)

4 мин

  1) Объект нашего изучения коротко можно охарактеризовать следующим синквейном  (См запись на доске):
1. планета

2. мировой, важнейший

3. отапливает, контролирует, обеспечивает

4. развитие океанов идёт уникально

5.океан
Попробуйте расшифровать смысл каждого слова из этого описания и связать непосредственно с темой о Мировом океане.

2) Можете ли вы заполнить пропуски в схеме
«Взаимодействие Океана с атмосферой и сушей»?
(См. Приложение 1)

Высказывают предположения, объясняют, участвуют в беседе.
Находят затруднения, выясняют, смысл каких слов в синквейне и почему им  объяснить толком не удаётся.  

Предполагают, каких ЗУН не хватает для того, чтобы заполнить схему с пропусками, предложенную учителем.

4

Постановка учебной задачи

Построение проекта выхода из затруднения (постановка цели, выбор методов и средств достижения цели – чем пользоваться, для чего - план достижения цели – что будем делать)

4 мин

Исходя их всего, что мы обсудили,- какой же на сегодня может быть ваша учебная цель? Что желательно было бы достичь к концу урока? Что узнать? Чему научится?
С помощью чего (кого) вы будете сегодня получать новую информацию?  Какие источники знаний для этого вы можете использовать?

Формулируют учебную цель:
расширить знания о значении Мирового океана и его особенностях.

Называют возможные для использования на уроке источники знаний.
Называют способы усвоения информации: прослушивание, просмотр видео, работа с картами , участие в беседе и т.п.

5

Открытие нового знания

Реализация построенного проекта:

1) решение исходной задачи (обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково;
2) фиксация преодоления затруднения;
3) уточнение характера нового знания.

  1. мин

5 мин

1.Просмотр учебного фильма «Океаны»
(по частям)
По ходу просмотра фильма делает паузы, задаёт вопросы, включает уч-ся в обсуждение материала.

Стоп – кадры:

1) 13 сек – планета (синквейн)-3/4 планеты – Океан
2)
1 мин 34 сек – (синквейн)-контролирует климат, обеспечивает кислородом и водой, важнейший, т.к. благополучие Океана важно для здоровья всей Земли и человека

3) 4 мин 19 сек – развитие океанов идёт уникально (синквейн)

4) 7 мин 39 сек мировой (синквейн)- связь океанов течениями, пример про игрушки

5) 7 мин 57 сек (схема, п.4) – в океане есть тёплые течения, которые переносят в другие широты тепло, кислород и питательные вещества

6) 8 мин 06 сек – Океан – накопитель тепла (схема, п. 2),которое получает от источника  тепла – Солнца (схема, п. 1. )
//Рассуждением  выявляем, что над Океаном зимой теплее, чем над сушей (схема, п.9).

7) 8 мин 38 сек – отапливает (синквейн)-течения - отопительные системы

8) 8 мин 44 сек – перенос тепла в другие широты, отопление  (схема, п. 5; синквейн)

9) 9 мин 32 сек – области влажного и тёплого климата – пример про о-ва Силли - перенос не только тепла, но и влаги (схема, п.6)– называются областями морского климата (схема, п.7)//рассуждение + см. карту климатических поясов в атласе

// понятие «континентальный климат» (схема, п. 8) – рассуждением, в противоположность морскому.

10) 9 мин 32 сек – от  воды идёт нагревание атмосферы(воздуха) (схема, п.10) и далее – перемещение ВМ в определённом направлении ( схема, п.11)

11) 10 мин 14 сек – круговорот воды в природе (схема, п. 3 ),// рассуждением

2. Организует анализ  ЭОР к теме урока
(космические снимки, демонстрирующие примеры влияния океанов на природу материков)

1) ЭОР 069 а – влияние тёплых и холодных течений на  природу побережий

2) ЭОР 071 а - перемещение ВМ в определённом направлении  -  образуются ветры муссоны и пассаты (схема, п.12)


*При наличии времени предлагает  уч-ся коллективно составить свой синквейн по  содержанию изученной темы (первичное закрепление)

Просматривают фильм, анализируют полученную информацию.
Поэтапно отвечают на вопросы учителя, преодолевая учебные затруднения, возникшие в начале урока при анализе синквейна и работе с логической опорной схемой.

Комментируют свои предложения.

*Предлагают варианты слов для синквейна, комментируют  их

6

Первичное закрепление

Усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи

7

Самостоятельная работа

Самостоятельное выполнение задания на новый способ действия с самопроверкой по эталону, создание ситуации успеха

5 мин

Предлагает уч-ся заполнить пропуски в схеме «Взаимодействие Океана с атмосферой и сушей» и сравнить с эталоном (на доске)

 Заполняют схему «Взаимодействие Океана с атмосферой и сушей, сравнивают с эталоном.
проводят самооценку результатов своей работы при сравнении с эталоном.

**Заполнены верно:
10-12 пунктов – оценка 5

7-9пунктов – оценка 4

5-6 пунктов – оценка 3

8

Включение нового знания в систему, повторение

Выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности

8 мин

1.Предлагает уч-ся охарактеризовать роль Океана  в природе Земли, составив связный рассказ с использованием схемы «Взаимодействие океана с атмосферой и сушей»

2. Предлагает уч-ся охарактеризовать роль Океана в жизни человека и объяснить, почему океан нуждается в защите и помощи со стороны человека.

Характеризуют роль Океана  для природы Земли и в жизни человечества.

9

Рефлексия, самооценивание

3 мин

Аудиофайл «Звуки океана».
1. Проводит рефлексию эмоционального состояния: Поднимите руки:
- кто сегодня получил приятные впечатления от урока?
- кто и в конце урока  хотел бы нарисовать  смайлик-улыбку, потому что у него хорошее настроение?
2. Поводит рефлексию содержания учебного материала:

Закончите фразу:

-сегодня мне понравилось…
- я понял…
- я смог…….
- мне запомнился интересный факт про….
- я научился……
- своей работой на уроке я ..(доволен/не доволен), потому что…
и т.п.

Участвуют в этапе рефлексии

10

Д/з

1 мин

При условии хорошей работы на уроке – Д/З  не планируется


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природные комплексы суши и океана

Конспект урока по географии...

Тестовые задания «Части Мирового океаны. Участки суши в океане».

Инструкция к презентации «Тестовое задание по теме Части Мирового океаны. Участки суши в океане». • Данная презентация разработана для урока географии в 6 классе, по теме «Части Мирового океаны. Уч...

Тест по геогафии 6 кл "Рельеф суши и дна Мирового океана"

Данный тест состоит из 7 заданий и позволяет проверить знания изучаемого материала. Задания  с выбором ответов и  на соответствие. Тест разработан по учебнику Домогацкого ФГОС....

План-конспект урока географии на тему: «Взаимодействие океана, атмосферы и суши» с рабочей тетрадью к уроку

Серия уроков построена на основе блочно – модульной системы, основу которой составляет диалог учителя и учеников, процесс учебной деятельности облегчается созданным комплексом рабочих тетрадей к уроку...

Взаимодействие Океана с атмосферой и сушей (схема для учащихся)

Схема для самостоятельной работы учащихся на уроке по теме "Взаимодействие Океана с атмосферой и сушей". 7 класс....

Взаимодействие Мирового океана с атмосферой и сушей

План-конспект урока 7 класса по теме: "Взаимодействие Мирового океана с атмосферой и сушей".Материал подойдёт учителям, работающим по разным линиям учебников....

Урок по географии 7 класс на тему "Взаимодействие океана с атмосферой и сушей"

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Технологии урока. ИКТ (презентация), проблемное обучение (проблема в начале урока)Цели урока: Рассмотреть особенности взаимодействия океа...